КУРСОВАЯ РАБОТА "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал ( группа) на тему

Тараканова Аксана Александровна

Курсовая работа по профилю "Дошкольное образование"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

Бюджетное учреждение высшего образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Сургутский государственный педагогический университет»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»

Профиль «Дошкольное образование»

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО

РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Курсовая  работа

Исполнитель: Тараканова А.А.,

студентка группы Б-03061 заочного отделения

                                                                                  ____________________________________

Научный руководитель: Зырянова С.М.,

к.п.н., доцент кафедры ТиМДиНО

_____________________________________

Заведующий кафедрой: Толмачева В.В.,

к.п.н., доцент кафедры ТиМДиНО

                                                                                  _____________________________________

Оценка ______________________________

                                                                         

Сургут 2016 г.

Оглавление

Введение        …..

Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста        8

1.1. Историко-логический анализ проблемы познавательного развития детей старшего дошкольного возраста        8

1.2. Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста        12

1.3. Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста        

Заключение        33

Список используемой литературы        


Введение

           Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению   инициативности и творчества в решении актуальных проблем. Первоосновы такой личности нужно заложить уже в дошкольном возрасте.  Главной проблемой работы педагогов дошкольного образования является развитие личности дошкольника,   готовности его к школьному обучению. Проблема развития  дошкольника, подготовки его к школе,  сложна и актуальна, ее развитие неразрывно связано с процессом формирования познавательной активности у дошкольников.

           С принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации" [26] и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ от 17.10.2013 г. № 1155) [25]  сформированы предпосылки правовой базы для формирования системы образования населения.

           Новые общественные отношения в современном мире, новые требования к образовательному и воспитательному процессу изложены в документе «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». В содержании ФГОС ДО п. 2.6 в образовательной области «Познавательное развитие» говорится о том, что «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности…» [25].

           В п. 2.7 познавательно-исследовательская деятельность отмечена как главный механизм развития ребенка, а именно:

- в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия…;

- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - …экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.)…;

- для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - …познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал…

Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна  из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

Основы познавательного развития необходимо закладывать с раннего возраста: от эмоционального воспитания до активного действия. Целью познавательного образования в дошкольном детстве является становление у дошкольников научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью на основе чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения человека.

Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как отечественные (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Е.И. Конради, А.А. Смирнов и др.), так и зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже,             В. Штерн и др.).  

Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский,                   А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддьяков,                          А.И. Сорокина,  Г.И. Щукина и др.), особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская, B.C. Юркевич), возрастную специфику проявления детской любознательности (Д.Б. Годовикова,                   В.Г. Иванов, Г. Лямина),  процесс появления и развития детских вопросов               (Н. Бабич,  Л.Ф. Захаревич, Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова).

В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных интересов в дошкольном возрасте                      (В.В. Барцалкина, Л.Н. Вахрушева, М.И. Лисина, Л. Маневцова,                         М.В. Марусинец, Л.Ф. Островская, Н.В. Пророк, Е.О. Смирнова и др.).

Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес. В работах Л.С. Выготского,     М.И. Лисиной,          Е.И. Щербакова,             Г.И. Щукиной выделены условия формирования познавательной активности детей: своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка.

Современные исследователи рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребёнка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника.

На современном этапе общественного развития важным звеном является система образования в целом, а также дошкольное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные фундаментальные навыки и умения, которые необходимы в дальнейшем обучении. Педагогическая реальность каждый день доказывает, что процесс обучения проходит намного эффективнее, если дошкольник проявляет свою познавательную активность.  В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности, все более широкое распространение получают различного рода игры.  На протяжении многих лет наука ищет истинно детскую деятельность, которая насыщенно бы развивалась в дошкольном детстве без помощи взрослых и даже благодаря  их действиям. Такой деятельностью, по мнению современных исследователей, оказалось детское экспериментирование [8].

Следовательно, проблема развития познавательной активности у детей посредством экспериментирования является актуальнойВ особенности она важна в отношении детей старшего дошкольного возраста. Нынешние дети живут и воспитываются в эпоху информатизации, в связи с ситуациями быстро меняющейся жизни, когда  от человека требуется не только владение знаниями, но и в главную очередность умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Необходимо развивать в детях умение быть пытливыми, общительными, умеющими не теряться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными и творческими личностями.

Цель: теоретически обосновать  проблему развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами детского экспериментирования.

Объект исследования: процесс познавательного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования: развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами детского экспериментирования.

Задачи исследования:

1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста;

2) изучить особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста;

3) выявить возможности детского экспериментирования в процессе развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования. Теоретические:

- теоретический анализ и обобщение литературы;

- интерпретация литературных источников;

- метод сравнительного анализа.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, теоретической главы, заключения, списка используемой литературы.

Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Историко-логический анализ проблемы познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само  умственное развитие – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний  и умений, развитие психических процессов (восприятие, воображение, память, мышление), овладение речью [5].

Все эти звенья взаимосвязаны: развитие психических процессов, овладение речью, формирование познавательных интересов осуществляется  при усвоении детьми знаний, приобретаемых в различной деятельности в дошкольный период детства.

В отечественной психологии, благодаря трудам представителей школы Л.С. Выготского, и особенно трудам Д.Б. Эльконина, твердо укоренилось представление об историческом происхождении периодов детства и, в частности, его дошкольного периода. Он возник в ходе истории как период становления общечеловеческих психических качеств, еще не разграниченных по рубрикам специальных знаний и навыков, усвоение  которых начинается в школьном возрасте [17].

Основное средство такого становления – специфически "детские" виды деятельности – предметная игра, рисование, конструирование из  подручного материала и др. Эти виды деятельности, так же, как дошкольное детство в целом, сложилось исторически, и, следовательно, именно их анализ, выявление складывающихся в ходе овладения ими и их реализации психических качеств может служить основанием  для вывода, на что должно быть  направлено дошкольное обучение.  

Развивающий  эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям и какие  методы обучения применяются. Отечественные психологи  и педагоги (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова) разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, позволяющие существенно повысить развивающий эффект обучения, его влияние на развитие умственных способностей. Однако, совершенствование развивающего обучения – не единственный способ воздействия на развитие этих качеств [5].

В познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста важную роль играют все психические процессы. Умственная деятельность неразрывно связана с развитием внимания. На протяжении дошкольного детства внимание развивается от непроизвольного, незначительного по объему к устойчивому, сосредоточенному.

Проблема развития познавательной активности рассматривается в исследованиях ряда педагогов и психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович,              В.Б. Голицын, О.М. Дьяченко, В.С. Ильин, Н.Н. Поддъяков, Т.И. Шамова,               Г.А. Щукина и др.), направленных на изучение различных аспектов обучения детей. Отмечается, что продуктивность интеллектуального развития детей зависит и от того, как организован процесс обучения, и от обратной связи в этом двухстороннем процессе, т. е. от позиции самого ребенка, его познавательной активности. Все это способствует эффективному самонаращиванию и саморазвитию ребенка, развивает такие качества как активность, гибкость, эвристичность, креативность, самостоятельность.

По мнению Р.С. Немова, познавательная активность формируется, главным образом, в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями ребенка [2].

Анализ литературы по данной проблеме показал, что категория «активность» интересовала еще древних философов Аристотеля, Сократа, Спинозу, Эпикура и др.

Сократ считал, что абсолютное знание невозможно вложить в душу ребенка в готовом виде. Невозможна не только передача готового знания, но и передача отношения к нему, этических норм и понятий о нравственности и добродетели. Эти чувства можно развивать из тех зародышей, что имеются в душе ребенка. Причем развивать их должен сам ребенок, а взрослый лишь помогает ему в этом процессе.

Аристотель доказывал, что надо учить ребенка рассматривать и исследовать окружающий мир, связывать между собой на основе ассоциаций сходное в окружающих предметах и, обобщая собственный опыт, формулировать понятия [14].

Спиноза дает свое определение свободы как познанной необходимости, открывая новую страницу в психологических исследованиях пределов регуляции и формирования волевой активности человека [3].

В.С. Ильин считает, что в основе развития познавательной активности лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент.

По мнению Т.И. Шамовой, познавательная активность есть деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности [24].

Педагоги Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский определяли познавательную активность как естественное стремление детей к познанию. Познавательная активность ребенка рассматривается в контексте с познавательной деятельностью и определяется как состояние готовности к познавательной деятельности и порождает ее.

Познавательная активность выступает как предпосылка и результат психофизического развития ребенка. Развитие психики при этом рассматривается как реализация внутренних и внешних структур, определяющих характеристики познавательной активности ребенка. Источником познавательной активности является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется, как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.

Два основных фактора определяют познавательную деятельность как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога. Познавательная активность является природным проявлением интереса ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют:

  • внимание и особенная заинтересованность;
  • эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.);
  • действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета (тут важно учитывать качество и разнообразие обследованных действий, паузы);
  • постоянное притяжение к этому объекту [2].

Итак, познавательное  развитие – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний  и умений, развитие психических процессов (восприятие, воображение, память, мышление), овладение речью. Все эти звенья взаимосвязаны: развитие психических процессов, овладение речью, формирование познавательных интересов осуществляется  при усвоении детьми знаний, приобретаемых в различной деятельности в дошкольный период детства. В умственном развитии детей старшего дошкольного возраста важную роль играют все психические процессы. Умственная деятельность неразрывно связана с развитием внимания. На протяжении дошкольного детства внимание развивается от непроизвольного, незначительного по объему к устойчивому, сосредоточенному.

1.2. Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Развитие познавательной деятельности, умственной работоспособности, познавательной активности – важнейшие стороны человеческой деятельности, осуществляемой на протяжении всей жизни. По мнению И.С. Штепиной, познавательная активность – это черта личности, которая проявляется в ее отношении к познавательной деятельности, предполагающая состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение ребенком социального опыта, накопленных человечеством знаний и способов деятельности, находящая проявление в познавательной деятельности. Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале [23].                          
И.С. Штепина считает, что распознать познавательную активность ребенка несложно:

  1. Увлеченность предметом, рассказом, деятельностью;
  2. Ярко выраженное стремление выполнять разнообразные, особо сложные задания, желание продолжать занятие по его окончанию;
  3. Проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий, достижения результата, осуществлении контроля;
  4. Общение со взрослым, вопросы направленные на познавательные интересы;
  5. Эмоциональное отношение к предмету (рассказу, деятельности), постоянное к нему стремление.

Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста имеет характерные, присущие только данному периоду, особенности. Учет индивидуальных характеристик детей и закономерностей психических процессов способствует развитию познавательной сферы старших дошкольников, достижению высокого уровня ее сформированности, также благодаря этому совершенствуется интеллектуальная и эмоционально-волевая структура личности.

Проблема познавательной активности отражена в содержании ФГОС ДО (Приказ №1155 от 17.10.13 г). Образовательная область  «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [25].

В примерной основной образовательной  программе дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» / под редакцией              Е.А. Хилтунен (2014 год) одной из главных задач является:

• развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических, творческих способностей детей, их стремления к саморазвитию;

• поддержка и развитие детской инициативности и самостоятельности в познавательной, коммуникативной и творческой деятельности.

            Целевым ориентиром освоения примерной основной образовательной программы «Детский сад по системе Монтессори» является комплексная характеристика ребенка, складывающаяся в процессе жизнедеятельности в дошкольной образовательной организации: к 7 (8) годам дети приобретают навык самостоятельной познавательной деятельности, умение делать выбор занятия и завершать начатое дело. Они любознательны и активны в исследовании окружающей жизни. Имеют желание учиться [20].

Целью примерной основной образовательной программы «Детство» / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой (2014 год) является: создание каждому ребенку в детском саду возможности для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру [4].  

В целевых ориентирах примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (2014 год) указаны следующие:

• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

• Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте [11].

В примерной основной образовательной программе «Успех» / под редакцией Н.В. Фединой выделен принцип проблемного образования, который предполагает решение задачи, поиск ответа на вопрос или разрешение спора, характеризующиеся преодолением детьми определённых трудностей. Важно, чтобы проблема имела практическое значение для ребёнка — важное в его жизни и деятельности. Решая проблемы, ребёнок усваивает один из главных жизненных и образовательных уроков: окружающий мир не просто разный, он многообразный и меняющийся, в нём всё не по шаблону  [27].

Примерная основная образовательная программа «Открытия» / под редакцией Е.Г. Юдиной (2014 год) основана на глубокой уверенности в том, что каждый ребенок имеет право на образование, опирается на сильные стороны ребенка и предоставляет ему широкие возможности для активного, осмысленного познания мира посредством игры и других, адекватных возрасту форм и методов образования. При этом педагог, являясь партнером и помощником, постоянно отвечает на вопрос: как обеспечить наиболее полное, возрастосообразное развитие каждого ребенка в соответствии с его реальными интересами, склонностями и возможностями [12].

Таким образом, анализируя разные образовательные программы, нужно отметить, что все примерные основные образовательные программы одной из главных проблем в решение задач выделяют развитие познавательной активности детей.

Развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста способствует постановка развивающей познавательной деятельности дошкольников. В ней у ребенка накапливается жизненный опыт, происходит познание окружающей действительности, усвоение знаний, вырабатываются умения, навыки, развиваются познавательные процессы. Познавательная деятельность дошкольника характеризуется активной преобразующей позицией ребенка как субъекта этой деятельности.

А.Н. Леонтьев выделяет следующую структуру познавательной деятельности как способ взаимодействия компонентов системы, включающую в себя:

Цель – получить знания.

Мотив – различен в зависимости от ситуации.

Способы – познавательные умения, действия.

Условия – организованная развивающая среда, способствующая достижению цели.

Результат – получение знания.

Основные принципы организации успешной среды, подразумевающей познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста, – осознанность и активность ребенка в получении нужного знания. Структура познавательной деятельности, по мнению А.Н. Леонтьева, должна выстраиваться с учетом этих принципов [2].  

 На возрастных этапах развитие познавательных процессов характеризуется своими особенностями. Психические познавательные процессы в старшем дошкольном возрасте обретают произвольный характер. Дети получают знания о себе, об окружающем мире, целенаправленно усваивают информацию, способны анализировать, прибегают к обобщению. Формируется познавательная активность, определяющая в дальнейшем уровень развития ребенка. Чем больше уделить внимания на стадии дошкольного возраста, тем легче детям будет в школьной жизни [2].

 Внимание старшего дошкольника начинает привлекаться предметами и объектами, связанными с переживаниями, вызываемыми эмоциями, а также раздражителями, имеющими непосредственную связь с потребностями ребенка. С развитием же произвольного внимания дети в силах направить свое сознание и удерживать его довольно долго на определенных явлениях, объектах, пока есть интерес.

Дети учатся управлять своим вниманием, но в силу возраста по требованию взрослого им еще трудно переключиться с интересного объекта на заданный. Позже дошкольники могут распределять внимание и действовать с несколькими предметами. В завершении дошкольного периода дети способны к получасовым занятиям. Внимание переходит в произвольное, а от него уже к начальной ступени послепроизвольного, когда старший дошкольник сам возвращается к заинтересовавшей ранее деятельности, бывшей объектом произвольного сосредоточения.                          А.М. Козлова, И.К. Никифорова считают, что формированию сферы внимания способствуют [21]:

- организация режима дня с правильно подобранными задачами (умеренная нагрузка, перемена видов деятельности).

- подбор материала эмоционально насыщенного, вызывающего интерес.

- включение развивающих упражнений.

 Память детей старшего дошкольного возраста отличается непроизвольностью. Ребенок не ставит задачи сознательно запомнить что-либо для последующего воспроизведения. То, что вызывает эмоциональное переживание и интерес, легче запоминается.

Для старшего дошкольного периода характерно механическое запоминание, осуществляемое путем повторений. Ребенок опирается на внешние связи объектов. Старшие дошкольники приобретают навык смыслового запоминания, фундамент которого заложен на содержательных связях частей материала, также материала и прошлого опыта. Образная память долгое время является преимущественной для дошкольника. Познавательные процессы, в особенности восприятие и мышление, влияют на ее развитие. Дети при запоминании выделяют преимущественно яркие признаки у предмета [8].

С развитием интеллектуальной сферы развивается словесная память. Ребенок запоминает существенные связи объектов. Двигательная память дошкольника значительно развивается благодаря сформированному зрительному образу. Роль взрослого в качестве образца по мере усвоения движений уменьшается, и дети сравнивают движения уже со своими личными идеальными представлениями. Это значительно расширяет двигательные возможности детей.

 Для развития восприятия объединяются психические процессы и опыт, получаемый из окружающего мира. Активному развитию восприятия способствует разнообразная деятельность: конструирование, рисование, просмотр фильмов, прогулки. Особое значение отдается ролевым играм, где моделируются фрагменты окружающей информации, вызвавшие интерес, и познается воспринятая информация.

Сущность восприятия отражается в получении и переработке полученных данных из внешнего мира. Старший дошкольник узнает, выделяет уникальные свойства объектов, их особенности, назначение. Активно развиваясь, восприятие позволяет детям узнавать интересующие их предметы, выяснять существующие связи. Целесообразно организованные доступные виды деятельности способствуют развитию восприятия.

 Л.В. Поздняк утверждает, что накопленная за период раннего возраста образная информация и простейшие понятия служат основой развития мышления. За счет оперирования старшим дошкольником образами расширяются границы познания. Усвоение понятий во многом определяет развитие мышления. Особенно трудным для детей старшего дошкольного возраста является правильное определение понятия. Он объединяет несоединимые по логике признаки предметов [7].

Использование собственных представлений порождает необычность рассуждений. Рассуждая, малыш использует обобщение и сопоставление, перебирает возможные варианты, использует чувственный опыт и информацию, полученную от взрослого. В пятилетнем возрасте дети понимают причинные связи объектов, переходят от глобальных к точным объяснениям, от внешних признаков к скрытым, внутренним, постигают обобщенную закономерность [14].

Уровень мышления зависит от познавательной активности, формируемой семьей и дошкольным учреждением. Используя продуктивные виды познавательной деятельности, к примеру, дидактические игры, взрослые оказывают непосредственное благотворное влияние на развитие мышления дошкольника. Дошкольный возраст характерен переходом к словесно-логическому, когда ребенок решает поставленные задачи, используя речь. Это подразумевает формирование у детей внутреннего плана действий, присущего логическому мышлению.

 Л.С. Выготский говорит о том, что процесс развития воображения проходит у детей старшего дошкольного возраста в 2 этапа. Сначала оно носит непроизвольный характер, представления возникают спонтанно. На втором этапе возникают активные формы воображения, появляется произвольность процесса. Первоначально представления возникают по инициативе взрослого, затем ребенок вызывает их целенаправленно сам. Это находит отражение в играх, они приобретают сюжетный характер.

Развитие воображения влияет на формирование всей познавательной сферы, обуславливая мыслительную деятельность и способствуя расширению словарного запаса. Появление умения создавать замысел, достигать его, отражает рост воображения в дошкольном возрасте. Старший дошкольник фантазирует произвольно до начала деятельности, обдумывает ее ход, планирует процесс воплощения [19].

Речевое развитие стимулируют переход к внеситуативному общению, усложнение деятельности, расширение социальных контактов. Количественный и качественный состав словаря ребенка зависит от условий воспитания, коммуникативных навыков, индивидуальных особенностей. Старшие дошкольники учатся выстраивать словосочетания, предложения по правилам грамматики [6].

Для речи старшего дошкольного возраста характерно словотворчество, выражающее недостаточный уровень владения грамматическими формами. В речевых высказываниях дошкольника старшего периода преобладают простые предложения. С возрастом предложения становятся более сложными. Активное овладение речью сопровождается овладением ребенком нормами произношения.

Появляется планирующая функция речи. Ребенок формулирует свою деятельность вслух, словесно фиксирует ее результаты, сопровождает речью действия. Постепенно происходит переход во внутреннюю речь – умственный план. В дошкольном возрасте усложняются коммуникативные функции и формы языковой деятельности, усваиваются речевые навыки. В интенсивном развитии речи совершенствуются все психические познавательные процессы.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие достигается с помощью игры. Дидактические игры активизируют познавательные процессы, развивают познавательный интерес, формируют стремление к познанию нового, воспитывают волевые качества, способствуют образованию связной речи. Большинство развивающих упражнений направлены одновременно на совершенствование нескольких познавательных процессов [24].

Для развития речи детей подходят задания-пересказы, в которых ребенок совершенствует фонематический слух и произношение. Для совместного формирования речи и воображения детям предлагают придумать собственный рассказ.

Развитию слуховой памяти способствуют упражнения, требующие запомнить слова или пары слов и воспроизвести их. Зрительная память и внимание легче всего формируются в заданиях типа: «Вот предметы. Посмотри внимательно. Старайся запомнить расположение, особенности. Закрой глаза, а я пока переставлю их местами. Теперь расставь предметы в начальном порядке» [9].

Воображение детей развивается практически в любой деятельности: рисование, игра, занятия с пластилином. Предложение дошкольнику придумать образ или героев игры формирует произвольность воображения.

Развитие зрительного восприятия происходит в процессе установления дошкольником формы, цвета, размеров предметов. Прекрасным вариантом станут упражнения с мозаикой, паззлами, конструктором, пирамидками. Для слухового восприятия подбираются задания со звуковым сопровождением. Например, детям нужно определить, кто издает тот или иной звук.

Огромное значение для познавательного развития малыша 5 лет имеет осознанное знакомство с разными источниками информации (книга, телевизор, компьютер).

Уровень развития мыслительных операций у малыша 5-7 лет (анализ, сопоставление, обобщение, систематизация и т.п.) помогают ему более осознанно и глубоко принимать, постигать и разбираться в имеющихся и поступающих сведениях о нашем мире [9].

К старшему дошкольному возрасту у детей начинает проявляться избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к отдельным познавательным содержаниям, объектам либо явлениям. К избирательным интересам детей нужно относиться пристально и заботливо; всячески поддерживать и развивать их. Конкретно личные интересы и потребности активизируют познавательные способности и возможности малыша [5].

             Р.С. Немов выделяет следующие уровни познавательной активности дошкольников:

            Первый уровень – воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий ребенка, отсутствием интереса к углублению знаний, отсутствием вопроса «Почему?»

           Второй уровень – интерпретирующая активность. Характеризуется данная активность стремлением ребенка к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Показателем интерпретирующей активности, по мнению ученого, может выступать большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ребенок стремится довести до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

            Третий уровень – творческая активность, характеризующаяся интересом и стремлением ребенка не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этого новый способ. Характерной особенностью этого уровня активности является проявление высоких волевых качеств ребенка, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что ребенок знал, что уже встречалось в его опыте, и новой информацией, новым явлением [13].

            Таким образом, познавательная активность – это личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к учению, умственное напряжение, проявление волевых усилий в процессе овладения знаниями, отзывчивость ребенка к процессу учения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.

            Итак, у детей старшего дошкольного возраста наблюдается:

- рвение расширить познаваемые горизонты реальности;

- желание выявить и вдуматься в имеющиеся в нашем мире связи и дела;

- энтузиазм к новым источникам инфы;

- потребность утвердиться в собственном отношении к окружающему миру;

- более калоритные и точные (по сопоставлению с предыдущими годами) личные познавательные интересы и предпочтения.

К концу дошкольного возраста у ребенка на базе восприятия и переработки информации о мире начинает складываться первичный простой образ мира, который человек узнает (расширяет, конкретизирует, уточняет и пр.) всю жизнь. Приобретенная и присвоенная в дошкольном возрасте познавательная информация является базой для следующего развития малыша.

На основании возрастных черт познавательного развития определяются цели, задачи, содержание и главные направления в работе взрослых с детками 5-7 лет.

Основной целью познавательного развития старших дошкольников является развитие познавательных интересов и потребностей детей, как принципиальной предпосылки готовности к обучению в школе.

1.3. Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Познавательная активность способствует развитию субъектной позиции детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с окружающим миром. Важно отметить, что в дошкольном возрасте предпосылками для развития познавательной активности детей являются: развивающиеся возможности мышления ребенка, развитие познавательных интересов дошкольников, формирование продуктивной и творческой деятельности, взаимодействие детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром.

Детское экспериментирование является важнейшим из средств развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, которое направлено на познание ребенком окружающего мира. Экспериментальная деятельность детей рассматривалась в работах многих ученых. Н. Н. Поддьяков исследовал специфику и виды детского экспериментирования; О. В. Дыбина,  И. Э. Куликовская,  Л. Н. Прохорова  и Н.Н. Совгир рассмотрели возможности детского сада в организации экспериментальной деятельности [21].  

Эффективным методом познания окружающего мира в детском саду является метод экспериментирования. А. И. Иванова, И. Э. Куликовская,         С. Н. Николаева,  Н. А. Рыжова, Н. Н. Поддьяков и другие исследователи говорят о значимости использования метода экспериментирования в работе со старшими дошкольниками.

Исследования Н.Н. Поддъякова доказывают, что причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность или в игру.

Опираясь на труды отечественных педагогов Г.М. Лялиной,                     Е.А. Панько, А.П. Усовой, напрашивается вывод  о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия. Следовательно, встает вопрос: на какой деятельности должен строиться обучающий процесс, если ведущей является игровая деятельность, а наиболее эффективной для обучения дошкольников - практическая?

           Н.Н. Поддъяков отметил: "В течение многих лет мы искали истинную детскую деятельность, которая интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства без помощи взрослого и даже вопреки его действиям. Такой деятельностью оказалось детское экспериментирование, которое направлено на получение сведений о физических свойствах того или иного предмета или явления. По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели".

         В 90-ые годы в ходе исследовательской работы, он пришел к выводу, что ведущим видом деятельности дошкольников является экспериментирование, поскольку у детей дошкольного возраста очень сильно выражена реакция на новизну. Они обладают в таком возрасте действенным специфическим мышлением, знакомятся с определенными предметами, их свойствами, а полученные сведения заносят в свой банк памяти [15].

         Эта идея не всеми была понята и принята, слишком устойчивым было представление о том, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. К сожалению, взрослые очень часто не понимают детей и расценивают их исследовательскую деятельность как бесцельную. А ребенок же занимается именно познанием мира через экспериментирование. Природа поставила перед ним задачу - изучить и запомнить свойства всех объектов без какой-то бы ни было избирательности, без деления их на нужные и ненужные, полезные и бесполезные. Моделировать приобретенный опыт дети будут позже, в игре.

          Опираясь на труды Л.С. Выготского и Н.Н. Поддъякова, нам стало ясно, что между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.

Академик Н.Н. Поддъяков доказал, что лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим расстройствам, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей дошкольников:  

          Фундаментальный факт заключается именно в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования [16].

По мнению академика Н. Н. Поддьякова, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь,  самостоятельно  воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.  Процесс познания – творческий процесс, необычайно важный в личностном становлении ребенка – дошкольника. Экспериментирование побуждает творческую и познавательную активность детей, стимулирует воображение ребенка, включает его в творческую деятельность. Экспериментирование позволяет насытить атмосферу группы детского сада разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии. Кроме того, экспериментирование – это естественная, закономерная форма познания ребенком окружающего мира, соответствующая его возрасту. Экспериментированием пронизана сама жизнь ребенка – дошкольника. Соприкасаясь с окружающим миром, он ежеминутно, ежечасно исследует, экспериментирует и в итоге – познает.

         Развитие познавательной и творческой активности дошкольников в процессе детского экспериментирования  стало очень актуальным. Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, начиная со средней группы, направлены на то, чтобы помочь ребенку приобрести не только новые знания о том или ином предмете, но и развить у него навыки взаимодействия с объектом, познание его свойств, связей и т.п. Деятельность экспериментирования, которая формируется в русле собственной активности ребенка, интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста. В отечественной науке экспериментирование рассматривается как особая форма поисковой деятельности ребенка.

Для усвоения некоторых признаков и свойств предметов очень эффективны поисковые действия ребенка, направленные на определенный результат. Благодаря этому у ребенка развивается наглядно-действенное мышление. Поисковые действия, стимулируемые педагогом в процессе обучения, направлены на познавательный результат, в этом  их особая педагогическая ценность.

Творческий коллектив под руководством Н.Н. Поддъякова осуществляет разработку теоретических основ метода детского экспериментирования. На основе их исследований можно сформулировать следующие основные положения [17].

1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития старших дошкольников.

2. В детском экспериментировании проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества — новых построек, рисунков сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования).

3. Детское экспериментирование является основой любого процесса детского творчества.

4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.

5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

         Как отмечает О.В. Дыбина, важным в использовании метода экспериментирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста является то, что в процессе эксперимента:

- дошкольник приобретает реальные знания об изучаемом объекте, о его взаимосвязи с другими объектами и окружающей средой;

- у ребенка обогащается память, мыслительные процессы активизируются вследствие того, что необходимо постоянно анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;

- у детей развивается речь, так как ребенок формулирует выводы исходя из увиденного;

- происходит обогащение умственных умений (приемов и операций);

- формируется самостоятельность ребенка, умение ставить перед собой не сложные цели, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

- также развивается эмоциональная сфера старшего дошкольника, его творческие способности, происходит приобщение детей к труду, повышается уровень двигательной активности, укрепляется здоровье [16].

Дети старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование. У них формируется ряд навыков данной деятельности: видеть проблему и выделять ее, постановка и принятие цели деятельности, решение проблемных ситуаций, умение проанализировать объект или явление, способность выделять признаки взаимосвязи, сравнение различных свойств, способность делать предположения, выбор средств и материалов для работы, проводить опыты, делать умозаключения и выводы.

Систематическая работа, направленная на развитие детской экспериментальной деятельности, способствует приобретению данных навыков у детей. У ребенка старшего дошкольного возраста познавательная активность определяется оптимальностью отношений к деятельности, активностью усвоения разных способов положительного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на использование в практике повседневной жизни.

Н.Н. Поддьяков утверждает, что главным в познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования являются разногласия между знаниями, умениями и навыками, которые были усвоены в процессе достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, возникающими в результате постановке цели эксперимента и ее достижения [15].

Дети старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование. У них формируется ряд навыков данной деятельности: видеть проблему и выделять ее, постановка и принятие цели деятельности, решение проблемных ситуаций, умение проанализировать объект или явление, способность выделять признаки взаимосвязи, сравнение различных свойств, способность делать предположения, выбор средств и материалов для работы, проводить опыты, делать умозаключения и выводы.

Систематическая работа, направленная на развитие детской экспериментальной деятельности, способствует приобретению данных навыков у детей. При правильном построении деятельности у детей старшего дошкольного возраста формируется способность задавать вопросы, и дети пытаются сами найти на них ответы.

Инициатива проведения опыта находится в руках дошкольников. Дети обращаются к педагогу с просьбами и предложениями по проведению эксперимента. Воспитатель занимает роль более опытного друга и советчика. Он не должен навязывать детям свое мнение, ребенок должен попробовать разные варианты и сам попросить помощь воспитателя, но воспитатель на просьбу о помощи должен побудить детей мыслить самостоятельно и с помощью наводящих вопросов направить детей в нужное русло [7].

Детскую экспериментальную деятельность нужно рассматривать, по мнению М.И. Лисиной, как успешный пусть по знакомству детей с окружающим их миром и эффективный способ в развитии интеллектуальных процессов. Опыты дают возможность объединения всех видом деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по проведению эксперимента распределяется между педагогом и воспитанниками. Необходимо соблюдать правила безопасности по проведению опытов. Все незнакомые детям действия осваиваются в такой последовательности:

- действие показывает воспитатель;

-  затем кто-то из детей повторяет, возможность повтора отдается тому ребенку, который заведомо выполнит действие неверно, это поможет сконцентрировать внимание на ошибке;

- воспитатель может осознанно совершить ошибку, благодаря чему дети могут обратить внимание на эту ошибку, вероятность совершения которой велика со стороны детей;

- ребенок, который не допустит ошибку, повторяет действие;

- для возможности контроля работы каждого ребенка, действие осуществляется вместе и медленно [19].

Когда детям действие стало знакомо, они совершают его в обычном темпе. Выбор объекта должен соответствовать целям и задачам эксперимента. Кроме того, можно отметить, что детский эксперимент имеет развивающий потенциал. Достоинством экспериментирования является способность детям дать реальные знания об изучаемых объектах. Опыт это средство для развития мыслительных процессов детей.

В процессе деятельности у детей старшего дошкольного возраста происходит обогащение памяти, возникает потребность в совершении операций анализа, сравнения и обобщения и д. т. Так же оно положительно влияет на эмоции детей, на развитие творческих способностей. В процессе детского эксперимента дети удовлетворяют свою любознательность, могут почувствовать себя маленькими учеными, исследователями и первооткрывателями [14].

В ходе деятельности дети учатся анализировать, выделять свойства предметов, находить сходства и различия предметов, выдвигать предположения, делать выводы и отражать их в речи при ответах на вопросы: Что мы делали? Что получилось? Почему? По окончании образовательной деятельности обсуждается с детьми, что нового они узнали, закрепляется пройденный материал.

Дети проявляют желание экспериментировать дома, им дается домашнее задание, пронаблюдать за определенной ситуацией совместно с родителями. После чего вместе со всеми детьми обсуждаются их наблюдения в группе.

Таким образом, теоретический анализ работы показал, что целенаправленное систематическое применение опытов и экспериментов, позволяет детям на основе собственных наблюдений, практических действий. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер — вызывают интерес к исследованию, формируют мыслительные операции, стимулируют любознательность, развивают познавательную активность.


Заключение

Итак, цель данной работы можно считать достигнутой: было рассмотрено детское экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Также были поставлены и решены следующие задачи: был раскрыт историко-логический анализ проблемы познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, выявлены особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, изучено детское экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

В заключение можно отметить, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдается:

- рвение расширить познаваемые горизонты реальности;

- желание выявить и вдуматься в имеющиеся в нашем мире связи и дела;

- энтузиазм к новым источникам информации;

- потребность утвердиться в собственном отношении к окружающему миру;

- более колоритные и точные (по сопоставлению с предыдущими годами) личные познавательные интересы и предпочтения.

К концу дошкольного возраста у детей на базе восприятия и переработки информации о мире начинает складываться первичный простой образ мира, который человек узнает (расширяет, конкретизирует, уточняет и пр.) всю жизнь. Приобретенная и присвоенная в дошкольном возрасте познавательная информация является базой для следующего развития малыша.

На основании возрастных черт познавательного развития определяются цели, задачи, содержание и главные направления в работе взрослых с детьми 5-7 лет.

Основной целью познавательного развития старших дошкольников является развитие познавательных интересов и потребностей детей, как принципиальной предпосылки готовности к обучению в школе.

Теоретический анализ работ показал, что целенаправленное систематическое применение опытов и экспериментов, позволяет детям на основе собственных наблюдений, практических действий. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер — вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

Дети старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование. У них формируется ряд навыков данной деятельности: видеть проблему и выделять ее, постановка и принятие цели деятельности, решение проблемных ситуаций, умение проанализировать объект или явление, способность выделять признаки взаимосвязи, сравнение различных свойств, способность делать предположения, выбор средств и материалов для работы, проводить опыты, делать умозаключения и выводы.


Список используемой литературы

  1. Абашина, В.В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики): Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений [Текст] / В.В. Абашина. – 2-е изд., испр. и доп. - Сургут: РИО СурГПИ, 2005. – 137 с.
  2. Волчкова, В.Н., Степанова, Н.В. Развитие и воспитание детей старшего дошкольного возраста: Практ. пос. для воспит. дет.садов [Текст] / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2014. – 392 с.
  3. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения. Пособ. для работ.дош. образов. учреждений и родителей [Текст] / А.С. Галанов. – М.: АРКТИ, 2013. – 12 с.
  4. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева  и др.-244-СПб.: Детство – ПРЕСС, 2014. – 155 с.
  5. Дошкольная педагогика. Конспект лекций: Пособ. для подгот. к экзаменам [Текст] – М.: «Приор-издат», 2014. – 192 с.
  6. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013.  — 464 с.: ил.
  7. Дошкольная педагогика : учебник для бакалавров [Текст] / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — 510 с.
  8. Козлова, А.М., Никифорова, И.К. Дошкольное образование: Уч.-метод. пособ. [Текст] – М.: ЦГЛ, 2014. – 80 с.
  9. Крашенинников, Е. Е. Развитие познавательных способностей дошкольников: для работы с детьми 4-7-и лет: [Текст] /                                    Е.Е. Крашенинников, О. Л. Холодова. – М. : Мозаика-Синтез, 2012. – 75 с.
  10. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации [Текст] / Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2015. — 64с.
  11. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразова- тельная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
  12. ОТКРЫТИЯ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Под ред. Е. Г. Юдиной. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. — 160 с.
  13. Павлова, Л. Н. Раннее детство: познавательное развитие : метод. пособие [Текст] / Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина. – М. : Мозаика-Синтез, 2000. – 152 с.
  14. Парамонова, Л.А. Дошкольное и начальное образование. История и современность: Уч. пособ. для студ. высш. уч. зав. [Текст] – М.: ИЦ «Академия»,2014. – 240 с.
  15. Поддьяков, Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию [Текст]  / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 2014. — № 4. — С. 31.
  16. Поддьяков, Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию [Текст] / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 2014. — № 4. — С. 29–34.
  17. Поддьяков, Н. Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников [Текст] /А. Н. Поддьяков. — М.: Центр «Дошкольное детство»                          им. А. В. Запорожца, 2014. — С. 59
  18. Поздняк, Л.В., Лященко, Н.Н. Управление дошкольным образованием: Учебное пособие для студ. пед. Вузов [Текст] / Л.В. Поздняк, Н.Н. Ляшенко – 2-е стереот. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 432 с.
  19. Познавательно-речевое и социально-личностное развитие детей от года до 6 лет. Блочно-тематическое планирование: [Текст] / авт.-сост.               И. И. Карелова. – Волгоград: Учитель, [2013]. – 141 с.: ил.
  20. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» [Текст] / Под ред.                    Е.А. Хилтунен; [О.Ф. Борисова, В.В. Михайлова, Е.А. Хилтунен]. — М. : Издательство «Национальное образование», 2014. – 186 с. : ил.
  21. Развитие и воспитание дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. уч. зав. [Текст] / под ред. Л.Г. Нисканен – М.: ИЦ «Академия», 2014. – 208 с.
  22. Специальная дошкольная педагогика: Уч. пос. [Текст] /                    Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер и др. Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: ИЦ «Академия», 2014. – 312 с.
  23. Штепина, И. С. Особенности развития познавательной активности дошкольников [Текст] / И. С. Штепина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 89-91.
  24. Штрайсмер, В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста: Уч. пособ. для студ. высш. и сред.пед. уч. зав. перевод с немец. [Текст] /                           А.А. Михлина, Н.М. Назарова. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 240 с.

          Интернет-ресурсы

  1.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf
  2.  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ 
  3.  Примерная основная образовательная программа «Успех» / под редакцией Н.В. Фединой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Uspeh.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста».

- Тема мастер-класса “Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста ”.- Как максимально и...

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой"

·         передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;·...

Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста»

Цель: определение сущности экспериментирования как средства развития познавательной активности  у детей младшего дошкольного возрастаЗадачи:- изучить методическую литературу по данной теме;- разр...

«Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста».

laquo;Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста». Дошкольники прирожденные исследователи. Тому подтвержден...

Проект "Экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста"

Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к познавательно - деятельностной самореализации, к проявлению инициативности и творчества в решении актуальных проблем. Ре...