"Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности" (из опыта работы)
методическая разработка

Юрова Елена Владимировна

На протяжении нескольких лет  я вела кружок  рисования со своими детьми, начиная со старшей группы.

Цель работы моего кружка: содействовать развитию творчества, выдумки и инициативы детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной деятельности.

Но сейчас я остановлюсь на вопросе: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorch._sposobn._sredstvami_izo.odt21.69 КБ

Предварительный просмотр:

 ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «АЛЕНУШКА»

                                                                                                  141613, Московская область,                    

                                                                                               г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2

                                                                                                   тел.: 8(49624)2-35-95

                                                                                                fediukina.nadejda2012@yandex.ru

  1. "Развитие  творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности"

(из опыта работы)

                                                                                                подготовила  

                                 воспитатель 1 квалификационной категории

                                                                                                Юрова Е.В.

                         

                                               

                                                       г. Клин,

           Московская область

 29.01.2020 г.

  1. "Развитие  творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности"

“Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.

В.И. Сухомлинский

 На протяжении нескольких лет  я вела кружок  рисования со своими детьми, начиная со старшей группы.

Цель работы моего кружка: содействовать развитию творчества, выдумки и инициативы детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной деятельности.

Но сейчас я остановлюсь на вопросе: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях по изобразительному искусству, я сделала вывод, что использование нетрадиционных техник позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Для развития творческой активности и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:

  1. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
  2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
  3. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
  4. Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.
  5. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе и индивидуально.

Развитие познавательных, или интеллектуальных способностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей и воспитателей. Что же такое «познавательные способности» ребенка?

Педагоги-психологи определяют познавательную активность как активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных  действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д.), влияющих на познавательные или психические процессы.

Критериями интеллектуального  развития можно считать такие познавательные или психические процессы человека, как:

- восприятие;

- внимание;

- память;

- мышление;

- речь;

- воображение.

Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятия – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности; ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. В структуре восприятия выделяют две основные подструктуры: виды восприятия и свойства восприятия.

Виды восприятия:

- простые (величина, форма предметов, их цвета);

- сложные (объем, соотношение, пророрции);

- специальные (пространство, время и движение).

Свойства восприятия: объем, целостность, структура, осмысленность.
Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе его лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета. Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму.

Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста получается только тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны, воздействующие на органы чувств (сенсорные эталоны). Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета – спектральная гамма цветов и другое. Работа с эталонами – первый этап восприятия.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук. Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития этой познавательной способности.

На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное. Развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.

Внимание  -  это процесс, который производит отбор информации. Ребенком  воспринимается лишь то, что попадает в сферу его внимания. Внимание у детей развивается при рисовании с натуры, рассматривании предмета или репродукции.

Память является одним из основных свойств личности.

Выделяют три типа памяти:
- Наглядно-образную память, которая помогает хорошо запомнить лицо, звуки, цвет предметов и т.д.;
- Наглядную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства;
- Повременную, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на долгие годы.

Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство – это исключительная фотографичность.

В дошкольном возрасте начинают формироваться другие особенности памяти. Хотя запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер (дошкольник не заботится о том, чтобы все, что он воспринимает, мог легко и точно припомнить впоследствии), но уже в возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память. Наряду с преобладанием наглядно-образной памяти на протяжении дошкольного периода возникает и развивается память словесно-логическая, при воспоминании начинают выделяться более существенные признаки предметов. Память развивается при рисовании по представлению.

Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. Т.е. развивается речь детей.

Воображение. Разница в воображении и восприятии заключается лишь в том, что в восприятии мы имеем дело с построением образа реально существующего предмета или явления, а в воображении — с построением образа выдуманного или вымышленного, то есть реально не существующего предмета или явления.

Кроме того на занятиях по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, эстетический вкус,  зрительно-моторная координация и мелкая моторика, любознательность, самостоятельность и самоконтроль.

Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску, различные техники, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь и т.д.). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.

Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Не говоря уже о том, какое большое значение оказывает рисование на развитие мелкой моторики рук. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.

Чтобы привить детям любовь к окружающему миру, я использовала в рисовании бросовый материал (картон, сухие листья и веточки, перо от подушки, крышки от бутылок, ватные палочки и т.д.). Тематика моего кружка основывается только на природных объектах и явлениях. Поэтому в  качестве основных тем выступают времена года: “Осень”, “Зима”, “Весна”, “Лето”, а объектом изображения является природа во всех ее проявлениях, это: животные, насекомые, растения, природные явления и т.д. Одновременно с развитием творческих и художественных способностей детей я закрепляю знания об окружающем мире и воспитываю стремление беречь и охранять природу.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования. В работе с дошкольниками использую разные техники рисования:

“Монотипия”

“Печатание листьями”

“Рисование нитками”

“Печатание комочком сжатой бумаги”

“Рисование восковые мелки+акварель”

“Рисование свеча+акварель”

“Рисование ребром картона”

“Солевая техника”

Набрызг”

“Кляксография”

“Клеевая техника”

“Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами”

“Пейзажная монотипия”

          “Рисование методом тычка”

“Печатание”

“Оттиск поролоном”

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и “добра”. На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

Такие техники могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочу отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для эффективности обучения и достижения положительного результата у каждого ребенка я использую развивающие педагогические технологии:

  • личностно – ориентированные: технология сотрудничества, гуманно-личностная, технология рефлексии (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза);
  • коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
  • игровые (оригинальность сюжета, мотивация);

В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий:

- беседы;

- путешествия по сказкам;

- наблюдения;

- целевые прогулки;

- экскурсии

- фотовыставки

- выставки рисунков;

- конкурсы;

-  развлечения.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Для того чтобы знания детей прочно усваивались и интерес к рисованию не пропадал, я  определила следующие направления в своей работе:

  • от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
  • от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
  • от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
  • от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
  • от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
  • от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
  • Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, приобрели опыт эстетического восприятия, а также, понимание и претворение в жизнь таких понятий, как гуманность, доброта, вежливость, заботливость, сострадание и т.д.  Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. А эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и развивают горизонты сознания. В этом заключается творческое развитие детей.

Развиваются  познавательные способности дошкольников. Интеллектуальное или познавательное развитие заключается не просто в  восприятии  информации и установлению взаимосвязи между явлениями, но и в способности систематизировать полученные знания, запоминать их и использовать по назначению. Теперь ребенок не только сравнивает, но и делает выводы, самостоятельно выявляет закономерности в явлениях и даже способен прогнозировать те или иные результаты. Одним словом, если раньше ребенок воспринимал готовые решения, то сейчас он стремится сам прийти к какому-то результату и проявляет интерес к поиску решений той или иной задачи.

Таким образом, рисование с использованием нетрадиционных техник способствуют развитию познавательной или интеллектуальной активности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности"

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Дошкольный возр...

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности»

Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности...

Опыт работы по теме:«Развитие художественно- творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности» в средней группе

Опыт работы по развитию художетвенно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности....

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник рисования»

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство ...