Программа
рабочая программа

Куликова Татьяна Валерьевна

Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Формирование профессионального самоопределения у детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kulikova_t.v.docx98.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

Центр Развития ребенка

Детский сад №24.

Усть-Кутского муниципального образования

Рекомендована

методическим советом

МДОУ ЦРР д/с №24

протокол №  2

« 22 »  декабря 2021  года

 Утверждена

приказом по МДОУ ЦРР д/с №24 УКМО

« 22 » декабря 2021 года

                 

Дополнительная общеразвивающая программа

«Формирование профессионального самоопределения у детей старшего дошкольного возраста»

для обучающихся:  5-6 и 6-7 лет

срок реализации: 2 года

                                                                          Куликова Татьяна Валерьевна,

                                                                          Воспитатель МДОУ ЦРР д/с №24

                                                                          I квалификационная категория

         

Усть- Кут

2021г.

Пояснительная записка

Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Формирование профессионального самоопределения у детей старшего дошкольного возраста» разработана с учетом:

- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.1012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ в части определения содержания воспитания в образовательном процессе с 1.09.2020

- Концепции развития дополнительного образования до 2030 года

- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках Национального проекта «Образование». Утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и конкурентоспособности профессионального образования, Министерства просвещения РФ 10.11.2018 г.

- Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 г. № 61573)

- Письма Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18.11.2015 года  № 09-3242 «О направлении информации. Методические рекомендации по проектированию  дополнительных общеразвивающих  программ (включая разно уровневые программы)»

Методических рекомендаций по проектированию  дополнительных общеразвивающих  программ от 11 сентября 2018 года;

- Устава МБУ ДО ЦДО УКМО  от 01.12.2016 года;

- Лицензии от 13 марта 2017 года  МБУ ДО ЦДО УКМО на образовательную деятельность;  

- Программы развития МБУ ДО ЦДО УКМО на 2016-2021гг.

Дополнительная общеразвивающая программа  «Формирование профессионального самоопределения у детей старшего дошкольного возраста»

Содержание  программы направлено на знание различных видов профессий, помощь детям в осознании важности, необходимости и незаменимости каждой профессии.

Уровень сложности - базовый.   

Актуальность программы состоит в том, что в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726-Р, содержание дополнительной образовательной программы ориентировано на:

- создание необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации;

- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии;

-формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся;

- обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания обучающихся.

Программа составлена по социальному запросу родителей и обучающихся.  

Отличительные особенности программы.

Профориентация. Что это такое? Это система мероприятий,  которые направлены на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у детей, для оказания им помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Это касается не только школьников. Ребенок дошкольник  уже проявляет себя как личность. У него выявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в дошкольном возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Можно расширить выбор ребенка, давая ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение-это первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с широким выбором  и многообразием и профессий.

Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.

Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, так же возрастными возможностями и особенностями дошкольников.

 Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней.

Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях ДОУ не удалось воссоздать. Поэтому для формирования у детей представлений о разных профессиях могут использоваться  ИКТ - технологии.

Игра имеет большое значение в формировании образного мира ребенка. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но только как возможности принимать на себя различные профессиональные роли.

Формирование представлений дошкольников о мире профессий и

труда - это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

Рекомендовано использовать технологии проектной деятельности

Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова.

Проектная деятельность - это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Так же технологии  исследовательской деятельности  А.И. Савенков, Н.А. Короткова. Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, который порождает в результате функционирования механизмов поисковой активности и строится на базе исследовательского поведения.

Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:

1. Коллекционирование (классификационная работа) - освоение родовидовых отношений.

2.Опыты (экспериментирование) - освоение причинно-следственных связей и отношений;

Так же используют педагогические технологии организации сюжетно-ролевых игр Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская,

 Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко.

Технология интегрированного обучения Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова  является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция - это состояние или процесс, ведущий к такому состоянию связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность.

         Изучение особенностей различных профессий невозможно без использования приема «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами. Вполне логично, что в основу этой системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе, и создать определенные условия для развития игровой деятельности. Для реализации поставленных задач, приглашаются социальные партнеры и с ними будут заключены договоры сотрудничества, т.к. развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с организациями дает дополнительный импульс для духовно - нравственного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

Адресат программы: Программа направлена на дошкольников 5-7лет.  Дошкольный возраст охватывает период психического развития. В это время структура психики претерпевает значительные изменения. Меняется социальная ситуация. Интенсивно формируются новые личностные качества, черты характера; активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, восприятие, воображение, речь.

Срок освоения программы: 2 года

Форма обучения - очная

Режим занятий: 1 раза в неделю по 25 - 30 минут в зависимости от возраста.

Цель программы:

- постепенно развивать и формировать у ребенка готовность самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой профессиональный уровень развития.

Задачи работы с детьми 5-6 лет:

- знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

- расширять и систематизировать представления о труде взрослых, его личностной и общественной значимости; материальных и нематериальных результатах труда,

- расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;

- формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;

- формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности средствами художественной литературы;

- систематизировать знания о труде людей в разное время года;

Задачи работы с детьми 6-7 лет:

- расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);

- расширять и систематизировать представления о современных профессиях;

- расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;

- расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах - помощниках человека;

- формировать представление о видах производственного труда - шитьё, производство продуктов питания, строительство; обслуживающего труда -  медицина, торговля, образование;

- формировать представление о связи результатов деятельности людей различных профессий.

Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала МДОУ ЦРР д/с № 24 «Тополек» организуют экскурсии:

-в медицинский кабинет

-в прачечную

-в аптеку

-в библиотеку

-в школу

-в магазин

-в парикмахерскую

-на почту

-на хлебозавод

-на железную дорогу

-в пожарную часть

-в музей и т.д

Учебно-календарный график:

Возрастная категория обучающихся

учебный год

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Количество учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

Дети  5-6лет

1 год

01.09.2021г.

31.05.2022г.

36 недель

15часов 00мин

25 мин

Дети  6-7лет

1 год

01.09.2022г.

31.05.2023г.

36 недель

18часов 00 мин

30 мин

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по ранней профориентации (старшая  группа)

Наименование темы

Количество часов

Форма итогового мероприятия

Всего

теория

практика

1-2

Диагностика

50 мин

20 мин

30 мин

3-4

Учитель (воспитатель)

50 мин

20 мин

30 мин

Экскурсия по детскому саду

с.р игра «Школа»

5-8

Фармацевт

1 час 40 мин

40 мин

60мин

Экскурсия в аптеку

с.р «Аптека»

9-12

Технолог

1 час 40 мин

40мин

60мин

Виртуальная экскурсия на молокозавод.

Мастер-класс  изготовления йогурта.

13-16

МЧС (пожарный)

1 час 40 мин

40мин

60мин

Встреча с сотрудниками спецслужб

(экскурсия в пожарную часть),  с.р «Спасатели»

17-20

Полицейский

1 час 40 мин

40 мин

60мин

Беседа с участковым инспектором

(составление фоторобота)

21-24

Продавец

(Магазин)

1 час 40 мин

40 мин

60мин

Изготовление и пополнение  атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Магазин»,

экскурсия в магазин

25-28

Стоматолог

1 час 40 мин

40 мин

60мин

Виртуальная экскурсия в кабинет стоматолога

с.р игра «У стоматолога»

29-32

Банкир

(банковский работник)

1 час 40 мин

40 мин

60мин

Изготовление дидактических игр по финансовой грамотности

(экскурсия в банк), с.р игра «Банк»

33-34

Моряк

(Капитан)

50 мин

20 мин

30 мин

Экскусия в порт «Осетрово»

35-36

Диагностика

50 мин

20 мин

30 мин

Итого:

15.00 часов

6 часов

9 часов

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по ранней профориентации (подготовительная  группа)

Наименование темы

Количество часов

Форма итогового мероприятия

Всего

теория

практика

1-2

Диагностика

60 мин

20 мин

40 мин

3-4

Библиотекарь

60 мин

20 мин

40 мин

Экскурсия в библиотеку, с.р игра «Библиотека»

5-8

Инженер

2 часа

50 мин.

1 час 10 мин.

Виртуальная экскурсия на завод.

9-12

Графический дизайнер

2 часа

50 мин.

1 час 10 мин.

Создание коллажа.

 13-16

Модельер

2 часа

50 мин.

1 час 10 мин.

Модное дефиле, конструирование «Платье»

17-20

Журналистика

2 часа

50 мин.

1 час 10 мин.

Создание спорт передачи «Мяч ТВ»

21-24

Ветеринар

2 часа

50 мин.

1 час 10 мин.

Виртуальная экскурсия в ветеринарную клинику

с.р игра «У ветеринара»

25-28

Археолог

2 часа

50 мин.

1 час 10 мин.

Квест-игра «Раскопки»

29-32

Космонавт

2 часа

50 мин.

1 час 10 мин.

Квест-игра «Путешествие в космос»

33-34

Учитель

60 мин

20 мин

40 мин

Игра-викторина «Скоро, скоро в первый класс!» (экскурсия в школу)

35-36

Диагностика

60 мин

20 мин

40 мин

Итого:

15.00 часов

6 часов

9 часов

Планируемые результаты:

5 лет-6 лет

Имеет представление о различных видах профессий;проявляет интерес к разным профессиям;выражает желание, когда вырастет, стать такими, как мама и папа;имеет представление о соблюдении безопасности, элементарных правил поведения на работе.

6 лет-7 лет

Имеет представление о разных профессиях; об истории возникновения и развития данных профессии;знает где и кем работают родители и в чем ценность их труда;соотносит результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии;имеет обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; использует предметы-заместители в качестве атрибутов для творческих игр

Как следствие создания комплекса психолого - педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста будут сформированы:

- разнообразные представления о мире современных профессий;

-  положительное отношение к разным видам труда.

- данная работа будет способствовать развитию у детей личностных качеств, необходимых для любой профессии.

Оценочные материалы

Виды  контроля входящие в комплект контрольно-измерительных материалов

Текущий контроль -  выставка

Итоговая аттестация - викторина

Каждый вид контроля оценивается по зачетной системе, соответственно указанным критериям в приложении №1.

Уровни освоения программы.

 Недостаточный уровень (Н):

- обучающийся овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой; избегает употреблять специальные термины; овладел менее чем 1/2 умений и навыков, предусмотренных программой.

Средний обязательный уровень (СО):        

- объем усвоенных обучающимся знаний составляет более 1/2 объема знаний, предусмотренных программой; обучающийся сочетает специальную терминологию с бытовой; овладел более чем 1/2 умений и навыков, предусмотренных программой.

Средний продвинутый уровень (СП):

- обучающийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренный программой; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием; обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период;

является участником и победителем в конкурсах, соревнованиях на уровнях, района, области.

Высокий творческий уровень (ВТ):

- обучающийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренный программой; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием; обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период.

Методы обучения:

- наглядный - с использованием наглядных пособий; иллюстраций, план -схемы;

- словесный - с помощью которых педагог доступно объясняет тему занятий и последовательность деятельности на занятии; беседы (применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации);

- практический - показ алгоритма технических и тактических действий и приемов, упражнений;

- частично-поисковый;

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- игровой;

- исследовательский и т.д.

Формы обучения:

Основными формами реализации разделов программы профориентации детей, являются:  

- дидактические и сюжетно-ролевые игры ;

- практическое занятие;

- чтение и обыгрывание стихов о профессиях;      

- беседа с детьми о профессиях, рассказ родителей о своих профессиях;

- наблюдения;

- занятие-игра;

- викторина;

- занятие-путешествие;

- рассказ педагога;

- просмотр слайдов и видеоматериалов о профессиях;

- выставки рисунков, создания фотоальбома профессий;

-видео - экскурсии;

- экскурсии на производства;

- творческая работа;

- проект.

Технологии:

- информационно-коммуникативные;

- проектная деятельность;

- исследовательская деятельность;

- Сюжетно-ролевые игры;

- игровая деятельность;

- интегрированное обучение.

Алгоритм учебного занятия:

орг. момент,

повторение пройденного материала,

новый материал,

закрепление.

Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов:

- систематичности и последовательности;

- доступности (характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей);

- наглядности (постоянное использование в упражнениях наглядного  демонстрационного материала, иллюстраций, план – схемы);

- равноправного партнерства взрослого и ребенка;

- практичности (комплекс различных приемов - игровой, соревновательный);

- словесный (педагог доступно объясняет тему занятий и последовательность деятельности на занятии);

- беседы (применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации);

- объяснительно-иллюстративный;

- частично-поисковый;

- игровой;

- исследовательский и т.д.

Условия реализации программы.

- групповая  комната на базе МДОУ ЦРР №24;

- оборудование;

Одним из направлений деятельности ДОУ по ранней профориентации детей является взаимодействие с родителями. В этом направлении используются следующие формы работы:

- открытый просмотр занятий;

- индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей;

- тематические родительские собрания, конференции;

- праздники, развлечения;

- анкетирование, опрос

Список литературы

Нормативные документы:

- Федеральный  закон  от  29  декабря  2012  года  №  273-ФЗ  «Об  образовании  в Российской  Федерации». - [Электронный  ресурс]

 http://base.garant.ru/70291362;

- изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ в части определения содержания воспитания в образовательном процессе с 1.09.2020;  

- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках Национального проекта «Образование». Утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и конкурентоспособности профессионального образования, Министерства просвещения РФ 10.11.2018 г.

- Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года;

- Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». -  [Электронный ресурс]

 / http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1231767.

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 г. № 61573);

- Письмо Департамента государственной  политики  в  сфере  воспитания  детей  и молодёжи от 18  ноября 2015 года  № 09-3242 «О направлении информации.

- Методические рекомендации  по  проектированию  дополнительных  общеразвивающих  программ (включая  разноуровневые  программы)». [Электронный  ресурс]  http://docs.cntd.ru  document/420331948. 

- Буйлова  Л.Н.  Современные  подходы  к  разработке  дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ   Л.Н. Буйлова  Молодой ученый.  - 2015. - №15. - С. 567-572.

Гончарова  Е.В.  Дополнительное  образование  детей  в  схемах,  таблицах  и определениях  Гончарова  Е.В,  Телегина  И.С.  Нижневартовск:  Издательство  НВГУ. - 2013. - 139с.

- Методические  рекомендации по разработке и оформлению  дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.  [Электронный  ресурс] http:dopedu.ru/metodopit.html .

- Устав, лицензия, локальные акты МДОУ ЦРР д/с № 24 УКМО.

Литература для педагога:

1.Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010

2.Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2

3.Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014

 4. Волкова Т.Р., Мишин А.В. Секреты поиска работы [Текст]: М.: Генезис , 2003. - 125 с.

5. Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью [Текст]: перспективное планирование работы с детьми 3 - 7 лет. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 39 с.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]. - Ростов - на-Дону: Издательство "Феникс", 2000. - 512 с.

7. Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду [Текст]: Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова; ред.: Т. С. Комарова, В. В. Гербова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 70 с.

8. Медведев Д.А. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" [Текст]. Утверждена 04 февраля 2010 г. Пр-271.

9. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст]: учебно-методическое пособие. - М. 2002. 400 с.

10. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии [Текст]: практическое руководство для педагогов и школьных психологов. М.: Генезис , 2010. - 48 с.

Приложение 1

.

Диагностическая карта сформированности знаний у детей старшего дошкольного возраста  по профессиям.

Цель: выявить имеющие знания у детей по профессиям на момент диагностирования ребенка

№  

   

ФИО   ребенка

                                                                                                                  Вопросы

Перечисли, какие профессии ты знаешь?

Какая профессия у твоей мамы? Твоего  папы?

Расскажи, какие профессии в детском саду ты знаешь?

Какую пользу для общества приносят

 полицейские?

Какими качествами должен обладать полицейский?

Какими качествами должен обладать сотрудник МЧС?

Как называют врача лечащего зубы у людей?

В чем состоит работа учителя?

1

2

3

                 

№      

ФИО   ребенка

Вопросы

В чем состоит работа фармацевта?

В чем состоит работа банковского работника?

В чем состоит работа продавца?

Кто работает в аптеке?

В чем состоит работа сотрудника МЧС?

Какими качествами должен обладать сотрудник МЧС?

Кому принадлежат данные инструменты:

1.Кисточка, карандаш, краски.  (художнику)

2.Касса, деньги, товар.  (продавец)

3.Ручка, тетрадь, книга.  (учителю)

1

2

3

№  

     

ФИО   ребенка

Вопросы

Расскажите о профессии художник

Есть ли у тебя любимое занятие, расскажи о нем.

Кем бы ты хотел стать? Почему?

Какими качествами должен обладать учитель?

1

2

3

Диагностическая карта сформированности знаний у детей  подготовительной к школе группы  по профессиям

Цель: выявить имеющие знания у детей по профессиям на момент диагностирования ребенка

№  

   

ФИО   ребенка

Вопросы

Перечисли, какие профессии ты знаешь?

Какая профессия у твоей мамы? Твоего  папы?

Какую пользу для общества приносят  инженеры?

Какими качествами должен обладать учитель?

Кого называют космонавтом?

Кто такой журналист?

Какие инструменты нужны археологу для работы?

В чем состоит работа модельера?

1

2

3

№  

     

ФИО   ребенка

Вопросы

В чем состоит работа графического дизайнера?

В чем состоит работа библиотекаря?

В чем состоит работа ветеринара?

Есть ли у тебя любимое занятие, расскажи о нем.

Кем бы ты хотел стать? Почему?

Кому принадлежат данные инструменты:

1.Кисточка, карандаш, краски.  (художнику)

2.Касса, деньги, товар.  (продавец)

3.Ручка, тетрадь, книга.  (учителю)

1

2

3

Приложение 2

Методические разработки по теме:

«Формирование профессионального самоопределения у детей старшего дошкольного возраста»

Развивающие игры по ранней профориентации.

 «Угадай профессию».

Цель: Научить понимать назначение и функции предметов профессиональной деятельности.

Ход: Весы, прилавок, товар (продавец).  Каска,  шланг, вода (пожарный) . Сцена, роль, костюм (актёр). Ножницы, ткань, швейная машинка (швея).  Плита, кастрюля, вкусное блюдо (повар). Доска, мел, учебник (учитель).  Маленькие дети, игры, прогулки (воспитатель). Болезнь, таблетки, белый халат (врач).  Ножницы, фен, модная причёска (парикмахер).  Корабль, море, штурвал (моряк). Читальный зал, книги, читатель (библиотекарь).

«Знайка идёт трудиться».

Цель: Научить классифицировать предметы по функциональному назначению (удовлетворению потребностей в труде); воспитывать желание помогать взрослым.

Ход: Приходит письмо от Знайки, в котором он рассказывает, что гостит у бабушки. Он играет, рисует, гуляет, а ещё помогает бабушке. Сегодня она дала ему три задания: посадить на огороде морковь и полить цветы; сварить суп; навести порядок в комнате (убрать игрушки, вытереть пыль, пропылесосить). Знайка запутался в орудиях труда и просит ребят помочь.

Воспитатель предлагает детям макеты огорода, кухни и комнаты и объясняет, что нужно взять одну картинку, посмотреть внимательно, назвать предмет, рассказать, как им пользоваться и для какого труда он нужен, потом положить картинку к соответствующему макету. Например, пылесос нужен для чистки паласа, поэтому его нужно положить к макету комнаты. Воспитатель обращает внимание детей на то, что среди картинок с орудиями труда есть картинки с игрушками. Их нужно выбрать и сложить в коробку. Задание считается выполненным, если все картинки разложены правильно.

В конце игры воспитатель предлагает детям рассказать Петрушке в письме, какие картинки ему нужны для выполнения заданий бабушки.

«Знайка осваивает профессии».

Цель: Формировать умение классифицировать предметы по функциональному назначению, закрепить название профессий; воспитывать у детей интерес к работе взрослого-садовника, повара, врача, столяра, портного.

Ход: Ребята, вы знаете, что наш друг Знайка уехал к себе домой в сказочную страну, а сегодня прислал письмо. Вот что он пишет: «Здравствуйте, ребята! Пишу вам издалека. Мне здесь очень нравится. Я узнал много интересного о людях разных профессий и даже захотел работать вместе с ними. Так как я не скоро приеду, посылаю вам картинки, на которых художник нарисовал меня за работой. А вы, ребята, угадайте, кем я хочу работать».

- Как вы думаете, кем работает Знайка? (Показывает картинку.) Правильно, здесь он-врач. А здесь кто? (Повар.) Кем изображён Знайка на этой картине? (Он портной.) А как вы догадались? (Он шьёт одежду и т. п.)

- Знайка просит вас помочь ему выбрать предметы, необходимые для работы. Давайте я буду показывать картинки, а вы будете отгадывать, нужен Знайке этот предмет для работы, или нет.

Если ребёнок правильно называет предмет, воспитатель отдаёт ему картинку. Выигрывает тот, у кого будет больше картинок.

«Найди пару».

Цель: Закрепить умение детей определять назначение и функции предметов. Развивать память.

Ход: Ребята, сегодня у нас с вами будет очень необычное занятие. Сначала мы распечатаем эту посылку. Сегодня утром мне принесли посылку и письмо. Хотите знать, что в нём написано? (Да.) Оно пришло от детей из другого детского сада. Дети предлагают нам поиграть в игру «Найди пару» и описывают её. А что у нас в посылке? Здесь конверты с картинками. В каждом конверте по четыре картинки, на которых изображены предметы. Все предметы выполняют какие-то функции. Что значит «предмет выполняет какую-то функцию»?

С помощью воспитателя дети объясняют, что делают с помощью данного предмета, как используют его.

Затем дети называют предметы, изображённые на картинках, и рассказывают об их функциях.

- А теперь послушайте задание: за первый стол сядут дети, у которых картинки с изображением предметов для переноски тяжестей, за второй стол сядут дети, у которых картинки с изображением предметов для освещения комнат. Теперь поднимите картинки, на которых нарисованы предметы, помогающие учиться, а затем картинки с изображением предметов, помогающих трудиться.

«Угадай, кто… »

Цель: Развивать умение узнавать людей, их профессию по стилю речи.

Ход: Взрослый произносит фразы соответствующим тоном и с соответствующими жестами, предлагая ребёнку угадать, кто это говорит. А затем ребёнок пробует загадывать такие загадки взрослому.

- Открой рот и скажи: «А-а, а, а, а».

 -Тема урока: «Геометрические фигуры».

- Покупаем мороженое, сливочное, шоколадное».

- Детки, собираем игрушки»

- Следующая остановка-«Дворец культуры».

«Овощехранилище».

Напомнить детям о том, что колхозники выращивают овощи на огороде, а фрукты – в садах. Урожай привозят в город и хранят в овощехранилищах. Некоторые овощи и фрукты заготавливают на зиму свежими (картофель, лук, морковь), другие – солят (огурцы). Дети должны знать , что есть овощи, которые хранят свежими, и солеными (например, капуста). Овощи и фрукты, которые хранят свежими, надо часто перебирать, удалять вялые, мятые.

Цель: отобрать и сгруппировать предметы по способам использования их в быту.

Правило: распределять овощи и фрукты для хранения так. Чтобы они не испортились и сохранялись зимой и весной.

Оборудование: в ряд расставляют три стола: на одном – овощи и фрукты, приготовленные к отправке в овощехранилище, на двух других – приемные пункты овощехранилища. Один стол предназначен для приема продуктов на хранение в свежем виде (на «вывеске» - овощи, хранящиеся свежими, - картофель, свекла, морковь и др.), на другой стол будут складываться то, что пойдет на засолку (на «вывеске» - бочка с огурцами или чем-то другим). Подготовить «тару» для хранения, для перевозки овощей и фруктов (коробки, банки, тележки).

Воспитатель говорит: «Колхозники вырастили большой урожай для всех нас. Его надо сохранить так, чтобы всего хватило до следующей осени. Кладут овощи и фрукты для этого в овощехранилище». Затем педагог с детьми распределяют и уточняют роли в игре: часть детей приемщиками, остальные –колхозниками. «Колхозники» привозят урожай, а «приемщики» определяют способ хранения; «приемщик» должен рассказать, почему он отбирает овощи и фрукты для определенного способа хранения.

«Чья одежда?»

Цель: способствовать развитию у детей интереса к людям разных профессий; уточнять знания о рабочей одежде;

учить, по рабочей одежде отличать людей разных профессий: почтальона, шахтера, строителя, врача, водолаза, летчика, электросварщика.

Игровые правила: по рабочей одежде определять профессию, находить нужную картинку и показывать ее детям.

Прежде чем начать игру, воспитатель уточняет знания детей о рабочей одежде, выясняет, замечали ли они, что люди работают в особой одежде и что по их одежде можно узнать, кем они работают. Показывает картинки: «Посмотрите (на картинке изображен летчик), можно ли по одежде узнать, кто изображен на картинке? Да. Это летчик. Как вы догадались?»

Дети рассказывают о фуражке, костюме, погонах. Затем воспитатель читает стихотворение Л. Куклина:

 «Кто как одет».

Рабочий работает быстро и ловко.

Рабочая форма зовется спецовкой.

Для каждой работы одежда своя –

Об этом расскажет вам книжка моя т. д.

 

Картотека сюжетно-ролевых игр:

«Парикмахерская»    

Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.                                                                                                                                  Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера-расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д.

Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.

«Аптека»

Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».

Оборудование: игрушечное оборудование аптеки.                                                                                         Ход игры: проводится беседа о том, люди каких профессий работают в аптеке, чем занимаются. Знакомимся с новой ролью-заведующей аптекой. Она принимает от населения лекарственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они приготовили лекарственные препараты. Заведующая помогает Работникам аптеки и Посетителям разобраться в затруднительных ситуациях. Лекарства выдаются строго по рецептам. Роли дети распределяют самостоятельно, по желанию.

«Стройка»                                                                                                                                                                    Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей. Научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе. Расширить знания детей об особенностях труда строителей. Расширить словарный запас детей. Ввести понятия постройка, каменщик, подъемный кран, строитель, крановщик, плотник, сварщик строительный материал.

Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки. Картинки с изображением людей строительной профессии-каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.                                                                                                            

Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни –строители, они строят дом; другие-водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей-крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

«Магазин»

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».                                                                                                              Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги.                                                                                                                                                                                                                                                                                      Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах. Рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

«Школа»                                                                                                                                                                  Цель: уточнить знания детей о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель. Воспитывать желание учиться в школе, уважение к труду учителя. Расширить словарный запас детей – школьные принадлежности, портфель, пенал, ученики и т. д.                                                                                                                                 Оборудование: ручки, тетради, детские книжки, азбука, цифры, доска, мел, указка.                                                                                                                                                              Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в школу. Проводится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают ученики. По желанию детей выбирается учитель. Остальные дети – ученики. Учитель задает ученикам задания, они самостоятельно и старательно выполняют его. На другом уроке другой учитель. Дети занимаются на уроках математики, родного языка, физкультуры, пения и т. д.

«В библиотеке»                                                                                                                                                  Цель: расширить кругозор детей, научить детей правильно пользоваться услугами библиотеки, применять знания литературных произведений, ранее полученных на занятиях, закрепить знания о профессии библиотекаря, воспитать уважение к труду библиотекаря и бережное отношение к книге, расширить словарный запас детей: «библиотека», «профессия», «библиотекарь», «читальный зал».                                                                                                                                             Оборудование: книги, знакомые детям, ящик с картинками, картотека, карандаши, наборы открыток.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в библиотеку. Все вместе вспоминают о том, кто работает в библиотеке, чем там занимаются. Дети сами выбирают 2–3 библиотекарей, у каждого из них по несколько книжек. Остальные дети распределяются на несколько групп. Каждую группу обслуживает один библиотекарь. Он показывает много книг, а чтобы взять понравившуюся книгу, ребенок должен назвать ее или коротко рассказать о том, что в ней написано. Можно рассказать стихотворение из книги, которую берет ребенок. В ходе игры дают советы детям, которые затрудняются выбрать книгу. Библиотекарю необходимо быть повнимательнее  к посетителям, показывать иллюстрации к понравившимся книгам. Некоторые дети желают остаться в читальном зале, чтобы посмотреть наборы картинок, открытки. Они делятся своими впечатлениями. В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие книги предлагал им библиотекарь, говорят о том, что им больше всего понравилось.

«Скорая помощь»

Цель: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Оборудование: телефон, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.      

Игровые действия: Больной звонит по телефону 03 и вызывает скорую помощь: называет ФИО, сообщает возраст, адрес, жалобы. Скорая помощь приезжает. Врач с медсестрой идут к больному. Врач осматривает больного, внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло. Медсестра измеряет температуру, выполняет указания врача: дает лекарство, делает уколы, обрабатывает и перевязывает рану и т.д. Если больной очень плохо себя чувствует, его забирают и везут в больницу.

«Ветеринарная клиника»

Цель: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Игровые действия: В ветеринарную лечебницу приводят и приносят больных животных. Ветеринарный врач принимает больных, внимательно выслушивает жалобы их хозяина, задает вопросы, осматривает больное животное, прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт. Животное относят в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, обрабатывает и перевязывает раны, смазывает мазью и т.д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце. После приема хозяин больного животного идет в ветеринарную аптеку и покупает назначенное врачом лекарство для дальнейшего лечения дома.
Игровой материал: животные, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка.

Конспекты занятий и сюжетно ролевых игр.

Тема: Речное путешествие «Доставка почты»

Предложенное занятие является составной частью тематического цикла по профориентации с детьми старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет). Однако его можно проводить как самостоятельное, для ознакомления детей с профессией «Речники».

Образовательное путешествие  состоит из трех этапов.

1этап. Подготовка  к путешествию Воспитатель  проводит  беседу с  участниками  путешествия, обсуждают цель; места  которые предполагается  посетить, последовательность  и  формы  их освоения, а также  задачи,  которые  нужно  решить.

2этап.  Работа  на  маршруте.

На маршруте  участники  путешествия  пользуются  разными  источниками  информации, могут  беседовать  с  представителями разных  профессий.

3этап. Подведение итогов. (Коллажи,  составление  рассказов,  фото выставки и т.д)

Цель:

-Создавать условия для совершенствования у детей творчески развивать сюжет (объединять несколько сюжетов одним содержанием);

-Обеспечивать развитие речевого и ролевого взаимодействия, связную монологическую и диалогическую речь;

-Продолжать формировать положительные взаимодействия между детьми в процессе игры;

-Закрепить знания о жизни и труде людей, закреплять знания о профессиях взрослых на корабле;

-Развивать память, мышление, творческое воображение.

Предшествующая работа:

-Беседы о профессиях людей, которые несут службу на флоте (морском, речном).

-Чтение художественной литературы о кораблях и моряках.

-Рисование: «Наш корабль»

-Лепка: «Корабли и подводные лодки на рейде»

Оборудование: строительный материал, игрушечный кораблик, штурвал, атрибуты для игр, гюйсы, бинокли, якорь, удочки, почта – газеты, открытки.

Словарная работа: штурман, кок, якорь, радиограмма, трап.

Ход:

Мы проходим наш город.

- Как он называется?

Город расположен вдоль реки, вокруг города растет лес.

- Какие деревья растут в лесу?

- Какие звери водятся в нашем лесу?

- Какие рыбы водятся в реке «Лена»?

Звучит колокольчик

- Мы подходим к посёлку «Марково».

- А нас уже встречают жители.

Капитан: -Право руля, стоп машина, опустить якорь, спустить трап!

Доставить почту жителям (приглашают в гости)

- Ребята, а давайте жителям поселка прочтем стихи?

- Уважаемые сельчане, а вы знаете стихи об осени?

 Чтение стихов об осени.

Отгадывание загадок:

-Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет.

В деревне кур крадет?

-Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный?

-Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

-Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна, Просыпается от сна.

-Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старой елке

Орешки я грызу.

Исполнение песни «Осень»

- Я предлагаю проверить ловкость наших матросов и жителей поселка.

1 Соревнование: «Кто больше и быстрее наловит рыбы» (дети бегут и ловят песочные часы).

2. Перетягивание каната

-Почту жителям доставили, концерт и соревнования провели .

- Пора возвращаться в город, домой.

- Все матросы на борт!

Штурман: - Корабль готов к отплытию! Убрать трап! Поднять якорь! Право руля, полный ход!

Тема: «Путешествие на молочную ферму»

Цель: - Расширение и систематизация знаний детей о мире профессий в процессе совместной и самостоятельной деятельности;

 - Накопление у детей социального опыта;

 - Формирование реалистичных представлений о профессиях;

 - Ранняя профессиональная ориентация детей.

Задачи: -Познакомить воспитанников с историей развития профессий и ее ролью в современном обществе.

              -Формировать систему знаний детей о видах  технических специальностей и разнообразии  рабочих профессий, элементарных представлениях общественной значимости той или иной профессии.

          -Создать предметно-развивающую среду, способствующую освоению знаний об инженерии и становлению устойчивого интереса к профессиям.  

          -Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие непрерывность образовательного процесса, направленного на развитие способностей, компетенций и творчества воспитанников средствами технологии ЛЕГО-конструирования. 

         -Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.

         -Расширение и активизация словаря по теме;

         -Обогащение сюжетно-ролевых игр детей;

Материал: видео-фильм «Видео экскурсия на молочную ферму», видео презентация «Профессии людей на молочной ферме», оборудование для опытов: халаты, шапочки, стаканы, чашки, ложки, салфетки, сыворотка, молоко, йогурт, варенье.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Профессии», рассматривание книг, энциклопедий,  беседы, чтение художественной литературы, сюжетно ролевые игры различных профессий, «Ферма», изготовление макетов, оборудования.

Ход:

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько гостей пришло к нам в гости.

- Давайте поздороваемся.  (Здороваются)

- Скажите, какое у вас настроение? (ответы детей)

- А давайте поднимем настроение гостям и себе.

Произносим вместе дружно, взявшись за руки:

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

- Настроение у нас замечательное! А вы любите путешествовать?

- Ну, тогда отправляемся в путешествие. Но куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.

- Что за шум стоит вокруг?

Громко лает старый пес.

Вот заржали кони, вдруг.

Конюх им овса принес.

Здесь кричит корова: «Му-у-у-у-у!»

Вторит ей овечий хор.

И никак я не пойму

Что за странный это двор?  (ФЕРМА)

- Конечно, это ферма.

- Ребята, мы с вами очень много знаем о ферме. А сейчас давайте вспомним. Кто работает на ферме. Люди каких профессий там работают? (свинарки, свинопасы, конюхи, пастухи, телятницы, пастухи, доярки, ветеринары и т.д.)

       Называя профессии, дети объясняют, чем  занимается человек этой профессии. (ответы детей.)

- А скажите, откуда берется молоко? (ответы детей).

- А еще, какие животные дают молоко?  (коровы, козы, кони и т.д.)

- А когда на ферме накопилось очень много молока, куда его девать? Что делать с молоком? (ответы детей.)

- Конечно, его можно увезти в школу, в детский сад, в больницу.

- А подумайте, еще куда можно увезти молоко? ( ответы детей)

- Правильно. Молоко нужно доставить на молокозавод.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

- А зачем? (ответы детей)

- Конечно, из молока на молокозаводе производят различные продукты.

- Что же делают из молока на молокозаводе? ( дети перечисляют – сыр, масло, сметану, йогурт, сливки, кефир, мороженое……)

- А вы хотите побывать на молокозаводе?

- Тогда проходите на стульчики. Садитесь поудобнее. (Просмотр видео экскурсии на молокозаводе.)

- Вот мы и побывали на молокозаводе. Вы теперь знаете, как работает молокозавод.

- А давайте вспомним, люди каких профессий там работают.

 ( показ слайдов профессий и места работы этих людей: лаборант, технолог, дегустатор, упаковщик, грузчик, шофер молоковоза.)  

Беседа о каждой профессии по слайдам. Обсудить, что нужно для работы, какая спец одежда нужна.  

       Физминутка: «Мы на ферме побывали»

Мы на ферме побывали  идут по кругу, держатся за руки

Белых кроликов видали

Шустренькие кролики    прыгают, сделав «ушки» из пальчиков

То ложились                    ложатся

То кружились                  кружатся

В проволочном домике

Лапками стучали            хлопают в ладоши

Весело пищали               топают ногами

Мы зверькам не травки жесткой

Клеверу достанем…

Вырастайте                      прыгают, сделав «ушки» из пальчиков     

С нежной шерсткой

С круглыми хвостами.  К.Кубилинскас.

- Ребята, а кем бы вы хотели работать на молокозаводе? Почему? Чем привлекла вас эта профессия? (ответы детей).

- А я бы хотела работать технологом. Ведь технологи следят за процессом изготовления различной продукции из молока, что бы она была произведена по правильной и точной технологии.

-   Сейчас я надену специальную форму  (надеваю халат, шапочку.)

- Для чего мне нужна спецодежда?  (ответы детей)

        Показ опыта «Изготовление кефира из молока с помощью сыворотки».

Обсудить с детьми опыт. Выслушать мнение детей.

- А вы, ребята, хотите сегодня поработать технологами? Предлагаю вам изготовить самостоятельно йогурт.

- Тогда надевайте спец одежду ( дети надевают халаты, шапочки).

Подходят к столам. На столах приготовленные стаканы с кефиром. В чашках  налито варенье. Салфетки. Чайные ложки.

Дети самостоятельно смешивают варенье с кефиром. По ходу опыта обсуждаем процесс изготовления.

- Ну, а теперь, ребята, предлагаю вам поработать дегустаторами. (Дети садятся за столы, пробуют готовый йогурт.)

Тема: «Знакомство с профессией геолога»

Цель: Развитие познавательной активности детей, желания получить новое впечатление об окружающем мире.

Задачи:

-Познакомить с профессией геолога.

-Учить детей внимательно слушать ответы своего товарища, не перебивать.

-Прививать любовь к природе. Формировать первоначальные представления  о полезных ископаемых. Воспитывать чувство гордости за свой родной край.

Активизировать словарь детей: Полезные ископаемые, залежи, компас, экспедиция, геолог.

Материалы и оборудование: картинка крота, письмо, картинки о работе геолога,  рюкзак,  компас, карта, молоток, кружка, чашка, фонарик, бинокль, лупа, блокнот и ручка, эмблемы « Лучший геолог».

Ход:

-Ребята, нам пришло письмо. Кто же его мог отправить? Давайте прочитаем.

-Я приглашаю вас всех на экскурсию в подземное царство. А кто я, узнайте из этой загадки:

-Всё изрыл-и луг, и сад-

Землеройный аппарат,

В темноте в часы прогулки

Рыл под полем переулки.

-Кто же это? (Крот.) Правильно.

-Почему вы думаете, что это крот?

-Где живет крот? (Под землей.)

-Рассказать вам, какие богатства находятся под землей?

Поможет нам в этом карта (показ)
-На территории нашей области обнаружили залежи камней. Для добычи и переработки построили завод, где работает очень много людей разных профессий.
-Кем по профессии работают ваши родители?
-Вот сколько вы знаете профессий! А сегодня мы с вами познакомимся еще с одной. Эта профессия называется- геолог. (Показ картинки)

-Вы слышали о такой профессии?
-Геологи ходят в научные экспедиции и ищут  полезные ископаемые, которые находятся глубоко под землей. Полезными они называются потому, что приносят пользу людям. Ребята, знаете ли вы, что геологи должны быть выносливыми, сильными и наблюдательными?

-Что бы отправиться в путь, сначала нужно собрать рюкзак, который мы возьмем с собой.

Игра «Собери рюкзак геолога»

- Давайте поиграем.

В рюкзак складываем разные предметы: компас, карта, молоток, кружка, чашка, фонарик, бинокль, лупа, блокнот и ручка.

Совещаясь друг с другом, дети собирают в рюкзак предметы.

Далее, дети проверяют правильность выполнения задания. Комментируют, для чего нужна та или иная вещь геологу в походе:

-компас - для определения направления,

-карта - ориентировка на местности,

-молоток - для добычи природных богатств,

-кружка - для питья,

-чашка - для еды,

-фонарик - источник света,

-бинокль - для наблюдения отдалённых предметов,

-лупа - для увеличения и наблюдения мелких предметов.

-блокнот и ручка - для сведений о том, какие горные породы геологи изучали.

-Ну, что ж, отправляемся в научную экспедицию?  Тогда в путь!

-Ой! Горную тропу перекрыл обвал! Что же делать?

Дети: - Нужно убрать камни!

- А как мы их можем убрать? У нас нет сил. Надо искать другой способ.

- Может, обойти обвал?

-Другой дорогой или попробовать найти узкую тропинку?

-Давайте осмотрим эту местность и если не обнаружим нужного, повернем обратно. Тщательно осматривают "тропу" на наличие проходимых мест.

-Кажется, по краю можно осторожно пройти. Попробуем?

-Только осторожно, держитесь, друг за другом и следуйте за мной. Я буду сначала прощупывать дорогу впереди, чтобы  никто по дороге не потерялся.

Осторожно идут колонной, смотрят под ноги.

-Справились?

Дети: Справились! Ура!

-Вот мы и на месте. Посмотрите,  красиво. Теперь, мои юные добытчики, нам с вами надо найти образцы камней. Они запрятаны среди этих гор.

Нашедшему камень, будет присвоено почетное звание "Лучший геолог".

После того, как дети нашли камни. Все дети были отмечены.

-Ребята, о какой профессии вы сегодня узнали? 
-Что делает геолог?

-Для чего он это делает?

- Интересная профессия геолог? 

-Молодцы! Вы настоящие геологи! Наша экспедиция в горы завершила свою работу. Вы все оказались сильными и выносливыми.  

Тема: «Ловим электричество»

Задачи:

Обучающие:

Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире. Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества. Уточнить и расширить представления детей о том, где «живет» опасное электричество и как оно помогает человеку. Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.

Дать представление о профессии – электрик. Познакомить с атрибутами, необходимыми для профессии электрика, содержанием трудовой деятельности, показать важность данной профессии.

Развивающие:

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Расширять память, мышление, внимание, словарный запас и кругозор.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность. Вызвать радость от открытий, полученных из опытов. Воспитывать умение работать в коллективе.

Воспитывать любовь и уважение к труду взрослого данной профессии.

Материалы: Игрушка, презентация о профессии «электрик», рюкзак и карточки с изображением инструментов, настольная игра «Азбука безопасности», картинки с изображением электроприборов, музыкальное сопровождение.

Ход:

- Ребята, я сегодня принесла вам интересную игрушку. Давайте поиграем. Почему она не двигается? Что случилось?  

- Вы правы, нет батарейки. Сейчас попробуем поставить батарейку. Игрушка заработала.

- Что же за сила такая скрывается в батарейках? Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.

- Ребята, а у нас в группе есть электричество?

- Как вы догадались?

- Что работает с помощью электричества?

- А они помогают человеку?

- Молодцы! Я с вами согласна, электроприборы наши лучшие помощники, без них человеку было бы трудно.

- Электричество, при помощи которого работают электроприборы опасно для человека?

- Возьмите карточки - схемы и докажите это.

- Что означает эта карточка? (№1) (Нельзя без взрослых пользоваться электроприборами)

- О чем предупреждает эта схема? (№2) (Нельзя мокрыми руками трогать электроприборы)

- О чем говорит эта карточка? (№3) (Нельзя вставлять в розетку пальцы и посторонние предметы).

- При неправильном обращении наши помощники  друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Оно опасно.

- А есть электричество неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть.

- Посмотрите, на стене висит шарик и на полу шарики. Давайте их повесим на стену.

- Почему этот шарик висит, а ваши шарики падают?

- Он волшебный. А давайте наши шарики тоже сделаем волшебными. Посмотрите как!!! Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене, той стороной, которой натирали. Все шарики висят. Вот и наши шарики стали волшебными.

- Как вы их сделали такими?

Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.

- А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда причесываемся)

- Что происходит с волосами? (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.

- Игровое электричество живет не только в волосах. Возьмите линейки и прикоснитесь к перышкам. Что вы видите? (перышки спокойно лежат)

- Сейчас попробуйте сделать эти обычные предметы волшебными, электрическими, чтобы они могли к себе притягивать с помощью одежды. Как это сделать?

-Ловите электричество. Прикоснитесь линейками к перышкам. Что вы видите?

Какие стали предметы?

- Как они стали электрическими?

Вывод: Доброе электричество живет не только в волосах, но и в одежде.

- Чему вы сегодня научились? (делать предметы волшебными)

- А почему мы их называем волшебными? Что происходит с этими предметами- Как мы их делали волшебными?  

- Вам понравилось играть с этим электричеством? Это электричество опасное?

- А вы, ребята много знаете, правда?

Вдруг погас в квартире свет.

Как нам быть, кто даст совет?

Мы его скорей зовём.

Он приходит сразу в дом.

Ремонтирует проводку.

Действует умело, чётко.

С электричеством, друзья,

Быть беспечными нельзя. (Электрик)

- Молодцы, ребята, что смогли отгадать загадку. А вы знаете, кто такой  электрик?

-Электрик - это человек, который работает с электричеством.

-Электрик может починить провода в квартире, повесить новую люстру или смонтировать розетку. Никогда нельзя пытаться чинить электропроводку или приборы, подключенные к электричеству, не имея специальных знаний, всегда лучше вызвать профессионала.

-Ни одно строительство или серьезный ремонт не обойдутся без помощи электрика. Электрики проводят ток в новые жилые помещения с соблюдением всех правил безопасности.

-На современных предприятиях также всегда требуются электрики. И чем больше завод, тем больше на нем техники, работающей от электричества. А значит – на заводе работает не один электрик, а сразу несколько.

-Труд электрика связан с огромной опасностью, ведь при работе с электричеством всегда есть риск получить удар током. А удар током, даже из обычной розетки, может быть смертельным. Именно поэтому не каждый человек может стать электриком.

-Для того чтобы получить эту должность, человек должен обладать такими качествами как: внимательность, аккуратность, ответственность и организованность. При выполнении работ, связанных с электричеством, электрик следует правилам техники безопасности.

- А давайте поиграем в игру!

Игра «Помогатор» - нужно сложить в рюкзак инструменты электрика.

Игра -  эстафета «Техника безопасности в работе электрика» (выбор нужных картинок).

- А в чём живёт электричество?

Игра «Раздели на две группы» (выбрать одной команде приборы, работающие от сети, а другой команде  на батарейках).

Музыкальная пауза - песня из м.ф «Фиксики» - «Батарейки».

- На память о волшебных предметах можете поиграть с волшебными шариками.

- О чём говорили сегодня на занятии?

- Чему научились?

- Что понравилось на занятии?

-Оцените свою работу:

           зелёный смайлик – занятие понравилось, узнали много нового

            желтый смайлик – занятие прошло как обычно

            красный смайлик -  занятие не понравилось, не узнали ничего нового

Тема: «Центр занятости»

Цель: расширить представления детей о профессиях своих родителей посредством игровой деятельности.

Задачи:

-Вызвать у детей интерес к профессиям родителей.

-Формировать у детей уважительное отношение к разным видам профессий; развивать умение выполнять свою роль в игре; совершенствовать диалогическую речь; пополнить и активизировать словарный запас.

-Развивать способность быть внимательным, сосредотачиваться на задании; умение контролировать свое поведение, свои эмоции. Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре.

-Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей.

Предварительная работа:

-познакомить детей с профессиями родителей, что необходимо знать и уметь для данной профессии, где можно работать.

-экскурсия на работу к кому-то из родителей.

-чтение художественной литературы по профессиям.

-создание альбома профессий.

-просмотр видеофильмов о профессиях.

-беседа с детьми о просмотренных фильмах.

-дидактические игры «Профессии», «Найди орудия труда», «Сложи картинку», «Что здесь лишнее?», «Найди пару».

-сбор атрибутов с помощью родителей и сотрудников детского сада (ткани, пуговицы, коробки из-под лекарств, рекламные проспекты, картинки и т.д.)

Ход:

В зале на стульях сидят родители с детьми.

1 этап. Приветствие.

Здравствуйте! Каждый день многие люди спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли они свою работу? Выбор профессии относится к одному из самых важных решений в жизни.

-А как вы думаете, что такое профессия?

Профессия - дело, которым человек занимается каждый день, которая полезна для других людей. Профессиям надо специально обучаться.

-Для этого мы сегодня с вами посетим Центр занятости и немного поработаем его специалистами.

-Центр занятости - это организация, которая помогает людям найти работу.

-Бывает, что люди не знают - какую профессию они хотят получить, и специалисты Центра занятости знакомят человека с теми профессиями, которые востребованы.

2 этап. Практический.

-Итак, я приглашаю Вас в Центр занятости. Я буду специалистом, а кто-то из родители посетителями.

- Здравствуйте. Вот пришли первые посетители Центра занятости.

1 группа родителей: работники САЛОНА КРАСОТЫ.

1 родитель: Сделает вам макияж, новый образ и визаж. (Визажист)

2 родитель: Обновит лицо и тело, с помощью приборов, кремов. (Косметолог)

3 родитель: У этой волшебницы,

Этой художницы,

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает

Таинственной силой:

К кому прикоснётся,

Тот станет красивый. (Парикмахер)

4 родитель: В уютном зале, тихо льются звуки,

Колдует мастер, рядышком присев.

И превращаются чудесно наши руки

Из Золушкиных - в руки королев. (Мастер ногтевого сервиса).

- В какой организации могут работать люди с этими профессиями? (Салон красоты).

- Как вы думаете, зачем нужны «Салоны красоты»? 

-Салоны красоты помогают людям ухаживать за своей внешностью. В салоне красоты работают люди таких профессий как парикмахер, специалист по маникюру и педикюру, визажист, косметолог.

Игра «Четвертый лишний». Среди предложенных инструментов выберите, что не нужно специалисту салона. Объясните свой ответ.

Игра «Волшебный мешочек» (в мешочке предметы «Салона красоты», не вынимая предмет из мешочка, назовите его, для чего нужен).

Воспитатель предлагает попробовать себя в роли парикмахера: «Плетем косу».

- Я вам даю направление на работу в Салон красоты. Вам нужно обязательно туда подойти, чтобы вас трудоустроили. (Выдать направление). До свидания.

Пожалуйста, проходите, кто следующий.

Следующая группа родителей со специальностями Строительной фирмы.

1 родитель: Строю я высотный дом,

Чтобы люди жили в нём.

Есть готовый котлован,

Есть леса, подъёмный кран.

Есть кирпич. Раствор месите.

Догадались? Я. (Строитель)

2 родитель: Я строю дом,

Дом многоэтажный.

Строю дом карандашом,

На листке бумажном. (Архитектор)

3 родитель: Я строю дом.
Я занимаюсь важным делом. 
В ряды кирпич за кирпичом
Кладу я ловко и умело. (
Каменщик)

4 родитель: Краном умело он управляет,
Плиты тяжелые вверх поднимает.
Да к тому же рад всегда 
Многоэтажные строить дома! (
Крановщик)

5 родитель: Трудно мир представить без стекла!
Работа его очень важна!
Окна стеклянные поставит он в дом,
И сразу солнце появится в нем! (
Стекольщик).

6 родитель:  Вдруг погас в квартире свет.

Как нам быть, кто даст совет?

Мы электрика зовём.

С электричеством, друзья,

Быть беспечными нельзя. (Электрик)

Игра: «Собери дом» (из геометрических фигур)

Физкультминутка «Каменщик»

Мы кирпичики берем,

Друг на друга их кладем.

Снизу - вверх: раз, два.

Вот и выросла стена!

Имитируем движения в соответствии с текстом

-Вы узнали много строительных профессий.

Игра «Кому, что нужно для работы?».

 - Я даю вам направление в строительную фирму. Возьмите его, пожалуйста. До свидания.

3 этап. Подведение итогов. Рефлексия

- К сожалению, нам пора возвращаться в детский сад. 

- Сегодня вы познакомили с некоторыми профессиями. Я хотела бы узнать, где вы были и выбрали ли вы себе профессию по душе. Для этого давайте сделаем с вами необычный букет. Вам надо выбрать  лепестки.

-Если, вам понравились  профессии, то выберете красный  лепесток.

-Если,  вам не понравились  профессии, то выберете синий  лепесток.

Каждый ребенок подходит,  выбирает лепесток и объясняет,  почему именно этот лепесток выбрал. 

Профессий много в мире есть

Их невозможно перечесть

Сегодня многие нужны

И актуальны, и важны.

 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...