Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи детей с ЗПР. Средняя группа. 2019-2020
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Баширова Дарья Валерьевна

Перспективное планирование в соответствии с АООП

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по Ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

средняя группа детей с ОВЗ (ЗПР)

Месяц

Дата

Тема

Программное содержание

Игры и игровые упражнения

Сентябрь

1, 2 недели

Обследование речевого и познавательного развития

3 неделя

16.09.2019

Занятие 1.

Детский сад

Уточнить знания детей о детском саде (большое красивое здание, в котором много уютных групп, музыкальный и физкультурный залы; кухня, медицинский кабинет. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге.) Расширять знания детей о людях разных профессий, работающих в детском саду.

Беседа о детском саде. Экскурсия по саду.

«Ответь на вопрос и найди ответ среди фотографий»

«Продолжи предложение»

*В детском саду много…

*Наша группа …(какая?)

*В детском саду работает …

Чтение стихотворения и беседа по нему.

Д/И «Я и друзья»

4 неделя

23.09.2019

Занятие 2. Ранняя осень. Признаки осени. Деревья и кустарники.

Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Обучение различению деревьев по характерным особенностям строения листьев. Уточнение и расширение словаря по теме (береза, рябина, дуб, клен, ель, желтый, зеленый, красный).

Орг.момент.

Рассматривание картины «Ранняя осень», беседа по ней и составление рассказа.

Подвижная игра «Дождик».

«Что перепутал художник?»

«На что похожи листья» стихотворение.

Октябрь

1 неделя

30.09.2019

Занятие 3. Овощи (огород)

Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках. Уточнение и расширение словаря по теме (овощи, огурец, помидор, морковь, свекла, репа, редис, кабачок, рвать, таскать, срезать, круглый, длинный, зеленый, красный, желтый). Обучение отгадыванию загадок об овощах.

Рассматривание овощей. Беседа.

Игра «Узнай овощ».

Упражнение «Урожай».

Разрезные картинки.

Упражнение «Чего не стало?»

2 неделя

07.10.2019

Занятие 4. Фрукты (сад)

Уточнение и расширение представлений детей о фруктах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Расширение словаря по теме (фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, собирать, убирать, снимать, сладкий, гладкий, выше, ниже, вкусно). Воспитание бережного отношения к природе.

Беседа по плакату «Что растет в моем саду». Пальчиковая гимнастика «Компот»

Игра «Четвертый лишний».

Игра «Ежик и барабан».

Упражнение «Что лишнее?»

«Отгадай загадки.»

3 неделя

14.10.2019

Занятие 5. Игрушки

Уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, материалах, из которых они сделаны, частях, из которых они состоят. Формирование обобщающего понятия игрушки. Уточнение и расширение словаря по теме (игрушка, мяч, машинка, кубики, кукла, мишка, голова, туловище, лапа, кузов, кабина, колесо, играть, катать, строить, купать, кормить, новый, большой, маленький, резиновый).

Игра «Посылка».

Игра «Что изменилось?»

Подвижная игра «Мячик».

Игра «Собери мишку».

Упражнение «Строим дом».

Игра «Играйка-собирайка».

4 неделя

21.10.2019

Занятие 6.

Как выращивают хлеб?

Совершенствовать словарь по теме; дать представление о том, как хлеб приходит к нам на стол; совершенствовать навыки составления рассказов по картине; совершенствовать навыки образования родственных слов.

Игра «Какой, какие?»

Рассматривание картины «Как же хлеб попадает к нам на стол» и беседа по ней.

«Семейка слов»

«Чего не стало?»

5 неделя

29.10.2019

Занятие 7.

Ягоды

Уточнение и расширение представлений детей о ягодах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Расширение и уточнение словаря по теме (искать, ягоды, собирать, малина, корзина, искать, ядовитый, около, рядом).

Пальчиковая гимнастика «За ягодами». Подвижная игра «За малиной». Игра «Что лишнее?»

Обучение отгадыванию загадок о ягодах.

«Чего не стало?»

«Подними ягодку»

Ноябрь

1 неделя

04.11.2019

Занятие 8.

Грибы

Уточнение и расширение представлений детей о грибах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Расширение и уточнение словаря по теме (искать, грибы, ягоды, белый гриб, мухомор, лисичка, ножка, шляпка, корзина, искать, ядовитый, около, рядом).

Рассматривание картины «Ранняя осень» и предметных картинок по теме. Беседа.

Разрезные картинки.

Дидактическая игра «За грибами». Игра «Что лишнее?»

Обучение отгадыванию загадок о грибах.

2 неделя

11.11.2019

Занятие 9.

Домашние птицы и их детеныши

Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц. Формирование обобщающего понятия домашние птицы. Уточнение и расширение словаря по теме (петух, курица, цыпленок, утка, утенок, гусь, гусенок, кудахтать, крякать, гоготать, пищать, кукарекать, плавать, домашний, пушистый).

Орг.момент «Кто как голос подает»

Игра «Птичий двор».

Рассматривание картины «Птичий двор» и беседа по ней.

Пазлы «Домашние птицы».

Упражнение «Кто лишний?»

3 неделя

18.11.2019

Занятие 10.

Домашние животные и их детеныши

Формирование представлений о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме «Домашние животные» (животное, корова, лошадь, собака, кошка, коза, мяукать, лаять, мычать, ржать, копыта, грива, рога).

Орг.момент «Кто как голос подает»

Беседа о домашних животных с использованием фигурок из игры «Стадо»

Кубики «Домашние животные».

4 неделя

25.11.2019

Занятие 11.

Мебель. Бытовые электроприборы

Расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением мебель. Уточнение и расширение словаря по теме.

Игра «Наша квартира».

Игра «Чего не хватает?»

Рассказ-описание о стуле.

Игра «Подбери пару».

Игра «Кто внимательный?»

Декабрь

1 неделя

02.12.2019

Занятие 12.

Дикие животные и их детеныши

Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных. Уточнение и расширение словаря по теме (медведь, волк, лиса, заяц, прыгать, бегать, рычать, выть, мохнатый, рыжий, серый, коричневый). Формирование обобщающего понятия дикие животные. Обучение составлению описательного рассказа о диком животном по образцу и данному плану.

Беседа о диких животных.

Упражнение «Лиса и мышка».

Игра «Кого не стало?»

Игра «Рассели по домикам»

Отгадывание загадок.

2 неделя

09.12.2019

Занятие 13.

Начало зимы. Зимующие птицы.

Расширение и конкретизация представлений о зиме, явлениях живой и неживой природы зимой. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением зима, зимующие птицы уточнение и расширение словаря по теме.

Отгадывание загадок по теме.

Беседа по картине «В зимнем парке».

Рассматривание картины «У кормушки». Беседа по ней. Игра «У кормушки»

Упражнение «Что лишнее?»

Игра «Что перепутал художник?»

3 неделя

16.12.2019

Занятие 14.

Одежда. Обувь. Головные уборы.

Расширение и конкретизация представлений об одежде, обуви, головных уборах и их назначении, деталях, из которых они состоят; закрепление в речи существительного с обобщающим значением, уточнение и расширение словаря по теме.

 Игра «В магазине».

Игра «Четвертый лишний».

Игра «Алешка».

Игра «Что лишнее?»

Беседа по сюжетной картинке «В раздевалке».

4 неделя

23.12.2019

Занятие 15.

Новый год. Зимние забавы.

Формирование представлений о новогоднем празднике. Уточнение и расширение словаря по теме (елка, подарок, Дед Мороз, Снегурочка, дарить, получать, петь, танцевать, украшать, лыжи, коньки, санки, кататься и т.д.)

Рассматривание картины «У елки». Беседа по ней.

П\и «Снежная баба»

Задание в тетради «Укрась елочку»

Январь

1 неделя

КАНИКУЛЫ

2 неделя

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА

3 неделя

13.01.2020

Занятие 16.

Воздушный, водный транспорт

Формирование представлений о транспорте и его назначении. Закрепление в пассивной речи существительного с обобщающим значением транспорт. Уточнение и расширение словаря по теме

Рассматривание картины «Транспорт». Беседа по ней.

Игра «Отгадай загадки».

Игра «Что лишнее?»

Игра «Разрезные картинки»

4 неделя

20.01.2020

Занятие 17.

Наземный транспорт.

Формирование представлений о транспорте и его назначении. Закрепление в пассивной речи существительного с обобщающим значением транспорт. Уточнение и расширение словаря по теме.

Рассматривание картины «Транспорт». Беседа по ней.

Игра «Что перепутал художник?»

Игра «Отгадай загадки».

Упражнение «Что здесь нарисовано?»

Игра «Что лишнее?»

5 неделя

27.01.2020

Занятие 18.

Профессии.

Формирование представлений о необходимости и пользе труда взрослых. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением профессии. Уточнение и расширение словаря по теме.

Орг.момент «Профессии»

Рассматривание картин «В магазине», «Почтальон» и беседа по ним.

Игра «Подбери картинки».

Игра «Отправь письмо».

«Кому что нужно?» Отгадывание загадок.

Февраль

1 неделя

03.02.2020

Занятие 19.

Дом и его части

Уточнять и расширять знания детей о доме и его частях.

Уточнять и расширять знания о назначении комнат в квартире. Упражнять в образовании сложных прилагательных. Учить согласовывать существительные с прилагательными. Учить образовывать прилагательные от существительных.

Игра «Скажи ласково»

Беседа о профессии «Строитель»

Игра «Построим дом» (какой дом?)

Игра «Покажем Маше комнаты»

2 неделя

10.02.2020

Занятие 20.

Наш край. Наш город.

Расширение и уточнение представлений об окружающем мире. Формирование первичных представлений о родном крае, о достопримечательностях родного города. Расширение и уточнение словаря по теме «Наш край. Наш город.»

Организационный момент «Здравствуй». Рассматривание фотографий города и беседа по ним.

Игра «Семейка слов».

Разрезные картинки.

Игра «Найди по описанию»

3 неделя

17.02.2020

Занятие 21.

День Защитника Отечества. Военные профессии.

Познакомить детей с военными профессиями (летчик, ракетчик, танкист, пограничник); учить составлять рассказ о защитниках Родины.

Орг.момент с мячом «Профессии», Беседа о празднике и его значении, «Кому что нужно?», Игра «Чей танк быстрее?» Составление рассказа.

4 неделя

24.02.2020

Занятие 22.

Наша улица. Правила дорожного движения.

Расширение и уточнение представлений об окружающем мире. Формирование первичных представлений об улицах, на которых живет каждый из детей группы, и об улице, на которой находится детский сад; формирование знаний о правилах дорожного движения. Расширение и уточнение словаря по теме «Наша улица. Правила дорожного движения» (светофор, переход, пешеход, водитель, переходить, переводить, соблюдать, красный, желтый, зеленый, опасный, дорожный, улица)

Рассматривание фотографий с изображением улиц города. Беседа об улице. Коллективное составление рассказа об улице, на которой находится детский сад. Рассматривание картины «На перекрестке» и беседа по ней. Игра «Можно и нельзя».

Март

1 неделя

02.03.2020

Занятие 23.

Женский день. Моя семья.

Уточнение и активизация словаря по теме «Семья». Расширение представлений о важности семейных отношений и культуре праздника «8 марта». Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными).

Беседа по картине «Поздравляем маму». Беседа о профессиях мам.

Упражнение «О ком стихи?» Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая». Упражнение «Что вы видите на картинке?»

2 неделя

09.03.2020

Занятие 24.

Ранняя весна. Признаки весны. Перелетные птицы.

Обучение составлению рассказа по картине, обеспечение целостного восприятия картины. Формирование словаря по теме «Весна» (весна, солнышко, проталинка, мать-и-мачеха, ручеек, грач, гнездо, светить, таять, распускаться, строить, выводить, ранняя). Уточнение и расширение представлений о ранней весне и ее признаках.

Составление и распространение предложений о весне (с опорой на картинки). Беседа о первоцветах. Беседа по картине «Птицы прилетели». Игра «Подскажи словечко». Игра с мячом «Когда это бывает?»

Игра «Кто лишний?»

3 неделя

16.03.2020

Занятие 25.

Инструменты. Орудия труда. Сельскохозяйственные работы. Бытовые электроприборы

Познакомить детей с орудиями труда и инструментами, из чего они сделаны и для чего они нужны. Упражнять в умении составлять рассказ по серии картин с помощью плана.

Игра «Отгадай загадку и найди ответ», Игра «Папины помощники», Игра «Чем похожи и чем отличаются?», Игра «Что делают этим инструментом?». Составление рассказа.

4 неделя

23.03.2020

Занятие 26.

Здоровье. Продукты питания

Рассказать детям, что здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Дать информацию о пользе витаминов. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением продукты.

Беседа «Для чего человеку необходима пища?»

Игра «Магазин» (продуктовые отделы)

Игра «Разложи продукты по прилавкам»

Игра «Полезное и неполезное»

Апрель

1 неделя

30.03.2020

Занятие 27.

Посуда

Расширение и конкретизация представлений о посуде, ее назначении, частей, из которых она состоит. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением посуда. Уточнение и расширение словаря по теме.

Игра «У белочки в гостях».

Игра «Что изменилось?»

Игра «Разбитая чашка».

Игра «Что лишнее?»

Игра «Чего не хватает?»

2 неделя

06.04.2020

Занятие 28.

Планета Земля. Космос.

Формировать представление о понятиях планета, звезды, луна и солнце как о космических телах. Побуждать интерес к знанию окружающего мира. Активизировать словарь детей по теме.

Игра «Передай ток», Беседа по теме. Игра «Собери космический корабль», Игра «Лабиринт». Составление рассказа-описания о планете Земля.

3 неделя

13.04.2020

Занятие 29.

Насекомые.

Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых. Уточнение и расширение словаря по теме (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усы). Формирование обобщающего понятия насекомые. Обучение составлению описательного рассказа о насекомом по образцу и данному плану.

Рассматривание предметных картинок с изображениями насекомых.

Игра «Разрезные картинки»

Игра «Бабочки»

4 неделя

20.04.2020

Занятие 30.

Рыбы. Обитатели водоемов.

Познакомить детей с рыбами, рассказать о внешнем виде рыб, их защитной окраске, повадках, местах обитания. Уточнение и расширение словаря по теме.

Обучение составлению описательного рассказа о насекомом по образцу и данному плану.

Беседа по теме. Работа с предметными картинками. Загадки по теме. Составление рассказа. Игра «Чего не стало?», Игра «Найди тень», Игра «Посели в аквариум»

5 неделя

27.04.2020

Занятие 31.

РФ. День Победы.

Дать представление о празднике «День Победы» и его значении. Повторить называние и различие военной техники с опорой на картинки.

Беседа по теме. Чтение стихов. Игра «Что лишнее?» (праздники)

«Выложить из палочек салют»

Май

1 неделя

30.04.2020

Занятие 32.

Цветы. Цветущие деревья.

Рассказать детям о значении природы в жизни людей; учить отличать комнатные растения от садовых и луговых; дать представления о цветущих деревьях и их значении.

«Круглы стол» - где какие цветы растут? Чтение стихов о цветах. Игра «Подбери слово», «Найди цветок», Игра «На лугу»

2 неделя

06.05.2020

Занятие 33.

Поздняя весна. Лето.

Расширение и уточнение естественнонаучных представлений, знаний о смене времен года, о лете и его приметах. Расширение и уточнение словаря по теме «Лето»

Рассматривание картины «В песочнице» и беседа по ней. Составление рассказа по картине. Игра «Собери картинку», Игра «Когда это бывает?», Игра «Что лишнее?»

3- 5  неделя

Итоговое обследование освоения программы.

Литература: Нищева Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР.»— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.