Картотека дидактических игр по народным сказкам
картотека (старшая группа)
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ
ИГР ПО РУССКИМ
НАРОДНЫМ СКАЗКАМ.
Цель: Формирование коммуникативных навыков детей 3-4
лет
«Чья песенка?»
Задача: закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок.
«Ау, ау, Снегурушка!
Ау, ау, голубушка!
У дедушки, у бабушки
Было внучка Снегурушка,
Её подружки в лес заманили,
Заманили – покинули». Песенка Снегурушки
Сказка «Снегурушка и лиса»
«Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок…
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!» Братец Иванушка
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Отгадай-ка!»
Задача: учить детей отгадывать сказку по словам – повторам,
использовать их в пересказе сказки.
«Спи, глазок, спи, другой». Сказка «Хаврошечка»
«Сестрица Алёнушка, я пить хочу!»
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Носик, носик, пей водичку», Сказка «Петушок и чудо – меленка»
«Ловись, рыбка, и мала, и велика!»
Сказка «Лисичка – сестричка и серый волк»
«Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик – братик, выручи
меня!»
Сказка «Кот, петух и лиса»
«Сяду на пенёк, съем пирожок». Сказка «Маша и медведь»
«Знаешь ли ты?»
Задача: развивать быстроту реакции, выдержку, дисциплинированность
воспитывать интерес к сказкам.
«Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки».
Сказка «Мужик и медведь»
«Мамки – няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь! Приготовьте мне мягкий
белый хлеб, какой я ела у родного батюшки».
Сказка «Василиса Премудрая»
«Ты молодец: не хвастун, а храбрец».
Сказка «Заяц – хваста».
«Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел – всю разбрызгал».
Сказка «Лиса и козёл»
«Узнай героя сказки по описанию»
Задача: Воспитывать умение называть героя сказки по его характерным
признакам, описаниям, тренировать выдержку.
«Плотник, работник, хлебороб, мореход, стрелец, кузнец, певец»
Сказка «Семь Симеонов – семь работников»
«Такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Под косой
месяц, на каждой волосинке по жемчужине».
Елена Прекрасная Сказка «Семь Симеонов – семь работников»
«…Такой птицы я никогда не видывала: и пёрышки – то какие красивые, и
гребень – то какой – то красный, и голос – то какой звонкий!»
Петух Сказка «Петух да собака»
Была лягушкой, обернулась белой лебедью.
Василиса Премудрая Сказка «Царевна – лягушка»
«Назови героев сказки»
Задача: Учить детей отгадывать сказку по словам главного героя, а
потом называть остальных героев сказки.
«Это простая ложка – Котова, это простая ложка – Петина, а это не простая,
точёная, ручка золочёная, - моя. Никому её не отдам!»
Кот, петух, Жихарка. Сказка «Жихарка»
«Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!»
Лиса, Журавль. Сказка «Лиса и журавль»
«Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брёвна носить да столбы
тесать, а ты будешь щепу драть».
Бык, свинья, баран, петух, кот. Сказка «Зимовье»
«Кто где живёт» (закрепление знания русских народных сказок «Теремок» и
«Зимовье», закреплять понятия «домашние, дикие животные»).
Надо расставить предложенных животных к теремку и зимовью.
«Назови сказку по главному герою»
Задача: развитие быстроты реакции, активности, самостоятельности
мышления, учить называть сказку по персонажа.
Предлагаются изображения героев сказки, дети называют в каких сказках
они встречаются. Например: петух – «Жихарка», «Заюшкина избушка»,
«Зимовье», «Кот, петух и лиса» и др.
«Расскажи сказку по иллюстрациям»
Задача: побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия
для творческого самовыражения.
Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают содержание сказки.
«Расскажи сказку по героям»
Задача: побуждать детей к пересказу сказки.
Дети раскладывают героев сказки и пересказывают содержание сказки.
«Найди ошибку»
Задача: развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего
персонажа в знакомой сказке.
Дети называют, что изображено неправильно, из какой сказки иллюстрация.
«Разрезные картинки»
Задача: научить детей видеть целостный образ в отдельных частях,
развивать аналитико-синтетическое мышление.
Дети составляют картину из частей.
«Разукрась героя сказки»
Задача: совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за
контуры, развитие творческого начала, мелкую мускулатуру пальцев рук).
«Узнай сказку по нарисованному предмету»
Задача: закрепление знания знакомой сказки, развитие памяти,
воображения, мышления и речи).
Дети отгадывают по предмету героя сказки, в каких сказках встречается
герой.
«Найди пару»
Задача: закрепление знания о героях сказок, активировать в памяти
любимых героев и персонажей из сказок, учить соотносить волшебный
предмет с героем сказки).
Дети находят к герою сказки волшебный предмет. Например: Царевне –
лягушке – стрелу.
«Найди!»
Задача: развитие памяти, закрепление знания о героях сказок, учить
находить из картинок с героями только те, которые подходят к
задуманной сказке).
«Отгадай загадку»
Задача: развитие аналитико-синтетического мышления, учить детей
соотносить описание сказки (или персонажа) с загадкой.
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала.
Шила рубашки, узор вышивала.
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была? ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ
Вёдра он послал на речку,
Сам спокойно спал на печке.
Спал он целую неделю.
А зовут его… ЕМЕЛЯ
Сдобный, пышный, круглощёкий,
У него румяный бок.
Убегает по дорожке
И зовётся… КОЛОБОК
Унесла его лиса
Аж за тёмные леса,
Слышен тонкий голосок
Кто же это? ПЕТУШОК
Он герой нам всем известный
И с волшебным словом вместе
Может целую неделю
На печи лежать … ЕМЕЛЯ
Он гремит костями страшно.
Злобный, жадный и ужасный.
Ходит в чёрном он плаще
И зовётся царь… КАЩЕЙ
Кощеем заколдована,
Иваном очарована,
Зелёная подружка –
Царевна - … ЛЯГУШКА
«Волшебные слова»
Задача: развивать речь детей, использовать в пересказе волшебные слова
«По щучьему велению, по моему хотению…»
Сказка «По щучьему велению»
«Избушка, избушка! Стань по-старому. Как мать поставила, - ко мне передом,
а к морю (лесу) задом».
Сказка «Царевна – лягушка»
«Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед тобой!»
Сказка «Сивка – бурка»
«Если перекинуть его с руки – на руку – тотчас двенадцать молодцов явятся,
и что им ни будет приказано, всё за единую ночь сделает».
Сказка «Волшебное кольцо»
«Закончи»
Задача: закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе,
словотворчестве)
Кощей - … (Бессмертный)
Змей- …(Горыныч)
Конёк - …(Горбунок)
Крошечка - … (Хаврошечка)
Василиса - … (Прекрасная, Премудрая)
Баба - … (Яга)
Мальчик - … (с-пальчик)
Марья - …(искусница)
Курочка - … (Ряба)
Иван - … (дурак)
Воробей - … (крылатый)
Мышонок - … (мохнатый)
Блин - … (масленый)
Сивка - … (бурка)
Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят»
Дидактическая задача: учить детей сравнивать разных животных из сказок,
выделяя противоположные признаки.
Игровое правило: отвечает тот ребенок, на кого укажет водящий
Игровое действие: Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и
мышку.
- Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый,
толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая,
ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит …(сыр, сухарики).
- Лапы у Мишки толстые, а у мышки …(тоненькие). А у кого хвост дилннее? У
мышки хвост длинный, а у Мишки … (короткий.
Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца,
волка и медведя.
Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик»
Дидактическая задача: Учить детей придумывать новое окончание
знакомой сказки
Игровое правило: внимательно слушать собеседника
Игровое действие: Сначала дети вспоминают сказку «Козлята и волк». Ее
можно напомнить, используя настольный театр или фланелеграф. Сказка
заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше:
«Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова
постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький …
(показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит: …(«Не бойтесь меня, это я –
маленький зайчик».) Козлята … (впустили зайчика). Они угостили его
…(капустой, морковкой). Малыши поели и стали … (играть, веселиться,
резвиться). Зайчик играл … (на барабане), а козлята … (весело прыгали).
Словесно-дидактическая игра «Курочка-рябушка»
по сказке «Курочка Ряба»
Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать
с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном
звукопроизношении.
Игровые правила: курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы
детей
Игровое действие: воспитатель показывает картинку с изображением
рябенькой курочки, предлагает вспомнить сказку «Курочка Ряба». После
рассказывания сказки объясняет, почему ее называют «Ряба». Затем
предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель
надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы.
Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:
- Курочка Ряба, куда ты пошла?
- На речку.
- Курочка Ряба, зачем ты пошла?
- За водичкой.
- Курочка Ряба, зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка Ряба, как твои цыплятки просят пить?
- Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)
При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте
все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с
воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию,
спрашивают: «Курочка Ряба, куда ты пошла?» и т.д. Лучше выбирать
курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.
Настольно-печатная игра «Парные картинки»
Дидактическая задача: Упражнять детей в сравнении предметов,
изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых
изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать
речь, вырабатывать умение выполнять правило игры.
Материал: парные картинки-иллюстрации из русских народных сказок и
фишки
Игровые правила: Показывать и называть только одинаковую картинку; кто
правильно отберет и назовет парную картинку, тот получит фишку.
Игровое действие: поиск нужных карточек.
Настольно-печатная игра «Сложи картинку»
Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого предмета из
его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность
Игровые правила: Не ошибиться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше
других сложил и назвал свою картинку
Игровое действие: поиск частей, складывание целой картинки
Настольно-печатная игра «Лото»
Дидактическая задача: Упражнять детей в умении объединять предметы по
месту их произрастания: где что растет; закреплять знания детей о русских
народных сказках
Игровые правила: закрывать клеточки только теми картинками, которые
соответствуют содержанию большой карты, т.е сказке
Игровое действие: находить маленькие карточки с изображением эпизодов
из сказок и закрывать ими клеточки на большой карте. Соревнование – кто
первый закроет все карточки
Настольно-печатная игра «Домино»
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о русских народных сказках,
правильно называть сказку
Игровые правила: Класть карточки по очереди, рядом с одинаковой
картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки
Игровое действие: Если нет парной карточки у играющего, он пропускает
ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. При
повторении игры карточки раздаются заново.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по русским народным сказкам
Игры для дошкольников...
Картотека игр по русским народным сказкам /словесно-дидактические, настольно-печатные, игры с предметами/
/словесно-дидактические, настольно-печатные, игры с предметами/ К-1 Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят» Дида...
Картотека дидактических игр по народному творчеству.
Дидактические игры по народному творчеству: цели, описание игры....
Картотека игр по русским народным сказкам.
Вашему вниманию предлагаюся дидактические игры и игровые упражнения по русским народным сказкам...
Картотека игр по русским народным сказкам
словесно-дидактические, настольно-печатные, игры с предметами...
Картотека дидактических игр по народному творчеству
дидактические игрыпо народному творчеству...
Картотека. Дидактические игры по народным сказкам
Картотека дидактических игр для закрепления знания русских народных сказок...