Использование мнемотехники в развитии памяти детей дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Закутилина Валентина Дмитриевна

Проблема развития памяти детей дошкольного возраста является одним из основных направлений моей работы. На протяжении нескольких лет я провожу исследовательскую работу по теме: «Использование мнемотехники в развитии памяти детей дошкольного возраста».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delimsya_opytom.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мнемотехники в развитии памяти детей дошкольного возраста

Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком.

Л.В. Черемошкина

«Использование мнемотехники в развитии памяти детей дошкольного возраста»

Проблема развития памяти детей дошкольного возраста является одним из основных направлений моей работы. На протяжении нескольких лет я провожу исследовательскую работу по теме: «Использование мнемотехники в развитии памяти детей дошкольного возраста».

Я работаю по программе «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией Васильевой,  Т.И.Бабаевой. Использование альтернативных программ «Мы» Н.Н.Кондратьевой; «Приобщение к истокам русской национальной культуры» И.О.Князевой, М.Д.Маханевой; новейших педагогических технологий: развивающие игры Никитина, методы активизации мышления Страунинг, формы работы со сказкой Л.Б.Фесюковой помогают мне добиваться положительных результатов.

Но, однако, мои наблюдения показывают, что возросло число детей неспособных справиться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной

жизни. Как все педагоги-дошкольники я знаю как много в нашей работе различных проблем, но один вопрос мне не давал покоя: «Почему, я провожу большую работу с детьми на занятиях и вне занятий, стараюсь дать детям много интересной информации, а результаты оставляют желать лучшего?» Данное противоречие поставило меня в тупик. С одной стороны я провожу систематическую работу с детьми, использую новинки методической литературы, новые программы, технологии, методики, а с другой стороны - результаты не радуют.

Анализ интеллектуальной готовности детей к школе, за последние годы, показал, что одной из важнейших составляющих данной проблемы, является неспособность детей к запоминанию.

 С этой проблемой я обратилась к методической литературе, изучила, сделала соответствующую подборку.

Развитие памяти детей дошкольного возраста используя мнемотехнику. У дошкольников память носит непроизвольный характер, поэтому для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому и способствует мнемотехника. Главное в моей работе – это не просто использование искусственных приемов мнемотехники, которые имеют лишь второстепенное и вспомогательное значение, а установление логических оправданных, осмысленных связей, которые устанавливаются  как внутри того, что запоминается (между его отдельными частями), так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным.

Свою работу осуществляю в течение 2 лет с 2019 года, однако работу еще необходимо продолжать, об этом говорит положительная динамика, полученная в ходе исследования.

1 этап Аналитико-диагностический.  На этом этапе я подбирала необходимый дидактический материал, методическую литературу, проводила диагностику памяти дошкольников.

2 этап  Практический.  Проводила постепенное включение элементов мнемотехники в педагогический процесс группы (занятия, повседневная деятельность)

3 этап Аналитико-обобщающий. На этом этапе подводила итог работы с детьми по данной проблеме, обобщая опыт.

Диапазоном является единая среда воспитательно-образовательного процесса (занятия, режимные процессы, свободная деятельность детей)

Оказывается, проблема развития памяти в последнее время стала очень популярной среди исследователей педагогов и психологов. В отечественной психологии проблемой развития памяти занимались: П.И.Зинченко, Т.В.Болыпева, И.А.Барташникова, Е.Синицина, Л.В.Черемошкина. Проанализировав труды данных психологов, я поняла, как важно научить детей управлять процессом запоминания. Как бы ни была сильна природная память, ведущая роль принадлежит культурной. Одним из первых экспериментальных исследований непроизвольного запоминания было исследование П.И.Зинченко. Результаты опытов показали, что продуктивность непроизвольного запоминания с возрастом увеличивается. Эти данные свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте запоминание является результатом деятельности и зависит от того, на что направлена эта деятельность. В этих случаях, когда запоминание подчинено специальной задаче «запомнить», оно становится запоминанием произвольным и превращается в своеобразное внутреннее (мнемическое действие), т.е. в процесс, направленный на определенную цель, определенным образом мотивированный и осуществляемый с помощью определенных способов, одним из которых является мнемотехника. Мнемотехника (мнемоника) - в переводе с греческого - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает, как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемотехника» введен Пифагором Самосским в 6 в до н.э. Первый, сохранившийся труд по мнемотехнике приписывается Цицерону. Мнемонику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно. Ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

Всем известны такие распространенные «запоминалки», например как:

а) запоминание порядка следования цветов в солнечном спектре: «каждый охотник желает знать, где сидит фазан»;

б) каким образом можно запомнить определение биссектрисы: «биссектриса - это токая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам»;

в) запоминание формулы воды: «сапоги мои того - пропускают Н2О»;

г) запоминание падежей: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку».

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Большой вклад развитие памяти дошкольников средствами мнемотехники внесла Т.В. Большева. Основываясь на ее методике, я определила цели и задачи своей работы.

Цель: развитие разных видов памяти у детей дошкольного возраста.

Задачи: научить детей управлять своей памятью, увеличивать ее объем, используя приемы мнемотехники.

Существует много приемов мнемотехники, но приемлемыми для дошкольников являются: группировка, классификация, поиск опорного пункта, схематизация, структурирование материала.

Группировка – когда материал делится на части. Кроме того, материал можно разделить на определенные, четко обозначенные части - классы. Другими словами, классифицировать информацию. Например, выделить: животных и растения, живые объекты и  неживые и т.д. Этот прием называется классификацией. Эти приемы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделен необходимый для запоминания материал.

Психика человека так устроена, что любая новая информация помимо нашей воли цепляет, как-то затрагивает старую, уже известную. Эти процессы, присущие абсолютно всем людям называют ассоциациями, способ - ассоциативным. Для того чтобы использовать эту способность для запоминания, достаточно задать ребенку вопрос: что напоминает тебе это слово, этот рисунок? А напоминать новая информация может о чем угодно. Это зависит от опыта, уровня развития, пола ребенка, актуального состояния и тд. Поэтому я никогда не отвергаю то, что предлагает ребенок, даже если эта ассоциация кажется мне неудачной, неприемлемой.

Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. Этот прием называется поиском опорного пункта. Например, для запоминания текста рассказа, сказки необходимо использовать несколько опорных пунктов. Это своего рода план для припоминания, или мнемический план. В ряде случаев дети легче запоминают материал, если его основное содержание изображается в виде схем. Этот прием называется схематизацией.

Разрозненную информацию легче запомнить, придумывая какие-либо связки, посредники, добавляя к запоминаемому что-то от себя. Этот прием называется достраивание материала.

Нельзя не сказать о структурировании материала, при котором устанавливаются связи внутри материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целое. Этот прием позволяет ребенку хорошо запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию, ибо направлен на упорядочение материала.

 Следующим этапом в моей работе было проведение диагностики для определения уровня развития природной памяти у детей своей группы.

Результаты данной диагностики показали, что основная масса детей имеет средний и низкий уровень развития природной памяти. Проанализировав полученные результаты, я разработала перспективный план работы по совершенствованию процесса запоминания у детей дошкольного возраста средствами мнемотехники  

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. - это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Например, работа с мнемотаблицей по сказке «Теремок».

Занятие состоит из нескольких этапов, в течение которых я осуществляла следующие задачи.

Этап 1. Рассматриваем таблицы и разбираем то, что на ней изображено.

Этап 2.Осуществляем так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы, например:

домик, крыша, волк - зубами щелк, хвост пушистый у лисы, медведь.

Этап 3. После перекодирования осуществляем пересказ сказки с опорой на символы, т.е. происходит отработка метода запоминания. Например: «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка- норушка, лягушка- квакушка, заяц - длинные уши, лиса-краса, волк - зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок и развалился».

При этом пересказ сказки ведут сами дети, прибегая незначительной моей помощи (на более поздних этапах), или пересказывают вместе со мной (на более ранних этапах).

Этап 4. делаем графическую зарисовку мнемотаблицы.

Этап 5. Каждая таблица воспроизводится ребенком при показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делаю на изображение главных героев. Детям задаю вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице? Про кого

эта сказка?».

Примечание. Для детей младшего и среднего возраста даю таблицы цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса-рыжая, цыплята - желтые, мышка - серая, елочка - зеленая, солнышко - желтое и т. д.

Что можно изображать в таблице. В таблице схематически изображаю все то, что считаю нужным отразить в данной таблице. Например, рассказывая сказку про «Курочку Рябу», возможно изображение курицы вот так, стрелками можно показать действие «бил - бил не разбил», слезы можно показать маленькими точками.

Детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними я работаю через мнемодорожки. Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работая с мнемодорожкой, использую приемы наложения и приложения, исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки.

Поставив перед собой цель - ознакомить детей с характерными особенностями времен года, учу детей рассказывать о временах года с использованием мнемодорожки и мнемотаблицы через составление сюжетной сказки. (Приложение)

В работе с мнемотаблицами использую следующие цветовые буквенные обозначения времен года: осень - желтая буква «О», зима - синяя буква «3», весна - зеленая «В», лето - красная «Л». При этом устанавливаю следующие условные обозначения, характерные для каждого времени года: дождь, ветер, снег, тучи, тепло, почки, трава, тает снег, прилетают/ улетают птицы, солнце светит мало, деревья без листьев и т. п.

Использование таких условных обозначений признаков времени года позволяет составить мнемотаблицу о весне и рассказ по ней. Эта таблица имеет «ключ» к запоминанию информации - букву «В», что символизирует весну и признаки, которые характерны для этого времени года.

Размер мнемотаблиц делаю различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.

Для младшего возраста - таблицы на 4 клетки (2x2), на 9 клеток (3x3). Для среднего возраста - таблицы на 9 клеток (3x3), на 16 клеток (4x4). Для детей старшего возраста - таблицы на 16 клеток (4x4), на 25 клеток (5x5).

3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

В сентябре 2006 года я провела исследования памяти детей по методу А.Р.Лурия, что позволило мне проанализировать состояние памяти и сделать выводы об уровне развития кратковременной памяти, в процессе запоминания, долговременной памяти.

Высокий уровень долговременной памяти у 13% детей, средний - 48%, низкий - 39%.

Высокий уровень запоминания лишь у 17% детей, средний - 53%, низкий - 30%.

В мае 2008 года мной была проведена повторная диагностика по методике А.Р.Лурия.

Улучшения также видны:

Высокий уровень запоминания показали 30% детей, средний - 44%, низкий упал до 26%.

Высокий уровень долговременной памяти составил 30%, средний - 36%, низкий - 34%.

Результаты тестирования показали, что дети уже овладели некоторыми мнемическими приемами запоминания и уже способны пользоваться этими приемами, о чем свидетельствует значительное повышение числа удерживаемых в памяти слов.

Опыты показали, что у детей моей группы запоминания, как и припоминание, зависит не от случайных ситуативных моментов, а от наличия специального намерения, специальной цели запоминания.

Как оказалось, благодаря перестройке мнемических процессов, ребенок уже в дошкольном возрасте в состоянии ставить перед собой сознательные цели (запомнить, припомнить) и стремится их достичь в процессе работы.Я развила у детей умение анализировать, выделять в предметах свойства, признаки, сравнивать обобщения, объединять объекты по признакам, классифицировать на основе обобщения, устанавливать смысловые связи. Конечно, уже сейчас видны результаты моей работы, но все, же эта работа на перспективу. Так как культурная память детей в дошкольном возрасте только начинает развиваться.

Моя цель, вызвать у детей желание запоминать, так как это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей восприятия, внимания, мышления, представления и воображения. В дальнейшем предлагаю использовать его в практике дошкольного воспитания. Активно применяя этот прием во всех направлениях и, особенно в умственном воспитании, поскольку именно здесь данный прием дает наиболее ощутимые результаты.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Игры и тесты для детей 4-7 лет. Харьков «Фолио», 1997.
  2. Большева Т.В. Учимся по сказке. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург. «Детство пресс». 2001
  3. Синицина Е.И. Умные занятия. Серия «Через игру - к совершенству». М.: «Лист», 1998.
  4. Тихомирова Л.В. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль: «Академия развития», 1996.
  5. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль: «Академия развития», 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Презентация содержит материалы по развитию речи детей с использованием мнемотаблиц.Мнемотаблицы – это дидактический материал. Их можно использовать для: обогащения словарного запаса, при обучени...

Использование мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста

Материал для воспитателей дошкольных учреждений...

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Об использовании приемов мнемотехники с целью развития связной речи дошкольников в детском саду...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте, потому что дошкольный период – это возраст наглядных форм сознания (прежде всего это различные наглядные модели, иллюстрации, с...

Использование приемов мнемотехники для развития памяти детей дошкольного возраста.

С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям.Во-первых, механическая постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со вре...