Семинар-практикум «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми как средство развития познавательно-исследовательской активности дошкольников »
методическая разработка

Волкова Наталья Валентиновна

семинар для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-_praktikum.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Нетрадиционные формы  и методы работы с детьми как средство развития познавательно-исследовательской активности дошкольников »

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на семинаре «Нетрадиционные формы  и методы работы с детьми как средство развития познавательно-исследовательской активности дошкольников»

А сейчас мы вам предлагаем поделиться на команды, а для этого поиграем в игру «Чудесный мешочек».

Педагогам предлагается выбрать из мешочка карточку с обозначением (воздух, вода,) и сесть за столы с определённым символом (педагоги делятся на команды).

Я думаю, тема сегодняшнего семинара выбрана правильно.

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста –один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т. п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.

В ФГОС ДО в п. 1.4 Основные принципы дошкольного образования отмечено, что одним из принципов является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. В п. 2.7 отмечено что, конкретное содержание ОО может реализовываться в разных видах деятельности: в общении, игре, познавательно-исследовательской –как сквозных механизмах развития ребенка. Рассматривая Целевые ориентиры нужно отметить, что на этапе завершения дошкольного образования одним из пунктов прописано: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

ФГОС ДО трактует познавательное развитие как образовательную область.

Познавательное развитие включает в себя такие направления как: – развитие фэмп, формирование отношения ребёнка к миру природы, ознакомление с социальным миром, техническое конструирование, и поисково-экспериментальная деятельность.

Сегодня более подробно мы рассмотрим поисково-экспериментальную исследовательскую деятельность.

Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.

ФГОС дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Я считаю, что опытно-экспериментальная деятельность, наряду с игровой, как нельзя лучше способствует решению данной задачи, так как эти два вида детской деятельности оказывают существенное влияние на полноценное, разностороннее развитие личности ребёнка. Правильная организация этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Экспериментирование – метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, относится к познавательно – речевому развитию. Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в тех новых впечатлениях, которые он может получать, а процесс обучения и воспитания в детском саду, как раз направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будут ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования. Ребёнок способен к самостоятельному поиску знаний, если педагог подготовил к этому соответствующие условия.

Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику).

Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.

Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.

Принципы построения предметно-пространственной среды в соответствии

с ФГОС ДО.

Развивающая среда должна обеспечивать:

- развитие первичных естественно научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);

- формирование умений комплексно обследовать предмет в центрах экспериментирования (с распределением материала по разделам: "Песок, глина,вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет","Стекло", "Резина" «Дерево» и т. д.)

Рекомендации для воспитателей

1. В центрах познавательно-исследовательской деятельности дошкольников организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для самостоятельной деятельности детей.

2. Постоянно пополнять центры познавательно-исследовательской деятельности дошкольников различным оборудованием, схемами для самостоятельной работы.

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования.

1. Видеть и выделять проблему.

2. Принимать и ставить цель.

3. Решать проблемы.

4. Анализировать объект или явление.

5. Выделить существенные признаки и связи.

6. Сопоставлять различные факторы.

7. Выдвигать гипотезы, предложения.

8. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

9. Осуществлять эксперимент.

10. Делать вывод.

Примерные цели экспериментирования.

1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

2. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно –исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

4. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности

- занятия;

- беседы познавательно-эвристического характера;

- знаково-изобразительные средства;

- лабораторные работы;

-киносеансы;

-прослушивание аудиозаписей;

- дидактические и развивающие игры, упражнения;

- сюжетно-ролевые игры;

-эксперименты и опыты;

-рассматривание картин;

- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;

- экскурсии и целевые прогулки;

- работа в уголках природы;

- экологическая тропа экскурсии и целевые прогулки;

-акции добрых дел;

-предметные недели;

- кружковая деятельность;

-конкурсы;

- праздники, развлечения, вечера досуга;

-театрализованная деятельность;

- дни открытых дверей;

-диагностика развития детей.

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.

2. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.

3. Выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.

5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.

6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.

7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т. д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

В мини лабораториях может быть выделено:

1. Место для постоянной выставки.

2. Место для приборов.

3. Место для выращивания растений.

4. Место для хранения природного и бросового материалов.

5. Место для проведения опытов.

6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок- вода» и емкость для песка и воды и т. д.

Приборы и оборудование для мини-лабораторий

1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы,

пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т. п.

2.Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

3.Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т. д., бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т. д.)

4.Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т. д.

Правила безопасности при проведении опытов:

1. Перед началом работы надевать халаты, фартуки, нарукавники.

2. Во время опыта не разбрасывать песок, не тереть глаза грязными руками;

3. Аккуратно пользоваться емкостью для воды;

4. Своевременно поддерживать порядок на рабочем месте (подтирать разлитую на пол или стол воду);

5. Нельзя брать в рот полученные в ходе опыта приготовленные растворы;

6. На пипетку не следует давить сильно, может треснуть стекло;

7. Раствор из пипетки необходимо аккуратно капать в стаканчик, не разбрызгивать;

8. Нельзя брать в рот лед;

9. Чужие узоры изо льда нельзя ломать и портить;

10. Неизвестные семена не стоит пробовать на вкус;

11. Опыты с огнем можно проводить только под руководством взрослых,

имея для этого специальное оборудование;

12. После опыта убирать.

Взаимодействие с родителями

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации нужно убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Упражнение «Давайте дадим определение опыта и эксперимента»

Опыт – метод познания окружающего мира через непосредственное, практическое изучение вопроса.

Эксперимент – это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого.

Упражнение «Определение порядка структурных компонентов эксперимента»

Как и любая деятельность, экспериментирование имеет свою структуру. Давайте попробуем сформулировать этапы в организации и проведении опытов с дошкольниками:

- постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации;

- прогнозирование результата (старший дошкольный возраст);

- уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;

- уточнение плана исследования;

- выбор оборудования и его размещение вместе с детьми в зоне исследования;

- выполнение эксперимента (под руководством воспитателя);

- наблюдение результатов эксперимента;

- фиксирование результатов эксперимента;

- формулировка выводов (при педагогической поддержке в младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).

Эксперименты бывают индивидуальные или групповые, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, ростом растений, помещенные в разные условия).

В момент поиска детская активность, инициативность и познавательный интерес настолько высоки, что радость от маленького детского открытия передаётся окружающим. От того, насколько увлечен нововведением сам педагог, как грамотно и тактично сможет руководить исследовательской деятельностью дошкольников, будет зависеть успех внедрения экспериментирования в практику детского сада.

Дети проявляют большой интерес к практическим опытам. Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с магнитами, песком, знакомства с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть и т. д.) Развиваются представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура, состояние, её изменчивости, отличии друг от друга.

При работе с детьми необходимо учитывать особенности экспериментирования по возрастным периодам.

В младшем возрасте надо стараться по возможности не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив несложный опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Дети в этом возрасте уже способны устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Участие педагога является обязательным.

У детей среднего возраста появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим для обеспечения безопасности и для моральной поддержки. В этом возрасте можно проводить опыты по выяснению причин отдельных явлений, дети изучают свойства воды, песка, снега.

Детям старшего возраста становятся доступными уже более сложные цепочки причинно-следственных связей. Надо стараться задавать вопрос «Почему?». Очень часто этот вопрос задают дети, что свидетельствует об определенных сдвигах в развитии логического мышления. В этом возрасте можно проводить длительные опыты.

В подготовительной к школе группе дети стараются выдвигать какие-либо гипотезы, они способны делать выводы о скрытых свойствах предмета, явлений, зачастую самостоятельно делать выводы. В экспериментальной деятельности дети приобретают знания о природных особенностях некоторых климатических зон, продолжают изучать влияние факторов окружающей среды на живые организмы, влияние человеческой деятельности на природные сообщества.

Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развиваются.

Один известный педагог-исследователь Василий Александрович Сухомлинский говорил:

Прежде чем давать знания

Надо научить думать

Воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, хочет его познавать: наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами. Все это - объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника - главный источник представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом, объяснением поможет ребенку расширять образовательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.

Перед педагогами дошкольных учреждений стоит сложная задача – выявить и поддержать адекватную форму появления детской инициативы, которая бы развивала творческое начало личности ребенка. Основные формы такой активности – наблюдение и экспериментирование.

Эксперименты влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей. Они дают детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе экспериментирования идет обогащение опыта ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Блиц-игра «Вопрос-ответ»

1.Что первично: причина или следствие?

Ответ: следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины.

2. Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.

Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развив. игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.

3. Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.

Ответ : плавает-не плавает, извлечение звуков, исследование поверхности предметов.

4. Формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию.

Ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, развив. игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.

5.Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.

Ответ: любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый. Любопытный - мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям.

6. Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.

Ответ: самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания.

Игра «ОБЪЯСНЯЛКИ» (от детей)

1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ)

.2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).

3. Это такой прибор, в который если смотришь на что-то очень-очень маленькое, оно становится большим. Он похож на бинокль, у меня дома и в детском саду они игрушечные, а в школе настоящие. (МИКРОСКОП)

4. Это такая стеклянная трубочка, в неё постоянно что-то наливают, добавляют какой-то порошок, в ней всё шипит, булькает и меняется цвет. С ней нужно быть очень осторожным. (ПРОБИРКА)

Практическая часть.

А сейчас мы покажем, какие простые опыты можно провести с детьми.

Китайская пословица гласит «Расскажи –и я забуду, покажи –и я запомню, дай попробовать -и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира.

Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру.

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

(Участники проходят в «лабораторию»)

Опыт №1 «Спасательный жилет»

Материалы: мандарин с кожурой, мандарин без кожуры, таз с водой.

Ход опыта : отгадайте, какой из мандарин утонет быстрее — в кожуре или без нее? Вопрос поставлен неверно — утонет вообще только один. Без кожуры. И даже несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет»: в кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий мандарин на поверхность воды. Этот же принцип можно увидеть, используя газированную воду и кусочек пластилина величиной с горошинку. Если бросить пластилин в стакан с газированной водой, он сначала утонет, а потом всплывет на поверхность, облепленный пузырьками воздуха. Эффект закончится, когда газ выдохнется, — пластилин утонет.

Опыт №2 «Надувающийся шарик»

Спросите детей, верят ли они в то, что воздушные шарики могут надуваться сами по себе. А затем докажите им, что очень просто! Для опыта вам понадобятся только воздушный шарик, пластиковая бутылка, сода и уксус. Насыпьте в шарик 3–4 чайных ложек соды, а в бутылку налейте около 100 мл уксуса. Затем наденьте шарик на горлышко бутылки и потрясите его, чтобы сода из шарика пересыпалась в уксус. Теперь останется только наблюдать и удивляться.А объясняется этот опыт очень просто: при взаимодействии соды с уксусом выделяется углекислый газ, который и надувает шарик.

Опыт № 3

А теперь, уважаемые педагоги давайте поиграем в игру «Жидкое и твердое»

Педагоги встают, берутся за руки. Наш круг, как и вода, может менять форму (круг вытянуть в овал). А теперь представьте себе, что вода нагревается, ей становится жарко. Каждый из вас – частица пара. Ваши ладошки стали горячими, что вам стало трудно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет активно двигаться. (Педагоги начинают бегать). А теперь вас замораживают, вам становится холодно, что вы в этом случае делаете? (становимся, ближе друг к другу, конечно надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам было теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела форму, как частица льда. Наша группа- это все те же частицы воды, но каждый раз они соединены по- разному.

Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Рефлексия.

Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам.

1 строчка –это название темы

2 строчка –это определение темы в двух прилагательных или причастиях

3 строчка –это три глагола, показывающие действие в рамках темы

4 строчка –фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме

5 строчка –завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Ответ:

1. Эксперимент

2. Увлекательный, познавательный

3. Открывает, подтверждает, доказывает

4. Жизнь без экспериментов скучна!

5. Исследование

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект «Сторителлинг – интерактивный метод работы с детьми как средство развития речи и творчества дошкольников»

Для чего детям нужны сказки, истории, мультики и фильмы? В первую очередь для того, чтобы передавать практический опыт, рассказывать о различных действиях их последствиях, совершенствовать воображение...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ....

Проект «Сторителлинг – интерактивный метод работы с детьми как средство развития речи и творчества дошкольников»

Тип проекта: познавательно-речевой и творческий;Проблема, на решение которой направлен проект:Проблема развития речи - одна из самых острых в современном образовании. Педагоги в своей р...

Использование нетрадиционных форм и методов работы с детьми, как средство развития познавательно-исследовательской активности дошкольников

Проблеме эффективности дошкольного образования и, в частности, вопросу организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста уделяется большое внимание в педагогической теории и практике...

Семинар-практикум «Переход на новые методы работы с детьми в рамках повышения профессиональной компетентности»

Выступление на тему«Как с помощью кейсов научить воспитателей решать образовательные ситуации»...

ПРОЕКТ «Сторителлинг – интерактивный метод работы с детьми как средство развития речи и творчества дошкольников»

Внедрение инновационной педагогической технологии сторителлинг в образовательный процесс ДОУ....

Материалы семинара- практикума "Интерактивные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста" "Технология развивающих игр Б.П. Никитина"

Что же такое развивающие игры для детей? Развивающие игры имеют целью - развитие ребенка. Развивающие игры ли интеллектуальные игры - это хорошее дополнение к современным детским игрушкам. в первую оч...