Методическая разработка Креатив – идея «Модель взаимодействия с педагогами в ДОО по профориентации дошкольников»
методическая разработка

Хрунова Наталья Михайловна

 

Методическая разработка  

 

Креатив – идея

«Модель взаимодействия с педагогами в ДОО

по профориентации дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29 «Светлячок»

Методическая разработка  

Креатив – идея

«Модель взаимодействия с педагогами в ДОО

по профориентации дошкольников»

Старший воспитатель

высшей кв. категории

Хрунова Н.М.

2021 год

Актуальность

На современном этапе в системе образования происходит процесс модернизации с учётом актуальных тенденций государственной политики. Согласно Закону РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ в статье 64 говорится, что процесс дошкольного образования «направлен на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. В связи с этим перед ДОУ поставлена задача использования современных, эффективных и инновационных средств развития ребёнка. Инновационная деятельность должна ориентироваться на совершенствование учебно-методического, кадрового, организационного, материально-технического обеспечения ДОУ, организации социального партнёрства.

Создавшаяся ситуация заставила нас по – новому взглянуть на организацию профориентационной работы, начинать которую необходимо сейчас. Основой ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей.  

Педагогическому коллективу нужно быть готовым к творческому подходу в работе по профориентации с дошкольниками и к смене содержания окружающей среды, в связи с чем встал вопрос о необходимости разработки модели педагогического сопровождения педагогов в вопросах ранней профориентации дошкольников.

Нормативно-правовое обеспечение

  • Федеральный закон «Об образовании РФ» № 273 от 29.12.2012 г.;
  • Приказ Мин. Обр. и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
  • План мероприятий по реализации дорожной карты муниципальной системы профориентации детей, подростков и молодежи г.о.г. Кулебаки;
  • ООП МБДОУ д/с № 29 «Светлячок»;
  • Проект МБДОУ д/с № 29 «Светлячок» «Мир профессий».

Паспорт

Участники: педагоги МБДОУ д/с № 29 «Светлячок».

Цель: Построение модели педагогической поддержки педагогов ДОО, обеспечивающей их профессиональное совершенствование, способствующей развитию их профессиональной компетентности в вопросах ранней профориентации дошкольников.

Задачи: 

  1. Обеспечение информационно-методического сопровождения деятельности педагогов по формированию педагогических компетенции в вопросах профориентации дошкольников;
  2. Обмен педагогическим опытом педагогов, используя интерактивные формы, методы и образовательные технологии;
  3. Использование системы мониторинга, направленной на отслеживание уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО;
  4. Развитие коммуникативных умений педагогов, интереса к дальнейшей работы над данной темой;
  5. Создание развивающей предметно – пространственной среды профессиональной направленности в детской комнате «Город профессий» специальным оборудованием и игровым материалом согласно тематике «мастерских»;
  6. Создание и апробирование дидактических материалов (виртуальных экскурсии, видеороликов, презентации, игр, альбомов, книг);
  7. Создание условий для укрепления партнёрских связей с социальными партнерами.

Объект: модель взаимодействия с педагогами ДОУ в вопросах ранней профориентации.

Гипотеза: создание модели взаимодействия с педагогами является необходимым условием для повышения их профессиональной компетентности в вопросах ознакомления детей с миром профессий.

Проблема: недостаточно знаний и навыков у педагогов в вопросах ранней профориентации дошкольников.

Новизна заключается в разработке современной модели взаимодействия с педагогами, используя интерактивные формы и инновационные технологии, которая позволит повысить уровень их профессиональной компетентности при ознакомлении дошкольников с миром профессиями.

Ожидаемые результаты: содержательный материал представлен в рамках распространения передового педагогического опыта работы, который в последующем может быть использован коллегами в практике. Методическое сопровождение педагогов, нацеленное на повышение качества и эффективность образовательного процесса, через обеспечение профессионального роста педагогических работников и развитие их творческого потенциала, позволит повысить профессиональную компетентность педагогов.  

Виды компетенций:

  • Компетенция инновационной работы и поискового характера деятельности;
  • Коммуникативная компетенция;
  • Прогностическая компетенция;
  • Диагностическая компетенция;
  • Дидактическая компетенция;
  • Информационная компетенция;
  • Компетенция самообразования и саморазвития;
  • Компетенция интенсивности профессиональной деятельности.

В методической работе с педагогами, для их профессионального развития, используются современные педагогические технологии, которые включают в себя совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, таких, как:

Для успешной профессиональной компетенции использовались активные и интерактивные формы в работе с педагогами.

Этапы проведения  

Первый этап-организационно-аналитический.

Цель: Выявление уровня компетентности педагогов в вопросах ранней профориентации детей, изучение особенностей реализации образовательного процесса по профориентации в ДОУ, создание условий для реализации методической разработки (сентябрь)

Задачи

Содержание

1

Выявление уровня компетентности педагогов в вопросах ранней профориентации детей

  • Анализ анкет «Что вы знаете о профориентации?», «Ваши затруднения в организации работы по ознакомлению детей с профессиями», «Совершенствование профессионального мастерства педагогов»

2

Анализ развивающей предметно – пространственной среды по профориентации в группах

  • Анализ анкетирования, справки тематического контроля

3

Разработка  методических материалов

  • Разработка модели взаимодействия с педагогами, перспективного плана взаимодействия с детьми, родителями, социальными партнерами;
  • Создание методической копилки материалов (конспектов, презентаций, картотеки дидактических игр)

4

Пополнение материалов в «мастерских» по профориентации в детской игровой комнате «Город профессий»

  • Разработка паспорта детской игровой комнаты «Город профессий»;
  • Создание «мастерских» по тематике для детей ст. дошк. возраста;
  •  Создание мультимедийной библиотеки (презентации, слайд – шоу, видеоролик «Кулебакский музей истории и краеведения», виртуальные экскурсии: «Хлебозавод», «Фотостудия», «ФОК «ТЕМП» г. Кулебаки НО», «Банк», «Пожарная часть», «Ателье», «Салон красоты»;
  • Создание фотоальбомов «Профессия «Повар», «Я шофером стать хочу», «Швея», «Охранник», «Судья, банкир», «Полицейский», «Хореограф», «Учитель», «Кондитер», «Строитель»…

Второй этап-практический (октябрь - февраль)

Цель: внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных форм и методов взаимодействия с педагогами для успешной профориентации дошкольников.

Содержание

Срок

Ответственный

взаимодействие с педагогами

1

Консультаций «Знакомство старших дошкольников с профессиями взрослых»

октябрь

старший воспитатель

2

Педагогическая гостиная молодого воспитателя «Организация детских проектов в ДОУ», «Эффективные формы работы с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»

октябрь

старший воспитатель, педагоги - наставники

3

Семинар – практикум «Как модернизировать РППС в группе»

октябрь

старший воспитатель

4

Деловая игра «Поговорим о профессиях»

октябрь

старший воспитатель

5

Презентация пособий «Дидактическая игра в профориентации дошкольников»

ноябрь

старший воспитатель, воспитатели

6

Интерактивная лекция «Использование ИКТ – технологии в профориентации детей»

ноябрь

воспитатели

 гр. 10

7

Лекторий «Организация работы с социальными партнерами в вопросах ранней профориентации детей»

ноябрь

старший воспитатель

8

Мозговой штурм «Календарь профессиональных праздников»  

ноябрь

воспитатели

9

Круглый стол «Формы работы с дошкольниками по профориентации»

ноябрь

старший воспитатель

10

Ярмарка педагогических идей «Профессии нашего города»

декабрь

старший воспитатель, воспитатели

11

Мастер – класс «Путешествие в город профессий», «Профессия – парикмахер»

декабрь

старший воспитатель, воспитатели

12

Фестиваль открытых просмотров (показ мероприятий в «Детском городе профессий) ООД «Знакомство с профессией «Банкир», «Повар – кондитер», «Мы – лаборанты»,  «Швея», «Кошкин дом»

декабрь

воспитатели

13

Конкурс «Лэпбук по ознакомлению с профессиями»

январь

старший воспитатель

14

Мастер – класс «Создание интерактивных игр по профессиям»

январь

воспитатели

гр. 10

15

Педагогическая гостиная «Дошкольник в мире профессий»

январь

старший воспитатель

16

Семинар «Организация досугов по профориентации детей»

январь

муз. рук - ль

17

Квест-игра  «Дошкольник и мир профессий»

февраль

старший воспитатель

18

Мастер – класс с использованием социоигровой технологии «Первые шаги ребенка в мир профессий»

февраль

старший воспитатель, педагог - психолог

19

Педагогический совет «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как один из секретов их успешного личностного самоопределения в будущем»

февраль

зам. зав по ВМР, старший воспитатель

20

Размещение авторских статей на сайте ДОУ и в персональных страничках в сетевых педагогических сообществах

в течение года

педагоги – специалисты, воспитатели

взаимодействие с родителями (законными представителями)

1

Анкетирование родителей «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии», «Что знают дети о профессиях своих родителей?»

в течение года

воспитатели

2

Разработаны буклеты, памятки «Профориентация в дошкольном образовании», «Как знакомить ребенка с профессиями?»

в течение

года

воспитатели

3

Книга «Профессии моих родителей»

октябрь

воспитатели

4

Книга «Сказки о профессиях»

ноябрь

воспитатели

5

Квест – игра «Все работы хороши – выбирай на вкус»

декабрь

воспитатели гр. 6,8

6

Фотовыставка «Моя профессия»

декабрь

воспитатели

7

Семейная гостиная «Ярмарка профессий»

февраль

воспитатели

гр. 10, 11

8

КВН «Все профессии нужны – все профессии важны!»

март

старший воспитатель

9

Родительское собрание «Путь к выбору профессии»

март

старший           воспитатель

взаимодействия с социальными партнерами

1

Заключение договора о сотрудничестве

сентябрь

старший воспитатель

2

Разработан перспективный план «Встречи с людьми разных профессий»

в течение года

3

Экскурсии на предприятия города

Третий этап - обобщающий (март). 

Цель: оценка эффективности проведенной работы, обобщение, определение перспектив. (2018 г. – 2019 г.)

педагоги – владеющие профессиональной компетентностью на высоком уровне;

педагоги – владеющие профессиональной компетентностью в средней степени;

педагоги – владеющие профессиональной компетентностью на минимальном уровне;

задачи

содержание

1

Выявление уровня компетентности педагогов в вопросах ранней профориентации дошкольников

Повторный мониторинг,  анализ эффективности проведенной работы по методической разработке

3

Анализ РППС по профориентации во всех возрастных группах

2

Транслирование результатов методической разработки

Предоставление результатов методической разработки в виде презентации на сайте ДОУ,

Размещение авторских статей в Социальной сети работников образования http://nsportal.ru//

«Методическое сопровождение педагогов по повышению уровня компетентности вопросах профориентации детей в ДОО», «Использование компетентностно-ориентированных технологий профессионального развития педагогов», «Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя – как фактор успешной проф. компетенции педагогов», Педсовет – деловая игра «Педагогическое мастерство педагога»

Практическая значимость (результативность):

  • Реализация модели взаимодействия с педагогами, использование методов активного и интерактивного обучения в органичном сочетании с традиционными формами позволила повысить уровень теоретической и практической подготовки воспитателей, их профессиональной компетентности, активизации деятельности, систематизации знаний, совершенствованию практических навыков педагогов, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями людей;
  • Инновационная направленность в деятельности педагогического коллектива на основе изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта среди педагогов ДОУ, используя современные образовательные технологий (участие в работе творческой группы, РМО);
  • Модернизация РППС в группах, формирование банка данных педагогической информации по теме, методических разработок, диагностического инструментария, технологических карт, обогащение наглядно – дидактическим материалом и пособиями по работе с воспитанниками, родителями (законными представителями), социальными партнерами в вопросах ранней профориентации дошкольников.

Целенаправленно проводимая работа в условиях ДОО позволила педагогам решать вопросы, связанные с вопросами ранней профориентации дошкольников, интеграцией образовательных областей в различных видах деятельности, созданием мотивационного поля в поисково-исследовательской, а также создать оптимальные условия для реализации ФГОС ДО.

Перспектива:

В 2021 – 2022 году будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы, путем отбора наиболее эффективных методов, средств и форм организации работы с педагогами и социальными партнерами по данной проблеме.

Литература

  1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог»;
  2. Приказ Мин. Обр. и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  3. Веракса Н.Е., Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Мозаика – синтез. Москва, 2015 г.;
  4. Белая К.Ю. Методическая деятельность ДОО. В соответствии с ФГОС ДО: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2015 г.;
  5. Белая К. Ю. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива». 2013 г.;
  6. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005 г.;  
  7. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988г.;
  8. Лукина Л.И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ: методическое пособие / Л.И. Лукина. - М.: ТЦ Сфера, 2010 г.;
  9. Нечаева М.П., Романова Г.А. «Методическая деятельность ДОО в реализации ФГОС ДО». М.: УЦ «Перспектива», 2015 г.;
  10. Савченко В.И. «Организация системы методической работы в ДОО по сопровождению ФГОС ДО». Практические разработки для старших воспитателей. С.П.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 г.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Мои любимые книжки». Взаимодействие семьи, детского сада, детской библиотеки по формированию у детей – дошкольников интереса к чтению книг.

Опыт многих поколений свидетельствует, что чем раньше у ребенка будет сформирован интерес к чтению книг, тем быстрее будет происходить формирование человека – личности с высоким творческим и инт...

Анализ современного состояния деﮦятельности ДОО по методическому сопровождению партнёрского взаимодействﮦия педагогов с родителями старших дошкольников

Целенаправленная методическая работа с педагогами ДОО и педагогов с родителями будет способствовать развитию партнерских отношений во взаимодействии семьи и детского сада. Но, прежде всего, необходимо...

Методическая разработка Креатив – идея Детская игровая комната «Город профессий»

Методическая разработкаКреатив – идея Детская игровая комната «Город профессий»...

Методическая разработка «Интегрированная деятельность во взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с ОНР»

В настоящее время интегрированная форма обучения является актуальной в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ. В данной методической разработке рассматриваются проблемы организации совмес...

Консультация для педагогов "Технологии ранней профориентации дошкольников"

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в раз...

Взаимодействие ДОУ и родителей по профориентации дошкольников.

Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями. В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавате...