Картотека дидактических игр по народным сказкам
картотека (старшая группа)

Фичора Марина Сергеевна

Картотека дидактических игр по русским сказкам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ

ИГР ПО РУССКИМ

НАРОДНЫМ СКАЗКАМ.

Цель: Формирование коммуникативных навыков детей 3-4

лет

«Чья песенка?»

Задача:  закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок.

«Ау, ау, Снегурушка!

Ау, ау, голубушка!

У дедушки, у бабушки

Было внучка Снегурушка,

Её подружки в лес заманили,

Заманили – покинули». Песенка Снегурушки

 Сказка «Снегурушка и лиса»

«Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок…

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!» Братец Иванушка

 Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Отгадай-ка!»

Задача: учить детей отгадывать сказку по словам – повторам,

использовать их в пересказе сказки.

«Спи, глазок, спи, другой». Сказка «Хаврошечка»

«Сестрица Алёнушка, я пить хочу!»

 Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Носик, носик, пей водичку», Сказка «Петушок и чудо – меленка»

«Ловись, рыбка, и мала, и велика!»

 Сказка «Лисичка – сестричка и серый волк»

«Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик – братик, выручи

меня!»

 Сказка «Кот, петух и лиса»

«Сяду на пенёк, съем пирожок». Сказка «Маша и медведь»

«Знаешь ли ты?»

Задача: развивать быстроту реакции, выдержку, дисциплинированность

воспитывать интерес к сказкам.

«Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки».

 Сказка «Мужик и медведь»

«Мамки – няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь! Приготовьте мне мягкий

белый хлеб, какой я ела у родного батюшки».

 Сказка «Василиса Премудрая»

«Ты молодец: не хвастун, а храбрец».

 Сказка «Заяц – хваста».

«Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел – всю разбрызгал».

 Сказка «Лиса и козёл»

«Узнай героя сказки по описанию»

Задача: Воспитывать умение называть героя сказки по его характерным

признакам, описаниям, тренировать выдержку.

«Плотник, работник, хлебороб, мореход, стрелец, кузнец, певец»

 Сказка «Семь Симеонов – семь работников»

«Такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Под косой

месяц, на каждой волосинке по жемчужине».

 Елена Прекрасная Сказка «Семь Симеонов – семь работников»

«…Такой птицы я никогда не видывала: и пёрышки – то какие красивые, и

гребень – то какой – то красный, и голос – то какой звонкий!»

 Петух Сказка «Петух да собака»

Была лягушкой, обернулась белой лебедью.

 Василиса Премудрая Сказка «Царевна – лягушка»

«Назови героев сказки»

Задача: Учить детей отгадывать сказку по словам главного героя, а

потом называть остальных героев сказки.

«Это простая ложка – Котова, это простая ложка – Петина, а это не простая,

точёная, ручка золочёная, - моя. Никому её не отдам!»

 Кот, петух, Жихарка. Сказка «Жихарка»

«Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!»

 Лиса, Журавль. Сказка «Лиса и журавль»

«Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брёвна носить да столбы

тесать, а ты будешь щепу драть».

 Бык, свинья, баран, петух, кот. Сказка «Зимовье»

«Кто где живёт» (закрепление знания русских народных сказок «Теремок» и

«Зимовье», закреплять понятия «домашние, дикие животные»).

Надо расставить предложенных животных к теремку и зимовью.

«Назови сказку по главному герою»

Задача: развитие быстроты реакции, активности, самостоятельности

мышления, учить называть сказку по персонажа.

Предлагаются изображения героев сказки, дети называют в каких сказках

они встречаются. Например: петух – «Жихарка», «Заюшкина избушка»,

«Зимовье», «Кот, петух и лиса» и др.

«Расскажи сказку по иллюстрациям»

Задача: побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия

для творческого самовыражения.

Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают содержание сказки.

«Расскажи сказку по героям»

Задача: побуждать детей к пересказу сказки.

Дети раскладывают героев сказки и пересказывают содержание сказки.

«Найди ошибку»

Задача: развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего

персонажа в знакомой сказке.

Дети называют, что изображено неправильно, из какой сказки иллюстрация.

«Разрезные картинки»

Задача: научить детей видеть целостный образ в отдельных частях,

развивать аналитико-синтетическое мышление.

Дети составляют картину из частей.

«Разукрась героя сказки»

Задача: совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за

контуры, развитие творческого начала, мелкую мускулатуру пальцев рук).

«Узнай сказку по нарисованному предмету»

Задача: закрепление знания знакомой сказки, развитие памяти,

воображения, мышления и речи).

Дети отгадывают по предмету героя сказки, в каких сказках встречается

герой.

«Найди пару»

Задача: закрепление знания о героях сказок, активировать в памяти

любимых героев и персонажей из сказок, учить соотносить волшебный

предмет с героем сказки).

Дети находят к герою сказки волшебный предмет. Например: Царевне –

лягушке – стрелу.

«Найди!»

Задача: развитие памяти, закрепление знания о героях сказок, учить

находить из картинок с героями только те, которые подходят к

задуманной сказке).

«Отгадай загадку»

Задача: развитие аналитико-синтетического мышления, учить детей

соотносить описание сказки (или персонажа) с загадкой.

Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляла сноровку.

Хлебы пекла и скатерти ткала.

Шила рубашки, узор вышивала.

Лебедью белой в танце плыла.

Кто мастерица эта была? ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ

Вёдра он послал на речку,

Сам спокойно спал на печке.

Спал он целую неделю.

А зовут его… ЕМЕЛЯ

Сдобный, пышный, круглощёкий,

У него румяный бок.

Убегает по дорожке

И зовётся… КОЛОБОК

Унесла его лиса

Аж за тёмные леса,

Слышен тонкий голосок

Кто же это? ПЕТУШОК

Он герой нам всем известный

И с волшебным словом вместе

Может целую неделю

На печи лежать … ЕМЕЛЯ

Он гремит костями страшно.

Злобный, жадный и ужасный.

Ходит в чёрном он плаще

И зовётся царь… КАЩЕЙ

Кощеем заколдована,

Иваном очарована,

Зелёная подружка –

Царевна - … ЛЯГУШКА

«Волшебные слова»

Задача: развивать речь детей, использовать в пересказе волшебные слова

«По щучьему велению, по моему хотению…»

 Сказка «По щучьему велению»

«Избушка, избушка! Стань по-старому. Как мать поставила, - ко мне передом,

а к морю (лесу) задом».

 Сказка «Царевна – лягушка»

«Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед тобой!»

 Сказка «Сивка – бурка»

«Если перекинуть его с руки – на руку – тотчас двенадцать молодцов явятся,

и что им ни будет приказано, всё за единую ночь сделает».

 Сказка «Волшебное кольцо»

«Закончи»

Задача: закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе,

словотворчестве)

Кощей - … (Бессмертный)

Змей- …(Горыныч)

Конёк - …(Горбунок)

Крошечка - … (Хаврошечка)

Василиса - … (Прекрасная, Премудрая)

Баба - … (Яга)

Мальчик - … (с-пальчик)

Марья - …(искусница)

Курочка - … (Ряба)

Иван - … (дурак)

Воробей - … (крылатый)

Мышонок - … (мохнатый)

Блин - … (масленый)

Сивка - … (бурка)

Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят»

Дидактическая задача: учить детей сравнивать разных животных из сказок,

выделяя противоположные признаки.

Игровое правило: отвечает тот ребенок, на кого укажет водящий

Игровое действие: Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и

мышку.

- Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый,

толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая,

ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит …(сыр, сухарики).

- Лапы у Мишки толстые, а у мышки …(тоненькие). А у кого хвост дилннее? У

мышки хвост длинный, а у Мишки … (короткий.

Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца,

волка и медведя.

Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик»

Дидактическая задача: Учить детей придумывать новое окончание

знакомой сказки

Игровое правило: внимательно слушать собеседника

Игровое действие: Сначала дети вспоминают сказку «Козлята и волк». Ее

можно напомнить, используя настольный театр или фланелеграф. Сказка

заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше:

«Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова

постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький …

(показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит: …(«Не бойтесь меня, это я –

маленький зайчик».) Козлята … (впустили зайчика). Они угостили его

…(капустой, морковкой). Малыши поели и стали … (играть, веселиться,

резвиться). Зайчик играл … (на барабане), а козлята … (весело прыгали).

Словесно-дидактическая игра «Курочка-рябушка»

по сказке «Курочка Ряба»

Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать

с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном

звукопроизношении.

Игровые правила: курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы

детей

Игровое действие: воспитатель показывает картинку с изображением

рябенькой курочки, предлагает вспомнить сказку «Курочка Ряба». После

рассказывания сказки объясняет, почему ее называют «Ряба». Затем

предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель

надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы.

Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:

- Курочка Ряба, куда ты пошла?

- На речку.

- Курочка Ряба, зачем ты пошла?

- За водичкой.

- Курочка Ряба, зачем тебе водичка?

- Цыпляток поить.

- Курочка Ряба, как твои цыплятки просят пить?

- Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)

При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте

все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с

воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию,

спрашивают: «Курочка Ряба, куда ты пошла?» и т.д. Лучше выбирать

курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.

Настольно-печатная игра «Парные картинки»

Дидактическая задача: Упражнять детей в сравнении предметов,

изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых

изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать

речь, вырабатывать умение выполнять правило игры.

Материал: парные картинки-иллюстрации из русских народных сказок и

фишки

Игровые правила: Показывать и называть только одинаковую картинку; кто

правильно отберет и назовет парную картинку, тот получит фишку.

Игровое действие: поиск нужных карточек.

Настольно-печатная игра «Сложи картинку»

Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого предмета из

его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность

Игровые правила: Не ошибиться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше

других сложил и назвал свою картинку

Игровое действие: поиск частей, складывание целой картинки

Настольно-печатная игра «Лото»

Дидактическая задача: Упражнять детей в умении объединять предметы по

месту их произрастания: где что растет; закреплять знания детей о русских

народных сказках

Игровые правила: закрывать клеточки только теми картинками, которые

соответствуют содержанию большой карты, т.е сказке

Игровое действие: находить маленькие карточки с изображением эпизодов

из сказок и закрывать ими клеточки на большой карте. Соревнование – кто

первый закроет все карточки

Настольно-печатная игра «Домино»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о русских народных сказках,

правильно называть сказку

Игровые правила: Класть карточки по очереди, рядом с одинаковой

картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки

Игровое действие: Если нет парной карточки у играющего, он пропускает

ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. При

повторении игры карточки раздаются заново.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по русским народным сказкам /словесно-дидактические, настольно-печатные, игры с предметами/

/словесно-дидактические, настольно-печатные, игры с предметами/  К-1    Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят» Дида...

Картотека дидактических игр по народному творчеству.

Дидактические игры по народному творчеству: цели, описание игры....

Картотека игр по русским народным сказкам.

Вашему вниманию предлагаюся  дидактические игры и игровые упражнения по русским народным сказкам...

Картотека игр по русским народным сказкам

словесно-дидактические, настольно-печатные, игры с предметами...

Картотека дидактических игр по народному творчеству

дидактические игрыпо народному творчеству...

Картотека. Дидактические игры по народным сказкам

Картотека дидактических игр для закрепления знания русских народных сказок...