Среда как фактор успешной адаптации детей раннего возраста к доу
статья (младшая группа)

Тарабаева Ирина Евгеньевна

Статья " Среда как фактор успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ".

Что же может отвлечь ребенка при расстовании с родителями??7 Конечно, это сюрпризый момент, который его встречает в группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

В жизни каждого ребенка наступает тот момент, когда ему предстоит первый поход в детский сад. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Особенно это актуально для детей раннего возраста. Вся жизнь ребёнка начинает кардинальным образом меняться. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.

Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду. Начинается процесс привыкания, адаптации ко всему новому в его жизни. Для ребенка детский сад является еще неизвестным пространством, с новым окружением и с новыми отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.

Группа раннего возраста в детском саду – это первое социальное учреждение, в которое попадает ребенок и при этом осваивает социальные нормы поведения.

Наша группа работает по программе, разработанной с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, основной образовательной программы, парциальных программ и методик, позволяющих реализовать федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для дошкольников от 2 до 3 лет.

Педагогический процесс в группе начинается с адаптационного периода, который длится у всех детей по-разному.

Ведущей педагогической целью является помощь детям в приспособлении (адаптации) к условиям дошкольного образовательного учреждения, в определении достижения каждого ребенка в процессе педагогического наблюдения и непосредственного контакта с ребенком.

Для достижения поставленной цели, решались следующие основные задачи:

- определение педагогических условий, при которых успешно проходит процесс адаптации в детском дошкольном учреждении;

- проведение диагностического исследования процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ;

- анализ результатов адаптации;

- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому дошкольному учреждению;

- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Так же решались задачи комплексного развития детей:

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

- развитие навыков социализации (взаимодействия детей друг с другом);

- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

Развитие игровых навыков, произвольного поведения

Обязательными условиями решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья детей раннего возраста, развитие их двигательной культуры, создание развивающей предметно-пространственной среды.

Результатом в раннем возрасте является успешная адаптация детей к детскому саду, максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, проявление интереса и желание взаимодействовать и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами двигательной и гигиенической культуры, навыками самообслуживания.

Чтобы процесс адаптации у малышей проходил безболезненно, мы постарались создать такие условия, чтобы все время малыша, проведенное в группе, было интересным и полезным.

Для удобства и рациональности использования группового помещения использовано зонирование его пространства. Каждая зона хорошо просматривалась из разных уголков группы с целью обеспечения безопасности малышей. Положительный эффект зонирования пространства заключается в возможности ребенка сосредоточиться на интересующем его виде деятельности, не отвлекаясь на другие занятия.

Наша задача – это обогащение форм жизни ребенка в детском саду. Создание в группе развивающей предметно-пространственной среды наполненной интересными и необычными объектами для разглядывания и изучения. Развивающая среда стимулирует познавательную активность детей и помогает им справиться с трудностями привыкания к детскому саду.

Предметно – пространственная среда спроектирована в группе таким образом, чтобы заинтересовать ребенка и вызывать у него желание посещать детский сад.

Что же может отвлечь ребенка при расставании с родителями? Наряду с традиционными методами, которые применяются в адаптационный период, мы решили удивлять малышей, изменяя интерьер группы.

В приемной детей встречает зайчиха Ляля, она приветствует малыша, предлагает выбрать шкафчик с ярким рисунком.

В группе детей ждет много интересного.

В помещении нашей группы использовано зонирование пространства, имеются следующие зоны предметно-развивающей среды:

- центр двигательной активности, включающий традиционное и нетрадиционное физкультурное оборудование (мини-массажеры, «Дорожки здоровья», горка, различные виды транспорта: толокары, качалки, велосипеды, автомобили и т.д.)

- центр сенсорного развития и развития мелкой моторики оснащен разного вида шнуровками, пирамидками, лабиринтами, вкладышами, играми на липучках, фрутокрышками, мозайками, бизиборд;

- центр изодеятельности и продуктивной деятельности – в свободном доступе детей находятся материалы для творческой деятельности: мелки, восковые карандаши, штампики, пластилин, бумага. Особое удовольствие детям доставляет рисование фломастерами, маркерами для рисования на магнитной доске, оставляющие толстые линии. Это дает детям возможность выплеснуть свои эмоции на бумагу.

- центр строительных игр;

- центр игр с природным материалом (песком, водой). Умиротворяющее действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющие действия;

- центр сюжетных игр - представлен предметами для игр «Больница», «Магазин», «Салон красоты», «Почта», в данном центе дети получают сведения об окружающих предметах, овладевают определенными навыками ;

- зона речевого развития включает различные наборы картинок, дидактические игры, книги серии «Мои первые слова», книжки-малышки, и др.;

- музыкальный центр – музыкальные инструменты (пианино, барабан, металлофон), погремушки, колокольчики, различные свистульки, дудочки, бубны.

В группе созданы игровые уголки для девочек и мальчиков. Уголок для девочек представлен предметами бытового назначения (посуда, прихватки, плита, мойка, стол, стулья; спальный уголок для кукол – кроватки различной величины, шкаф для кукольной одежды, гладильные доски, утюги, куклы.

в уголке для мальчиков созданы условия для развития конструктивных способностей: конструктор «Лего», кубики деревянные, пластмассовые, кирпичики для построек, наборы инструментов.

- центр театрализованных игр – различные виды театров: настольный, конусный, перчаточный, пальчиковый, ширмы для показа театральных постановок настольная и для теневого театра, сделанные своими руками, фартук для показа сказок на коленках и многое другое.

- центр природы – лейки, фартуки, тряпочки для протирания пыли, макеты дикие и домашние животные, животные зоопарка, животные жарких стран, папки наблюдений за природой, и др.

-  центр релаксации (уголок отдыха и уединения) – эмоциональный экран, где дети каждый день отмечают свои эмоции, подушечки, игрушки-антистресс, коробка примирения, стакан злости, и др.

Цветовое решение группы влияет на настроение ребенка, поэтому в оформлении мы использовали желтый и зеленый спектр, который способствует общению, увеличивает скорость зрительного восприятия. Такое цветовое решение создает хорошее настроение у детей и взрослы.

Многообразие предметов на полках, разнообразие фактур, тканей, цветов, способствует творческому, умственному и физическому развитию детей раннего возраста. Мы хотим, чтобы нашим малышам было комфортно и уютно в детском саду, и делаем все, чтобы они росли счастливыми и здоровыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание системы педагогического сопровождения как фактор успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»

«Создание системы педагогического сопровождениякак фактор успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»...

«Создание системы педагогического сопровождения как фактор успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»

«Создание системы педагогического сопровождениякак фактор успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»...

«Создание системы педагогического сопровождения как фактор успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»

«Создание системы педагогического сопровождениякак фактор успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»...

Развитие речи как один из факторов успешной адаптации детей раннего возраста.

Влияние развития речи на процесс адаптации детей в ДОУ....

Инновационный проект на тему: «Инновационные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи как фактор успешной адаптации детей раннего возраста».

«На свете есть много различных профессий,И в каждой есть прелесть своя.Но нет благородней, нужней и чудеснейЧем та, кем работаю я!!!»...

«Успешная адаптация детей раннего возраста в условиях обновленной развивающей предметно-пространственной среды ДОУ».

      Поступление ребенка в детский сад - важный этап в его жизни, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими людьми. Все это обрушивается ...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА «ФИОЛЕТОВЫЙ ЛЕС» В. ВОСКОБОВИЧА, КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

На сегодняшний день актуальной является проблема адаптационного периода детей раннего возраста к детскому саду. Как утверждают специалисты, с поступлением в детский сад адаптационный период является с...