Главные вкладки

    Консультация "Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста"
    методическая разработка по развитию речи

    Ольга Вячеславовна Лебедева

    Инновационные  методы развития речи у детей

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №3 детский  сад комбинированного  вида «Зоренька»

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Подготовила воспитатель

    младшей группы

    Лебедева О.В.

    Г. Лобня

    октябрь

    2019 -2020 уч.год

    Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

    Речевое творчество - самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний (потешек, небылиц, стихотворений, сказок, рассказов, а также в создании новых слов – новообразований).

    Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

    ФГОС ДО указывает на необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие» развитие речевого творчества дошкольников.

    В настоящее время, в соответствии с Федеральными государственными стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Развитие речи» предполагает:

    владение речью как средством общения и культуры;

    обогащение активного словаря;

    развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

    развитие речевого творчества;

    развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

    знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

    формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Почти 70% времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму – четырем основным видам речевой деятельности.

    Исследователями детской речи и особенностей ее развития, установлено, что дети 3-5 лет имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве). Оно способствует:

    - обогащению словарного запаса и грамматического строя речи,

    - совершенствованию коммуникативных умений,

    - развитию интеллекта, творческого мышления, фантазии, воображения.

    - совершенствованию навыков культуры речи и речевого общения,

    - развитию эмоциональной выразительности речи,

    - воспитанию звуковой культуры речи.

    Обучение дошкольников составлению рифмованных текстов – одна из важных задач формирования связной речи. У детей формируются навыки словоупотребления, усиливается языковое чутье, внимание и живой интерес к художественному слову. Развиваются творческие способности, что необходимо для успешного обучения в школе.

    Рифма в работе с детьми раннего возраста – это самая лучшая  помощница! Стихи и рифмовки это текстовой материал, который очень любят малыши, он им интересен и положительно влияет на их эмоциональное состояние. Рифмованная речь в общении с детьми имеет  громадное преимущество в том, что оно действует на формирующуюся душу  силой и обаянием ритма. А особую радость детям доставляет сочинение собственных стихотворений. А как же научить дошкольников сочинять простейшие стихи?Сначала это просто рифмы. Потом рождаются двустишия. Далее учимся сочинять стихи «подлиннее» . Детям нравится процесс творчества. И как у взрослых поэтов, он тоже сопровождается «муками творчества»: дети подбирают рифму, переставляют слова, добавляют что-то новое. И, наконец, юный поэт счастлив: стихи получились! Конечно же, в игре! Я предлагаю вашему вниманию игры, способствующие развитию навыков стиховторчества.

    Игра «Доскажи чистоговорку».

     Воспитатель произносит чистоговорку, а дети ее заканчивают, подбирая рифмы к звукосочетаниям (можно играть с опорой на сюжетную картинку). Я начну, а вы продолжайте (по сюжетной картинке «Весна»):

    -На-на-на к нам пришла долгожданная….(весна).

    -Чей-чей-чей весело журчит…. (ручей).

    -Цы-цы-цы домой вернулись…(птицы).

    Далее предлагаю детям сочинить чистоговорки к определенным словам, например к слову «Подснежник». Ник-ник-ник….(в лесу расцвел подснежник). К слову «почки».Ки-ки-ки (на деревьях набухли почки) и т.д. В ходе игры у нас получается описательный рассказ о весне.

    Подобным образом составляем чистоговорки-рассказы о животных, цветах, посуде.

    Например, о лисе.

    -Са-са-са в лесу живет…лиса.

    -Эх-эх-эх у лисы пушистый...мех.

    -Ос-ос-ос у лисички черный…нос.

    -Пы-пы-пы у лисы тонкие…лапы.

    -Сы-сы-сы у лисы на мордочке…усы.

    - Ши-ши-ши… (у лисы треугольные уши).

    Придумать подобные чистоговорки под силу любому ребенку и взрослому.

    Игра «Парные картинки», или «Мы в рифмы играли, слова подбирали».

     В эту игру можно играть с опорой на картинки и без.

    -Мы в рифмы играли, слова подбирали, говорю я слово «лень», а в ответ я слышу «день».

    Зайчик-трамвайчик

    Птенец-ларец

    Рыба-глыба и т.д

    Здесь можно прибегнуть к словотворчеству, придумать свои собственные слова. например, рифмы к слову «воспитатель» (поручатель, научатель, похвалятель, рисователь..).

    Игра «Что лишнее?»

    Называем 4 слова, а дети определяют, какое слово не рифмуется с другими (например: пень, лень, день, лес)

    Игра «Кто больше?».

    В процессе игры, поочередно с малышом, придумывайте к заданному слову рифмы. Для исходного слова можно использовать кубики или карточки из настольных игр с изображением предметов.

    Например: утка – шутка – куртка – минутка – будка – незабудка;

    скворец – борец – певец – удалец – молодец – кузнец и т. д.

    Игра «Кузовок»

    При игре в рифмы можно использовать не только картинки, но и предметы. Например, игра «Кузовок». В кузовок мы складывали все предметы на –ок. Можно складывать и другие предметы, например. На –на,-ка и т.д.

    Игра «Коробочка – рифмовочка»

    Большой интерес детей вызывает игра «Коробочка-рифмовочка». Дети находят в коробочке предметы, названия которых рифмуются.

    Игра «Сочини дальше».

    Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше. В лесу живет лиса, (в поле пасется коза).

    В скворечнике живет скворец, (в огороде растет огурец).

    На полке стоит книжка,(в норке живет мышка).

    Следующий этап работы заключается в создании коротких стиховторений с опорой на картинки и без них. Самые доступные стихотворения для дошкольников, это буримэ и лимерики.

    Буриме — литературная игра (с французского), заключающаяся в сочетании стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда на заданную тему. Буриме, придуманное детьми средней группы.

    Жила-была коза,

    У нее была длинная коса.

    Коза в поле убегала

    И там весело скакала.

    Лимерик-это короткое стихотворение, которое состоит из пяти строчек и пишется в жанре нонсенса (указанной нелепицы). Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль берёт воспитатель.

    Лимерик  рифмуется таким образом:

    Первые две строчки рифмуются между собой;

     Третья и четвертая строчки рифмуются между собой;

    Пятая является выводом и может не рифмоваться.

    По содержанию лимерик строится по следующей модели:

    Сравнение или указание на свойство объекта

    (Какой? Такой же, как..) – 1 и 2 строчка

    Действие или взаимодействие с другими объектами

    (Что делал?) – 3 и 4 строчка

    Вывод (утверждение или мораль)-

    Пятая является выводом и может не рифмоваться

    Например: Жила-была рогатая коза,

    Полосатая как оса.

    Она дружила с лягушкой,

    Мокрой зеленой квакушкой.

    Вот какая необычная коза.

    В результате работы по сочинению стихотворных текстов мной были выделены следующие этапы работы по обучению дошкольников составлению рифмованных текстов:

    1.Знакомство с рифмой. Игры в рифмы.

    2.Составление рифмованных строк.

    3. Знакомство детей с алгоритмом создания буримэ и лимериков при помощи мнемоквадратов.

    4. Коллективное составление текста по алгоритму.

    5. Создание стихотворных текстов по подгруппам и малыми группами.

    6. Индивидуальное составление детьми стихотворных текстов.

    А задачи обучения рифмованию специалисты выделяют следующие.

    Вторая младшая группа Учить детей находить рифмующиеся между собой слова, например: птичка – синичка, кот – рот и т.д. Побуждать детей к созданию двух – трёх рифмованных строчек (полуактивный этап) по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения. Средняя группа Продолжать учить детей находить рифмующиеся между собой слова и создавать две – три рифмованных строчки (активный этап) по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения. Побуждать детей создавать четырёхстрочные стишки. Старшая группа Учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой существительные (лень – пень), глаголы (бежал – лежал), прилагательные (красивый – милый), наречия (легко – глубоко). Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно – следственные связи, обозначенные в тексте. Подготовительная группа Учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой слова и создавать четыре рифмованных строчки по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения. Формировать умение составлять рифмовки, используя разнообразные модели.

    В работе с детьми по речевому развитию можно использовать следующие инновационные технологии:

    синквейны,

    Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Правила составления синквейна:

    первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

    вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

    третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

    четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

    пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

    (примеры на слайдах)

    мнемотаблицы,

    Мнемотехника – в переводе с греческого «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

    Использование мнемотаблиц (сенсорно-графических схем) на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

    (примеры на слайдах)

    Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности воспитателя, родителей и ребенка.

      Лэпбук  – в дословном переводе с английского языка лэпбук  означает «книга на коленях». Он представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини книжки — простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, белочек, стрелочек и т.д.),  в которых организован и записан изучаемый материал. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала.

    Использовать театрализацию – самый любимый и используемый вид деятельности, который способствует развитию речи, творческой инициативы и фантазии. Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

    Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы.

    Интеллектуальные карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Регулярное использование интеллектуальных карт позволяет сделать привычным использование образов. Метод интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи.

    Правила составления интеллектуальных карт:

    В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ).

    Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета.

    Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей.

    Добавляются символы и иллюстрации.

    Писать надо разборчиво (печатными) буквами.

    Важные идеи записываются более крупным шрифтом.

    Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы.

    При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

    И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха, которую в житейском обиходе принято считать простой забавой. На самом деле вся эта стихотворная шумиха незаменим...

    Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

    Речевое творчество – это проявление творчества в речевой деятельности. Это деятельность ребенка по созданию новых оригинальных речевых образцов. Как правило, речевое творчество характерно для детей ст...

    Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста средствами игры-драматизации

    Актуальность исследования. Новые приоритеты российского образования нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который декларирует необходимость с...

    Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

    Необходимо так организовать речевую деятельность ребенка, чтобы она носила игровой занимательный характер, потому что только таким образом можно развивать у ребенка умение точно и образно выражать сво...

    Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

    Очень важно именно в дощкгольном возрасте развивать речь. А развитие речевого творчества, как нельзя лучше в этом помогает!К тому же кроме речевого развития активно развиваются и психические процессы ...