Коллективное творческое дело
статья

Дмитриева Ольга Борисовна

Коллективное творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого человека. Коллективно творческое дело может быть трудовым, развлекательным, спортивным, дидактическим, праздничным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дмитриева О.Б., воспитатель

СПб ГБУЗ Детский санаторий «Солнечное»

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО КАК СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА

В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В современных условиях сформированы новые стратегические цели и обозначены тенденции обновления содержания образования и воспитания. Воспитательная работа должна стать специально организованным процессом формирования и принятия гуманных, социально одобряемых ценностей и образцов гражданского поведения.

На основе сотрудничества взрослых и детей в школе организован демократический уклад жизнедеятельности. Коллектив педагогов продолжает поиск средств и форм педагогической поддержки процесса саморазвития личности, её самопознания и самоопределения, знакомится с новыми психолого-педагогическими знаниями и путями их использования в практической деятельности, в диагностике воспитательного процесса, в разработке программ воспитания, знакомится с вариативными педагогическими технологиями и др.

С этой целью в школе работает методическое объединение классных руководителей.

Воспитание - процесс комплексный. Это единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Комплексный подход требует соблюдения целого ряда педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.

Как процесс педагогически управляемый, воспитание призвано помочь личности не быть поглощенной в море социальных влияний (зачастую негативных), найти в мире себя, свое лицо, свое отношение с миром, людьми и самим собой.

Школа, как никогда, призвана оставаться для детей родным домом, второй семьей. А атмосферу добра и теплоты создают учителя. В центре всей общеобразовательной деятельности школы стоит задача максимального развития каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.

Группу основных средств воспитательной работы составляют:

коллективно-творческие дела,

коллективная организаторская деятельность,

творческие игры, праздники,

школьные традиции.

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной работе школы. В течение учебного года классные руководители являются творцами интересных дел для детей и разнообразных форм работы, организовывают повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса.

Классное руководство - это многообразие деятельности.

Классное руководство - это широкий круг обязанностей.

Классное руководство - это радость общения, это круг своих детей.

Классное руководство - это стремление быть нужным своим воспитанникам, это радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека.

Задачи:

Всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого классного руководителя.

Повышение творческого потенциала педагогического коллектива.

Повышение качества и эффективности воспитательной работы.

МО классных руководителей - это объединение классных руководителей, которое координирует их научно-методическую и организационную работу. МО строит свою работу в соответствии с требованиями стратегического развития школы, определяемыми уставом ОУ, программой развития ОУ на основе годового и перспективного планов учреждения.

Внедрение технологий во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих детей и подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в активную жизнь класса. 

Современные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими, упростить процесс общения с учениками и их родителями.

Весь педагогический коллектив школы в рамках методической темы работает над вопросами:

Как поддержать интерес учащихся к классным часам, внеклассным мероприятиям в условиях современной школы?

Как повысить мотивацию и вовлечь учащихся в активную внеурочную деятельность?

В какой форме  проводить родительские собрания?

Как быть педагогическим грамотным специалистом?

Классные руководители успешно используют следующие технологии:

технология проектного метода;

личностно-ориентированная технология;

технология здоровьесберегающая;

технология игры;

технология развития критического мышления;

технология КТД;

технология создания ситуации успеха.

1.Технология социального воспитания детей. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Ежегодно в школе учащимся старших классов дается возможность для осуществления социальных и профессиональных проб в рамках проведения Дня самоуправления, посвященного Дню учителя. Старшеклассники пробуют себя в роли администраторов, педагогов.

2.Технология сотрудничества - задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.  Вся работа проходит в команде, дети отвечают не только за себя, но и болеют за честь своей команды. Такая работа эффективна, т.к. дети чувствуют большую ответственность за результат работы.

3. Личностно-ориентированное воспитание — это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. В условиях современной школы каждый ребенок имеет возможность развивать свои способности. Сейчас множество конкурсов, проектов на уровне района, области, федерации, где дети нашей школы принимают активное участие и занимают призовые места. Для достижения высоких результатов классными руководителями используется личностно-ориентированный подход к каждому ученику.

4. В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) уже многие годы занимают свое особое место. Это замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая и психологию подросткового и юношеского возраста, действительно способна творить чудеса.

Коллективное творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого человека, на класс, который является первым коллективом, так и на весь большой ученическо - учительский коллектив школы.

КТД - это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.

Коллективно творческое дело может быть трудовым, развлекательным, спортивным, дидактическим, праздничным.

В соответствии с темой проводятся классные часы, беседы, экскурсии, завершается тематический период итоговым общешкольным мероприятием в виде КТД, праздника, соревнований.

Самое важное в коллективном планировании - развивается творческая активность и самостоятельность самих детей. Дети учатся жить - и жить с пользой и радостью! С каждым разом дети все активнее участвуют в обсуждении, высказывают интересные мысли и замечания. Постепенно они учатся не только планировать и выполнять свою работу, но и обсуждать ее результаты, анализировать сделанное. Такая методика проведения коллективных мероприятий складывалась не сразу, она результат становления коллектива.

Воспитательно - образовательное содержание КТД формируется в виде дидактических задач, однако для детей они не выступают открыто, а реализуются через игровые действия и правила, что значительно облегчает их решение, делает процесс увлекательным, эмоционально насыщенным. Игра способствует формированию положительной мотивации, расширяет состав участников КТД, делает его привлекательным.

5.Технология игрового обучения –  включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Данная технология наиболее успешно реализуется в начальной школе, где дети играют, верят в сказку и добро. Игровые технологии используются при проведении классных часов.

МО классных руководителей играет большую роль во внедрении в практику обучения и воспитания современных технологий. Перед человечком, которому еще только предстоит стать личностью, вопросов много. И классные руководители могут помочь ребенку найти кредо жизненного пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работа по теме "Развитие волевых проявлений у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии «Коллективное творческое дело» И.П. Иванова"

В методической разработке представлен опыт работы по технологии КТД Иванова И.П.. Данный опыт рассказывает о методах. этапах работы по данной технологии с детьми старшего дошкольного возраста....

“Коллективное творческое дело”

Педагоги считают академика И.П.Иванова изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят как о “педагогике сотрудничества”, называют ее “коллективное творческое воспитание”, “воспит...

Коллективные творческие дела. Методика

какие технологии использую...

Презентация коллективного творческого дела "Мастерская Деда Мороза"

Совместная деятельность детей по планированию и организации украшений к новогоднему празднику...

Проект коллективного творческого дела Осенние приключения

Планирование коллективного творческого дела для работы с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста, во время дней психолого-эмоциональной разгрузки...

Использование воспитательной технологии Коллективное творческое дело в детском саду

Одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Перед педагогами дошкольных организаций поставлены задачи формирования человека здо...