Педагогическая находка «Значение небылиц в развитии речевого творчества у детей дошкольного возраста по авторской технологии «Небылицы из ларца»
методическая разработка (старшая группа)

Окотэтто Мария Николаевна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОПОРТОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»

«Значение небылиц в развитии речевого творчества у детей дошкольного возраста по авторской технологии

«Небылицы из ларца»

Подготовила: М. Н. Окотэтто,

воспитатель

с. Новый Порт

Актуальность

Дошкольное детство является наиболее важным периодом в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Одним из основных компонентов структуры содержания дошкольного образования, согласно ФГОС является познавательно – речевое развитие. К целевым ориентирам данного компонента относятся: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, строит речевые высказывания в ситуации общения, обладает развитой литературной речью, проявляет интерес к словесному искусству.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение, сочинить небольшую сказку или небылицу.

Детское речевое творчество, по мнению О. С. Ушаковой, – деятельность, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни, выражающаяся в создании устных сочинений: рассказов, сказок, стихов. Это наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка, связанный с его общим развитием. Существует прямая зависимость между развитием речи детей и их творчеством, так как само творчество немыслимо без овладения богатством того языка, на котором ребёнок говорит, думает.

Ничто так не обогащает и не развивает речь детей, как малые жанры русского народного фольклора. Фольклорные произведения (шутки, прибаутки, нелепицы, перевёртыши) содержат множество художественных приемов (аллегория, диалог, повторения, олицетворение), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Тексты детского фольклора отличаются своей пластичностью, рифмой и звучанием.

Небылицы, нелепицы, перевертыши являются видом прибаутки. Также такие произведения называются «поэзией парадокса». Смеясь над абсурдностью небылиц, дети укрепляются в уже полученном ими правильном представлении о реальности. Небылицы применяются в 5-7 лет, когда дети уже начинают понимать юмор.

Возникла идея для развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста, внедрить в педагогический процесс технологию – «Небылицы из ларца».

Цель моей работы: внедрение технологии «Небылицы из ларца» в совместную деятельность, как эффективного фактора развития речевого творчества у дошкольников.

Задачи:

  1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме внедрения «небылиц» для развития речетворчества у дошкольников;
  2. Определение уровень развития речевого творчества у детей дошкольного возраста;
  3. Внедрение в совместную с детьми деятельность технологии «Небылицы из ларца».

Для организации образовательного процесса были отобраны формы, методы и приёмы, используемые при работе с детьми, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Формы работы с детьми:

  • игры, игры-путешествия;
  • совместная игра воспитателя и детей;
  • самостоятельная деятельность детей.

Методы работы с детьми:

  • игры со словами;
  • игры-инсценировки,
  • составление рассказов по картинкам из «ларца»;
  • чтение небылиц в лицах;
  • творческое рассказывание по литературному образцу с заменой героев;
  • нахождение небылиц в рисунках;
  • преобразование стихов в небылицы.

Для правильного построения педагогической работы с детьми была проведена диагностика по методике Роберта Семеновича Немова «Нелепицы» с детьми старшего дошкольного возраста. При тестировании было выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) низкий уровень развития речевого творчества.

Внедрение технологи «Небылицы из ларца» было разделено на три этапа, которые между собой взаимосвязаны, но прохождение всех трех этапов даёт ребёнку «толчок» в развитии речевого творчества. На каждый этап подобраны игры с учётом:

  • программных задач по образовательным областям: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»;
  • возрастных и психологических особенностей детей (игры подобраны таким образом, чтобы они были достаточно трудными по возрасту, но решаемыми);
  • возможности применения в любое время в течении дня.

Формирование речевого творчества происходит по этапам:

1 этап – знакомство детей с небылицами как жанром фольклора;

2 этап – обогащение словарного запаса (экспериментирование со словами);

3 этап – проявление самостоятельности в сочинении повествования собственной небылиц, перевертышей.

Первый этап – знакомство детей с небылицами как жанром фольклора.

Цель этапа: знакомство детей с небылицами как жанром фольклора, выделение характерных особенностей небылиц (события не соответствуют реальным, забавные ситуации, в которые попадают герои).

На этом этапе у детей пробудила интерес к небылицам, перевертышам посредством беседы. Детям читали фольклорные и литературные небылицы («Небывальщина» К. Чуковского, «Какие бывают слова» М. Пляцковского, «Хохотальная путаница» Ю. Мориц, «Кит и кот» Б. Заходера, «В чудной стране» И. Токмаковой, «Путаница», «Собака садится играть на гармошке», «Ехала деревня мимо мужика», «Повар готовил обед», «Светофор на солнце тает», «Дым столбом валил в трубу»). Чтение небылиц сопровождалось рассматриванием иллюстраций, которые помогали детям утвердиться в своих решениях, заметить то, на что не обратили внимания при восприятии небылиц на слух.

Из «ларца» воспитанники доставали картинки из сказок и рассуждали, что в сказках не бывает того, что есть в реальной жизни: печь не может сама ехать по улице, а ведра идти сами домой; овощи не могут разговаривать сами друг с другом.

Также на данном этапе проводились игры:

«Поймай небылицу». Цель – учить детей находить небылицы в знакомых произведениях, воспринимаемых на слух.

Дидактические игры «Это правда или нет?», «Странные рассказы». Цель: определить, где сказочный вымысел, а где реальная ситуация.

  • «Летом, когда ярко светило солнце, ребята вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках»;
  • «Наступила весна. Все птицы улетели на север. Грустно стало детям. Решили они смастерить скворечники. Готовые домики для птиц дети развесили на веревке, и в них поселились котята. Детям стало снова весело»;
  • «У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощения для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?»

В качестве образца можно использовать поэтические произведения («Путаница» К. Чуковского, «Вот какой рассеянный» С. Маршака и многие другие).

Второй этап – обогащение словарного запаса.

Цель этапа: расширять объём словарного запаса (продолжать учить подбирать слова противоположного значения или отрицания, проводить эксперименты со словами).

Для этого для детей были подобраны игры на экспериментирование со словами:

«Складные картинки». Цель: обучать детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.

Перед детьми раскладываются около 40 изображений предметов, названия которых рифмуются (мак - рак, олень - тюлень и т.д.). Предлагаю поднимать какую-либо картинку и найти парную к ней по рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов.

«Придумай рифмованное слово» Цель: обучать детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.

Показываю и называю слово, дети придумывают к нему рифмовки. Например: говорю слово «миска», дети добавляют: «киска, мурыська, сосиска». Это игровое упражнение можно проводить в подготовительной группе с усложнением, объявляется слово определенной части речи, а дети должны придумать рифмующееся слово той же части речи.

Например:

  • называется глагол «бежали»; дети добавляют глаголы «лежали, звали, кричали, отдыхали, упали»;
  • называется существительное «погремушка», подбирается рифма «кормушка, игрушка, опушка, волнушка);
  • называется наречие «широко», добавляется рифмовка «далеко, близко, глубоко, велико, молоко».

«Придумай рифмующееся слово и закончи предложение» Цель: обучать детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию.

Например:

Жук увидел (одуванчик), (пылесос), (мухомор)

И присел, как на (диванчик), (поднос), (забор)

Дальше дошкольникам предлагается сочинить рифму следующим образом «Жил-был кто-то и был похож на что-то». Игра считается законченной, если каждый ребенок составил рифмованную фразу по словосочетанию.

Например: «Жил-был рак и был похож на мак».

Поощряю детское творчество и предоставляю возможность самостоятельно выбирать рифмованное словосочетание. Ребенок может менять местами рифмованные слова (жил-был мак, он был, как красный рак).

В качестве усложнения между словами «Жил-был» и объектом ставятся другие слова (жил-был веселый рак, и он часто глядел на алый мак), (жила была тучка, она была похожа на кучку), (жила была лягушка, квадратная подушка).

Дети, как правило, начинают быстро самостоятельно сочинять рифмованные тексты. В процессе составления нелепиц учу детей использовать   свои придуманные слова, не делать повторов товарищей.

«Ошибки». Цель: найди ошибки (в роде, числе и падежном склонении) в предложении и исправить их.

 Я читаю детям предложения, а дети должны указать на ошибки и исправляют их:

Бабушка купила сковородка;

Света и Оля гуляет в парке;

Лягушка словил муха;

Столяр сделала скамейка;

Мама связала шапка;

Цыпленок вылупился из яйцо;

Старик сидит с удочка;

Ласточки ест мошкара.

В итоге у детей накопился значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечило их свободное общение в широком плане, понимание литературных произведений, собственном словесном творчестве.

Третий этап – проявление самостоятельности, сочинение небылиц перевертышей. Цель этапа: расширять объём проявление самостоятельности в сочинении повествования собственной небылиц, перевертышей.

Обучение сочинению начинается с выполнения детьми отдельных творческих заданий и игровых упражнений.

Главное на этом этапе – научить составлять рифмованные предложения.

«Составление рифмованных нелепиц». Цель: упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы.

Предлагаю детям вспомнить 2 пары рифмованных слов (птичка – синичка, бежала – лежала). Вывешиваю схему:

Жил-был объект

  • Какой?
  • Что делал?
  • С кем общался?
  • Вывод

Сначала вместе с детьми по ней составляем смешные нелепицы, а потом дети пытаются сами.

Например:

  • Жило-было лето

Шумное, как ракета.

По земле летало

С бабочками играло.

Вот какое смешное лето.

  • Жил-был кот,

Был жирный, как бегемот.

Кот на пляже лежал и жвачку жевал.

Вот какой ленивый кот.

  • У меня есть картошка.

Она коричневая, как кошка.

Кошка слушала, а картошка пела –

Вот какая веселая картошка.

В игре «Что изменилось». Цель: упражнять в сочинении небылиц по аналогии с литературными и фольклорными небылицами (замена героев, изменение места или времени действия).

Например: дети вспоминают стихотворения «Ехал Ваня на коне», они переставляют героев стихотворения, чтоб получилась небылица и рассказывают смешную небылицу,

1. Ехал кактус на коне,

Вел старушку на ремне.

А собачка в это время

Мыла Ваню на окне.

2. Ехал Ваня на коне

Вел собачку на окне.

А старушка в это время

Мыла кактус на ремне.

3. Ехала старушка на окне,

Вела собачку на ремне.

А Ваня в это время

Мыл кактус на коне.

     ***

1.Чики, чики, чикалочки

Едет гусь на палочке

А собака в стороне

Едет лая на метле.

2. Чики, чики, чикалочки

Едет собака на палочке

А гусь в стороне

Едет лая на метле.

3. Чики, чики, чикалочки

Едет метла на палочке

А собака в стороне

Едет лая на гусе.

В ходе заданий творческого характера «Нарисуй (раскрась) небылицу» детям предлагалось нарисовать то, чего не бывает на самом деле, а потом аргументировать свой рисунок.

Например, один из детей нарисовал фиолетового жирафа, плывущего по морю и рассуждал: «Я нарисовала небылицу. Во-первых, жирафы не бывают фиолетовыми. Во-вторых, они не умеют плавать. Они сразу тонут. Я точно знаю, об этом мне читал брат».

Оформили альбом «Веселые небылицы» из придуманных детьми небылиц и иллюстраций к ним. В дальнейшем альбом небылиц будем широко использовать в образовательном процессе, рассматривать и перечитывать вместе с детьми, пополнять новыми небылицами.

Проведение промежуточной диагностики показало, что у детей появилось ярко выраженное эмоциональное отношение к окружающей живой действительности, к художественному слову и выразительной речи. Сначала наибольший интерес дети проявляли к составлению рифмовок, выражали положительные эмоции в процессе словотворчества, при выслушивании продуктов словотворчества своих сверстников.

В результате проведённой работы речь детей стала более свободной, развернутой. Они научились более точно подбирать слова для выражения своих мыслей, научились фантазировать, составлять небылицы.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

Речевое творчество – это проявление творчества в речевой деятельности. Это деятельность ребенка по созданию новых оригинальных речевых образцов. Как правило, речевое творчество характерно для детей ст...

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста средствами игры-драматизации

Актуальность исследования. Новые приоритеты российского образования нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который декларирует необходимость с...

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

Необходимо так организовать речевую деятельность ребенка, чтобы она носила игровой занимательный характер, потому что только таким образом можно развивать у ребенка умение точно и образно выражать сво...

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

Очень важно именно в дощкгольном возрасте развивать речь. А развитие речевого творчества, как нельзя лучше в этом помогает!К тому же кроме речевого развития активно развиваются и психические процессы ...

Моя педагогическая находка "Аппликация как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Аппликация как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Доклад «Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста посредством применения технологии обучения составлению загадок А. А. Нестеренко»

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевого творчества детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общен...