Краткосрочный проект по художественно-эстетическому развитию «Красавица Матрешка» с детьми 4-5 лет
проект (средняя группа)

Нищеглодова Наталья Николаевна

Краткосрочный проект «Красавица  Матрешка» по развитию художественно-эстетического развития у детей 4-5 лет посредством ознакомления детей  с русской народной игрушкой  «Матрешка» через музыкально- художественную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Красавица Матрешка»330.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное    

                                                             образовательное учреждение центр развития

                                                             ребенка детский сад №28 «Сказка»

                                                             г. Новошахтинска

     Утверждаю

                                                              Заведующий МБДОУ д/с №28        

                                                              ________________    Соловьева С.В

Краткосрочный проект

по художественно-эстетическому развитию

«Красавица Матрешка»

с детьми 4-5 лет

Картинки по запросу rfhnbyrf vfnhtirf

Воспитатель Нищеглодова Н.Н

Паспорт проекта

Наименование проекта

Краткосрочный проект «Красавица  Матрешка» по развитию художественно-эстетического развития у детей 4-5 лет посредством ознакомления детей  с русской народной игрушкой  «Матрешка» через музыкально- художественную деятельность.

Организация заявитель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №28 «Сказка»

                                                             

Разработчик проекта

Нищеглодова Н.Н, воспитатель, первой квалификационной категории.

Цель проекта

Приобщать детей среднего дошкольного возраста к традиционной народной культуре, истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи проекта

1.Формировать у детей представление о русской народной игрушке Матрешке.

2.Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.

3.Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения,  проявлять свои творческие способности.

4.Развивать творческие способности детей в  музыкальной и изобразительной  деятельности; знакомить детей с малыми формами в фольклоре.

5.Воспитывать любовь и уважение к народному искусству, прививать чувство патриотизма.

Срок реализации

с 13.03.г по 30.03.

Ожидаемые результаты

1. В детях сформированы представления о русской народной игрушке.

2. Владеют знаниями малых форм фольклора.

3.Сформированы представления об истории возникновения куклы-матрёшки на Руси, о разновидностях матрёшки по месту возрождения

Аннотация

Проблема

«Красавица Матрешка» по развитию художественно-эстетического развития у детей 4-5 лет посредством ознакомления детей  с русской народной игрушкой  «Матрешка». Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии  с  образовательной программой «Детство»

цели и задачи проекта

Цель проекта: Приобщать детей среднего дошкольного возраста к

традиционной народной культуре,  народному творчеству на примере русской  и татарской национальной игрушки.

Задачи: 

1.Формировать у детей представление о русской и татарской народной игрушке Матрешке.

2.Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.

3.Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения,  проявлять свои

творческие способности.

4.Развивать творческие способности детей в  музыкальной и изобразительной  

деятельности; знакомить детей с малыми формами в фольклоре.

5.Воспитывать любовь и уважение к народному искусству, прививать чувство

патриотизма.

Реализация проекта

Реализация проекта в 3 этапа предусматривает работу  с детьми и родителями

мероприятия в ходе реализации проекта

Проект был реализован в процессе непосредственно в

 совместной изобразительной деятельности и на музыкальных занятиях с

 детьми 4-5 лет

Сроки реализации

с 13.03. по 30.03.

Каков результат?

1. В детях сформированы представления о русской народной игрушке.

2. Владеют знаниями малых форм фольклора.

3.Сформированы представления об истории возникновения куклы-матрёшки  на Руси

Актуальность проекта

     Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающей большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детей различных видов искусств. Поэтому изучение фольклора как средство музыкально – эстетического воспитания ребенка представляется возможным только при условии взаимосвязи этих трёх компонентов. Проблема же формирования у дошкольников музыкально – ритмических  движений средствами народного искусства является актуальной и по той причине, что она менее известна и её изучение позволило бы решить одну из программных задач музыкального воспитания в детском саду. Поэтому  свою основную задачу для  педагогов  мы  видим в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с  народным творчеством, c  национальной игрушкой-матрешкой, привить им любовь к русской музыкальной культуре и русским традициям. Сделать так, что бы и они в свою очередь передали эту любовь своим детям.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: Приобщать детей среднего дошкольного возраста к традиционной народной культуре народному творчеству на примере русской  игрушки «Матрешки»

Задачи проекта:

1.Формировать у детей представление о русской народной игрушке Матрешке.

2.Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.

3.Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения,  проявлять свои творческие способности.

4.Развивать творческие способности детей в  музыкальной и изобразительной  деятельности; знакомить детей с малыми формами в фольклоре.

5.Воспитывать любовь и уважение к народному искусству, прививать чувство патриотизма.

 Целевая группа проекта: дети средней группы, воспитатель, музыкальный руководитель.

 

Проектное решение : Весь музыкальный фольклорный материал по ознакомлению детей с матрешкой находит свое место в устраиваемых народных праздниках. В ходе подготовки к фольклорному празднику « Матрешки- подружки» используются следующие виды музыкальной деятельности: Восприятие, музыкально-ритмические движения, пение, игра на музыкальных инструментах, народные игры, танцы, хороводы, устное народное творчество, изобразительная деятельность с элементами аппликации.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. В детях сформированы представления о русской народной игрушке.

2. Владеют знаниями малых форм фольклора.

3. Сформированы представления об истории возникновения куклы-матрёшки на Руси, о разновидностях матрёшки по месту возрождения

4. Сформирована способность воплощения собственного замысла в аппликации, танцах, песнях.

Заключение

Проект «Красавица Матрешка»  должен стать мощным импульсом развития  в вопросах приобщения дошкольников к русской традиционной культуре. И главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. Для этого сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое и музыкальное развитие дошкольников, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкальной и изобразительной деятельности. В целом проект в своём развитии имеет прогресс, так как его оригинальность состоит во взаимодействии творчества, осваивании опыта прошлых поколений, изучении его, реализации полученных знаний в повседневной жизни. Фольклор и народное творчество учат детей понимать добро и зло, а так же противостоять негативным явлениям. Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме социально-нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы на основе этнокультурного компонента.

Основной идеей этого проекта пробудить у детей интерес к культуре разных народов через знакомство детей с играми и игрушками, традициями и обычаями русского народа.

Фольклор одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

Список литературы

Основная литература:

  1. Пантелеева Н.Г. «Народные праздники в детском саду» Издательство    «Мозаика синтез», 2014 г.
  2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду учебно –методическое пособие. Издательство М.: «Цветной мир», 2012 г.

Дополнительная литература:

  1. Бердникова Н.В.  «Большой праздник для малышей» Издательство Академ , Ярославль 2007
  2. Давыдова М.А «Музыкальное воспитание в детском саду» Издательство Наука (М),  Москва 2006
  3. Суворова Т.И. «Танцуй малыш» Издательство Санкт - Петербург 2008

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт: Конспекты занятий с детьми  htt://www.vor.ru/culture/cultarch192
  2. Сайт: Все для детского сада  htt://www.ivalex.vistcom.ru
  3. Сайт: Международный образовательный портал МААМ.ru http://www.maam.ru/

Приложение 1

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 по аппликации в средней группе

 «Укрась Матрёшке сарафан»

Цель: Создать атмосферу радости. Вызвать у детей положительные эмоции.        Привлекать внимание детей к русской народной игрушке-матрёшке.        Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство            радости от встречи с матрёшкой. Учить выделять некоторые детали её костюма.         
Задачи:

1)Закреплять умение называть круглую форму

2)Продолжать учить наклеивать детали круглой формы на бумагу

3)Закрепить умение аккуратно намазывать клеем  с обратной стороны, наклеивать, прижимая их салфеткой

4)Продолжать учить правильно пользоваться клеем-карандашом, клеенкой,

салфеткой

Материалы к НОД:

- Матрешки (игрушки)

- Шаблоны матрешек, на каждого ребенка, из белой бумаги

- Кружки, вырезанные из цветной  бумаги, 4 вида

- Клей – карандаш на каждого ребенка

- Салфетки

- Клеенка

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Раздается стук в дверь:

Воспитатель удивляясь, спрашивает детей:

- Кто это стучит, дети? Не вы?

Ответы детей.

Воспитатель, заглядывая за дверь, спрашивает:

- Кто стучит? Кто это к нам в гости пришел?

Заходят матрешки (деревянная игрушка и вырезанная из белой бумаги матрешка)

Воспитатель: Дети, посмотрите к нам в гости пришли подружки – Матрешки!

Матрешки: Здравствуйте, ребятки! Мы пришли к вам в гости. На вас

посмотреть, и себя показать

Воспитатель: Матрешки, мы гостям всегда рады. Даже песню про вас знаем,

хотите послушать?

Матрешки Да, хотим!

Дети вместе с воспитателем поют песню «Матрешки»

После исполнения песенки, Воспитатель обращает внимание детей то, что какие красивые сарафанчики у деревянных матрешек, какие узоры на них, в виде цветов, горошка.

Вдруг раздается плач и все удивляются:  Кто это может плакать?

Воспитатель спрашивает матрешку, вырезанную из белой бумаги:- Матрешка, почему ты плачешь? Что случилось?

Матрешка: У всех такие красивые наряды, а у меня наряд белый, без узоров.

Воспитатель: Не расстраивайся! Мы поможем тебе. Правда, дети?

Дети: Да!

Матрешка: А как же вы мне поможете?

Ответы детей…

Воспитатель: А каким узором вы, дети, хотите, украсить сарафан Матрешки?

Ответы детей…

Воспитатель: Молодцы ребятки! Узоры бывают разные: полосочки, цветочки, и крапинки. А мы с вами украсим сарафан горошками.

Показывая на горошки, воспитатель спрашивает детей:- Скажите, а горошки на какую геометрическую фигуру похожи?

Дети: Круг!

Матрешки хвалят детей за правильный ответ.

Воспитатель предлагает ребятам пройти к рабочим столам, где уже заранее

приготовлены клеенка, клей, шаблоны Матрешек из белой бумаги вырезанные кружки из цветной бумаги, салфетки.

Воспитатель: Давайте, ребятки, наклеим кружки на белый сарафанчик Матрешки и у нее будет сарафан в горошек.

Далее Воспитатель напоминает, как намазывать кружки клеем и приклеивать их на бумагу. Выполнять работу аккуратно, прижимать салфеткой.

По окончанию работы матрешка говорит :

- Дети, я не буду больше плакать. Вот как вы, ребята, украсили красиво мой

наряд. Теперь у меня не просто белый сарафан, а сарафан в горошек.

Спасибо вам! Прощаясь, Матрешки - подружки уходят. Воспитатель предлагает полюбоваться своими работами.

 

                                                                              C:\Users\Антон\Desktop\DSCN0438.JPG

C:\Users\Антон\Desktop\DSCN0435.JPG

Приложение 2

        

Сценарий праздника  « Матрешки-подружки»

для детей средней группы

Цель занятия: Знакомство детей с народной игрушкой  русской Матрёшкой

Задачи:  

1. Познакомить детей с историей Матрёшки.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.

3. Развивать интерес детей к народному творчеству.

4.Развивать творческие способности детей через приобщение  к               народному творчеству и прикладному искусству.

5. Воспитывать любовь к народному искусству.

Ведущий:

Эй, круглёшка! Эй, куклёшка!

Распишу тебя сейчас

Перышком своим: Глазки округлим, бровки подведём,

Носик, ротик выведем.

А на платок, кофту, сарафан силы все свои отдам.

Полюбуйтесь на неё: милое существо.

Деревянная круглёшечка  - стала вдруг…

Дети: Матрёшечкой!

Ведущий:

Вот она – русская Матрёшка! Образ Матрёшки – образ русской деревенской красавицы – дородной, круглолицей, румяной девицы. Посмотрите, к нам в гости тоже пришли Матрёшки, да непростые. Весёлые и озорные.

Ведущий:

Ай-люли, ай-люли, в гости к детушкам пришли

Весёлые матрёшки – красные сапожки.

Дети исполняют песню

 «Матрёшечки»

(под минусовку)

Ребёнок:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть,

Может, три, а может, шесть.

Ребёнок:

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

В ней живет ещё одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой –

Будет третья во второй.

Ребёнок:

Половинку отвинти,

Плотную, притертую.

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь её да посмотри,

Кто в ней спрятался внутри.

Ребёнок:

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая.

А внутри пустая –

В ней живет шестая,

А в шестой – седьмая,

А в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Ребенок:

Мы  - весёлые сестрицы,

Любим петь и веселиться.

Разноцветные платочки,

Нарумяненные щёчки.

В пёстреньких одёжках в  пляс идут матрёшки.

Приложение 3

Анкета для родителей на тему: «Фольклор в жизни детей»

• Имеют ли значение в воспитании детей малые фольклорные жанры (сказки, пестушки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки, былины?_____________________________________________________________________

• При чтении детям художественных произведений, уделяется ли внимание малым фольклорным жанрам?__________________________________________________

• Используете ли вы образцы фольклора в общении с ребенком?______________________

• Как вы считаете, следует ли в детском саду знакомить детей с произведениями устного народного творчества? Какие малые формы фольклора Вы знаете?

• ____________________________________________________________________________

• Какие, используете с детьми? С какой целью?

• ____________________________________________________________________________

• Загадываете ли детям загадки? Как часто?

• ___________________________________________________________________________

• Какие потешки Вы знаете?

• __________________________________________________________._______________

• Поете ли Вы своим детям колыбельные песни? Какие?

• __________________________________________________________________________

• Как Вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в жизни ребенка?_____________________________________________________________________

                               

Благодарим за участие в анкетировании!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная-эстетическая деятельность (аппликация) "Веселые матрешки"

Программное содержание: Познакомить  детей с русской народной игрушкой – матрешкой; учить различать по форме, цвету, узору и выделять отдельные элементы русской национальной одежды. Учить ак...

ООД по художественно-эстетическому развитию (лепке) "Нарядные матрешки"

ООД по художественно-эстетическому развитию (лепке) "Нарядные матрешки"...

Конспект НОД к проекту Музей «Русской матрешки» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Аппликация. «Наряди Матрешку»

Данный вид аппликации можно использовать и с детьми более старшего возраста, таких матрешек можно сделать и использовать в качестве закладок для книг, данный вид аппликации интересен тем , что мы испо...

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) " К матрешке в гости " для детей первой младшей группы

Цель: познакомить детей c русской игрушкой - матрешкой; вызвать интерес к рисованию различными техниками.Задачи:Образовательные:Активизировать интерес к русскому декоративно-прикладному...

Краткосрочный творческий проект по художественно-эстетическому воспитанию старших дошкольников «Светлый праздник к нам пришел»

Данный проект направлен на приобщение детей к народным праздникам, дальнейшему расширению и систематизации знаний детей о традициях   и  особенностях  их проведения. Дети должны зн...