Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой
консультация по окружающему миру по теме

Гусова Надежда Георгиевна
Мастер-класс "Внедрение в практику работы
воспитателей ДОУ метода экспериментирования
как средства развития познавательного интереса у
детей старшего дошкольного возраста при
ознакомлении с неживой природой"
 
Цель мастер-класса:
обучить участников мастер-класса экспериментированию.
Задачи мастер-класса:
передача опыта путём прямого и комментированного показа
последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической
деятельности;
совместная отработка методических подходов, приёмов решения
поставленной в программе мастер-класса проблемы;
рефлексия
собственного
профессионального
мастерства
участниками мастер - класса;
популяризация
инновационных
идей,
технологий,
находок
педагогических работников;
повышение уровня профессиональной компетентности участников
мастер-класса;
формирование индивидуального стиля творческой педагогической
деятельности каждого участника мастер-класса.
Оборудование: мультимедийный
проектор,
проекторный
экран,
приложения: “Почемучка”, “Алгоритм проведения эксперимента”, “Примерная
структура эксперимента”, коллаж, схемы проведения опытов № 1, 2; емкости
для воды, пресная и соленая вода, подносы, апельсины, кусковой сахар,
пищевой краситель, буклеты с методическими рекомендациями.
 
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
 
Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться,
формироваться, становиться тем,
что он есть в процессе исследовательской деятельности.
С.Л. Рубинштейн
 
I. Организационный момент
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Что и как? Почему и зачем?
Как ответить успеть детям всем?
И родителям знания дать –
Что смешать? Как смешать? С чем смешать?
И в солнце, и в дождь,
И в любую погоду
Изучаем мы все … (неживую природу).
- Что относится к неживой природе? (Приложение 1)
II. Вводная часть
- Тема мастер-класса “Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ
метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у
детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой”.
-
Как
максимально
использовать
пытливость
детского
ума
подтолкнуть ребенка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и
неуемную любознательность? Как способствовать развитию творческого
начала дошкольника? (Приложение 2)
- На эти вопросы мы постоянно искали ответы. Изучали новые
технологии обучения дошкольников, наиболее эффективные формы и методы,
позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего
обучения.
Считаем,
что
одним
из
таких
методов
является
детское
экспериментирование – которое позволяет ребенку моделировать в своем
сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах,
установлении взаимозависимостей, закономерностей.
III. Основная часть
-
Необходимо
определить
алгоритм
проведения
занятий
по
экспериментированию и структуру эксперимента.
Так как мастер-класс ограничен во времени, предлагаем воспользоваться
готовой схемой примерного алгоритма, который представлен на экране. Вам
необходимо определить его последовательность. (Приложение 3)
Примерный
алгоритм
проведения
занятия
по
экспериментированию
1 Предварительная работа (наблюдения, экскурсии, чтение, беседы,
рассматривание, зарисовки)
2 Определение вида занятия (констатирующие (позволяющие увидеть
какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими
объектами
и
явлениями), сравнительные (позволяющие
увидеть
динамику
процесса
или
отметить
изменения
в
состоянии
объекта), обобщающие(эксперименты,
в
которых
прослеживаются
общие
закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)
3 Постановка темы занятия
4 Выбор цели, задач (образовательные, развивающие, воспитательные)
5 Подготовка пособий и оборудования
- Сейчас мы поиграем с пазлами и в игре смоделируем структуру
эксперимента. (Из магнитных пазлов с изображением объектов неживой
природы моделируется планета Земля.)
- Так из камней, песка, почвы, воды, воздуха мы смоделировали нашу
планету.Пожалуйста, прочитайте и обратите внимание на последовательность
этапов проведения эксперимента.
Примерная структура эксперимента
1
Проблема
2
Постановка задачи
3
Варианты решения
4
План эксперимента
5
Выбор оборудования
6
Правила безопасности
7
Эксперимент
8
Вывод
9
Связь с жизнью
10 Обобщения (Приложение 4)
- Решая задачи в соответствии с федеральными государственными
требованиями и следуя алгоритму и структуре эксперимента, формируем у
детей целостное представление о мире неживой природы.
- Как вы думаете, рухнет ли Пизанская башня?
Можно ли заставить апельсин опуститься на дно водоёма?
Не ломайте голову, давайте поэкспериментируем!
Опыт 1 (Приложение 5)
-
На
слайде
показана
последовательность
проведения
опыта
с
апельсином. Выполните этот эксперимент.
1 - Что произошло с апельсином? И даже если очень постараться,
утопить его не удастся.
2 - Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Почему?
3 - Что видите? Почему?
- Сделаем вывод: в апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха. Они
выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет,
потому что тяжелее воды.
Вода растворяет соль. Соленая вода более плотная, поэтому апельсины в
ней не тонут.
Опыт 2 (Приложение 6)
1.- Что произошло с сахаром после того, как вы вылили подкрашенную
воду в тарелку?
2.- Что случилось с башней, когда сахар полностью пропитался водой?
- Вывод: вода является хорошим растворителем. Вода проникает в сахар
и смешивается с ним (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К
тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что
помогает им подниматься вверх по башне. Сахар растворяется, башня падает.
IV. Заключительная часть
- При организации детской экспериментальной деятельности, постоянноприменение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов
положительные. Значит, мы выбрали нужное и ценное содержание для своей
работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а посему
только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о
жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной
деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!
Поэтому заканчиваем описание своего опыта работы словами известного
психолога П.П. Блонского: “Пустая голова не рассуждает. Чем больше
опыта, тем больше способна она рассуждать”.
Спасибо за внимание.
возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста».

- Тема мастер-класса “Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста ”.- Как максимально и...

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».

Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» включает в...

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой"

·         передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;·...

Мастер-класс по «Внедрению в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой»,

Мастер-класс по «Внедрению в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природо...