Индивидуальный образовательный маршрут Тема: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Александрова Марина Михайловна

Использование пальчиковых игр и упражнений для речевого развития детей. 

Есть план работы с детьми и родителями, картотека пальчиковых игр и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_palchikovye_igry.docx56.54 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 8 п. Золотково

Индивидуальный образовательный маршрут

Тема: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

«Истоки способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев.

От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые

питают источник творческой личности»

В.А.Сухомлинский

Воспитатель: Александрова М. М.

Информационная справка об авторе ИОМ

Занимаемая должность: воспитатель

Квалификационная категория: высшая

Образование: средне-специальное, Покровское педагогическое училище, 1986г

Дата прохождения аттестации: 2020г.

Дата прохождения курсов повышения квалификации: 2023г

Общий стаж: 37 лет

Педагогический стаж: 37 лет

Этап работы над темой: 2 года

Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 г.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2025 г.

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1) Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

2) Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;

3) Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

4) Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.

Предполагаемый результат:

 Для детей

1. Сформировать интерес к пальчиковым играм и упражнениям.

2. Повышение качественного уровня речевого развития и речевого творчества детей группы.

3. Развитие инициативы и желания применять пальчиковые игры в повседневной деятельности, в различные режимные моменты.

4.Сформировать умения выполнять тонкие движения пальцами и кистями рук, сформировать навыки ручной умелости.

6. Сформировать зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику рук.

 Для родителей

1.Родители должны проявлять желание и принимать активное участие в пополнении РППС группы по теме практики (изготовление дидактических игр).

2. Родители должны познакомиться с разными видами пальчиковых игр.

3. Проявлять активность и принять участие в различных формах партнерства с ДОУ по теме практики.

 Для воспитателя

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросу значения пальчиковых игр и упражнений в становлении и развитии речи детей дошкольного возраста.

2. Создать условия для развития речевой активности детей посредствам пальчиковых игр и упражнений, учитывая особенности каждого ребенка.

3. Включить пальчиковые игры и упражнения в воспитательно – образовательный процесс и в режимные моменты группы.

4. Разработать перспективный план работы по данному направлению.

5. Пополнить РППС группы, картотекой пальчиковых игр и упражнений.

6. Наладить тесный контакт с родителями воспитанников по данной теме.

Средства измерения результатов педагогической практики: мониторинг, анкетирование.

Формы работы:

- совместная деятельность педагога с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)

• массаж кистей рук;

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

• пальчиковый театр;

• конструирование: работа с конструктором ЛЕГО;

• рисование по трафаретам;

• штриховка в заданном направлении;

• дорисовка (по принципу симметрии);

• дидактические игры;

• шнуровка, пуговицы, прищепки;

• игры с мелкими предметами;

• пазлы, мозаика, матрѐшки, пирамидки

Разработка и внедрение ИОМ

 Изучение научной и учебно-методической литературы:

1.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007

2.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006

3.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007

4.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007

5.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006

6. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

7. Интернет ресурсы

 Разработка картотеки пальчиковых игр и упражнений.

 Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу

  Проведение открытых просмотров в МБДОУ

 Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях

 Активное участие в работе методического объединения МБДОУ;

 Обучение на курсах повышения квалификации;

 Обобщение опыта работы по самообразованию.

Этапы разучивания игр:
Взрослый сначала показывает игру ребенку сам;
Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой маленького ребёнка; (у детей старшет3-х лет этот этап пропускается)
Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый
проговаривает текст;
Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого,
который произносит текст;
Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый
подсказывает и помогает.

Работа с детьми

Октябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

3.Обучение детей игре «Шнуровка».

4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».

5.Настольная игра «Мозаика».

6.Игра «Я катаю мой орех».

7.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди

такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Ноябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул»,

«Замок».

4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

5.Настольная игра «Найди фигуре место».

6.Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый»,

«Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Декабрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Человечек».

2.Учить детей одевать и раздевать кукол.

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

4.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

5 Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

6.Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластик. бутылок).

Январь

1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение

пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».

2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или

пальчиком)

4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

5 Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

6.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

Февраль

1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»

2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).

3 Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».

4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

5.Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации»

6. Изготовление подарков к празднику: «День защитников Отечества» (аппликация).

Март

1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».

2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»

4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

5.Изготовление подарков к празднику: «Международный женский день 8 марта»

(Веточка мимозы - комбинированная аппликация из бумаги и салфеток).

6.Игра «Прищепки»

7.Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом», «Выбери на рисунке

все цветы из других предметов и соедини их друг с другом линиями».

Апрель

1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.

2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных

работ по ИЗО.

3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

4.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать»,

«Телевизор» и т.д.

5.Проигрыване с детьми пальчиковым театром р.н. сказок.

6.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.

Май

1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста»,

«Спокойного сна!».

2.Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби».

3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).

5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки»,

«Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

6.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски,

треугольники, квадраты).

7.Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок».

Работа с родителями

Октябрь

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей

дошкольного возраста».

Ноябрь

Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить

речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые

пальчиковые игры».

Декабрь

Мастер-класс для родителей: «Волшебные пальчики».

Январь

Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в

режимных моментах.

Февраль

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой

моторики рук детей.

Март

Совместное творчество детей и родителей (проект «Книжка своими руками»)

Апрель-май

Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок.

Приложение

Как играть в пальчиковые игры.

       Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.   Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь. 

        При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

       Очень чётко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. Никогда нельзя принуждать детей.  Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

        Работа с пальчиковыми играми будет эффективной, если использовать в течение дня 5 - 7 игр, один раз в неделю, добавляя новую игру. Это даст ребятам возможность хорошо освоить старые игры, но в тоже время не устать от них.

        Когда же лучше всего проводить пальчиковые игры?

1)    во время утренней зарядки – предлагая детям упражнения на укрепление различных групп мышц, можно уделить немного времени и мышцам рук;

2)    перед различными видами ручного труда, рисованием, письмом, чтобы разогреть и размять руки;

3)    на физкультминутках – они позволяют расслабить мышцы руки, дать и отдохнуть.

                                  

 

                                                                 Виды пальчиковых игр.

 

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию и делятся на группы:

1)    Игры – манипуляции.

         «Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения. 

«Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

2)    Сюжетные пальчиковые упражнения.

        «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). 

«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы. 

«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой. 

«Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются. 

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев. 

3)    Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

        Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г. 

4)    Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

       «Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д. 

«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). 

«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение. 

 «Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку). 

«Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой,

 

затем обеими руками. 

5)    Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

        В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). 

«Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук. 

«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь. 

«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.  

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук. 

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди. 

«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой. 

Для более эффективного самомассажа кисти рук  используются грецкий орех, каштан,
шестигранный карандаш, массажный мячик. 

6)    Театр в руке.

       Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. 

«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»). 

«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж. 

«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе. 

 

 

            

Два козленка

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).
Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
(
Держим кисти горизонтально, сближаем руки).
А навстречу шёл другой,
 
Возвращался он домой.
(
На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).
Два рогатых глупых братца
 
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами - бух!
 
(
На слово "бух" - хлопаем в ладоши).
И с моста в водичку - плюх!
 
(
Роняем руки на колени).

Часы 

(Садимся на коврик или подушку (на

колени). Перебираем пальчиками

 ("бежим") от коленочек до

макушки ).
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом!", 
(
Один хлопок над головой).
Мышь скатилась кувырком. 
(
Руки "скатываются" на пол).
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом!" 
(
Два хлопка).
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!"
(
Три хлопка).
Мышь скатилась кувырком.

Пять утят

Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
(
Одна из рук - "мама утка" - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке". Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)
Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
(
постепенно пальцы загибаются)
Четверо утят плывут...
Трое утят плывут...
Двое утят плывут...
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
(
На слова "На берегу их мама ждёт" "киваем" кистью руки ("мамой-уткой").
И сразу пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.

Червячки

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(
Ладони лежат на коленях или на столе.

Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе

ладонь (движение ползущей гусеницы),

 идем

по столу указательным и средним

 пальцами

 (остальные пальцы поджаты к ладони). 
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
(
Складываем пальцы щепоткой,

качаем ими вверх и вниз). 
Каркает: "Вот и обед!"
(
Раскрываем ладонь, отводя большой

 палец вниз, а остальные вверх).
Глядь - а червячков уж нет!
(
Сжимаем кулачки, прижимая их к

груди)

У жирафов

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(
Хлопаем по всему телу ладонями).
На лбу, ушах, на шее, на локтях, 
На носах, на животах, на коленях и носках. 
(
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. 
(Щипаем себя, как бы собирая складки).
На лбу, ушах, на шее, на локтях, 
На носах, на животах, на коленях и носках. 
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).

Котята

(Ладошки складываем, пальцы прижим

аем друг к другу. Локти опираются

 о стол).
У кошечки нашей есть десять котят, 
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых, 
Два маленьких самых
И самых красивых. 
(Постукиваем соответствующими

 пальцами друг о друга (от большого к

мизинцу).

Паучок

Паучок ходил по ветке, 
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Дождик с неба вдруг полил, 
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)
Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Действия аналогичны первоначальным, "паучки" ползают на голове.)

Кулачок!

Этот пальчик - маленький, 

Этот пальчик - слабенький, 

Этот пальчик - длинненький, 

Этот пальчик - сильненький, 

Этот пальчик - толстячок, 

Ну а вместе кулачок!

Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика.

Пчелки

Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
(Одна из рук стоит на столе,

опираясь на локоть, пальцы

 растопырены (ёлка)

На второй руке пальцы смыкаются в

кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке"

Дети заглядывают в "улей").
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
(Сжимаем кулачки. Стучим кулаками

друг о друга, чередуя руки). 
Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем

пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).
Раз два, три, четыре, пять!

Перчатка

Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх). 
Гнездо в ней устроив,
(Складываем ладоши "ковшом").
Мышат позвала.
 
(Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест).
Им корочку хлеба
Дала покусать,
 
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков). 
Погладила (отшлёпала) всех
 
(Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
И отправила спать.
 
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

Поросята

(Пальцы рук растопырены; поочередно

"идём" по столику или коленочкам

 каждым из пальчиков). 
Этот толстый поросёнок целый день

хвостом вилял,(Мизинцы).
Этот толстый поросёнок спинку

об забор чесал.(Безымянные).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток

 я люблю 
("Фонарики").
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток

 я люблю
(Сжимаем и разжимаем кулачки).
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
(Средние).
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
(Указательные).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я

люблю
(Сжимаем и разжимаем кулачки).
Этот толстый поросёнок – лежебока

 и нахал, (Большие).
Захотел спать в серединке и всех

братьев растолкал.
(Руку сжимаем в кулак, большой

палец зажимаем внутрь).

Разминка

(Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом).
Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим.
 
(Прижимаем указательные пальцы к губам).
Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.
 
(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём
И сначала всё начнём.
 
(Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется.)

 

 

 

Лодочка

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

(Две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками.)

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

(Поднять выпрямленные ладони

вверх. Затем имитировать движения

 волн и рыбок.)

Повстречались

Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",

Два щенка: "Ав-ав!",

Два жеребенка: Иго-го!",

Два тигренка: "Ррр!"

Два быка: "Муу!".

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

                    Десять птичек – стайка
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.
Птички, птички – по домам!
Перечисляем, напевая, массируем

(для старших показываем по одному)

 пальчики-птички по очереди,

последним должен остаться большой

 пальчик «орлан», показываем его.

 Последняя строчка - ручки прячем

 за спину.

                           Комар
"Летит муха вокруг уха, жжж" 

водим пальцем вокруг уха.
"Летят осы вокруг носа, сссс" 

водим пальцем вокруг носа. 
"Летит комар, на лоб - оп" 

 пальцем дотрагиваемся до лба. 
"А мы его - хлоп" 

ладошкой до лба. 
"И к уху, зззз" 

зажимаем кулачок, подносим его к уху. 
"Отпустим комара? отпустим!" 

подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку.

        Шел один я по дорожке

Шел один я по дорожке, 

(показывает один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, 

(показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, 

(показывает три пальчика)
Ой, мы видили котенка! 

(хлопает себя ладошками по щечкам

 и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, 

(показывает четыре пальчика)
На лапках - острые царапки, 

(царапает ноготками поверхность

того, что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, 

(на каждый счет показывает

соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать!

 (двумя пальчиками, указательным и средним, убегает по поверхности)
Играем сначала левой рукой, затем

 правой, затем двумя руками.

                         Снежок
Раз,два,три,четыре, 

( Загибают пальчики.) 
Мы с тобой снежок слепили 

(«Лепят»,меняя положение ладоней.) 
Круглый,крепкий,очень гладкий. 

( Показывают круг,гладят ладони друг
о друга.Грозят пальчиком)
 
Раз – подбросим, 

(«Подбрасывают»,смотрят вверх) 
Два – поймаем. 

( «Ловят»,приседают) 
Три – уроним 

(Встают, «роняют») 
И … сломаем!

 ( топают)

        Пальчики

Поочередно пригибаем пальчики к ладошке: 
Этот пальчик хочет спать, 
Этот пальчик лег в кровать, 
Этот пальчик прикорнул, 
Этото пальчик уж заснул. 
Встали пальчики. Ура! 

(распрямляем пальчики) 
Всем гулять идти пора! 

(хлопаем в ладоши)

        Дом
Стук -стук- постук,
раздается где то стук.
Молоточки стучас, сторят домик для зайчат-
вот с такою крышей, 

( ладошки над головой)
вот с такими стенами, 

( ладошки около щечек)
вот с такими окнами, 

( ладошки перед лицом)
вот с такою дверью, 

( одна ладошка перед лицом)
и вот с таким замком! 

( сцепили ручки)

               Комнатные растения
На окно скорее глянь:
Здесь у нас цветет герань.
А здесь красавец бальзамин,
Амариллис рядом с ним.
Фуксия, бегония -
Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
Мы все названья помним!
Раскрывают ладошку.
Мы взрыхлим цветы, польем,
Пошевеливают опущенными вниз пальцами.
Пусть подрастают день за днем!
Обе ладошки соединяют «бутоном»,

поднимают над головой и раскрывают

«цветком».

Овощи

У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке:
Дети делают ладошки «корзинкой».
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Сгибают пальчики, начиная с большого.
Наша Зина – молодец!
Показывают большой палец.

Фрукты

Как у нашей Зины
Фрукты в корзине:
Дети делают ладошки «корзинкой».
Яблоки и груши,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы -
До чего красивы!
Посмотрите на ранет!
Сгибают пальчики, начиная с мизинца.
Вкуснее наших фруктов нет!
Гладят живот.

            Фруктовая ладошка
Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.
Фрукт для вас и для нас.
Показывают ладошками вокруг и на себя.

Соберу грибы

Я корзину в лес беру,
Там грибы я соберу.
Удивляется мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг!»
Показывают удивление, разводят руки в

 стороны.
Подосиновик, масленок,
Подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь -
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.
Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.
А мухомор не понесу.
Пусть останется в лесу!
Большой палец левой руки отставляют,

грозят ему.

Ягоды

Ягоды – это крыжовник,
Клюква, черника, брусника,
Малина, клубника, шиповник,
Смородина и земляника.
Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке.
Запомнил ягоды я наконец.
Что это значит?
Приподнимают плечи, удивляются.
Я – молодец!
Большой палец вытягивают вперед.

 

Хлеб

Муку в тесто замесили,
Сжимают и разжимают пальчики.
А из теста мы слепили:
Прихлопывают ладошками, «лепят».
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи -
Всё мы испечем в печи.
Поочередно разгибают пальчики,

 начиная с мизинца. Обе ладошки

 разворачивают вверх.
Очень вкусно!
Гладят живот.

Спортсмены

Чтоб болезней не бояться,
Надо спортом заниматься.
Поднимают руки к плечам, вверх, к плечам, в стороны.
Играет в теннис теннисист,
Он спортсмен, а не артист.
В футбол играет футболист,
В хоккей играет хоккеист,
В волейбол – волейболист,
В баскетбол – баскетболист.
Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Новый дом

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток бери, мой друг!
Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок.
Мы построим новый дом,
Ставят рядом ладошки-«стены»,
Есть окошко в доме том.
Есть еще одно, повыше,
Складывают указательные пальцы

полочкой, остальные соединяют

«крышей».
Есть труба вверху на крыше.
Мизинец отставляют в сторону – труба.
Дом готов, зовем гостей:
«Приходите поскорей!»
Делают приглашающий жест рукой.

Мебель

Мебель я начну считать:
Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.
Много мебели назвал -
Десять пальчиков зажал!
Поднимают зажатые кулачки вверх.

Портняжки

Привет, Николка!
Бери скорей иголку.
Будем шить Кате
Новое платье.
Руки сжаты в кулачки. На каждое

 слово поочередно разжимают пальцы, начиная с мизинца левой руки

Обновки

Танечка, бери иголку,
Сошьем рубашку и футболку,
Брюки, кофточку и платье,
И оденем куклу Катю.
Показывают указательный палец правой руки – иголку. Вращают указательным пальцем вокруг каждого пальца левой руки. Повторяют другой рукой.

                         Стирка
Постираю чисто, с толком
Рубашку, кофту и футболку,
Свитерок и брюки -
Делают движения кулачками,

имитирующие стирку. Пальцами право

й руки поочередно потряхивают пальцы

левой руки. (При повторе то же с

другой рукой.)
Устали мои руки!
Встряхивают обе руки.

Посуда

Девочка Иринка порядок наводила.
Показывают большой палец.
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в масленке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!»
Поочередно соединяют большой палец с остальными.

                       Помощник
Посуду моет наш Антошка.
Потирают ладошки друг о друга –

 «моют посуду».
Моет вилку, чашку, ложку.
Вымыл блюдце и стакан,
Разгибают пальцы из кулачка, начиная

с мизинца.
И закрыл покрепче кран.
Выполняют имитирующее движение.

                Насекомые
Дружно пальчики считаем -
Насекомых называем.
Сжимают и разжимают пальцы.
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
Вращают мизинцем.
Прячьтесь!
Прячут руки за спину.

Зимние забавы

Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах
бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
Поочередно соединяют большой палец с

 остальными.

Листочки

1, 2, 3, 4, 5, 

Отгибают пальчики

Будем листья собирать. 

Кулачки сжимают и разжимают.

Листья березы,

Листья рябины,                                                 

Листики тополя, листья осины.

Листики дуба мы соберем, 

Загибают пальчики

Маме осенний букет принесем.

«Фонарики».

                Новогодние игрушки
Праздник приближается,
Елка наряжается.
Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.
Мы развешали игрушки:
Бусы, шарики, хлопушки.
Поочередно соединяют большой палец с остальными.
А здесь фонарики висят,
Блеском радуют ребят.
Крутят ладошками в воздухе – «фонарики».

                       Игрушки
У Антошки есть игрушки:
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка
И с хвостом пушистым кошка.
Поочередно сгибают пальчики в

 кулачок, начиная с большого.

                       Круглый год
Круглый год, круглый год!
Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем.
За зимой весна идет,
А за весною следом
Торопится к нам лето.
И у кого не спросим -
Идет за летом осень.
А за осенью сама
Вновь идет, спешит зима.
Поочередно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года). Повторяют другой рукой.

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошел,

Указательный с порога

Показал ему дорогу.

Средний палец-самый меткий

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный подает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки кладет.

Загибают пальчики поочереди.

                   На заправке
Все машины по порядку
Подъезжают на заправку:
Обеими руками «крутят руль» перед собой.
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз
И тяжелый лесовоз.
Пальцами поочередно, начиная с

 мизинца, касаются ладошки.

Сколько знаю я дождей?

Сколько знаю я дождей? 

Сосчитайте поскорей. 

Хлопают в ладошки

Дождик с ветром, 

Дуют на ладошки перед собой

Дождь грибной,

Изображают ладошками «гриб»,

одна ладонь горизонтально, а другая

вертикально

Дождик с радугой-дугой,

Проводят рукой дугу перед собой

Дождик с солнцем,

Пальчики перед собой растопырены

 в разные стороны

Дождик с градом,

По коленочкам пальчиками стучат

Дождик с рыжим листопадом.

 «Фонарики» сверху вниз

                       Транспорт
Будем пальчики сгибать -
Сжимают и разжимают пальчики.
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолет,
Трамвай, метро и самолет.
Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.
Пять пальцев мы в кулак
зажали,
Пять видов транспорта назвали.
Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.
Посчитаем
Раз, два, три, четыре, пять -
Буду транспорт я считать.
Сжимают и разжимают пальчики.
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолет,
Корабль, поезд, вертолет.
Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.

         Животные жарких стран
За мамой слонихой шагает слоненок,
За крокодилихой - крокодиленок,
За львицей шагает маленький львенок,
За верблюдицей бежит верблюжонок,
За зеброй спешит полосатый зебренок.
За кем же торопится каждый ребенок?
Поочередно из кулачков разжимают

пальцы то левой, то правой руки,

 начиная с больших.

                 Животные Севера
Тепы-тяпы, тепы-тяпы,
Это ласты, а не лапы.
У тюленей ласты эти
Носят мамы, папы, дети.
Ладошками с плотно сомкнутыми пальчиками похлопывают по коленям или по столу (руки при этом неподвижны).\

Мальчик – пальчик, где ты был?

Мальчик – пальчик, где ты был? 

Долго по лесу бродил. 

Встретил я медведя, волка, 

Зайку, ёжика в иголках, 

Встретил белочку, лисичку,

Встретил лося и синичку, 

Всем подарки подарил, 

Всяк меня благодарил.

Круговые движения на подушечке

пальчика с последующим загибанием

пальчика.

Хлопают в ладошки.

                    Наша армия
Аты-баты, аты-баты!
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота -
Рота за ротой!
Поочередно «шагают»

указательным и средним пальцами

правой и левой руки.

Фрукты

Этот пальчик – апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос.

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик-ананас,

Фрукт для вас и для нас.

Круговые движения на подушечке

 пальчика с последующим загибанием

 пальчика.

                     Наши мамы
Много мам на белом свете,
Всех их очень любят дети!
Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.
Журналист и инженер,
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель -
Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.
Мамы разные нужны,
Сжимают обе ладошки в «замочек».
Мамы разные важны!
Разводят руки, поднимают ладошками вверх.

                           Книги
Много книжек есть на свете,
Читать их очень любят дети.
Если книги мы прочтем,
То узнаем обо всем:
Ладошки соединяют вместе «книжкой». 

Раскрывают и закрывают «книгу».
Про моря и океаны,
Удивительные страны.
Про животных прочитаем
И про космос мы узнаем.
Поочередно соединяют одноименные

 пальцы обеих рук, начиная с мизинцев.

              В гостях у сказки
Раз, два, три, четыре, пять -
Любим сказки мы читать.
Царевна-Лягушка, Конек- Горбунок,
Мышка-норушка и Колобок.
Курочку Рябу назвать еще надо -
Героев из сказок вспомнить мы рады!
Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.

                         Сказки

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
Вытягивают руки вперед, играя

 пальчиками.
Эта сказка – «Теремок».
Эта сказка – «Колобок».
Эта сказка – «Репка»:
Про внучку, бабку, дедку.
Поочередно касаются большим

пальцем остальных, начиная с

указательного.
«Волк и семеро козлят» -
Этим сказкам каждый рад!
Показывают большой палец.

                Дикие животные
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисенок, это волчонок,
Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
Вращают большим пальцем.

               Домашние птицы
Есть у курицы цыпленок,
У гусыни есть гусенок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утенок.
Большим пальцем поочередно

 касаются остальных, начиная с

мизинца.
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши!
Показывают пальчики, играя ими.

            Домашние животные
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я довольна своими ребятами!
Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших.

                  Веселая встреча
Здравствуй, котенок!
Здравствуй, козленок!
Здравствуй, щенок!
И здравствуй, утенок!
Здравствуй, веселый, смешной
поросенок!
Разгибают пальцы, начиная с мизинца,

пошевеливают каждым пальцем,

приветствуя животных.

Перелетные птицы
Тили-тели, тили-тели -
С юга птицы прилетели!
Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.
Прилетел к нам скворушка -
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж -
Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.
Все вернулись, прилетели,
Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.
Песни звонкие запели!
Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют».

                 Подводный мир
Посмотри скорей вокруг!
Делают ладошку у лба «козырьком».
Что ты видишь, милый друг?
Приставляют пальцы колечками у

 глаз.
Здесь прозрачная вода.
Плывет морской конек сюда.
Вот медуза, вот кальмар.
А это? Это рыба-шар.
А вот, расправив восемь ног,
Гостей встречает осьминог.
Разгибают пальцы из кулачка,

начиная с мизинца.

        Какие бывают рыбы?
Мы в подводном мире, друг,
Выполняют движения руками, как будто плывут.
Рыбы плавают вокруг:
Делают поочередные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой.
Рыба-меч, рыба-молот
и рыба-пила,
Рыба-удильщик и рыба-игла.
Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.

                    Ладошки

Ладошки вверх, 
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок

Выполнять движения в соответствии

 с текстом

                         Лужок

На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
На зелёный на лужок
Приходи и ты, дружок! 

(сгибать пальчики в кулачок в ритме потешки, при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочерёдно, на последней строчке помахать ладонями)

                      Прогулка

1,2,3,4.5 (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками

 "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками

"комок")
Птичек крошками кормили ("кормим

птичек ")
С горки мы потом катались 
(ведём указательным пальцем правой

 руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись 
(кладём ладошки на стол то одной

стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли 
(отряхиваем

ладошки)
Суп поели ("едим суп"), 
спать легли 
(ладошки под щечку).

                                            Счёт

Один, два, три, четыре, пять -
(разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два,три, четыре, пять -
(зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!

                          Дом 

Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.

В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
Поочередно сгибают пальцы, начиная с

большого.

На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата - втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.

Толстяк

Вот большой, смешной толстяк,

Любит хвастать просто так. 

Как дела? — спроси его. 

Он подпрыгнет, крикнет: - Во!

Показывают большой пальчик и шевелят им.

Братья

Ивану-большому — дрова рубить. 

Ваське-указке — воду носить. 

Мишке-среднему — печку топить. 

Гришке-сиротке — кашу варить. 

А крошке Тимошке — песенки петь. 

Песни петь и плясать. 

Родных братьев потешать.

Круговые движения на подушечке

пальчика с последующим загибанием

 пальчика.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

Консультация будет полезна воспитателям и родителям. Здесь предложены различные игры с детьми....

Речевое развитие: Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов Тема:«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...

Программа саморазвития Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

Актуальность     На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ру...

Тема: "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

План по самообразованию на 2019-2024 г.г. воспитателя Сагдиевой Рузии Рафиковны...

ПЛАН по самообразованию Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

ПЛАНпо самообразованию Тема: «Пальчиковые игры и упражнения,как средство развития речи удетей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...