"Воспитание маленького гражданина большой страны"
консультация

Новикова Ольга Александровна

В настоящее время в педагогике все чаще звучат мнения о феномене «засушенного сердца». «Потеря чувств» в значительной мере предопределяется технологизацию жизни, что не обходит и ребенка. Так, наши малыши много времени проводят у телевизора, за компьютером, с мобильным телефоном. Это ограничивает их общение с взрослыми и сверстниками, блокирует чувственные каналы, существенно ограничивает возможности по обогащению эмоциональной сферы, приобретения социального морально-этического опыта. Весьма заметен тот факт, что у современных детей недостаточно развиты эмпатийные чувства: они стали менее чувствительными к эмоциональному состоянию и чувствам других людей, не умеют сочувствовать, сопереживать. Психологи характеризуют эмоциональность как проявление устойчивых переживаний человека (волнение, радости, горя, чувство восторга, стыда, любви, ненависти и тому подобное), как устойчивое свойство личности. Психолог К. Изард считает эмоции одним из признаков человечности, особенно способность сопереживать чужим эмоциям, проявлять эмпатию. Это обеспечивает вариативность поведения человека, необходимую для его успешного взаимодействия с окружающей средой и адаптации к его условиям. Заботясь о социальной адаптации современного ребенка, родители и воспитатели должны уделять должное внимание такому психологическому феномену, как воспитанию в детях сочувствия. На вопрос, стоит ли ребенку рассказывать о человеческих страданиях и горе, а тем более демонстрировать их, Василий Александрович Сухомлинский отвечал утвердительно. Он советовал привлекать внимание детей к проблемам старых, немощных, одиноких людей, инвалидов, вызвать сочувствие, желание помогать, облегчать их страдания. Современные исследования показывают, что у детей часто отсутствует сочувствие к взрослым людям. Они более склонны проявлять его к животным, малышам и к самим себе как к наиболее беззащитным, по их мнению, слабым, существам. А взрослые, по их мнению, не нуждаются в помощи. Если ребенок научится жалеть других, он будет чувствовать себя сильнее и увереннее в правильности своих моральных поступков. Задумаемся над словами великого педагога и возьмем их для себя за правило: «Я глубоко убежден, дорогие родители и учителя: человек начинается с того, что он принимает близко к сердцу заботы и печали, тревоги и волнения другого человека, — говорил он. — С того, что боль сердца другого человека становится болью его сердца».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_malenkogo_grazhdanina_bolshoy_strany.docx12.23 КБ

Предварительный просмотр:

"Воспитание маленького гражданина большой страны".

В настоящее время в педагогике все чаще звучат мнения о феномене «засушенного сердца». «Потеря чувств» в значительной мере предопределяется технологизацию жизни, что не обходит и ребенка. Так, наши малыши много времени проводят у телевизора, за компьютером, с мобильным телефоном. Это ограничивает их общение с взрослыми и сверстниками, блокирует чувственные каналы, существенно ограничивает возможности по обогащению эмоциональной сферы, приобретения социального морально-этического опыта. Весьма заметен тот факт, что у современных детей недостаточно развиты эмпатийные чувства: они стали менее чувствительными к эмоциональному состоянию и чувствам других людей, не умеют сочувствовать, сопереживать. Психологи характеризуют эмоциональность как проявление устойчивых переживаний человека (волнение, радости, горя, чувство восторга, стыда, любви, ненависти и тому подобное), как устойчивое свойство личности. Психолог К. Изард считает эмоции одним из признаков человечности, особенно способность сопереживать чужим эмоциям, проявлять эмпатию. Это обеспечивает вариативность поведения человека, необходимую для его успешного взаимодействия с окружающей средой и адаптации к его условиям. Заботясь о социальной адаптации современного ребенка, родители и воспитатели должны уделять должное внимание такому психологическому феномену, как воспитанию в детях сочувствия. На вопрос, стоит ли ребенку рассказывать о человеческих страданиях и горе, а тем более демонстрировать их, Василий Александрович Сухомлинский отвечал утвердительно. Он советовал привлекать внимание детей к проблемам старых, немощных, одиноких людей, инвалидов, вызвать сочувствие, желание помогать, облегчать их страдания. Современные исследования показывают, что у детей часто отсутствует сочувствие к взрослым людям. Они более склонны проявлять его к животным, малышам и к самим себе как к наиболее беззащитным, по их мнению, слабым, существам. А взрослые, по их мнению, не нуждаются в помощи. Если ребенок научится жалеть других, он будет чувствовать себя сильнее и увереннее в правильности своих моральных поступков. Задумаемся над словами великого педагога и возьмем их для себя за правило: «Я глубоко убежден, дорогие родители и учителя: человек начинается с того, что он принимает близко к сердцу заботы и печали, тревоги и волнения другого человека, — говорил он. — С того, что боль сердца другого человека становится болью его сердца».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Духовно-нравственное воспитание маленького гражданина большой страны."

«Детство  - важнейший период человеческой жизни,не подготовка к будущей жизни,а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.И от того, как прошло детство,кто вёл ребёнка за руку в детс...

модифицированная программа по нравственно- патриотическому воспитанию "Маленький гражданин большой страны!"

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантног...

Модифицированная программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленький гражданин большой страны»

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина....

" Программа воспитания в детском саду или воспитание маленького гражданина большой страны"

В дошкольном возрасте ребёнок должен знать, в какой стране он живёт. чем она отличается от других стран . Приучать детей бережно относиться к тому , что создано бабушками , дедушками . мамами , папами...

"Воспитание маленького гражданина большой страны"

quot;Воспитание маленького гражданина большой страны"Цель. Воспитание навыков гражданственности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры. Задачи патриотического воспитания: Ф...

Методическая разработка: программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленький гражданин большой страны»

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...

Статья "Духовно-нравственное воспитание маленького гражданина большой страны"

Духовно-нравственное развитие гражданина России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы, формирования способности человека сознательно выстраивать и оце...