ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.
материал

Доровская Мария Алексеевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.

Доровская М. А.

МБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 188»

Одной из главных целей в развитии ребенка - дошкольника является развитие его познавательной активности. Дети активно исследуют окружающий мир, это заложено в них от рождения.

Познавательная активность ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и других видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности. Познавательная активность и любознательность заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний.

Ребенок не проявляет активность в неинтересной деятельности, действие по принуждению вызывает у него только негативные переживания. Но в тоже время, ребенок может длительно проявлять активность, если ему интересно. Если ребенку нравится педагог, на его занятиях всегда интересно, это  повышает познавательную активность дошкольников.

Важным средством развития познавательной активности  дошкольников является занятие. На занятиях  должен присутствовать нетрадиционный материал, так как он является одним из средств развития познавательной активности.

Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности. Она удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствует развитию творческого мышления, благотворно влияет на развитие умственных способностей, мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера, повышает интерес к занятиям, снимает усталость. Через интересные формы работы, творческую предметно-практическую деятельность ребенок познает окружающий мир, учится общаться и осознавать себя как личность. К тому же нетрадиционные материалы любопытны детям как игра с неизвестным, их использование вносит некий элемент сюрприза, волшебства.

Нетрадиционные материалы используют на занятиях по аппликации и моделированию-конструированию. Материалы очень разнообразны.

Все нетрадиционные материалы можно классифицировать на группы:

  1. Бумага и картон (наждачная бумага, обои, однослойный и гофрированный картон, коробки, упаковки кондитерских и др.)

Работа с изделиями из бумаги и картона даёт дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно кругозор. Она развивает представление о возможностях предметов, обучая  конструировать и моделировать.

  1. Природные материалы: древесные опилки, стружки, шпон, спички, срезы веточек дерева, кожа, мех, перья птиц, яичная скорлупа, крупа и т. д.

 Поделки из природного материала с детьми дошкольного возраста – это прекрасный способ обучения малышей. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

  1. Металлы: проволока, жестяные банки, фольга.

Процесс практической работы с проволокой, фольгой и жестью обеспечивает элементарные представления о металле, его свойствах и использовании этих свойств при обработке. Основные приёмы обработки металлов, с которыми знакомятся дети, - резание, сгибание, скручивание, плетение.

  1. Пластмассы и синтетические материалы: трубочки для фломастеров, стержни авторучек и коктейлей, капсулы «Киндер-сюрпризов», упаковки с ячейками в коробках для конфет, парниковая пленка,  пуговицы, пенопласт, пробки.
  2. Волокнистые материалы: ленточки, тесьма и шнуры, губки для мытья посуды, синтепон, вата, ватные диски, ватные шарики.

Наиболее доступны в обработке ватные диски, ватные шарики, поролон и синтетические салфетки, их всегда можно найти в каждом доме.

Ватные диски – это плоские ватные круги. Их можно использовать в аппликации и оформлять объемные поделки.

Из поролона и ватных шариков можно смастерить объемные игрушки, пригодятся они и в аппликации.

Цветные синтетические салфетки очень удобны для аппликации и шитья мягких игрушек, так как салфетки достаточно прочные и мягкие, их легко разрезать, склеивать и сшивать, скреплять за счет прорезей в деталях. Детям с салфетками работать проще, чем с тканью и даже с бумагой.

Многим детям очень нравится играть с пуговками. Можно сделать игру с пуговицами увлекательной, в ходе которой можно ставить различные дидактические задачи. Игры с пуговицами способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, глазомера, концентрации внимания, усидчивости, навыков классификации, развитию элементарных математических представлений (закрепляют знание цветов и размеров, обучают счету и др.).

С пуговицами можно делать красивые аппликации, использовать их в лепке, заполнять ими раскраски, выкладывать пуговицами верную дорогу в лабиринтах для детей, клеить из пуговиц мини-игрушки и даже делать украшения.

Пластиковые крышки – это наиболее доступный материал, который можно найти в каждом доме. Пластиковые крышки различны по величине и по цвету. И это предоставляет безграничный простор для творчества. Крышки от пластиковых бутылок – хороший исходный материал, который можно использовать для создания занимательных игр.

Начинать надо с простого. Например, распределить крышки по цвету. Далее учить закручивать и раскручивать крышки от пластиковых бутылок различных размеров и форм.

Выкладывать «дорожки», «бусы», «змейки», «паровозики с вагончиками», «елочные гирлянды». Затем пробовать выкладывать из крышек фигуры (квадрат, круг, треугольник, спираль).

Крышки можно использовать и как «сухой бассейн», а также для различных настольных игр.

Не обычный  материал - губки для мытья посуды. Использование губок значительно повышает творческий интерес к работе, развивает объёмное и пространственное мышление, мелкую моторику рук, учит логическому мышлению, ориентировке в пространстве  Губки приятные на ощупь, их можно сжать в кулачке – они вновь расправятся. Их можно намочить и провести эксперимент (мокрые, сухие), впитывают и отдают  воду.  Губки можно использовать в конструирование (постройки из губок).

Из губок для мытья посуды легко сделать мягкую мебель - кресла, диван или кровать, так как материал мягкий, имеет ровную поверхность, хорошо режется ножницами, прекрасно принимает необходимую форму с помощью ниток или тонких лент. Губки бывают поролоновые и в виде мочалок с большими отверстиями, они более твердые и хорошо держат форму.

Это далеко не полный список материалов,  для некоторых перечисленные материалы не являются редкими и новыми.

Непременным условием развития детского познания является обогащенная предметно-пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, а также нетрадиционный материал. Основная цель использования нетрадиционного  материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Крашениников Е.Е, Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. М.: Мозаика – синтез,2012.
  2. Новикова И. В.,  Работа с нетрадиционными материалами в детском саду. Поролон, ватные диски, ватные шарики, гофрированный картон.  Академия развития – 2012.
  3. Новопавловская, Ю.А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса....

Мастер-класс на тему: "Использование нетрадиционных материалов в работе с детьми".

В данном мастер-классе представлена работа с детьми и педагогами на тему: "Использование нетрадиционных материалов в работе с детьми".Ребята изготавливают поделки из салфеточной бумаги....

Презентация опыта работы "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"

Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического процесса во все ее сферы диктуют мне как педагогу необходимость поиска новых подходов, выбор и внедрение более эффе...

Использование нетрадиционных материалов в работе с детьми с ОНР

Ключевые слова: нетрадиционные материалы, дети с ОНР, игровая логопедия, игры, упражнения, логопедические приёмы.Работая учителем – логопедом стала замечать у детей «угасание» познав...