Развитие речи как один из факторов успешной адаптации детей раннего возраста.
проект по развитию речи на тему

Ягудина Екатерина Владимировна

Влияние развития речи на процесс адаптации детей в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitiya_rechi_detey_rannego_vozrasta.pptx2.68 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи как один из факторов успешной адаптации детей раннего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений – детский сад № 3 «Незабудка» Проект Тема: Подготовил а Воспитатель Ягудина ЕкатеринаВладимировна

Слайд 2

Доказано, что в первую неделю посещения ДОУ проявление речевой активности у детей резко снижается примерно на 73%. У некоторых детей на фоне стресса меняется речь в сторону регресса. Словарный запас скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, при разговоре с вами лишь употребляя младенческие или облегченные слова. Согласно результатам исследований Н. Д. Ватутиной, касающихся анализа изменения речевой активности детей в адаптационный период, в этот период происходит изменение содержания потребности в общении. Оно проходит в 3 этапа: Потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем. Потребность в общении с взрослым как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем. Потребность в общении с взрослым на познавательные темы и в активных познавательных действиях.

Слайд 3

Усваивая родной язык, ребенок усваивает…бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов… К.Д. Ушинский

Слайд 4

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции нарушают эмоциональное состояние детей. И решение задачи эффективной адаптации детей ложится, в первую очередь, на педагогов и психологов ДОУ. Главным помощником в адаптации становиться детский фольклор. Хорошо подобранная, с выразительностью произнесенная потешка , помогает быстрей установить контакт с ребенком.

Слайд 5

Ранний возраст - наиболее важный в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. Именно в этом возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Для ребенка в этом возрасте – родители, это самые главные, родные и близкие люди и задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов и научить произносить звуки.

Слайд 6

Роль речи в период адаптации ребенка Освоение речи качественно изменяет ориентировку ребенка в окружающем мире и обеспечивает быстрое и лёгкое приспособление к среде. Используя слова ребенок учится анализировать окружающий его мир. С помощью слов, обозначающих признаки предметов, ребенок учится узнавать различные цвета, звуки, запахи; разные слова помогают осознать величину, удалённость, количественные, временные и другие связи, существующие между предметами внешнего мира. Особое значение имеет речь для освоения ребенком правил поведения ведь все требования взрослых выражены словами. С третьего года жизни слово становится регулятором поведения ребенка. Пользуясь речью, ребенок может вступать в контакт с другими детьми, играть с ними, что тоже способствует его развитию.

Слайд 7

Актуальность - расширении представлений об особенностях адаптации детей раннего возраста и влияние речи на процесс адаптации. Цель – выявить особенности развития речи детей раннего возраста как одного из факторов их адаптации к ДОУ. Задачи: Расширить представление родителей и педагогов о факторах эмоционального и социального развития детей в период адаптации; Выявить особенности протекания адаптации детей 2-3 лет Проанализировать формы и содержание работы воспитателя в группе раннего возраста в адаптационный период Провести эмперическое исследование и на основе анализа полученных данных выявить влияние уровня развития речи на степень адаптации к ДОУ детей раннего возраста.

Слайд 8

Используемые технологии: консультация; мини-лекция; наблюдение; оформление наглядных пособий; проведение игр; музыкотерапия; мастер-класс; фотовыставка. диагностика; детский фольклор Проект носит краткосрочный характер и рассчитан на период с августа по октябрь .

Слайд 9

Участники проекта СЕМЬЯ -РОДИТЕЛИ ДЕДУШКИ БАБУШКИ -БРАТЬЯ И СЕСТРЫ - САМ РЕБЕНОК ВОСПИТАННИКИ СРАШИХ ГРУПП: СТАРШИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ - «ДОБРОВОЛЬЦЫ» - ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ: -ВОСПИТАТЕЛЬ ПОМ. ВОСПИТАТЕЛЯ ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ -СТАРШТЙ ВОСПИТАТЕЛЬ - ЗАВЕДУЮЩИЙ

Слайд 10

Этапы проведения Первый этап : связан с функционированием группы ранней социализации «Новичок» (август – октябр ь). Главный принцип группы «Новичок» – уважение к ребенку как к личности. Д ети постепенно начинают посещать группу в индивидуальном режиме. Для психо-эмоционального развития на этом этапе с ними проводит игры педагог-психолог . Второй этап : выявление активного и пассивного словаря у детей с использованием методики Н.В. Серебряковой. Материалом исследования служат предметные и сюжетные картинки. Третий этап – проведение собраний по итогам адаптации детей к ДОУ.

Слайд 11

Первый этап : проведение Дня открытых дверей, который представляет собой экскурсию по детскому саду и презентацию всех помещений; выступление на первом общем родительском собрании, на котором психолог рассказывает об адаптационном стрессе, о причинах его возникновения и как может повлиять на эмоциональное состояние ребенка. организация работы педагога-психолога с воспитателями. Происходит ознакомление с данными медкарт каждого ребенка, составляется график приема детей. организация работы педагога-психолога с детьми. Адаптация контролируется с помощью «Листа адаптации», целью которой является ежедневный контроль за поведением, эмоциональным состоянием ребенка, состоянием здоровья в первый месяц посещения детского сада.

Слайд 12

При исследовании пассивного словаря перед началом исследования детям дается следующая инструкция: «Сейчас я буду называть слова, а ты постарайся правильно показать картинку». Далее предлагается показать серию картинок по лексическим темам, где семья, овощи, фрукты или дикие животные и т.д. Второй этап:

Слайд 13

Перед началом исследования активного словаря детям дается следующая инструкция: «Сейчас я буду тебе показывать картинки, а ты постарайся их правильно назвать». При исследовании словаря прилагательных задается вопрос: «Это какой …(цвет и т.д.)?». При исследовании словаря глаголов задается вопрос: «Что делает …?» или «Как кричит…?» и т.д. Далее предлагается назвать одним словом группу картинок: «Как назвать одним словом эти картинки?».

Слайд 14

Специфическими приемами, опосредующими процесс адаптации детей на занятиях по развитию речи, являются : показ и рассматривание предмета; выполнение действий с предметом; просьбы, поручения; вопросы-ответы; опосредованное общение через игрушку; многократное проговаривание речевого материала или комментирование действий. Благодаря этим приемам, мотивом общения детей сначала становится «делать, как взрослый», затем «быть, как взрослый» в ситуации игрового и коммуникативного взаимодействия с другими детьми, родителями. В целом это способствует переходу от этапа адаптации к этапу социализации и первым попыткам самоутверждения в группе сверстников.

Слайд 15

Третий этап: Показатели адаптации вновь прибывших детей Столь высокие показатели адаптации детей являются результатом правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада дети раннего возраста привыкают к детскому саду безболезненно. Можно условно разделили на 2 группы: 1 группа – дети с легкой степенью адаптации 2 группа – дети со средней степенью адаптации

Слайд 16

Результаты исследования пассивного словаря видны различия в уровне развития пассивного словаря испытуемых разных групп: если в группе детей с легкой степенью адаптации преобладают дети с высоким уровнем пассивного словаря, то в группе детей со средней степенью адаптации – с низким уровнем.

Слайд 17

Результаты исследования активного словаря видны различия в уровне развития активного словаря испытуемых разных групп: если в группе детей с легкой степенью адаптации преобладают дети с уровнем активного словаря выше среднего, то в группе детей со средней степенью адаптации – с уровнем ниже среднего и выше среднего.

Слайд 18

Вывод: чем выше уровень развития речи детей раннего возраста, тем быстрее и безболезненнее они адаптируются к условиям ДОУ.

Слайд 19

Спасибо за внимание! Желаем удачи!