Главные вкладки

    План работы по самообразованию «Инновационные методики детей раннего возраста». («Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»)
    материал (младшая группа)

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 92 общеразвивающего вида»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    План работы по самообразованию

    «Инновационные методики детей раннего возраста».

    («Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»)

     

     

     

     

     

    Выполнила: Дик Е.Л.

     

     

    2018, г.Сыктывкар

     

    Содержание:

    2. Введение……………………………………………………………………1-2 стр.

    3. План по самообразованию за 2018-2019 года…………………………… 4-6 стр.

    4. Литература…………………………………………………………………. 7 стр.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Актуальность.

    Родной язык помогает людям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Именно в раннем возрасте нужно обогащать словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста следующие: — владеет активной речью, включенной в общение; — может обращаться с вопросами и просьбами; — понимает речь взрослых; — знает названия окружающих предметов и игрушек; — стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; — проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки; — эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства. Владение активной речью, включенной в общение, рассматривается как условие полноценного личностного развития малыша. Задача педагога — развивать такой тип общения, в процессе которого побуждать ребенка к выполнению различных движений, действий, к речевому взаимодействию. Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников. Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только - что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения. Очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя в речевом развитии дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, необходимо использовать следующие инновационные методы: здоровье сберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, ИКТ.

     

    Выявленные проблемы: недостаточное владение инновационными и развивающими педагогическими технологиями развития активной речи детей группы раннего возраста;

    Цель: Освоить технику инновационной методики с детьми раннего возраста. Развивать речь детей раннего возраста.

    Для достижения цели был выдвинут ряд  задач:

    1. Изучение методической литературы и передовых

    образовательных технологий по проблеме развития речи детей раннего

    возраста.

    2. Отбор наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующих

    созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников.

    3. Апробация и внедрение в практику инновационных технологий по

    развитию речи детей раннего возраста.

    4. Создать предметно-развивающую среду в группе.

    5. Привлечь родителей к работе по выбранному направлению.

    Основные направления работы:

    1. Работа с детьми, используя игровые технологии речевого развития.

    2. Взаимодействие с родителями (игротека, праздники, консультации, собрания)

    3. Обмен опытом с коллегами.

    4. Организация и оснащение развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности детей.

    Ожидаемые результаты:

    • повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

    • разработка и внедрение системы работы с детьми по развитию речи, активное сопровождение детьми речью своей деятельности (игровые, бытовые и другие действия).

    • создание педагогических разработок и публикации их в СМИ, публикаций в сетевом педагогическом сообществе

    • Обогащение развивающей предметно-пространственной среды

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Этапы и сроки работы

    Этапы

    работы

    по самообразованию

    Деятельность педагога

    Сроки

    выполнения

    работы

     

    1-ый этап -Организационный

    • Составление плана самообразования
    • Обзор информации в интернете о картотеках игр, упражнений для детей 2-3 лет.
    • Ознакомление с опытом работы  коллег.

     

    Сентябрь

     

     

     

    2-ой этап- Основной

    • Консультация для родителей «Особенности речевого развития для детей 2-3 лет.

    Цель: расширять представление родителей о особенностях речевого развития детей 2-3 лет.

    • Буклет для родителей «Каким способом развивать речь детей»

     

     

    Сентябрь

     

    • Картотека разнообразных игр (игры-инсценировки, звукоподражательные игры, упражнения и занятия, потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками и др.)
    • Организация игр и упражнений

    «Повторяй за мной», «Угадай кто идет», «Угадай, кто пришел к тебе в гости?»  «Игра как зовут зверят», «Голоса животных»

    • Папка передвижка «Как развивать речь у детей 2- 3 лет»

     

     

     

    Октябрь

     

    • Консультации для родителей «Как говорит ваш ребенок»
    • Разработка проекта на тему «Кукла неваляшка. Кто сказал Мяу. Театр на пальчиках».

     

    Ноябрь

     

    • Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
    • Домашнее задание «Артикуляционная гимнастика»
    • Составление перспективных планов

     

    Декабрь

     

    • Практическое применение наработанных материалов с детьми
    • Родительские собрания «Здоровьесберегающие технологии в работе по развитию речи дошкольников»,

     

    Январь

     

    • Консультация «Методы и приемы развития речи.

     

    Февраль

     

    • Организация игр и упражнений

    «Повторяй за мной», «Угадай кто идет», «Угадай, кто пришел к тебе в гости?»  «Игра как зовут зверят», «Голоса животных»

     

    Март

     

    • Консультации: «Игротека в кругу семьи»
    • Памятка для родителей «Массаж пальцев рук»

     

    Апрель

     

    3-ий этап-Заключительный

     

    • Презентация работы по  самообразованию
    • Чаепитие для детей и родителей и просмотр презентации «Наш активный год!»

     

     

     

    Май

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    В течении года

    1. Изучение и анализ методической литературы и

    современных подходов к проблеме

    • Арушанова А. Г. Речь и речевое общение. – Москва,

    1999

    • Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети

    раннего возраста в дошкольных учреждениях –

    М.,изд.центр ВЛАДОС, 2002 – 176 с

    • Печора. К.Л. «Развитие и воспитание детей раннего и

    дошкольного возраста». Актуальные проблемы и их

    решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: «Издательство

    Скрипторий 2003», 2006 – 96 с.

    • Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста:

    Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005 – 96 с.

    • Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду.-

    М.: Просвещение, 1991.-160с.

    • Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду

    Изд.3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008 – 186 с.

    • Герасимова А.С. уникальное руководство по развитию

    речи 2007 – 160.:

    • Лотарёв В.К., А.П.Николайчева, Федоренко Л.П.,

    Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М

    Просвещение, 1984.-240с.

    • Дёмина «Развитие речи детей раннего возраста»
    • Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться, и писать,

    и красиво рисовать. – Ярославль, 1997

    • Гербова В. В. Развитие речи детей в младшей

    возрастной группе. – Ребёнок в детском саду № 5, 2009

    • Затулина Г. Я. Конспекты занятий по развитию речи. –

    Москва. 2000

    • Методика развития речи детей дошкольного возраста. –

    Москва, 1994

    • Павлова Л. Н. Ранее детство : Развитие речи и

    мышление. – Москва, 2000

    • Под ред. Ушаковой. Развитие речи и творчества

    дошкольников. – Москва, 2001

    • Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего

    дошкольного возраста. – Москва, 2001

    • Бородич, А. М. Методика развития речи у детей. — М.:

    Просвещение, 1981

    • Иванова, С. Ф. Речевой слух и культура речи. — М.:

    Просвещение, 1970

    • Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок

    Москва, Просвещение, 1988 г.

    • Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие

    для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е

    изд., испр. — М.: Просвещение, 1979

    • Ушакова, О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи

    детей дошкольного возраста: Учебно-метод. пособие для

    воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

    — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004

    • Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного

    произношения Москва, Просвещение, 1989 г.

    • Изучение статей, конспектов по самообразованию и

    проектной деятельности

    1. Создание современной предметно-развивающей среды

    в группе, использование в работе ИКТ; Изготовление

    наглядных пособий, презентаций, игр, составление

    картотек и т. д.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 92 общеразвивающего вида»

    План работы по самообразованию

    «Инновационные методики детей раннего возраста».

    («Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»)

    Выполнила: Дик,Е.Л

    2018, г.Сыктывкар

    Содержание:

    2. Введение……………………………………………………………………1-2 стр.

    3. План по самообразованию за 2018-2019 года…………………………… 4-6 стр.

    4. Литература…………………………………………………………………. 7 стр.

    Актуальность.

    Родной язык помогает людям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Именно в раннем возрасте нужно обогащать словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста следующие: — владеет активной речью, включенной в общение; — может обращаться с вопросами и просьбами; — понимает речь взрослых; — знает названия окружающих предметов и игрушек; — стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; — проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки; — эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства. Владение активной речью, включенной в общение, рассматривается как условие полноценного личностного развития малыша. Задача педагога — развивать такой тип общения, в процессе которого побуждать ребенка к выполнению различных движений, действий, к речевому взаимодействию. Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников. Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только - что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения. Очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя в речевом развитии дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, необходимо использовать следующие инновационные методы: здоровье сберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, ИКТ.

    Выявленные проблемы: недостаточное владение инновационными и развивающими педагогическими технологиями развития активной речи детей группы раннего возраста;

    Цель: Освоить технику инновационной методики с детьми раннего возраста. Развивать речь детей раннего возраста.

    Для достижения цели был выдвинут ряд  задач:

    1. Изучение методической литературы и передовых

    образовательных технологий по проблеме развития речи детей раннего

    возраста.

    2. Отбор наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующих

    созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников.

    3. Апробация и внедрение в практику инновационных технологий по

    развитию речи детей раннего возраста.

    4. Создать предметно-развивающую среду в группе.

    5. Привлечь родителей к работе по выбранному направлению.

    Основные направления работы: 

    1. Работа с детьми, используя игровые технологии речевого развития.

    2. Взаимодействие с родителями (игротека, праздники, консультации, собрания)

    3. Обмен опытом с коллегами.

    4. Организация и оснащение развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности детей.

    Ожидаемые результаты:

    • повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

    • разработка и внедрение системы работы с детьми по развитию речи, активное сопровождение детьми речью своей деятельности (игровые, бытовые и другие действия).

    • создание педагогических разработок и публикации их в СМИ, публикаций в сетевом педагогическом сообществе

    • Обогащение развивающей предметно-пространственной среды

    Этапы и сроки работы

    Этапы

    работы

    по самообразованию

    Деятельность педагога

    Сроки

    выполнения

    работы

    1-ый этап -Организационный

    • Составление плана самообразования
    • Обзор информации в интернете о картотеках игр, упражнений для детей 2-3 лет.
    • Ознакомление с опытом работы  коллег.

    Сентябрь

    2-ой этап- Основной

    • Консультация для родителей «Особенности речевого развития для детей 2-3 лет.

    Цель: расширять представление родителей о особенностях речевого развития детей 2-3 лет.

    • Буклет для родителей «Каким способом развивать речь детей»

    Сентябрь

    • Картотека разнообразных игр (игры-инсценировки, звукоподражательные игры, упражнения и занятия, потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками и др.)
    • Организация игр и упражнений

    «Повторяй за мной», «Угадай кто идет», «Угадай, кто пришел к тебе в гости?»  «Игра как зовут зверят», «Голоса животных»

    • Папка передвижка «Как развивать речь у детей 2- 3 лет»

    Октябрь

    • Консультации для родителей «Как говорит ваш ребенок»
    • Разработка проекта на тему «Кукла неваляшка. Кто сказал Мяу. Театр на пальчиках».

    Ноябрь

    • Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
    • Домашнее задание «Артикуляционная гимнастика»
    • Составление перспективных планов

    Декабрь

    • Практическое применение наработанных материалов с детьми
    • Родительские собрания «Здоровьесберегающие технологии в работе по развитию речи дошкольников»,

    Январь

    • Консультация «Методы и приемы развития речи.

    Февраль

    • Организация игр и упражнений

    «Повторяй за мной», «Угадай кто идет», «Угадай, кто пришел к тебе в гости?»  «Игра как зовут зверят», «Голоса животных»

    Март

    • Консультации: «Игротека в кругу семьи»
    • Памятка для родителей «Массаж пальцев рук»

    Апрель

    3-ий этап-Заключительный

    • Презентация работы по  самообразованию
    • Чаепитие для детей и родителей и просмотр презентации «Наш активный год!»

    Май

    В течении года

    1. Изучение и анализ методической литературы и

    современных подходов к проблеме

    • Арушанова А. Г. Речь и речевое общение. – Москва,

    1999

    • Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети

    раннего возраста в дошкольных учреждениях –

    М.,изд.центр ВЛАДОС, 2002 – 176 с

    • Печора. К.Л. «Развитие и воспитание детей раннего и

    дошкольного возраста». Актуальные проблемы и их

    решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: «Издательство

    Скрипторий 2003», 2006 – 96 с.

    • Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста:

    Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005 – 96 с.

    • Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду.-

    М.: Просвещение, 1991.-160с.

    • Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду

    Изд.3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008 – 186 с.

    • Герасимова А.С. уникальное руководство по развитию

    речи 2007 – 160.:

    • Лотарёв В.К., А.П.Николайчева, Федоренко Л.П.,

    Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М

    Просвещение, 1984.-240с.

    • Дёмина «Развитие речи детей раннего возраста»
    • Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться, и писать,

    и красиво рисовать. – Ярославль, 1997

    • Гербова В. В. Развитие речи детей в младшей

    возрастной группе. – Ребёнок в детском саду № 5, 2009

    • Затулина Г. Я. Конспекты занятий по развитию речи. –

    Москва. 2000

    • Методика развития речи детей дошкольного возраста. –

    Москва, 1994

    • Павлова Л. Н. Ранее детство : Развитие речи и

    мышление. – Москва, 2000

    • Под ред. Ушаковой. Развитие речи и творчества

    дошкольников. – Москва, 2001

    • Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего

    дошкольного возраста. – Москва, 2001

    • Бородич, А. М. Методика развития речи у детей. — М.:

    Просвещение, 1981

    • Иванова, С. Ф. Речевой слух и культура речи. — М.:

    Просвещение, 1970

    • Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок

    Москва, Просвещение, 1988 г.

    • Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие

    для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е

    изд., испр. — М.: Просвещение, 1979

    • Ушакова, О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи

    детей дошкольного возраста: Учебно-метод. пособие для

    воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

    — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004

    • Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного

    произношения Москва, Просвещение, 1989 г.

    • Изучение статей, конспектов по самообразованию и

    проектной деятельности

    1. Создание современной предметно-развивающей среды

    в группе, использование в работе ИКТ; Изготовление

    наглядных пособий, презентаций, игр, составление

    картотек и т. д.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»

    Одним из главных новоообразований раннего возраста является речь. Ребенок овладевает речью в общении со взрослым.Педагогическая работа, направленная на развитие у детей речи, предпологает, с одной сто...

    Педагогический проект « Развитие речи детей старшего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»

    Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходи...

    Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»

    Предлагаю перспективный план по развитию связной речи, посредствами малых форм фольклора....

    План работы по самообразованию Направление деятельности: «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста».

    В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в  их развитии. Уже на первом году жизни  ребёнок в состоянии брать  и удерживать предметы, а позднее  производить...

    Презентация "Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий"

    Презентация по теме «Развития активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий» была выбранно не случайно, хотелось мне самой повысить собственный ур...

    План работы по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

    План работы по самообразованию «Сенсорное развитие детей  раннего возраста  посредством игровой деятельности»....