Краткосрочный проект «Экологическое воспитание детей в средней группе», 2019-2020 уч.г.
методическая разработка (средняя группа)

Астафьева Елена Викторовна

Экология – это то, что окружает каждого из нас. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologichesk_vospitanie.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Экология – это то, что окружает каждого из нас. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда.

Чтобы предотвратить варварское отношение к природе, стоит начинатьвоспитывать экологическую культуру с самых малых лет. Поэтому в наши дниэкологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность.

Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм.

Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания.

Экологическое воспитание:

вырабатывает ответственность за сохранение природы;

воспитывает чувство прекрасного, способность видеть природную красоту;

дает понимание тесной взаимосвязи всего живого на планете;

предотвращает агрессивные, разрушительные действия по отношению к природе;

направляет детскую активность в положительное русло и расширяет кругозор

Окружающий мир – это самый богатый источник знаний для ребенка. Маленький человечек бережно и с интересом относится к цветочкам, бабочкам, яркому солнышку да ко всему, что он видит вокруг себя. Взрослым, поддерживая вот такой искренний интерес ребенка к природе, важно помнить о воспитаниибережного отношения к ней. Любовь к окружающему миру взрослые должны прививать ребенку с самого раннего детства с пеленок, своим личным примером. С самого рождения ребенок любит природу, стремится к единению с природой. Дети этого возраста чутки и отзывчивы. Они сопереживают, сочувствуют, у ребёнка формируется стиль поведения в природе. (Не бросят камень в кошку, не оставят после себя мусор, не разорят муравейник, не сорвут без надобности цветок и листок).

Дети должны знать, комнатным растениям нужна вода, воздух, птичке – семена, вода и тоже воздух, животным – корм и вода, воздух.

Правильное отношение к живым существам является конечным результатам ивоспитывается оно в совместной с взрослым деятельности, игре.

Если ребёнок не знает и не понимает ничего то, что происходит за пределами его квартиры и детского сада, никакого отношения к этому миру у него возникнуть не может. Дети должны понимать,что растения и животные, птицы - живые существа, они дышат, пьют воду, растут, заводят потомство, а самое главное, чувствуют боль.

Форма работы с детьми дошкольного возраста:

- привлечение дошкольников к наблюдениям и сравнениям.

Например, после появления нового листочка, бутона, цветка можно предложить воспитанникам «сфотографировать» растение, а затем нарисовать растение с натуры. Затем сравнить растение, нарисованное с растением с «фотографии». Обязательно сделать вывод, что изменилось, какие несовпадения. Такие действия способствуют развитию наблюдательности, внимательности к некоторым деталям.

- метод демонстрации.

Этот метод заключается в том, что ребенку необходимо демонстрировать натуральные предметы, их изображения с помощью картинок, фотографий, кинофильмов.

Метод демонстрации используют для того чтобы уточнить, обобщить, систематизировать знания детей дошкольного возраста о предметах, явлениях в окружающей действительности.

- метод рассказывания.

Рассказывая ребенку о явлениях, предметах окружающей действительности., мы обогащаем впечатления у ребенка, оказываем влияние на его ум, воображения ребенка, на его чувства, его отношение к предметам и явлениям окружающей действительности. Рассказ должен иметь четко определенную тему, художественную форму, основываться на близких и интересных для детей фактах, можно привести примеры или случаи из своего личного опыта.

- чтение (слушание детьми) произведений художественной литературы.

Этот метод способствует расширению знаний дошкольников о предметах и явлениях, формированию художественных вкусов, возникновению сочувствия и сопереживания.

- беседа.

Беседу используют для обобщения и систематизации знаний у детей дошкольного возраста. Беседуя ребенок должен знать, о чем идет речь, чтобы включиться в диалог, поддержать беседу, слушать и понимать собеседника, иметь возможность ответить на какие-то вопросы, задаваемые по ходу беседы.

- игра.

Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является – игра, поэтому играя, ребенок учиться взаимодействовать с природой, учиться общаться с птицами, животными, растениями, учиться взаимодействовать с предметами неживой природы. Дети любят играть с песком, водой, они определяют свойства, качества материала, проводят опыты.

Задачи по воспитанию экологической культуры.

Продолжать учить детей замечать состояние погоды и понимать связь между явлениями.

Продолжать приучать детей к труду в уголке природы.

Продолжать воспитывать у детей экологическую культуру, любовь к природе.

Закрепить знание об овощах, их вкусовых качествах, о животных.

Познакомить детей с круговоротом в природе (времена года).

Учить различать деревья, кустарники, травы.

Закрепить понятия: ствол, ветки, стебель, листья, цветы. Учить детей рассуждать, делать предположения, выводы.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач,как:

— формирование первичных представлений о живой и неживой природе;

— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми поэкологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения. Прежде всего, необходимо создать условия для получения экологическихзнаний и последующего их применения.

В группе должен быть оборудован экологический центр, где будут представлены детская и энциклопедическая литература природоведческого иэкологического содержания, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений и другие материалы.

Различные экологические акции и проекты помогут сформироватьэкологическую культуру дошкольников. Например, акции по озеленению территории ДОУ, уборке мусора, охране деревьев на участке. Проекты могут быть направлены на благоустройство участка, помощь зимующим птицам и др.

Вариантов и форм воспитания экологической культуры у дошкольников множество. Все зависит от нашего желания и нашей фантазии. Но научить ребенка с ранних лет жить в ладу с окружающей средой – это не простая, но очень важная задача.

Приметы:

Лето сухое и жаркое – зима малоснежная, морозная.

Если солнце всходит в тумане, днем будет тихо и душно.

Во время восхода солнца стоит духота – к ненастью.

Лучи солнца темнеют – к грозе.

Погода будет жаркой и солнечной:

- если на закате небо голубое, золотистое или ярко-розовое,

- если перед восходом солнца выпадает роса

- если при восходе солнце белого цвета

Сырое лето и теплая осень – к долгой зиме.

Снега осенью нанесет рано, и весна будет ранняя.

Первый снег, легший на сухую землю, обещает хорошее лето.

Первый снег упал на мокрую землю – останется, на сухую – скоро сойдет.

Первый снег выпадает за сорок дней до зимы

Зимой сухо и холодно, летом сухо и жарко.

Теплая зима – к холодному лету.

Зима снежная – лето дождливое.

Если весной много летит паутины – лето будет жаркое.

Если облака быстро движутся в одну сторону – будет жарко.

Птицы садятся на землю – к теплу, сидят на нижних ветках деревьев – к ветру.

Кукушка кукует весной сильно и часто – тепло не за горами.

Загадки:

1. Я шариком пушистым. Белею в поле чистом,

А дунул ветерок -Остался стебелёк.Ответ: Одуванчик.

2. Так маленького Васю называют

И те цветы, что в поле собирают.Ответ: Василёк.

3. Звоночек синенький висел. Ни разу в жизни не звенел. Ответ. Колокольчик.

4. Золотая шапочка, белая рубашка. Как зовут цветок?Ответ. Ромашка.

5. Кувшинчики и блюдцаНе тонут и не бьются.Ответ: Кувшинки.

Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего Мир

природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный

источник детского разума.

Василий Александрович Сухомлинский.

Что значишь ты без трав и птиц

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймёшь ты, наконец,

Врубаясь в мёртвые породы,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец!

Семен Исаакович Кирсанов

Дидактические игры по экологии средняя группа

“Что надо для гнезда»

Программное содержание:

1. Учить детей понимать взаимосвязь живой и неживой природы черезэкологические цепочки.

2. Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах. Активизировать словарь по теме «Птицы»: перелётные – аист, скворец, утка; зимующие – воробей, ворона, сова, дятел, синица.

3. Побуждать различать голоса птиц в грамзаписи.

4. Воспитывать интерес к окружающей природе, бережное, заботливое отношение к птицам.

Игра предназначена для детей 4-7 лет.

Дидактические игры: "Кто где зимует?", "Раздели птиц на перелетных и зимующих"

Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

Дидактические игра:"докажи, что это птица".

Цельвоспитывать познавательный интерес, воспитывать умение относить животных имеющих выделенные признаки к птицам.

.Дидактическая игра"Кто чей?".

Цель: развивать умственные способности, доказательно строить суждения, определять, чей птенец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по ФЭМП у детей с ЗПР. Средняя группа 2019-2020

Перспективное планирование в соответствии с АООП...

План педагогического сопровождения семей ного воспитания в средней группе 2019-2020 учебный год

План педагогического сопровождения семей ного воспитания в средней группе 2019-2020 учебный год...

Краткосрочный проект на тему: «Экологическое воспитание детей в средней группе»

Аннотация. В своем проекте мы представили модель экологического проекта, разработанного в соответствии с ФГОС. Этот проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной исследовательской ...

Проект «Экологическое воспитание детей в средней группе»

Министерство образования и науки Республики БурятияМБДОУ Наушкинский детский сад        Проект «Экологическое воспитание детей в средней группе...

Проект «Экологическое воспитание детей в средней группе»

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.Продолжительность проекта: (долгосрочный) 1 год.Участники проекта: дети средней группы, воспитатель группы,родители воспитаннико...