Перспективный план работы по самообразованию Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
материал (младшая группа)

Кафарова Аида Арифовна

повышение педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по самообразованию

Тема:

«Сенсорное развитие детей раннего возраста»

на 2021-2022 учебный год

Воспитателя Кафаровой А. А.

Введение:

Ранний возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Самые далеко идущие успехи

науки и техники рассчитаны

не только на мыслящего,

но и ощущающего человека"

Б. Г. Ананьев.

Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по. Под Дьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).

Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Цель:

повышение педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.

- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей)

- образование родителей по данной теме (подготовка консультаций)проведение бесед, родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорику»

Актуальность:

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка раннего возраста выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет мне:

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив.

- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

* произвольное внимание;

* логическое мышление;

* зрительное и слуховое восприятие;

* память;

* речь детей.

Ожидаемые результаты:

- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.

- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.

Выход темы:

- консультация для родителей

- консультация для педагогов

- родительское собрание «Путешествие в страну сенсорику»

- картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста

Формы работы с родителями и детьми:

- Родители:

сотрудничество через консультации:

- родительские собрания,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

- Дети:

- специальные занятия по сенсорному воспитанию

- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию

- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений

- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета

Таким образом, этапы работы можно представить следующим образом:

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме

2 этап – проектировочный.

3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.

4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.

Методическая работа

Формы работы

Сроки

Фома отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой

Ноябрь 2021 г.

Список использованной литературы

Создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка

В течение учебного года

Наличие игр по сенсорному развитию

Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Декабрь

2021 г.

Конспект консультации

Подготовка анкет к анкетированию родителей

Январь

2022 г.

Анкета

Подготовка и проведение родительского собрания

Апрель

2022 г.

Конспект родительского собрания, фотоотчет о мероприятии


Работа с детьми

Формы работы

Сроки

Фома отчета

НОД по сенсорному воспитанию

В течение года

Совместная деятельность

НОД, в которой используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки)

В течение года

Совместная, индивидуальная, групповая и подгрупповая работа

Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования) 

В течение года

Работы детей и фотоотчет

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

- «Чудесный мешочек»

- «Определи на ощупь»

- «Узнай фигуру»

- «Найди пару»

Сентябрь – Ноябрь

2021 г.

картотека

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

- «Найди предмет указанной формы»

- «Найди предмет такой же формы»

- «Какая фигура лишняя?» 

Декабрь 2021 г.

картотека

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- «Сравни предметы по высоте»

- «Самая длинная, самая короткая»

- «Разноцветные кружки»

- «В какую коробку?»

- «Дальше – ближе»

Январь -

Февраль 2022 г.

картотека

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

- «Какого цвета не стало?»

- «Какого цвета предмет?»

- «Собери  гирлянду»

- «Какие цвета использованы?»

- «Уточним цвет»

Март

2022 г.

картотека

Анкетирование родителей

Апрель

2022 г.

Анкета

Отчет по самообразованию

Май

2022 г.

Презентация

Реализация данного проекта осуществляется с участием родителей.

С родителями будут проведены: индивидуальные беседы: «Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации: «Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», родительские собрания.

Для родителей будут оформлены папки – передвижки: «Дидактические игры по сенсорике для детей раннего возраста», «Самодельные игрушки и пособия по методике Монтессори», «Блоки Дьенеша».

Работа с родителями

Формы работы

Сроки

Фома отчета

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями.

В течение года

Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Январь 2022г.

Консультация

Анкетирование родителей

Март 2022 г.

Анкета

Проведение родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорику»

Апрель 2022 г.

Протокол собрания

Список литература:

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.

7. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

10. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.

11. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.

12. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста».    М., 1996.

13. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.

14. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра  «Чудесный мешочек»

Цель: Учить различать овощи по сенсорным характеристикам. Учить обследовать предмет и проговаривать тактильные ощущения. Развивать мелкую моторику, умение выполнять игровые действия соответственно тексту потешки.

Оборудование и материалы: игрушка - медведь, чудесный мешочек, овощи.

Словарная работа: цветы, стебель, лист, цветок.

Сюрпризный момент:

Приходит медвежонок с мешочком, рассказывает, что мешочек нашел.

Принимают гостя, знакомятся с ним, слушают.

Организационно-поисковый

Заглядывает в мешочек.

Предлагает поиграть в игру «Отгадай, что в мешочке?» 

Дидактическая игра «Определи на ощупь»

Цель: Упражнять детей в угадывании знакомых предметов на ощупь, называя признаки этого предмета.

Содержание. Ребенок должен на ощупь определить предмет в «чудесном мешочке» и охарактеризовать его, выделяя как можно больше признаков. Воспитатель предлагает назвать цвет предмета и выясняет, почему невозможно это сделать. В целях усложнения игры в мешочек стоит положить лишь один предмет для угадывания, предварительно показав его остальным детям. За каждый правильный ответ вручается фишка.

Дидактическая игра «Найди пару»

Цели: Упражнять детей в подборе одинаковых пластин, сравнивая их поверхности благодаря тактильным ощущениям (с завязанными глазами).

Содержание. Перед детьми кладут пластины, обклеенные фольгой, бархатной бумагой, мехом, фланелью, шелком, а также металлические и деревянные пластины. Дети выбирают по одной пластине, а затем по очереди на ощупь ищут вторую такую же.

Примечание. Ребенок должен объяснить, что помогло ему правильно определить разные материалы.

Дидактическая игра «Узнай фигуру»

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанный из картона.

Раздаточный материал: карточки с контурами 5 геометрических лото.

Содержание. Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.

Дидактическая игра «Найди предмет указанной формы»

Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).

Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы»

Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).

Дидактическая игра «Сравни предметы по высоте»

Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.

Дидактическая игра «Какая фигура лишняя?»

Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.

Варианты:

— группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять принцип группировки.

«Составь целое из частей»

Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу.

Варианты:

— составить конструкцию по памяти, по описанию;

— составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8—9).

«Определи правильно»

Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит замок.

«Зрительный диктант»

Дети запоминают орнамент из 3—4 геометрических фигур, складывают его по памяти.

Варианты:

— дети запоминают и воспроизводят комбинации фигур (в том числе и из объемных геометрических фигур).

«Определи форму предмета»

Перед ребенком разложены карточки с изображением предметов: телевизор, дом, стол, люстра, торшер, кровать и др. Педагог предлагает в соответствующую прорезь перфокарты с вырезанными геометрическими фигурами вписать название мебели, изображение которой похоже на данную геометрическую фигуру.

Дидактическая игра «Самая длинная, самая короткая»

Цель:  закреплять умение сравнивать предметы контрастных размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку (длине), пользуясь приемом наложения; обозначать результат сравнения словами: «длинный» - «короткий».

Материал. Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.

Содержание. В гости к детям приходят Миша и кукла Катя. Они рассказывают о том, что собрались в гости и им очень хочется быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Миша и кукла Катя просят детей помочь им выбрать нужные пояски. Воспитатель: «Ребята, давайте поможем Мише и кукле Кати. Посмотрите, какие пояски у меня есть!». Показывает пояски детям (атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров).   Затем воспитатель подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью воспитателя примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Воспитатель предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке Куклин поясок не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Воспитатель предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Воспитатель объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая,  т. е. дает название качества величины - длина.      Затем воспитатель предлагает детям взять нужные пояски (длинный – для мишки, короткий – для куклы Кати) и завязать их. Миша и кукла Катя очень рады, они благодарят детей, что помогли им стать нарядными и уходят в гости.

Дидактическая игра «Разноцветные кружки»

Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета. Варианты:— собрать одновременно две стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине, другую — по возрастающей величине.

Дидактическая игра «В какую коробку?»

Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера. «Дальше — ближе». По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.

Дидактическая игра «Дальше – ближе»

По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.

Дидактическая игра «Какого цвета не стало?»

Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.

Дидактическая игра  «Какого цвета предмет?»

Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.

Варианты:

— выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.

Дидактическая игра «Собери  гирлянду»

Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

Дидактическая игра «Какие цвета использованы?»

Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др.

Варианты:

— детям демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого) и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвета, но отличающиеся оттенками.

Дидактическая игра «Уточним цвет предмета»

Педагог выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т. д. Дети учатся различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, синий — голубой и др.



Предварительный просмотр:

Доклад для родительского собрания на тему

«Путешествие в страну Сенсорику»

C:\Users\User\Desktop\Дети-играют-в-кубики-картинки-скачать-фото-023.jpg


Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. В этом статье мы последовательно рассмотрим игры для развития каждой из пяти сенсорных систем.

Тактильное восприятие – осязание 

Подбирайте для малыша не только пластиковые игрушки, но и резиновые, деревянные, из различных видов тканей, с разными текстурами – шершавые, ребристые, пушистые. 

Тактильные ощущения полезно получать не только руками, но и всем телом. Заворачивайте малыша в простынь или махровое полотенце, прикасайтесь к нему шелковым платком или вязаным шарфом. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Проводите по телу мягкой кисточкой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком. Во время купания для мытья тела можно использовать губки разной жесткости. 

Интересными будут ощущения пальчиковых красок на ручках, животе, спинке. Поэтому лучше использовать краски в ванной, и давать малышу вдоволь измазать себя. 

Полезно играть с сыпучими материалами – крупами. Насыпайте фасоль, горох, рис, гречу или макароны в таз и давайте ребенку вдоволь возиться в нем – пересыпать, трогать. 

Используйте для игры различные природные материалы - камешки, сухой и мокрый песок, глину, землю, листья, цветы, желуди, каштаны. Обращайте внимание ребенка на разность температур - холодный снег и горячие батареи, например. При купании можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную, и попеременно опускать в них ручки или ножки. 

Развивайте чувствительность стоп. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики. 

Зрение 

Для развития зрения важен свет, поэтому желательно выбирать самое светлое помещение в доме для того места, где будет обитать малыш, а также гуляйте с ребенком как можно больше в течение светового дня. 

Хорошо, если интерьер комнаты будет выполнен в светлых тонах и не будет перегружен деталями. Гармония пространства способствует развитию гармонии в душе. 

Важно, чтобы обстановка, которую видит ребенок, периодически менялась. С самых первых месяцев носите малыша по дому и знакомьте с пространством. Выбирайте разные места для прогулок – оживленную улицу, парк, озеро, детскую площадку. Сторонники ношения детей в слингах рекомендуют реже возить детей в колясках, а чаще брать на руки и показывать мир вокруг. 

Психологи рекомендуют при выборе детской одежды, предметов мебели и игрушек отдавать предпочтение естественным цветам и их оттенкам – белому, зеленому, синему, красному, желтому. Натуральные оттенки способствуют развитию внутренней гармонии, а пестрота и слишком яркие, неоновые краски - раздражают. 

Старайтесь, чтобы ребенок с самого раннего возраста видел как можно больше разных объектов для рассматривания – морские волны, раскачивание деревьев, движение реки, «танец» костра – это только несколько из множества примеров. 

Подбирайте «правильные» картинки для рассматривания, соответствующие возрасту. Для возраста от рождения до шести лет – это графические изображения, с одним предметом или простым узором, ближе к году предлагайте смотреть на простые сюжеты - заяц прыгает, машина едет, ближе к трем годам вводите сложные картинки с большим количеством деталей. 

Обоняние и вкус 

Запах мамы самый приятный и успокаивающий для малыша, поэтому мамам не рекомендуется злоупотреблять косметическими средствами с сильными отдушками особенно в первые месяцы жизни ребенка. 

Старайтесь вносить разнообразие в мир запахов вашего ребенка. Запах домашней выпечки, запах цветов, леса, дождя, моря – это огромный простор для познания. По мере взросления малыша знакомьте его с новыми ароматами – кофе, корицы, ванили, хвои. Можно использовать и специальные ароматизаторы, но лучше находить натуральные источники запахов.

Также стремитесь к разнообразию вкусов. По мере введения прикорма старайтесь знакомить малыша с различными видами овощей, фруктов, злаковых, рыбы и мяса. 

Слух 

Слух - это сенсорная способность, которая развивается еще задолго до появления малыша на свет. Известно, что находясь в животе у мамы малыш слышит биение ее сердца, журчание в животе, голоса родителей, а также способен слышать музыку. Также, малыша тревожат громкие звуки, а спокойные и мелодичные успокаивают. 

С появлением ребеночка на свет его предпочтения в звуках остаются прежними. Он успокаивается под мамин голос и под биение ее сердца, прижимаясь к маминой груди, ребенок способен узнавать те мелодии, которые слышал еще до рождения и реагировать на них улыбкой или блаженным успокоением. 

Знакомьте малыша со звуками природы, с классической музыкой, со звучанием разных музыкальных инструментов, а также с тишиной. 

Помимо повседневного познания окружающего мира, каждый родитель может выполнять со своим малышом различные упражнения для развития и утончения сенсорного восприятия. Можно сравнивать предметы по различным признакам, например, "большой - маленький, самый большой - самый маленький", можно сортировать предметы по цвету, размеру, форме или выстраивать ряд от самого длинного к самому короткому, от самого светлого к самому темному и т.д. 

Я приведу список основных сенсорных понятий, на которые стоит обратить внимание и разделю их на две группы: первая - простая (для возраста от рождения до 1,5 лет) и вторая - сложная (от 1,5 лет до 3): 

Итак, первая группа сенсорных понятий: 

  • мягкий - колючий пример: вата и жесткая губка 
  • гладкий - шершавый пример: пластиковая коробочка и кусок пемзы 
  • пушистый - колючий пример: кусочек искусственного меха и жесткая щетка 
  • сухой - мокрый пример: две салфетки-губки, одна намоченная и отжатая, а другая сухая 
  • гибкий - жесткий пример: две губки-салфетки. Одна из них новая, а другая предварительно намоченная и высушенная 
  • теплый - холодный пример: два камня, один на греть в горячей воде, другой охладить в холодильнике 
  • легкий - тяжелый пример: вата и камень 
  • светлый - темный пример: два шелковых платка 
  • пустой - полный пример: два сосуда, пустой и наполненный водой. Или один сосуд, который мы то наполняем то опустошаем 
  • большой - маленький пример: горошина и яблоко 
  • высокий - низкий пример: две башни, которые вы построили из кубиков 

Вторая группа: 

  • длинный - короткий пример: две веревки или палки разной длины 
  • толстый - тонкий пример: две подушки - объемная и тонкая 
  • широкий - узкий пример: два отверстия в коробке 
  • глубокий - мелкий пример: две тарелки 
  • цвета - красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный пример: любые предметы, карточки 
  • громкий - тихий пример: клавесы (деревянные палочки) или металлофон 
  • яркий - бледный пример: карандаши и мелки 
  • кислый - сладкий пример: лимон и конфета 
  • сладкий - соленый пример: мед и соленый огурец 
  • приятный запах - неприятный запах пример: духи и дегтярное мыло 
  • геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, ромб, овал пример: здесь сложно обойтись бытовыми предметами, потребуются специальные пособия 
  • геометрические формы - куб, шар, пирамида пример: здесь также сложно обойтись бытовыми предметами, потребуются специальные пособия 

Большинство из этих сенсорных понятий к трем годам ребенком уже будут освоены, период активного впитывания информации будет завершен. После трех лет наступит период утончение усвоенных понятий чувственного восприятия. Я перечислю основные моменты, на которые стоит обратить внимание в этом возрасте.

Сравнительные степени всех уже пройденных понятий. Например: длинный – длиннее – самый длинный, большой – больше – самый большой и т.д. 

Оттенки цветов. Например: темно-красный и светло-красный, а также сложные цвета: бордовый, розовый, лиловый, бирюзовый, лавандовый и т.д. Огромное значение для развития в этом возрасте имеет художественное творчество, когда ребенок сам становится созидателем – творцом цвета и формы. 

Геометрические фигуры: прямоугольник, трапеция, многоугольники, эллипс и геометрические формы: призма, конус, пирамида, овоид, эллипсоид. У многих деток в этом возрасте проявляются математические наклонности, а представления о размерах, объемах, формах и количестве – это ни что иное как фундамент успехов в области математики. 

Запахи и вкусы: самый широкий диапазон, который только возможен. Не верьте теории, что дети любят только сосиски и макароны, просто к такой еде они быстрее всего привыкают. Вносите разнообразие в семейный рацион. Пусть на столе всегда будут фрукты, овощи, зелень. Старайтесь регулярно знакомить ребенка с новыми запахами и вкусами, показывайте на своем примере любовь к разнообразной пище и разным ароматам. 

Звуки: возраст трех лет – хорошее время, чтобы водить ребенка на музыкальные занятия, т.к. уровень восприятия звуков уже настолько развит, что способствовать их утончению могут только профессионалы. Но и не следует забывать о прослушивании классической музыки, посещении концертов. 

Период сенсорного развития, который длится от рождения до шести лет состоит из множества отдельных этапов, и невозможно определить точный возраст, когда ребенок будет наиболее восприимчив к цвету, форме, звукам. У каждого малыша своя уникальная программа развития, поэтому важно создавать полноценную развивающую среду для ребенка, где в условиях свободного выбора занятий он мог бы развивать то чувство, в развитии которого в данный момент нуждается. Наша задача, как взрослых, - делать разнообразнее окружающую ребенка действительность - насыщать ее новыми образами, новыми предметами, новыми ощущениями. Не стоит ограничивать малыша в жажде познания, ведь чем больше информации он получит от рождения до шести лет, тем полнее будет его картина мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы в книжном уголке в группе раннего возраста.

Уголок книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе....

Перспективный план работы с родителями во второй группе раннего возраста

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьёй – это создание в дошкольной образовательной организации необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями во...

Перспективный план работы с родителями во второй группе раннего возраста 2018-2019гг.

Перспективный план работы с родителямиво второй группе раннего возраста. 2018 - 2019 гг....

Перспективный план работы с родителями во второй группе раннего возраста

Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров....

Перспективный план работы с родителями во второй группе раннего возраста- младшей группе на 2018–2019 год

Перспективный план работы с родителями во второй группе раннего возраста- младшейгруппе на 2018–2019годМесяцыНазвание мероприятияОтветствен-ные...

Перспективный план работы по ПДД в группе второго раннего возраста

Перспективный план работы по ПДД в группе второго раннего возраста...

План работы по самообразованию «Инновационные методики детей раннего возраста». («Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 92 общеразвивающего вида»          План работы по самообразов...