Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста».
опыты и эксперименты на тему

Чеснокова  Людмила  Николаевна

- Тема мастер-класса “Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста ”.

- Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуемную любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника? 
 
- На эти вопросы я постоянно искала ответы. Изучала новые технологии обучения дошкольников, наиболее эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Считаю, что одним из таких методов является детское экспериментирование – которое позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc991.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста».

 Чеснокова  Людмила Николаевна, воспитатель СП ГБОУ СОШ №8 «Детский сад №7»

Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса экспериментированию.

Задачи мастер-класса:

1.Передать опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

2.Повысить уровень профессиональной компетентности участников мастер-класса;

3.Формировать индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности каждого участника мастер-класса.

4.Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер - класса;

Оборудование: мультимедийный проектор,  приложения: «Почемучка», “Алгоритм проведения эксперимента”, “Примерная структура эксперимента”, коллаж, схемы проведения опытов № 1, 2; емкости для воды, пресная и соленая вода, подносы, апельсины, кусковой сахар, пищевой краситель, буклеты с методическими рекомендациями.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

I. Организационный момент

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Что и как? Почему и зачем?

Как ответить успеть детям всем?

И родителям знания дать –

Что смешать? Как смешать? С чем смешать?

И в солнце, и в дождь,

И в любую погоду

Изучаем мы все … (неживую природу).

- Что относится к неживой природе? (Приложение 1)

II. Вводная часть

- Тема мастер-класса “Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста ”.

- Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуемную любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника?

- На эти вопросы я постоянно искала ответы. Изучала новые технологии обучения дошкольников, наиболее эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Считаю, что одним из таких методов является детское экспериментирование – которое позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

III. Основная часть

- Необходимо определить алгоритм проведения занятий по экспериментированию и структуру эксперимента.

Так как мастер-класс ограничен во времени, предлагаю воспользоваться готовой схемой примерного алгоритма. (Приложение 3)

Примерный алгоритм проведения занятия по экспериментированию

1. Предварительная работа (наблюдения, экскурсии, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки)

2. Определение вида занятия (констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)

3. Постановка темы занятия

4. Выбор цели, задач (образовательные, развивающие, воспитательные)

5. Подготовка пособий и оборудования

- Сейчас мы поиграем с пазлами и в игре смоделируем структуру эксперимента. (Из магнитных пазлов с изображением объектов неживой природы моделируется планета Земля.)

- Так из камней, песка, почвы, воды, воздуха мы смоделировали нашу планету.

Примерная структура эксперимента

Проблема

Постановка задачи

Варианты решения

План эксперимента

Выбор оборудования

Правила безопасности

Эксперимент

Вывод

связь с жизнью

Обобщения (Приложение 4)

- Решая задачи в соответствии с ФГОС ДО и следуя алгоритму и структуре эксперимента, формируем у детей целостное представление о мире неживой природы.

- Можно ли заставить апельсин опуститься на дно водоёма?

Опыт 1 (Приложение 5)

- На схеме показана последовательность проведения опыта с апельсином. Выполните этот эксперимент.

1. - Что произошло с апельсином? И даже если очень постараться, утопить его не удастся.

2. - Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Почему?

3. - Что видите? Почему?

- Сделаем вывод: в апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды.

Вода растворяет соль. Соленая вода более плотная, поэтому апельсины в ней не тонут.

Опыт 2 (Приложение 6)

1.- Что произошло с сахаром после того, как вы вылили подкрашенную воду в тарелку?

2.- Что случилось с башней, когда сахар полностью пропитался водой?

- Вывод: вода является хорошим растворителем. Вода проникает в сахар и смешивается с ним (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне. Сахар растворяется, башня падает.

IV. Заключительная часть

- При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит, мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям! Поэтому заканчивая описание  опыта работы словами известного психолога П.П. Блонского: “Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”.

Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем,

что он есть в процессе исследовательской деятельности.

С.Л. Рубинштейн

                                                                                                       

                                                                                                              Приложение 2

        

                                                                                                             Приложение 4

                         

                           

                                         

                                                                                                                     Приложение 5

                         

                           

                                        

                                                                                                                                Приложение 6