Профилактическое занятие «Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоление стрессовых ситуаций в рабочем коллективе методами арт-терапии».
учебно-методический материал

Татьяна Ивановна Буракова

Профилактическое занятие 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilakticheskoe_zanyatie.docx15.16 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактическое занятие «Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоление стрессовых ситуаций в рабочем коллективе методами арт-терапии».

План профилактического занятия:

1. Выявление стадии профессионального выгорания в педагогическом коллективе.

2. Проведение специальных упражнений по арт-терапии в рабочем коллективе.

3. Заключительная часть. Отношение участников занятия к проведенным с ними упражнениям и играм арт-терапии. Высказывание мнений.

Цель: снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в педагогическом коллективе.

Задачи:

1. Способствовать осознанию педагогами своего эмоционального состояния и его влияния на качество образования.

2. Содействовать освоению способов саморегуляции своего эмоционального состояния.

3. Гармонизировать отношения внутри коллектива.

Методы:

• Арт-терапевтическая деятельность.

Предшествующая работа:

• Диагностика педагогов «Диагностика психологического климата в малой производственной группе» (В. В. Шпалинский, Э. Г. Шелест).

• Самостоятельное изучение литературы педагогами по данному вопросу.

Ход занятия

1. Выявление стадии профессионального выгорания в педагогическом коллективе.

Подведение итогов анкетирования:

У 85 % педагогов, принимающих участие в выявлении психологического климата по методике «Диагностика психологического климата в малой производственной группе» (В. В. Шпалинский, Э. Г. Шелест) выявлен высокий благоприятный психологический климат, у15 % - средний психологический климат.

Исходя из данных проведенной методики, был сделан вывод, что данный педагогический коллектив не нуждается в коррекции психологического климата внутри него.

Для предотвращения снижения уровня психологического климата внутри педагогического коллектива, было решено проведение профилактического мероприятия «Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт-терапии».

2. Проведение специальных упражнений по арт-терапии в рабочем коллективе

Упражнение «Приветствие»

Цель: формирование навыков сотрудничества.

Инструкция: задача поздороваться друг с другом, по определённым правилам. Если ведущий хлопает один раз, здороваемся рукопожатием, если два хлопка – плечами, если три хлопка – спинами.

Упражнение «Знакомство»

Цель: снятие психического напряжения, преодоление барьеров в общении.

Инструкция: представить себя группе, не прибегая к словам. Участники встают в круг. Каждый участник по очереди сделает шаг вперед, и не произнося своего имени, делает какой - либо жест или движение. После этого по сигналу ведущего все делают шаг к центру и повторят движение представляющего себя педагога. При этом сам участник не двигается и молча наблюдает.

Упражнение  «Начальник и подчиненный»

Цель:прояснение отношения к работе, определение психологического климата в коллективе.Инструкция:Один участник руководит действиями другого: говорит, какие использовать материалы или краски, что и как изображать, какое дать название работе. Затем участники меняются ролями. Участники делятся на пары. Предлагается нарисовать «Аквариум» и «Земной шар» Один из участников пары даёт пошаговые инструкции другом

Упражнение «Линейность времени»

Цель: развитие умений анализировать свои занятия и более грамотно распределять свое время.

Инструкция: нарисовать линию времени, отметив на ней точку отсчета своих первых основных профессиональных вех, профессиональных успехов и неудач. Продолжить работу, наклеивая листы с обозначением пути движения символами, знаками.

Задачи:

• Анализ своих основных профессиональных вех, профессиональных успех и неудач;

• Анализ своих пожеланий о распределении времени;

• Поиск решений для более успешной реализации своих пожеланий;

• План внедрения изменений в жизнь.

Подготовительный этап.

Сначала необходимо рассказать о задании «Линейность времени», которое предстоит выполнить. Далее спрашиваем, как и чем это задание может нам помочь. Педагоги выдвигают различные предположения, после подведения итогов размышлений, можно перейти к выполнению задания.

Основная часть.

Предлагаем педагогам вспомнить все свои основные профессиональные вехи, профессиональные успехи и неудачи. Если нужно, педагоги могут составить списки, чтобы ничего не забыть.

Далее, предлагаем нарисовать линию времени, отметив на ней точку отсчета своих первых основных профессиональных вех, профессиональных успехов и неудач. Продолжить работу, наклеивая листы с обозначением пути движения символами, знаками.

У педагога есть полная свобода в изображении линии времени, строгих правил нет, можно использовать различные символы, надписи, цвета. Все, что захочется внести и использовать. Рисунок должен вызывать у педагога приятное впечатление, желание с ним работать (10-15 минут)

Затем происходит обсуждение работ каждого (можно в парах или тройках) по 3-5 минут на человека.

Затем, предлагаем отметить на линии времени свои будущие профессиональные успехи. Затем, снова происходит обсуждение работ каждого (можно в парах или тройках) по 3-5 минут на человека.

Заключительный этап.

В конце занятия обсуждаем с педагогами полученные результаты, спрашивает о мыслях и эмоциях, которые возникли в процессе выполнения задания (в общем круге, по 1 мин на человека).

3. Заключительная часть

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: налаживание дружного отношения.

Инструкция: Педагоги сидят. Ведущий подходит к одному из них и хлопает в ладони. Затем они оба выбирают следующего участника и аплодируют ему, игра продолжается до тех пор, пока не будут охвачены все.

Упражнение «Рефлексия»

Цель: подведение итогов занятия.

Инструкция: Давайте с вами встанем в круг и будем передавать мяч друг другу. Тот, у кого в руках будет мяч, должен сказать, что ему сегодня понравилось, что нет и какое у него сейчас самочувствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспекта занятия " снижению уровня тревожности в рабочем коллективе методами арт-терапии"

В данном конспекте рассматривается методы и приёмы по снижению уровня тревожности, напряжения, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт- терапии....

Конспект профилактического занятия для педагогов на тему: "Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт-терапии"

КОНСПЕКТ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ:"СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ"Цель:...

Тренинг «СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ»

Цель тренинга: ознакомить участников с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными симптомами, причинами возникновения и развития; способствовать осознанию возможности самор...

«СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ»

laquo;СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ»Цель: повышение эффективности работы педагогического коллектива...