«Формирование патриотизма и нравственных ориентиров через ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством».
методическая разработка (средняя группа)

Саитгалиева Елена Владимировна

План работы по данной теме в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2021-2022.docx46.26 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБДОУ «Центр развития ребенка детский сад №1387» Управления делами Президента РФ

Саитгалиева Елена Владимировна

«Формирование патриотизма и нравственных ориентиров через ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством».

        

2021-2022

 учебный год

План самообразования

Тема: «Формирование патриотизма и нравственных ориентиров через ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством».

Цель: Приобщение детей к истокам русской культуры, формирование  патриотизма и нравственных ориентиров  через приобщение к  русской народной культуре.

Задачи: 

  • Знакомить детей дошкольного возраста с национальными культурными традициями  русского быта. Формирование нравственности и патриотизма.
  • Приобщать к русской народной культуре через устное народное творчество, фольклор,  некоторые виды народного декоративно-прикладного искусства, русские народные песни  и танцевальные композиции.
  • Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как к эталону красоты, к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре
  • Создать предметно-пространственную развивающую среду в группе, способствующую  приобщению детей дошкольного возраста к знаниям истории России, народной культуре.
  • Развивать речь и творческие способности детей. Формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, игровой и  конструктивной деятельности.

Актуальность выбранной темы

Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей - все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.

Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Рост научно-технического прогресса, непрерывный каскад открытий, изобретений породили гипертрофированные представления об абсолютном приоритете логического познания перед эмоционально-чувственным, вещественного богатства над духовным. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Вопрос в том, как воспитывать нравственность. Возможно, познакомить детей с нашими традициями – русскими народными традициями, воспитывать их на материале истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельце и русским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

 В национальной образовательной инициативе «Будущее дошкольного образования» президент РФ В. В. Путин назвал важнейшие нравственные ценности,  ориентиры, на которые должно опираться современное образование. Это - жизнь  человека. Межнациональный мир. Семейные традиции. Любовь и верность, Забота о  младших и старших. Патриотизм. Вера в Россию.

План работы на 2021-2022 год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - апрель

  1. И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина.  Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством»
  2. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др.

Знакомство детей с русским народным творчеством.

  1. А.А. Грибовская «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации»
  2. Н.В. Ермолаева «Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство»

    Осенняя         ярмарка

Сентябрь

1) Праздник урожая.

И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина, стр.150 

2) Люблю берёзку русскую.

И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина, стр.152

3) Хлеб всему голова.

 И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина, стр.155

Лепка «Урожай у нас неплох».

Разучивание считалок, стихотворений, игр, загадок, пословиц по данным темам.

Утренняя гимнастика «Колобок». Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др., стр.75

Рисование «Берёзонька».

Аппликация «Красивая салфетка».

 Чтение и инсценировка русских народных сказок «Вершки и корешки», «Колосок».

«Золотая осень»

 

Октябрь

1)Золотая осень. И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина, стр.161

2) «В гостях у трёх медведей»  И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина, стр.166

3) «Уж как я ль свою коровушку люблю»И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина, стр.169

4) «С хлебом-солью всякая шутка хороша" И.А.Бойчук, Т.Н.Попушинастр.175

 Мини музей «Жостовский поднос»

Рисование «Осенний букет»

(Жостовские узоры)

Разучивание считалок, стихотворений, загадок, пословиц по данным темам.

 

Чтение и инсценировка русских народных сказок «Три медведя»,  «Хаврошечка», «Лиса и журавль»

Утренняя гимнастика

«В лес по грибы по ягоды». Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др., стр.73

Лепка «Медведи»,«Ай,качи качи-качи,глянь,баранки,

калачи»

«Печь-матушка»

Ноябрь

  1. «Печь-матушка»

. И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина, стр.179

2)«Глиняные расписные» .

И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина, стр.182

3) «В горнице»

И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина, стр.184

4) «Из-за леса,из-за гор…» И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина, стр.184

Разучивание считалок, стихотворений, игр, загадок, пословиц по данным темам.

Лепка «Хлебные изделия»

Лепка «Уточки и петушки»

 Мини музей «Городец»

Рисование «Украшаем деревянные изделия»

(Городецкие узоры)

Чтение и инсценировка русских народных сказок «Кот, петух и лиса»,  «Заюшкина избушка»

Утренняя гимнастика «Заюшкина избушка ». Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др., стр.77

 

«Здравствуй, зимушка-зима, хорошо, что к нам пришла!» 

Декабрь

1) «Здравствуй, зимушка-зима, хорошо, что к нам пришла!» 

И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина, стр.228

2)«Баю- баю- баюшок» 

И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина, стр.195

 «Водичка, водичка» 

И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина, стр.200

3) «Хочешь есть калачи – не сиди на печи» 

И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина, стр.206

4) «Волшебный сундучок Деда Мороза» 

И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина, стр.210

Разучивание считалок, стихотворений, игр, загадок, пословиц по данным темам.

Чтение и инсценировка русских народных сказок «У страха глаза велики»,  «Рукодельница и Ленивица», «Гуси-лебеди»,

«Два Мороза».

Рисование «Что в волшебном мешке Деда Мороза»

Мини музей «Гжель»

Рисование «Гжельские узоры»

Утренняя гимнастика  «Возьмём в руки молоток и построим теремок». Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др., стр.68

«Святки»

     Январь

1)«Святки»

И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина, стр.218

2) «Сказки русского народа» И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина, стр.223, 246.

                                         

 

 

«Едет Масленица дорогая»

Февраль

1) «По щучьему веленью» 

И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина, стр.241

2) «В гости к нам пришли матрёшки»

 И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина, стр.235

3) «Солдатушки, бравы ребятушки!» 

И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина, стр.251

4) «Едет Масленица дорогая» 

И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина, стр.254

Мини музей «Русская матрёшка»

Рисование «Русская матрёшка»

Чтение и инсценировка русских народных сказок «Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и серый волк», «По щучьему веленью», «Зимовье».

Разучивание считалок, стихотворений, игр, загадок, пословиц по данным темам.

Коллективная работа «Богатыри земли русской»

Утренняя гимнастика «Мы давно блинов не ели». Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др., стр.69


Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

«Сердце матери лучше солнца греет»

Март

1)« Сердце матери лучше солнца греет» 

И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина, стр.259

2) «Русь деревянная» 

И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина, стр.263

3) «Ох, лапти, да лапти, да лапти мои»

 И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина, стр.269

4) «Сороки»

И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина, стр.274

Чтение и инсценировка русских народных сказок «Лиса-лапотница», «Пузырь, соломинка и лапоть».

Мини музей «Золотая Хохлома»

Рисование «Хохломские узоры»

(подарок маме)

Разучивание считалок, стихотворений, игр, загадок, пословиц по данным темам.

Утренняя гимнастика «Матрёшки». Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др., стр.70

«Идёт матушка-весна - отворяй-ка ворота»

Апрель

  1. «Веселье лучше богатства». 

.А.Бойчук, Т.Н.Попушина, стр.280

2) «Идёт матушка-весна - отворяй-ка ворота» .

А.Бойчук, Т.Н.Попушина, стр.284

3) «Козонька рогатая, козонька бодатая»

 А.Бойчук, Т.Н.Попушина, стр.290

4) «Светлая Пасха» 

А.Бойчук, Т.Н.Попушина, стр.297

Мини музей «Весёлая Дымка»

Рисование «Дымковские узоры»

Чтение и инсценировка русских народных сказок «Снегурочка», «Лиса и козёл», «Два козлика»

Разучивание считалок, стихотворений, игр, загадок, пословиц по данным темам. 

Утренняя гимнастика «Пасхальное яичко», «Мы кормушку смастерили».

 Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др., стр.71, 80.

Рисование «Подарок к Пасхе»

«Велика Россия наша, и талантлив наш народ».

Май

 

  1. День Победы. 

А.Бойчук, Т.Н.Попушина, стр.304

2) «Делу – время, потехе- час» 

А.Бойчук, Т.Н.Попушина, стр.307

3) «Волшебный мир дерева»

 А.Бойчук, Т.Н.Попушина, стр.313

4) «Ходит конь по бережку»

А.Бойчук, Т.Н.Попушина, стр.319

Аппликация «По волнам корабль плывёт».

Разучивание считалок, стихотворений, игр, загадок, пословиц по данным темам. 

Чтение русских народных былин.

Лепка «Золотая подкова»

Мини музей «Волшебный мир  дерева» (деревянные изделия Хохломы, Городца, русских матрёшек и др.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В.В. ВОСКОБОВИЧА В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ»

Развивающие игры В.В. Воскобовича – средство, помогающее детям дошкольного возраста эффективно освоить разнообразное содержание, т.к. по своему составу это эталоны формы, цвета, величины; цифры, буквы...

Перспективный план по ознакомлению детей дошкольного возраста с русской народной сказкой

- Перспективный план по ознакомлению с р.н. сказкой по всем возрастам...

Рабочая программа "Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством"

Рабочая программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на и...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству через колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки и сказки.»

До сих пор в некоторых деревнях и сѐлах непременной принадлежностью избы, где есть малыш, является старинная крестьянская колыбель – люлька или зыбка....

План конспекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. "Валенка, да валенки"

дать детям представления о старинной обуви «Валенки», процессе их изготовления, их пользе...