Консультация "детский фольклор"
консультация

Консультация "детский фольклор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_folklor.docx858.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное   учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №37»

с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края

Консультация

«Детский  фольклор»

Подготовила:

Калиберова Р.В.

с. Чугуевка

2021год


Цель: Обогащение знаний педагогов о видах детского фольклора и его использование в разных видах детской деятельности.

Русский фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует знакомство с народными произведениями, обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Слово фольклор — это английское слово, сложенное из двух слов «фольк»—народ, «лор»- учение. Итак, фольклор — это народная мудрость. Фольклор не имеет автора. Это особое искусство — народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды, поверья и т.д. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей. Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, вплоть до перехода в юность.

         Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков — русской народной культуры.

Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоциональном развитии.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.

         Народная поэзия раскрывает самые существенные связи и закономерности жизни, оставляя в стороне индивидуальное, особенное. Фольклор дает детям самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общеинтересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

         Произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания детей. Из родника музыки начинает пить каждый ещё в младенчестве, слушая колыбельную песню.

Виды   детского фольклора:

-«Поэзия пестования» («материнская поэзия») – колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки.

-Календарный – заклички и приговорки.

-Игровой – игровые припевы и приговоры, жеребьевые сговорки, считалки, дразнилки, поддевки, скороговорки, перевертыши.

-Дидактический – скороговорки,

загадки, пословицы и поговорки.

-Песенный.

-Колыбельные песни

         Самый древний жанр,  песни - заговоры. Поэтому их основные мотивы – пожелание сна, здоровья, хорошей и долгой жизни. Поются колыбельные песни непрерывно, без разделения текстов, в одной мелодии, в одном укачивающем ритме, пока дитя не уснёт. Первой колыбелью ребенка была люлька, качание в люльках — это своего рода обряд, успокаивание. В колыбельных песнях ритмика, интонация и звуковое оформление соответствует покачиванию и скрипу люльки.

 Над колыбелью звучали колыбельные песни, которые в народе называли байками. Это название произошло от глагола «баять», «баить» -говорить. У этого слова есть ещё более древнее значение: «шептать», «заговаривать». Колыбельные байки — это ещё и древние заговоры, «обереги», с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про сон, дрёму, угомон.

Целый цикл колыбельных песен связан с житьём-бытьем домашнего кота: он и люльку качает, и мурлыкает. Первоначальная мысль таких песен связана с магией: считалось, что много спящий кот может передать свои привычки ребенку — обыкновением было класть кота в колыбель, прежде чем положить в неё ребёнка.  

У кота-воркота колыбелька хороша.
Я коту-воркоту тихо песенку спою».

Как только ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его начинают забавлять пестушками – пестуют. Цель их в том, чтобы не только развлечь ребенка, но и активизировать его физические способности.

Пестушка – это короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которой сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни.

Потягушечки, подрастушечки,

поперек толстушечки!        

А ручки-то хватушечки,

а ножки-то бегушечки!

Пестушки сопровождают игру с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками, когда младенцу еще недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры. Приподнимают ребенка, чтобы он перебирал ножками, приплясывал, и поют. Но главное, что дает пестушка — это налаживание контакта между взрослыми и ребенком. С самого рождения устанавливается прочная духовная и эмоциональная связь.

Потешный фольклор - прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение - развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод.

        Потешки  прекрасный помощник для родителей, они помогают  во время игры, массажа, рассчитаны на активность самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения и соотносит их с содержанием песенки-потешки.

Потешка – песенка-приговорка, сопутствующая игре пальцами, ручками и ножками ребенка.  Потешки акцентируют внимание на гласных звуках, и ребенок начинает повторять их вслед за взрослыми, таким образом развивается его речь. Потешки и пестушки позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то или иное обязательное действие, например, умывание или еда.

Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме. Они развивают речевые центры мозга ребенка, мелкую моторику (знаменитые «Ладушки» и другие похожие потешки) и способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению действий, которые сопровождают. Многие из них кажутся взрослым бессмысленными, но ребенку они доставляют радость, формируют у него чувство юмора.

Не плачь, не плачь, куплю  калач.
Не ной дорогой, куплю другой.
Ой не плачь, не кричи - куплю  тебе  три.

Просыпалочки:

Хорошеньким — хорошок. пригоженьким — пригожок.
Стройненьким — стройнячок. А родненьким — родняшок.

Потешки  для  умывания,  купания:

Вода текучая, дитя растучее.
С гуся вода, с Даши худоба.
Водичка вниз, а Дашенька вверх!

Ой лады-лады-лады, не боимся мы воды! Чисто умываемся,  маме улыбаемся!

Водичка, водичка!  Умой мое личико!

Чтоб глазки блестели, чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,  и кусался зубок!

Топики, топики,  по водичке хлопики,
Хлопики ладошками,   да босыми ножками!

Кормилочки:

Пошел котик на торжок, купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку, купил котик булочку.
Самому ли есть - либо деточке снесть?
Я и сам укушу, да и деточке снесу.

       Ай, ту-ту, ай, ту-ту, вари кашку круту,
Подливай молочка,  накорми казачка.

Прибаутки – произведения шуточного характера - могут представлять собой шуточный диалог, обращение, смешной эпизод, построенный на алогизме.

Петя-Петя-Петушок, Петя - красный гребешок,

По дорожке он пошел и копеечку нашел,

Купил себе сапожки, а курочке - сережки!

Иван, скажи моей лошади: «Тпру-у!»

- А сам что?

- Губы замерзли!

Небылицы - это красочные яркие словесные картинки-перевёртыши, чепуха, которых в жизни не бывает,  которые составляют мир повседневных впечатлений ребенка. Небылицы способствуют развитию чувства юмора.

Лиса по лесу бежала, лиса хвост потеряла.

Ваня в лес пошёл, лисий хвост нашёл.

Лиса рано приходила, Ване ягод приносила,

Её хвост отдать просила.

Сел комарик под кусточек, на еловый на пенёчек, 
Свесил ноги на песочек, сунул носик под листочек – спрятался!

Сатирические жанры детского фольклора:

        Дразнилки – короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество. Отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающего мира. Дразнилки бывают одновременно и смешными, и обидными. Высмеивают лень, трусость, жадность и другие плохие привычки. Иногда просто привязаны к имени.

Федя-медя-требуха,

Съел медведя и быка,                                          

Съел три короба блинов,

Три лукошка пирогов,                                            

Две кадушки щей,

Полну печь калачей.

Поддевка – это умственная игра, кто кого перехитрит, кто более находчивый, у кого фантазии больше. Учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, постоять за себя.

        Поддевки, которые относятся к потешному фольклору и представляют собой забавы за счет другого, основанные на игре слов.         Поддевки отличаются краткостью и четкостью. Строятся исключительно как диалоги, где следует ожидать быть пойманным («поддетым») на слове.                                  

- Скажи: двести.

- Двести.

- Сиди, дурак, на месте.

-Скажи: «Ой»!

- Ой.

- Твоя сестра с бородой!

Мирилка – небольшой забавный рифмованный стишок, который дети обычно произносят  после ссоры или обиды, для того, чтобы мириться.. Это песенка-просьба о примирении. Дети сцепляют мизинцы  друг друга в знак примирения и ритмично  вместе говорят слова мирилки.  

Мирилка произносится подряд 5-10 раз и действительно примиряет. Это ведь очень весело – вместе произносить текст, в ритм делая движения сцепленными мизинчиками. И обиды быстро проходят, а на смену им появляется улыбка.

Раз поссорился - мирись, больше с другом не дерись!

Дай мне руку, дай мне пять –

Будем вместе мы опять!

Молчанки и голосянки связаны, вероятно, с одноименными святочными играми. На святки в голосянку играли и взрослые, и дети: кто-нибудь выходил на середину избы и начинал петь запевку. Участники игры должны были тянуть этот звук как можно дольше, а дети старались их рассмешить и заставить перестать «голосить». Первый замолчавший и считался проигравшим. Голосянки (от «голосить» — говорить, орать, петь громко, кричать нараспев) считались даже полезным физическим упражнением — развивали легкие.

Голосянки: Соберемся на полянке и затянем голосянки!

А кто не дотянет, тот безголосым станет!

Эге-гей! Ве-се-ле-е-е-е-е-е-ей!..

Голосянки, голосяночки, глосим за прянички, за бублички!

Тянем-тянем до черты, у того, кто не дотянет,

Животы будут пусты-ы-ы-ы-ы-ы-ы!.

Молчанки  Играя в молчанку, нужно было, наоборот, как можно дольше молчать, а первый рассмеявшийся или проговорившийся выполнял заранее условленное задание: валялся в снегу, обливался водой...

Первый скажет и молчит,

а второй - всё говорит!

Кто нарушит наказ, съест лягушек целый таз!

Страшилки - это небольшие истории с напряженным сюжетом и пугающим финалом. Как правило, для страшилок характерны устойчивые мотивы: «черная рука», «кровавое пятно», «зеленые глаза», «гроб на колесиках» и т. д. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, по ходу развития действия напряжение нарастает, а в финальной фразе достигает своего пика.

Рассказываются страшилки обычно в больших компаниях, желательно в темноте и устрашающим шепотом. По признанию самих слушателей, они боятся страшилок лишь до определенного возраста; возможно, появление этого жанра связано, с одной стороны, с тягой детей ко всему неизвестному и пугающему, а с другой — с попыткой преодолеть этот страх.

Живет старуха: Три глаза, три уха,

Страшна, горбата,  платье в заплатах!

Все слышит, все  видит,  каждого обидит!

Не спрячешься - заберет!  Вот!

Заря - Заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые.
Раз, два – не воронь
А беги, как огонь!

Шел баран по крутым горам,
Вырвал травку,  положил на лавку.
Кто ее возьмет, Тот и водить пойдет.

Сказки, мифы и былины

Сказка – один из основных жанров устного  народного творчества.

Выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребенка форме сказки раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности. Сказки бытовые, волшебные, сказки о животных – учат детей ориентироваться среди предметов окружающего мира, знакомят с человеком и его видом деятельности.

Мифы

Миф является основой, неотъемлемой составляющей народной сказки. Народная сказка имеет собственный язык – лаконичный, выразительный, ритмичный. Благодаря языку создается особый фантастический мир, в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго – герои, их взаимопонимания, окружающие персонажи и предметы, и природа.

Обрядовый фольклор

- колядки;

- веснянки;

- масленичные;

- летние песни;

- осенние песни.

Календарные обряды сопровождались специальными песнями, которые назывались колядками, масленичными песнями, веснянками,  закличками и т. д.

Круг годовых (календарных) обрядов открывался новогодними  святками. Во время святок проводились различные игры, ряжение,   колядование  (хождение по дворам) с пением новогодних песенок, которые назывались колядками.

        Колядки содержали в себе величания хозяев,  пожелание  урожая и благополучия в семье.

Пришла Коляда накануне  Рождества.Дай  Бог тому, кто в этом дому.

Всем людям добрым желаем: золота, серебра, пышных пирогов,

Мягоньких блинов, доброго здоровья, маслица коровья!

Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!

Заклички – это песенки, в которых  обращаются к силам природы с какой-нибудь просьбой. Серьезная, хозяйственная основа заклинаний забылась, осталась забава.

Призывами весны служили специальные короткие песни — веснянки, приуроченные к равноденствию.  Обращаясь к солнцу, радуге, дождю и ветру – дети, как правило, не проговаривают, а напевают свои заклички.

- Весна-красна! Что принесла? 
- Теплое летечко, 
Грибы в берестечко, 
Ягоды в лукошко, 
Открывай окошко! 

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко!

Твои детки плачут,

По камушкам скачут!

Приговорка - это обращение к живым существам: жаворонкам , куликам, божьим коровкам и др. Развешивали на деревьях птиц и животных из теста, картона, глины, устраивали свистопляски  (плясали под игру свистулек).

Улитка, улитка, высуни рога, 
дам тебе к чаю кусок пирога. 

Свет-светлячок, посвети в кулачок!
Посвети немножко, дам тебе горошка,
Кувшин творога и кусок пирога!

Дидактический фольклор. 

 Пословица — это целое предложение или образное афористическое изречение  с моралью и глубоким смыслом, содержащее народную мудрость. Пословица всегда несет в себе поучительный смысл и в большинстве случаев имеет ритмическую организацию.

Родина краше солнца, дороже золота.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Не ищи красоты, ищи доброты.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Поговорка — лишь красивая символичная фраза или словосочетание, не способная выступить в роли самостоятельного предложения.

Поговорки:

«свинью подложить» (напакостить)

«медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред)

«остаться с носом» (быть обманутым)

 

В отличие от поговорки – в пословице всегда есть законченный смысл.

Скороговорка – народно – поэтическое произведение, построенное на сочетании звуков, затрудняющих быстрое и четкое произнесение слов.

Пекарь пек пироги в печи.

Перепелка перепелят прятала от ребят.

На траве тропка, травка на тропке.


Пётр Петров, по прозванию Перов, поймал птицу-перепелицу.

Собирала Маргарита маргаритки на горе,
Растеряла Маргарита маргаритки на траве.

Загадка – небольшое произведение  народно-поэтического творчества,  иносказательное поэтическое описание  какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего, которому нужно отгадать предмет или явление по их признакам.

Красная девица в зеркало глядится. (Заря)

Что в хлебе родится, а есть не годится? (Василек)

Мягок, а не пух, Зелен, а не трава. (Мох)

Белым цветёт, зелёным висит, красным падает.  (Яблоко)

Не прядёт и не ткёт, а людей одевает.  (Овца)

Кто больше всех кричит, а меньше всех делает? (Петух)

Вывод.

 Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познание культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножить.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду  позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность  его общего развития в дошкольный период детства.

Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детский фольклор дает ребенку прекрасные образцы русского народного языка, является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей.
Детский фольклор должен стать ценным средством воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Список литературы:

- Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», М. Просвещение, 1988

- Мельников М.Н. «Детский фольклор и проблемы народной педагогики», Новосибирск, Просвещение 1987

- «Народные праздники в детском саду» - Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей для работы с детьми 5-7 лет. М. Б. Зацепина., Т. В. Антонова. Москва 2008год.
- «Календарные и народные праздники в детском саду» выпуск 1 - Г. А. Лапшина. Волгоград 2005год.
- «А у наших у ворот развеселый хоровод» - Народные праздники, игры и развлечения. М. А. Михайлова. Ярославль 2001год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.

Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...

Образовательная область "Чтение художественной литературы". Подготовительная группа. Русский фольклор. Фольклор народов мира.

Материал представляет собой сборник текстов художественных  произведений для детей подготовительной группы по разделам: "Русский фольклор", "Фольклор народов мира"....

Фольклор в детском чтении. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. РЕФЕРАТ

Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоцион...

Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника. Классификация и терминология детского музыкального фольклора.

Познакомить родителей с  с русским народным фольклором, приобщить родителей к русскому народному фольклору, дать представление о терминологии детского музыкального фольклора....

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возрастаФольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.Классификация и терминология детского музыкального фольклорСобирание и изу...

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...