Использование воспитательной технологии Коллективное творческое дело в детском саду
методическая разработка (подготовительная группа)

Шитова Наталья Борисовна

Одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Перед педагогами дошкольных организаций поставлены задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого, нравственного, творческого, думающего. Какие формы работы , технологии использовать? В связи с этим от детского сада требуется поиск методов, технологий и форм работы, способствующих формированию нравственно-патриотических качеств воспитанников.И одной из технологий  выступает технология Коллективных творческих дел 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ «КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ»КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Н.Б.Шитова, старший воспитатель

О.А.Падерина, воспитатель

ГАПОУ СО «Северный педагогический колледж», структурное подразделение детский сад «Солнышко», г. Серов

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Перед педагогами дошкольных организаций поставлены задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственного, творческого, думающего. Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорится в официальныхнормативных документах Правительства РФ и Министерства образования РФ:«Программе патриотического воспитания граждан РФ на период 2015-2020гг., «Стратегии развития воспитания вРоссийской Федерации до 2025 года»,  которые называют приоритетной задачу«формирования новых поколений, обладающих знаниями и умениями XXI века, разделяющихтрадиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины»[5]. Введение ФГОС в дошкольное образование диктует обновление содержания и форм работы с детьми.

В связи с этим от детского сада требуется поиск методов, технологий и форм работы, способствующих формированию нравственно-патриотических качеств воспитанников.И одной из технологий  выступает технология Коллективных творческих дел (далее – КТД).

Методика «Коллективное Творческое Дело» разработана и внедрена доктором педагогических наук, академиком, профессором И.П. Ивановымв 60 годы XX века, как организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют  в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Методика КТД – деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал «педагогика социального творчества», где дети и взрослые создают определенный продукт, их дела – это искренняя забота об окружающем мире, служение добру, творческий подъем, товарищество [2]. Отличительными признаками КТД являются: совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела,его социальный характер (для кого это нужно?), высока мотивация создателей.

Данная технология позволяет решать образовательные и воспитательные задачи во всех видах детской деятельности, указанных в ФГОС ДО.

В основе организации и проведения любого дела лежат 6 стадий:

Предварительная работа.

Коллективное планирование.

Коллективная подготовка дела.

Коллективное проведение дела.

Коллективное подведение итогов.

Последействие. [3].

Одним из таких коллективных творческих дел в детском саду «Солнышко» стало изготовление открыток ко Дню Победы воспитанниками подготовительной к школе группы и проведение акции «Открытка ветерану».

1 стадия – предварительная работа. Ее суть заключается в том, что воспитатель детского коллектива «зажигает» детей интересным и полезным делом. Мотивацией к выполнению данной работы выступила беседа воспитателя с детьми о событиях, посвященных ВОВ и празднике Дне Победы. Педагог во время беседы предложила детям  подумать, как можно порадовать ветеранов, как проявить внимание, заботу о них? Задача педагога была вовлечь детей в обсуждение, в предстоящее дело. Перед детьми ставились проблемные вопросы, требующие разнообразного решения и самостоятельного выбора. Что лучше сделать? С кем? Для кого? Когда?В ходе обсуждения было решено оформить открытки и подарить их ветеранам, пожилым людям. Открытка должна быть сложена в треугольное письмо, цвета пожелтевшей бумаги, а внутри стихи-поздравления и картинка воина-победителя. Для активизации работы воспитанников педагог использует различные формы совместной деятельности: тематическая неделя, включающая НОД, проектная деятельность (детско-родительский проект «Мой прадедушка»), экскурсия в музей Боевой славы,  посещение мемориала, памятника воинам, встреча с ветераном ВОВ, чтение художественной и познавательной литературы,  просмотр видеофильмов, рассказы, беседы, посвященные событиям ВОВ. Родители рассказали детям о судьбах воевавших членов семьи, помогли оформить выставку «Наш бессмертный полк».

2 стадия – коллективное планирование дела, цель которойопределение того, что и как нужно сделать, разбудить фантазию, инициировать творчество воспитанников. Совместно с детьми воспитатель обсуждал, как должна выглядеть открытка? Из чего она будет сделана? Какие написать слова в открытке? Кто какую работу будет выполнять. Кто нам может помочь? Как родители нам могут помочь? В процессе обсуждения дети предлагали организовать концерт для ветеранов, устроить встречу с ними и пригласить их в детский сад, поговорить дома с родителями о бабушках и дедушках, испечь торт, сделать цветы и много другое. Все предложения принимались, обсуждались, как это выполнить. В это времявоспитанники учатся творческому поиску лучшего варианта решения задачи.

3 стадия – коллективная подготовка дела.На этой стадии дети в микрогруппах выполняют поручения, при этом воспитатель учитывает интересы, индивидуальные особенности воспитанников. 1 группа готовили бумагу: красили ее в чайной воде, создавая эффект пожелтевшего листа, 2 группа подбирали картинки с воинами-победителями, вырезали их, 2 группа оформляли открытки и складывали их в треугольный конверт по принципу оригами. Родители также принимали активное участие: купили цветы, разучили с детьми слова-поздравления. Для воспитателя здесь важно:как включить всех ребят в активный творческий поиск? Как научить ребят преодолевать трудности? На данном этапе, очень важна роль взрослого: побудить детейк целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении коллективного замысла, научить ребят преодолевать трудности, включаться в совместное обсуждение, в активный процесс. Для пробуждения положительных эмоций о предстоящем деле, и о возникновении у детей желания принять в нем активное участие необходим личный пример, опыт воспитателя.

4 стадия – коллективное проведение дела. Была организована акция «Поздравь ветерана». Воспитанники совместно с педагогами и родителями вышли на улицу города и дарили свои открытки, цветы и поздравления проходящим ветеранам, пожилым людям.Все участники данного дела проявили активность, желание работать и добиваться результата, получили удовлетворение от выполненной работы и слова благодарности от ветеранов, пожилых людей и администрации детского сада.

5 стадия – коллективное подведение итогов. После проведенной акции воспитатель и дети собирались все вместе; воспитатель предложилдетямвысказать свое мнение: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что понравилось? Зачем нужно было это дело? Что нового узнали? В заключении воспитатель обобщил мнение, высказанное на сборе. Дети  загорелись желанием организовать и другие коллективно-творческие дела.

6 стадия – последействие.Стадия последействия заключается в том, чтобы использовать накопленный в ходе КТД. Это значит, как можно быстрей, пока опыт не забылся, приступать к коллективной реализации предложений, которые были высказаны при подведении итогов; в следующем КТД включать в более активную работу тех, кто мало потрудился в предыдущем; от дела к делу добиваться роста самостоятельности воспитанников и качества результатов КТД.

Данная технология эффективноможет использоваться при организации таких форм образовательной деятельности как: трудовые десанты; «самоделкина мастерская»; путешествия по «реке времени», по карте; экологические праздники и акции, игры – путешествия; организация экскурсий и походов; организация выставок рисунков и поделок; составление творческих рассказов, сказок, загадок; изготовление декораций к спектаклям, атрибутов к играм, изготовление сувениров, подарков для друзей и др.

Коллективное творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого дошкольника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и то же время, являясь основным воспитательным средством.Главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли бы общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились бы на принципах сотрудничества и сотворчества.

Список источников:

  1. Дехтярева, И.Н. Технология КТД И.П.Иванова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/user/572072/page/tehnologiya-ktd-i-p-ivanova-kollektivnye-tvorcheskie-dela
  2. Рыбцова Т.М. Использование технологии коллективных творческих дел в современномдошкольном образовании. [Электронный ресурс]. https://www.1urok.ru/categories/19/articles/7647
  3. Методика КТД как основа современных образовательных технологий. [Электронный ресурс]. https://infourok.ru/metodika-ktd-kak-osnova-sovremennih-vospitatelnih-tehnologiy-3896422.html
  4. Утешкалиева Е.А.«Инновационные формы работы по реализации нравственно–патриотического воспитания дошкольников» [Электронный ресурс]. https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=32584


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных технологий в профилактике плоскостопия в детском саду» . Презентация

Цель опыта:  Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, педагогов, родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Задачи опыта:  1. ...

Опыт работа по теме "Развитие волевых проявлений у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии «Коллективное творческое дело» И.П. Иванова"

В методической разработке представлен опыт работы по технологии КТД Иванова И.П.. Данный опыт рассказывает о методах. этапах работы по данной технологии с детьми старшего дошкольного возраста....

Использование развивающей технологии В.В.Воскобовича в детском саду

Использование развивающей технологии В.В.Воскобовича в детском саду...

Методическая разработка по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду (из опыта работы)

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду....

Методическая разработка на тему:«Преимущества использования компьютерных технологий в непосредственно-образовательной деятельности детского сада»

Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных сп...

Мастер-класс «МАКЕТИРОВАНИЕ КАК КОЛЛЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ»

ВСТУПЛЕНИЕВряд ли найдется человек, который не любит смотреть, как едет поезд по игрушечной железной дороге. Это зрелище не только возвращает нас в детство, но окунает в интересный, волшебный, микро-м...