ДОКЛАД по теме «Опыты с детьми разных возрастов»
методическая разработка (подготовительная группа)

Шалагинова Зинаида Ивановна

Методика  организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду проводится в соответствии с возрастными  особенностями детей дошкольного возраста. В связи с этим были выделены этапы обучения экспериментирования  дошкольников по теме «Волшебница Вода».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytd_8.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

по теме «Опыты с детьми разных возрастов»

« Детское экспериментирование – средство  интеллектуального развития дошкольников»

                                               

                                                      Воспитатель подготовительной группы

                                                       МДОУ «Детский сад №93»

                                                       Шалагинова Зинаида Ивановна

Методика  организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду проводится в соответствии с возрастными  особенностями детей дошкольного возраста. В связи с этим были выделены этапы обучения экспериментирования  дошкольников по теме «Волшебница Вода».

Этапы развития у детей поисково-экспериментальной деятельности:

1. Младший дошкольный возраст: начать с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами и продолжать до того момента, пока ребёнок не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем).

2. Средний дошкольный возраст: этап связан с потребностью получить ответ экспериментированным путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?».

3. Старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если ….». На занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

Образовательные задачи (по возрастам):

1. Младший дошкольный возраст:

·        способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная; что в ней растворяется краска; о свойствах льда.

·        развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

·        развивать речь ребёнка, активизировать словарь;

·        воспитывать аккуратность при работе с водой.

Средства реализации: «Как играть с водой», «Наливаем – выливаем», «Игра в прятки», «Играем с красками», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд», «Поиграй со мной, водичка».

2. Средний дошкольный возраст:

o способствовать углублению и расширению у детей конкретных представлений о свойствах воды; познакомить со способом получения тёплой воды, смешивая горячую с холодной водой;

·        развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями, развивать умение находить различные жидкости в окружающей среде; подвести к пониманию того, что вода не имеет вкуса и запаха;

·        развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы;

·        активизировать словарь ребёнка;

·        развивать эмпатию, желание помочь другим;

·        воспитывать аккуратность в работе.

Средства реализации: «Освобождение бусинок из ледяного плена», «Тёплая капелька, или поможем Колобку умыться», «Прятки», «Капельки», «Чем пахнет вода», «Есть ли у воды вкус», «Встреча с ручейком», «Вода жидкая, может течь» и т.д.

3. Старший дошкольный возраст:

·        систематизировать и расширять представления детей о свойствах воды;

·        способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного);

·        познакомить с понятием «жидкость – вязкость»;

·        развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;

·        активизировать словарь ребёнка;

·        воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта.

Средства реализации: «Тонет – не тонет», «Опыт с солёной водой», «Растворить соль, сахар, марганцовку», «Сравнение вязкости воды и масла», «Что стало, когда воду нагрели». Предложить найти воду в разных предметах и состояниях.

 Опыт (1мл.гр.) «Соберем водичку» — научить детей пользоваться губкой для сбора воды. Каждому ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знание детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собрать воду со стола в таз при помощи губки.

Материал: 4губки разно цвета,  стакан воды, ровная поверхность стола,  глубокая емкость.

Цель: закрепить основные цвета, рассказать детям об основном свойстве воды, закрепить знания на практике.

Вывод: Вода – жидкая и губка легко впитывает ее, а при нажатии  вода вытекает из губки.

 

Структура детского экспериментирования

Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требую! для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении

моделей.

Мы не будем останавливаться на возрастных особенностях, но следует отметить,

что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной

форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве

случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи

самостоятельно.

После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум

направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное

экспериментирование.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать

модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты,

сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для

человека и самого себя. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

 

Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою

структуру;

  • Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира
  • Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений
  • Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах
  • Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"
  • Средства: язык, речь, поисковые действия
  • Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
  • Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций
  • Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

 

 

 

Последовательность детского экспериментирования.

  • Проблемная ситуация.
  • Целеполагание.
  • Выдвижение гипотез.
  • Проверка предположения.
  • Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
  • Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Как я это делаю?
  • Почему я это делаю именно так, а не иначе?
  • Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Примерная структура образовательной деятельности - экспериментирования

  • Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
  • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  • Уточнение плана исследования.
  • Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
  • Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
  • Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум тема: «Организация и проведение игр на развитие телесного опыта с детьми раннего возраста в доме ребёнка»

При воспитаний детей раннего возраста  большое внимание должно  быть уделено   развитию движений. Движения имеют существенное значение для  физического развития.  Ребёнку...

Презентация к родительскому собранию на тему: "Приоритеты работы логопеда с детьми разного возраста".

С помощью данной презентации логопеды на родительском собрании рассказали о важных направлениях работы с детьми разного возраста....

Доклад на тему: «Работа с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях детского сада в группах общеразвивающей направленности».

laquo;Работа с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях детского сада в группах общеразвивающей направленности»....

Доклад на тему: «Работа с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях детского сада в группах общеразвивающей направленности».

Доклад для МО на тему: «Работа с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях детского сада в группах общеразвивающей направленности»....

Представление опыта на педагогическом совете на тему «Игры с детьми раннего возраста, стимулирующие исследовательскую деятельность».

Представление опыта на педагогическом совете на тему «Игры с детьми раннего возраста, стимулирующие исследовательскую деятельность»....

Консультация для педагогов на тему: «Формы проведения НОД с детьми разного возраста»

В этой консультаци, даны рекомендации молодым педагогам, как проводить непосредственно- образовательную деятельность в ДОУ....