Консультация для родителей и воспитателей на тему- "Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи детей дошкольного возраста".
консультация по окружающему миру (младшая группа) по теме

Тотмянина Юлия Александровна
Консультация для родителей и воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry._2.docx55.17 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим и развитию речи в первой младшей группе.

В развитии речи детей младшего дошкольного возраста большое значение имеют дыхательные упражнения, развитию которых служат такие дидактические игры, как «Пузырь».

 Играющие стоят тесным кругом и раздувают «пузырь» - наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные трубочкой (один на один). При каждом раздувании все делают назад, выпрямляются, набирают воздух, а потом, наклонившись, произносят «ф-ф-ф», выдувая в свою трубку. Так повторяется 2—3 раза.

 Затем, взявшись за руки, дети двигаются назад, расширяя круг, и говорят: «Раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». К концу проговаривания текста образуется большой растянутый круг. Ведущий, дотрагиваясь до соединенных рук детей, говорит: «Воздух, выходи!» Все дети сбегаются к центру, произнося звук «тс-тс», затем игра снова повторяется. Так несколько раз.

 Следующей предпосылкой к овладению родным языком является развитие у детей слуховых восприятий. Содержание и игровые действия ряда дидактических игр ставят ребенка перед необходимостью определить на слух, что делают другие дети (хлопают в ладоши, шуршат бумагой, звонят в колокольчик, стучат в барабан и т. п.). Такие задачи решаются в играх «Угадай, на чем играют», «Угадай, что я сказала» и в ряде других.

 Для воспитания звуковой культуры речи детей на занятии рекомендуется проводить дидактические игры не только для развития речедвигательного аппарата, но и правильного произношения звуков родного языка.

 Разберем наиболее характерную как по содержанию, так и по игровому действию игру «Поезд».

 Дети стоят друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда — «паровоз» (ведущий). Все дети вместе с ведущим изображают действиями и звуками ход поезда: «По-шел-по-шел» — постепенно поезд ускоряет ход. Затем «При-шел-при-шел» — ход замедляется, «ш-ш-ш» — паровоз выпускает пар.

 Играя с детьми и ведя «вагоны», воспитатель имеет возможность, не нарушая игрового действия, дать образец правильного произношения звука ш. Дети, развертывая игровое действие, вслед за воспитателем повторяют звук ш и незаметно обучаются его правильному произношению.

 В другом варианте, играя в поезд, дети изображают гудок паровоза («у-у-у»), с шумом выпускают пар («ш-ш-ш, с-с-с»). Когда поезд набирает скорость, дети говорят «чух-чух-чух», потом «чу-чу-чу» (поехал быстро) и, наконец, «ш-ш-ш» (выпускает пар). К этой игре придумывается различное содержание (дети переезжают на дачу, едут в лес, в гости и т. п.). Интересная игровая ситуация вызывает у детей желание лучше, отчетливее произносить звуки. Воспитатель в процессе игры добивается правильной интонации голоса, эмоциональности, приучает детей к коллективным играм. Если в группе есть дети, не желающие играть в коллективе, очень важно обращать их внимание на то, как хорошо играют другие дети, понаблюдать с ними за игрой и тем вызвать у них интерес играть вместе со всеми.

 Воспитателю необходимо помнить, что дети, плохо произносящие звуки речи, часто бывают замкнутыми и не принимают участия в коллективных играх.

 Активизация словаря тесно связана с общим развитием ребенка, с расширением его кругозора. Каждое слово, которое узнают дети, это новое конкретное представление о предметах и явлениях окружающего мира. Поэтому словарь необходимо рассматривать в тесной связи с теми впечатлениями, которые дети получают из окружающей их жизни.

 Практика работы по родному языку показывает, что значительная часть детей трехлетнего возраста хорошо понимает речь взрослого, однако нередко малыши заменяют слово указательным жестом. На этой ступени дошкольного возраста задача педагогов заключается в том, чтобы всемерно побуждать детей к речевой активности.

 Игровая ситуация помогает вызвать детей на разговор и ввести новые слова в их активный словарь.

 Например, название игрушек закрепляется в дидактических играх с разнообразным содержанием. То дети достают игрушки из «чудесного мешочка», то разыскивают их по комнате в игре «Найди игрушку», то отгадывают на ощупь в играх «Угадай, что в руке», «Угадай, что спрятано», то загадывают о них загадки и в других играх.

 В ряде дидактических игр для младшего дошкольного возраста решаются задачи развития связной речи. Играя, ребенок называет предмет и рассказывает о его основных признаках (цвет, форма, величина). Рассказывает, где живет животное, нарисованное на картинке, что делают с игрушкой-куклой.

 В дидактической игре «Найдем игрушку» ребенок отыскивает знакомую игрушку, заранее спрятанную воспитателем, а когда находит, то называет ее и рассказывает, какого она цвета, формы, величины.

 В игре «Что делает Мишка» дети упражняются в составлении простых предложений. Взрослый проводит с Мишкой несложные действия, а дети рассказывают: «Мишка спит», Мишка умывается», «Мишка пошел гулять» (мячик прыгает, собака бежит).

 Задача развития связной речи и умение соотнести слово с нарисованным животным разрешается в таких играх, как Домашние животные», «Кубики». В процессе игрового действия дети складывают из частей целое, а затем рассказывают, что получилось на общей картинке.

 Дети трех лет могут при правильном использовании дидактических игр освоить наименование предметов, вычленить их особенности (цвет, форму, величину), назвать действия, которые производятся в процессе игры с игрушкой.

 Задача активизации бытового словаря успешно разрешается в играх с дидактической куклой, созданных Е. И. Тихеевой. В игре «Купание куклы» дети уточняют и закрепляют названия одежды, белья, предметов, необходимых для мытья (мыло, полотенце и т. д.). В ходе игры взрослый обеспечивает умственную активность детей.

 Укладывая куклу в игре «Уложим куклу спать», дети называют постельные принадлежности.

 В игре дети, называя постельные принадлежности (простыня, одеяло, подушка, наволочка и т. д.), осмысливают значение слов, связанных с действием «постелить», «накрыть», «уложить».

 Родителям и воспитателям необходимо широко использовать в дидактических играх природный материал: камешки, листья, семена, ягоды, цветы, овощи, фрукты, снег, воду и др. Проводить наблюдения за животными (когда это возможно), а если такой возможности нет, то использовать картинки.

 В группе младшего дошкольного возраста можно провести «Игру с овощами», в которой дети должны различать и называть морковь, свеклу, лук, картофель.

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим и развитию речи во второй младшей группе.

Программа требует приучать детей правильно называть предметы обстановки, вещи личного обихода, качество предметов, овощей, фруктов, ягод (цвет, величина, форма, вкус и т. д.).

 Дети этого возраста должны уметь отвечать на вопросы, назвать и рассказать об игрушке, пользоваться словами в правильной грамматической форме, внятно произносить слова и звуки. В этом возрасте дети могут выполнять более сложные игровые действия и правила, регулирующие взаимоотношения между играющими и воспитателем, например, в играх «Что в мешочке», «Спрячь шарик в ладошках», «Что изменилось» и др.

 Дидактические игры помогают детям лучше узнать животных: как они кричат, где живут, чем питаются.

 В игре «Домашние животные» дети складывают из кубиков картинку, изображающую домашнее животное, называют его. Игра заставляет детей думать, быть внимательными, вспомнить название животного, которое получилось из сложенных кубиков.

 В игре «Малыши» дети составляют из кубиков детеныша какого-либо животного (поросенка, жеребенка, котенка) и называют его. С целью усложнения дидактической задачи в игре «Малыши» играющим раздаются по две карточки, например с петухом и кошкой. Чтобы подобрать парную, ребенок одну карточку отдает своему соседу справа, а другую получает от соседа слева до тех пор, пока у него в руках не окажутся парные картинки (два петуха).

 В игре «Ку-ка-ре-ку» играющим раздаются карты, на которых нарисовано несколько животных. Ведущий, показывая карточку с изображением животного, например коровы, спрашивает, как мычит корова или как лает собака. Тот, у кого на карте имеется изображение данного животного или птицы, подражает их голосу и получает карточку. Выигрывает тот, кто первым закроет всю карту.

 В конце года с детьми можно провести игру «Зоологическое лето».

 Каждый играющий получает большую карту. Маленькие карточки перемешиваются и складываются в коробку. Ведущий достает из коробки по одной карточке, показывает ее и спрашивает: «Кто нарисован на карточке? У кого есть это животное?» Ребенок, у которого на большой карте имеется изображенное животное, говорит. Получив от ведущего карточку, он закрывает ею соответствующий рисунок на своей карте.

 Если играющий ошибся (не смог правильно назвать животное или не заметил его на своей карте), ведущий должен назвать животное сам, а карточку положить в коробку.

 С детьми младшей группы может быть проведена дидактическая игра «Узнай на вкус». На столе раскладываются разделенные на дольки апельсины, лимоны, мандарины, яблоки. К столу вызывается ребенок. По просьбе воспитателя он закрывает глаза, а в это время воспитатель кладет ему в рот ломтик фрукта (соблюдая все гигиенические требования). Ребенок должен на вкус определить и назвать этот фрукт. Для того чтобы игра проходила интересно, можно сразу вызвать к столу 3—4 детей. Остальные дети группы внимательно наблюдают, правильно ли играющий определит этот фрукт на вкус.

 Так же можно провести игру «Узнай на вкус» с вареными овощами и с теми, которые можно есть сырыми.

 С целью закрепления знаний об овощах и фруктах могут быть проведены дидактические игры «Кубики» с нарисованными на них овощами и фруктами, «Растет, цветет и зреет», «Сбор грибов» и др. В «Игре с листьями» дети различают листья по форме и цвету. Воспитательница раздает детям листья и говорит: «Кому я дам маленький лист, тот будет называться маленьким листом, а кому дам большой — большим листом». Через несколько минут воспитательница зовет: «Маленькие листики ко мне». Дети с -маленькими листьями подбегают к ней и образуют кружок. Затем воспитательница таким же образом собирает детей с большими листьями. «А теперь я сплету веночек»,— говорит она. Дети образуют один общий круг, а воспитательница поет соответствующую песенку. При повторении игры дети обмениваются листьями.

 В «Игре с полевыми цветами» дети различают и называют цветы (василек, колокольчик, лютик). Эта игра проводится на лугу. Воспитательница показывает детям три букетика цветов и называет их, затем предлагает найти тот или иной цветок и назвать его. Воспитательница сама участвует в игре. Затем в конце игры предлагает детям составить букет из всех собранных цветов, чтобы украсить террасу. В этих играх у детей воспитываются и эстетические чувства.

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим и развитию речи в среднем дошкольном возрасте.

Дидактические игры, применяемые в работе с детьми среднего дошкольного возраста, дают возможность решать более сложные и многообразные задачи обучения. Опыт детей становится богаче, у них уже накоплен некоторый запас конкретных представлений об окружающем. Более развита речь, а полученные ими на предшествующей ступени развития знания и практические навыки позволяют воспитателю использовать такие дидактические игры, в которых правила сложнее: игровые действия дифференцированнее и разнообразнее, сложнее само содержание. Обычно ребенок этого возраста задает очень много вопросов, что свидетельствует о его более высоком уровне развития мышления, самостоятельности. Поэтому с ним возможны игры, требующие не только того, что ребенок видит сейчас, но и знаний, усвоенных им ранее.

 Многие впечатления, которые дети черпают стихийно, наблюдая явления окружающей действительности, не получают своего словесного выражения, поэтому для детей среднего дошкольного возраста столь характерны вопросы, направленные к выяснению наименования предметов и их назначений, к выяснению причин некоторых явлений. Привести в порядок эти впечатления помогут дидактические игры.

 В среднем дошкольном возрасте еще сохраняет свое значение задача формирования правильного звукопроизношения, но она решается больше в индивидуальном порядке, так как основная масса детей должна уже владеть звуковой (звукопроизносящей) культурой родного языка. Для детей, не овладевших тем или иным звуком, можно взять игры из младшей группы. Подбирают игры в зависимости от того, какие звуки надо закрепить. На закрепление знаний об окружающем и отдельных звуков родного языка можно использовать такие коллективные дидактические игры, как «Пчелы», «Пильщики», «Стук-стук» и другие. Они используются также для упражнения и закрепления уже поставленных звуков.

 При проведении таких игр, как «Стук-стук», «Ку-ка-ре-ку», «Голоса животных», дети исполняют отдельные роли. Например, Наташа — «кошка» подходит к кругу, сделанному детьми, и говорит «Стук-стук!»

 Дети. Кто тут?

 Наташа. Мяу-мяу-мяу.

 Дети (по звуку отгадавшие, кто это). Кошка, это ты?

 Наташа. Мяу-мяу-мяу, я. Кошка хочет молока.

 Дети впускают «кошку» в круг, Наташа делает вид, что лакает молоко,— щелкает языком.

 Затем в кругу по очереди «собака» («ав-ав-ав»), «мышка» («пи-пи-пи»), «лягушка» («ква-ква-ква») и т. д.

 В таких играх дети, кроме упражнения в правильном произношении отдельных звуков, уточняют, какое животное чем питается.

 В дидактической игре «Оркестр» все дети разделены на три группы. В каждую из этих групп входят дети, у которых в наибольшей степени имеются отклонения от правильного произношения звука р. Скрипачи произносят «ри-ри-ри», трубачи — «ру-ру-ру», барабанщики — «ра-ра-ра». Затем эти дети поют мелодию знакомой песни с этими звукосочетаниями. Перед остальными детьми стоит задача: отгадать, мелодию какой песни поют дети и кто какой инструмент изображает. Исполняя роль дирижера, воспитатель имеет возможность сосредоточить внимание детей на игре. Все дети активно участвуют в ней. То одна группа музыкантов произносит мелодию песни, то другая, то все вместе. Потом роли меняются: одна группа детей произносит мелодию песни сочетаниями звуков «ри-ра-ру», а другая группа детей по мелодии отгадывает название песни. Обучающие моменты воспитатель включает в игровое действие: «Ты, Таня, скажи «ра» громче, вот так (показывает), а то дети не отгадают, какой инструмент ты изображаешь».

 В среднем дошкольном возрасте происходит бурный рост словаря, но ребенок еще не пользуется широко им в своей речи. Наблюдается нередко и неверное употребление слов. Иногда дети затрудняются подобрать слова, выражающие качество предмета, обобщающие слова. В различном игровом содержании дети закрепляют бытовой словарь (одежда, посуда, белье, мебель), находят сходство и различие в предметах, учатся классифицировать предметы по группам (стол, стул, кровать — мебель).

 Уже в начале года в играх с куклой вводятся дополнительные слова и уточняется их смысл. В игре «Купание куклы» уточняется и закрепляется представление детей о том, что вода бывает холодная, горячая и теплая; мыло — банное, душистое; белье — чистое, гладкое, белое. В игре «К вам пришла в гости кукла» активизируются слова, обозначающие название одежды (на кукле голубое платье, на ногах у нее белые туфли, на голове белый бант; на платье карман, в кармане платочек). В игре «Напоим куклу чаем» закрепляются слова, обозначающие название посуды: чайник — для чая, молочник — для молока, сахарница — для сахара. Одновременно дети овладевают навыками сервировки стола. Обращается внимание на бережное отношение к кукле.

 В настолько-печатных играх «Парные картинки», «Угадай картинку», «Знаешь ли ты» и других закрепляются представления о том, что предметы могут быть похожими и непохожими, различными по отдельным признакам, дети узнают, какие это признаки.

 Особое место в работе с детьми среднего дошкольного возраста занимает классификация предметов и явлений. В накопившихся представлениях о явлениях окружающего у детей этого возраста нет логического порядка, поэтому естественна потребность у них в первичной, хотя бы самой простой классификации.

 В процессе дидактических игр дети не только учатся относить определенную группу предметов к соответствующему роду, но и внутри каждой группы выделять еще подгруппы. Например, животные — домашние и дикие, одежда — зимняя и летняя и т. п.

 С этой целью используется игра «Зоологическое лото», в которой дети классифицируют животных. Все стороны игры необходимо использовать не только с целью обучения умению классифицировать, но и воспитывать заботливое отношение к животным. В игре «Разберем посуду» дети определяют, какая посуда чайная, какая столовая, какая коконная.

 В игре «Знаешь ли ты» играющим дается по три карточки. Ведущий говорит: «Выберите и положите на стол карточки сначала только с одеждой детей, а затем — только с одеждой взрослых». Дети в соответствии с правилами игры отбирают карточки и рассказывают, во что одеваются дети и взрослые. В другом варианте этой игры дается подбор одежды по сезонам.

 Когда дети приобретут умение хорошо классифицировать предметы, с ними проводится словесная игра. Ведущий называет предмет, а дети быстро отвечают, в какую группу его нужно отнести, например: пальто — одежда; лук — овощ; чашка — посуда; стол — мебель.

 Задача классификации овощей и фруктов разрешается в игре «Растет, цветет и зреет».

 Во всех вариантах игр дети не только овладевают навыками и умениями классифицировать предметы, но у них одновременно воспитывается внимание, сосредоточенность, сдержанность и бережное отношение к вещам, если, конечно, на эту сторону дидактических игр обращается внимание воспитателя.

 Для того чтобы игра в средней возрастной группе прошла интересно, захватила детей и развивала их в умственном и нравственном отношении, необходимо продумать ее эмоциональную сторону, т. е. оберегать в ней игровое действие. Игровое действие сможет удержать их внимание на решении дидактической задачи более длительное время.

 Более широкие возможности детей в ознакомлении с окружающими явлениями ставят взрослых перед необходимостью уделять самое пристальное внимание формированию грамматически правильной речи.

 Существующие в практике дидактические игры используются и для развития у детей среднего дошкольного возраста связной речи: умение назвать предмет и рассказать о нем все, что знаешь; рассказать, что нарисовано на картинке; описать одежду ребенка; передать словами, чем похожи и чем непохожи нарисованные предметы; какую перестановку сделали в игрушках.

 Дети среднего дошкольного возраста играют в большинстве своем в игры такого же содержания, что и младшие: «Что в мешочке», «Угадай, что в руке», «Что предмет рассказывает о себе» и другие. До дидактическая задача для детей среднего дошкольного возраста ставится значительно сложнее — дети должны не только называть предмет и его основные признаки, но и рассказать об этом предмете более подробно (из чего сделан, для чего он нужен).

 В играх «Что изменилось», «Чего не стало» дети отгадывают, какого предмета из расставленных на столе не стало, какой предмет прибавился, или рассказывают, что произошло с предметами.

 Большое место в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста занимают настолько-печатные игры «Парные картинки», «Сложи картинку», «Времена года».

 Настолько-печатные игры с изображенными на картинках различными образами, предметами дают возможность упражнять детей в составлении рассказов. Например: «На моей картинке травка зеленая, небо синее, петушок клюет зернышки».

 Для детей среднего дошкольного возраста можно использовать с целью развития связной речи дидактические игры, рекомендованные для детей старшего возраста, но упростить правила и приблизить дидактическую задачу игры к программным задачам среднего возраста, например дидактическая игра «Что изменилось».

 На столе разложены игрушки: гусь, пирамидки, петушок, мишка, утюг. (Игрушки могут быть разные (животные, растения, посуда) в зависимости от того, какие знания нужно закрепить.)

 Воспитательница. Дети, внимательно посмотрите, какие игрушки стоят на столе (дети рассматривают).

Теперь Лена повернется к столу спиной, а мы сделаем перестановку игрушек и посмотрим, угадает ли Лена, что изменилось на столе.

 Повернувшись снова лицом к столу, Лена внимательно смотрит, затем радостно говорит: «Гусь не на месте».

 Воспитательница. Где же он стоял раньше?

 Лена. Гусь стоял между пирамидками (ставит гуся на место).

 Игра продолжается. Теперь угадывает Лида. Она сначала перечисляет все игрушки: «Гусь, пирамидка, петушок, мишка, утюг», затем поворачивается и закрывает глаза.

 В это время Алик переставляет петушка и утюг.

 Лида (повернувшись к столу). Петух стоит рядом с утюгом.

 Воспитательница. Лида, ты не все сказала. Посмотри, что еще стоит по-другому.

 Лида. Петушок (ставит его на место).

 Затем Наташа тоже перечисляет игрушки и отворачивается. Инна ставит петушка рядом с мишкой.

 Наташа (повернувшись). Петух стоит рядом с мишкой.

 Лена убирает зайца совсем. Андрюша внимательно смотрит, затем говорит: «Зайчика нет».

 Лиза убирает утюг и пирамидку.

 Таня. Спрятали пирамидку (берет у Оли пирамидку и ставит рядом с другой).

 Воспитательница. Они у нас рядом стояли?

 Таня. Да!

 Воспитательница. А еще что изменилось?

 Таня. Утюг спрятали (находит утюг и ставит все игрушки на место).

 Витя убирает мишку, утюг, пирамидку.

 Инна. Утюг и мишку спрятали.

 Воспитательница. Возьми и поставь на место и посмотри внимательно.

 Инна. Еще нет пирамидки (берет пирамидку и ставит на место).

 Зина ставит мишке флажок, а на пирамидку надевает красную чашечку.

 Зина. Ну, смотри, Жора. Что изменилось?

 Жора. Мишка и пирамидка. Флажок у мишки и чашечка на пирамидке (убирает).

 Галя прячет петуха и гуся.

 Таня. Спрятали петуха. И еще гуся.

 Воспитательница. А сейчас, дети, закройте глаза (убирает все игрушки). Алеша, скажи нам, какие игрушки я спрятала?

 Алеша. Утюг, петуха, мишку, пирамидку и еще пирамидку, гуся.

 Воспитательница. Вот как хорошо Алеша запомнил все игрушки.

 В ходе игры воспитательница направляла игровое действие, а не вмешивалась в игру с указаниями, пояснениями дидактического характера. Игровое действие вело детей к отгадыванию изменений в расставленных предметах и объяснению этого словами. Предметы брались только те, которые дети хорошо знали. В процессе игрового действия у детей закреплялись знания названий предметов, игровое действие и правила игры заставляли детей думать, вспоминать.

 К наиболее интересным играм по содержанию относится игра «Магазин» и различные варианты этой игры. Содержание ее состоит в том, что дети инсценируют покупку игрушек, продуктов, мебели, посуды и т. д. Содержание игры близко, понятно детям и в то же время увлекательно. Заинтересовавшись игровым действием (покупкой), дети незаметно упражняются в счете (отсчитывают деньги), а желание купить облюбованную игрушку способствует тому, что ребенок называет ее и рассказывает о ней, что знает. Увлекательна своим содержанием игра «Найди своего товарища». Каждый стремится описать костюм загаданного ребенка наиболее ясно, чтобы отгадывающий мог быстро узнать, кого загадали.

 Большое место в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста занимают настолько-печатные игры типа лото, «Парные картинки», «Сложи картинку», «Времена года» и другие.

 Содержание этих игр состоит в том, что дети подбирают пары, классифицируют предметы по группам (мебель, посуда и т. д.), объясняют их по сезонам. Дети называют то, что нарисовано на картинках, рассказывают о признаках предмета, как их используют.

 У детей среднего дошкольного возраста необходимо шире развивать интерес к природе, формировать более конкретные представления о животных и растениях. Воспитывать любовь к природе и заботу о животных, умение ухаживать за растениями. Закрепить название растений можно в игре «Наши растения». У детей большие карты, у воспитателя — маленькие. Показывая маленькую карточку, ведущий называет растение и спрашивает: «У кого есть такое растение?» Ребенок смотрит в своей карте и, если есть такое растение, называет его. Правильно назвавший получает карточку. Выигрывает тот, кто первый закроет клетки на своей карте.

 Игра может быть проведена с целью закрепления названий цветов и уточнения, где они растут. Игра «Разведчики» может быть проведена и с целью закрепления знаний о цветах. Воспитатель раскладывает в разных местах групповой комнаты различные цветы: садовые, полевые, луговые, комнатные. Дети, разделенные на группы, ищут цветы, называют их и рассказывают все, что знают, а потом составляют из цветов букеты. Зимой эта игра может проводиться с использованием карточек, на которых изображены цветы, или с искусственными цветами.

 Игра «Магазин» также может быть использована с целью закрепления знаний о цветах, овощах и фруктах (разные отделы в магазине).

 Интересно проходит дидактическая игра «Что нам привезли колхозники». Воспитатель с помощью детей вносит в группу корзину и говорит: «Дети, эту корзину привезли нам колхозники, давайте посмотрим, что в ней» (достает капусту, картошку, морковь, свеклу, лук; можно положить фрукты). Разложив привезенное на столе, воспитатель просит детей назвать эти овощи. Затем устанавливают, какие из них можно есть сырыми и вареными (морковь, капусту, лук), а какие только вареными (картофель, свекла). А затем в группу вносят вареные овощи и дети, закрыв глаза, пробуют и отгадывают их на вкус.

 На ощупь в игре «Чудесный мешочек» дети определяют форму, величину овощей и фруктов, называют их, рассказывают об их особенностях и что из них можно приготовить. В дидактической игре «Наш огород» дети закрепляют представление о форме овощей (огурец, морковь, свекла, лук, репа). Убеждаются, что огурцы продолговатые, но бывают и круглые, с заостренными и закругленными концами. Игра проводится и с использованием карточек.

 С детьми среднего дошкольного возраста может проводиться игра «Где что растет». Воспитатель показывает картинку с изображением овощей, фруктов, ягод или грибов и спрашивает, где растут те или иные овощи, фрукты, ягоды или грибы. За правильный ответ и правильно построенное предложение при ответе ребенок получает картинку. Выигрывает тот, кто больше наберет картинок. Картинки могут быть и с изображением животных. Ребенок в этом случае называет животное и рассказывает, где оно живет и чем питается.

 С целью закрепления знаний о животных проводят дидактическую игру «Стук-стук».

 В народной дидактической игре «У медведя во бору» узнают повадки зверя, закрепляют знания, чем он питается, а также закрепляют понятия большой, поменьше, самый маленький.

 Игра «Малыши» проводится следующим образом: воспитатель раздает детям карточки с нарисованными на них животными. Возле себя кладет маленькие карточки, на которых изображены детеныши животных. Складывает их стопкой рисунком вниз. Затем берет одну из них и показывает ее играющим. Если, например, на карточке нарисован цыпленок, то играющий, у которого есть карточка с изображением курицы, зовет детеныша «ко-ко-ко». Ведущий отдает играющему карточку с изображением цыпленка и берет из стопки следующую.

 В дидактической игре «Почтальон приносит открытки» дети учатся рассказывать по картинке (получив открытку, рассказывают, что на ней нарисовано). Задача воспитателя — подобрать открытки в соответствии с требованиями программы в отношении ознакомления детей этого возраста с растительным и животным миром.

        

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшем дошкольном возрасте.

В дидактических играх, предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, задачи по развитию связной речи, активизации словаря, звукопроизношению даны на более трудном содержании; вводятся отдельные персонажи в игре, взаимоотношения между которыми довольно сложны; применяются картинки, на которых нарисованы не отдельные образы и игрушки, а уже целые сюжеты.

 С ними широко применяются словесные игры, построенные на воспроизведении отдельных сюжетов, действий по памяти.

 В игре «Что изменилось» ребенок не только отгадывает, какого предмета не стало, но и называет его, а также описывает по основным признакам, не видя его. Игра требует от ребенка умения запомнить качества предмета и описать их по памяти.

Предметы в игре подбираются различные по цвету, по форме, по материалу. Например, шарик, бочонки, кубики красного, коричневого, зеленого цветов, деревянные, железные, стеклянные.

 Игра «Что изменилось» дается и с таким содержанием: дети рассказывают, какие изменения произошли в обстановке комнаты куклы. Например, кресло стояло около кровати, а его переставили к окну; фикус стоял на столе, а теперь стоит на подставке у окна и т. д.

 Игры, в которых дети воспроизводят все по памяти и объясняют словом, требуют от них напряженной работы мысли и умения связно рассказать о происшедших изменениях.

 Запас слов у детей старшего дошкольного возраста велик, но значение многих слов для них еще не всегда ясно.

 Мало пользуются дети глаголами и прилагательными, хотя потребность в этом есть. Словарной работе с детьми старшего возраста не всегда уделяется должное внимание. Обычно считают, что дети этого возраста уже знают значение слов, а это далеко не всегда так. Поэтому необходимо восполнять этот пробел широким использованием дидактических игр.

 В таких играх, как «Разведчики», «Что вам нужно», «Кому что», «Нужно — не нужно» у детей воспитывается умение найти нужное слово. Например, ведущий говорит: «Мальчику-школьнику подарили...» — дети по очереди называют нужные предметы: красный карандаш, перочинный нож, резинку и т. д. «Портнихе подарили» — нитки, пуговицы, наперсток и т. д.

 Активизация бытового словаря осуществляется в дидактических играх «Цветная посуда» «Скажи, из чего сделано», «Что это». Содержание их разнообразно. В одной игре ведущий описывает предмет, а дети отгадывают его название: «Сделан из дерева, имеет четыре ножки и спинку» (стул); потом загадывают по очереди дети. В другой игре ведущий бросает одному из играющих мяч и называет какой-либо предмет мебели. Поймавший мяч говорит, из какого материала сделан этот предмет.

 Правильное звукопроизношение для детей старшего дошкольного возраста особенно важно, так как неточности звукопроизношения могут затормозить общение с товарищами и отрицательно сказаться на учебе ребенка в дальнейшем.

 В старшей группе дети обычно уже овладевают всеми звуками родного языка, произношение у большинства правильное. С детьми, имеющими недостатки в звукопроизношении, обычно ведется индивидуальная работа.

 У отдельных детей старшего дошкольного возраста наблюдается иногда неправильное произношение звука ш, вместо звука р дети произносят л или совсем упускают его. У некоторых детей недостаточна звуковая культура языка: нет отчетливой дикции, умения регулировать силу своего голоса, интонацию, выразительность, умения управлять дыханием. Устранению перечисленных недостатков в речи детей способствуют дидактичские игры «Оркестр», «Ку-ка-ре-ку», «Эхо» и другие, взятые из младшей группы. С целью развития отчетливой дикции используются игры со скороговорками, подвижные игры с диалогами, народные шутки, построенные на вопросительной и утвердительной интонации.

 Для детей старшего дошкольного возраста игровое действие игры «Чудесный мешочек» заключается в том, что ведущий выбирает на ощупь фрукт или овощ и, не называя, рассказывает о его признаках. А принимающие участие в игре дети должны отгадать, что это за предмет.

 Задача — закрепление характерных признаков овощей и фруктов (цвет, плотность, форма, вкус) и правильное их название.

 Игра «Вершки и корешки» направлена на уточнение знаний об овощах и хлебных злаках. Детям раздается ботва разных корнеплодов (морковь, репа, свекла, редис и другие), а в корзине лежат овощи без ботвы. Вынимая овощ из корзины, воспитатель говорит: «Корешок, корешок, где твой вершок?» Дети, у которых ботва от этого овоща, показывают ее. Кто правильно отгадает, тот получает овощ к ботве. Игра может быть проведена и по картинкам. Выигрывает тот, кто не ошибается в названии ботвы.

 Игра «Кем что выращено» проводится в конце года в старшей группе и в любое время в подготовительной. Она направлена на уточнение знаний об овощах, фруктах, домашних животных и труде людей.

 Воспитатель или ведущий раздает детям карточки с картинками, на которых изображены разные предметы: овощи, фрукты, домашние животные и птицы, машины, используемые людьми для сельскохозяйственных работ. Играющие рассматривают картинки. Затем все картинки кладутся стопкой — вниз изображением.

 Правила игры: дети поочередно открывают картинку, показывают ее играющим, называют, что изображено, и рассказывают, что и где выращено колхозниками. Правильно ответивший получает фишку или значок. При ответе учитывается правильность построения предложения. Если ответ неправильный, картинки кладутся вниз. Второй ребенок, уточняющий ответ, тоже получает фишку.

 После того, как все картинки открыты, дети собирают их по назначению: Витя собирает все, что относится к труду в колхозе, Нина — что сделано на заводе, фабрике, Саша — все, что растет в лесу.

 В дидактических играх типа «Что из чего и как сделано» дети уточняют, что можно сделать из дерева, из хлопка и других материалов. Ценность этих игр зависит от умелого подбора картинок и интересного игрового действия, которое вызвало бы интерес не только к игре, но и также больше узнать нового. В игре «Кто куда» на маленьких картинках изображены различные животные, необходимо разложить по коробкам картинки с изображением домашних животных, насекомых и диких животных, назвать их и рассказать, где и как они живут, как за ними ухаживать. Или разложить по коробкам картинки с изображением цветов, овощей, фруктов, назвать их и рассказать о них все, что знаешь, или загадать загадку.

 Можно загадать загадки «Круглая да гладкая, откусишь — сладкая, засела крепко на грядке... (репка). В зеленом домике живет много беленьких жильцов (огурец). Голодная мычит — сытая жует. Всем ребятам пить дает (корова). Длинный клюв и много пятен, ну, конечно, это... (дятел)».

Или закрепить в дидактической игре «Растет, цветет и зреет» знание о растениях луга, поля и леса.

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной к школе группе.

Всесторонняя готовность ребенка к школе может быть решена при условии осуществления воспитательно-образовательного процесса в целом. В том числе с широким использованием дидактических игр как одного из средств умственной и нравственно-волевой подготовки детей к школе.

 Воспитатели подготовительных групп детских садов ведут большую работу по подготовке детей к школе. Большинство детей обладают необходимыми знаниями и навыками, имеют представление об окружающей жизни, владеют звуковой культурой, навыками звукового анализа слов. У них хорошо развит фонематический слух, они умеют отвечать на вопросы, рассказывать, пересказывать. Хорошо рисуют, умеют сочетать гамму различных тонов красок. Хорошо поют, легко и ритмично двигаются в плясках. Для детей подготовительной группы представляют интерес такие игры, в которых требуется не простое сличение изображений и название их, а классификация предметов по менее заметным признакам, необходимость делать умозаключение.

 Дидактические игры типа «Расскажи» направлены на умственное развитие детей, воспитание у них выдержки, внимания, сосредоточенности, развитие речи и установление логических связей в рассказах. Игра эта состоит из 5 комплектов картинок, по 5 картинок в каждом комплекте. Все картинки каждого комплекта являются эпизодами из рассказов и объединены одной темой. Таких тем в игре пять: 1. Елка. 2. Красный шар. 3. Отчего заболел Миша. 4. Письмо бабушке. 5. Бобик и домик. Первая картинка каждого рассказа отмечена красным кружочком с цифрой 1. Задача играющего — подобрать в последовательном порядке картинки-эпизоды и передать содержание каждого из них, составив целый рассказ.

 Перед началом игры ведущий читает какой-либо рассказ, иллюстрирует его картинками, раскладывая при этом картинки на столе в определенной последовательности. За один прием не следует показывать более одного-двух комплектов картинок.

 Ведущий задает вопросы, предлагает детям ответить на них и повторить рассказ по картинкам самостоятельно. Когда дети познакомятся с содержанием всех рассказов и картинок к ним, можно приступить к игре.

 Ведущий (взрослый) раздает играющим по одной картинке — первой в рассказе; остальные карточки перемешивает и складывает стопкой на столе. Затем, снимая со стопки по одной карточке, ведущий показывает играющим, что на ней изображено, и спрашивает: «Кому дать эту карточку?» Каждый играющий должен посмотреть на свою первую картинку и определить, подходит ли к ней картинка, показанная ведущим. Если картинка подходит, играющий говорит: «Мне нужна эта карточка» и, получив ее, кладет перед, собой рядом с первой. Получив все пять картинок, играющие должны разложить их в последовательном порядке и передать по картинкам связный рассказ. Например: «Было холодно. На улице шел дождь. Все люди были в пальто, в ботинках и под зонтами. Только один мальчик Миша бегал по лужам босиком и раздетый. Домой он пришел такой мокрый и грязный, что бабушка испугалась. Миша простудился и заболел. Бабушка уложила его в постель и дала ему лекарство. Потом пришел доктор и стал Мишу выслушивать и лечить. Скоро Миша выздоровел. Он надел шапку, пальто, ботинки и галоши и пошел гулять».

 Выигравшим считается тот, кто первым подберет картинки и составит по ним рассказ.

 Дидактические игры с картинками на классификацию, с недостающим или лишним изображением, игровое действие в которых (найти недостающий предмет или избавиться от ненужного предмета, сбросить «штрафную» картинку) заставляют детей вспоминать, фантазировать и доставляют им много радости, развивают эмоциональные чувства. С помощью дидактических игр дети закрепляют знания о правилах уличного движения, например в игре «Путешествие в страну дорожных знаков».

 Увлекательной и ценной в педагогическом отношении может быть дидактическая игра, которую рекомендуется проводить в конце учебного года, это «Консервный завод».

 После проведения экскурсии в овощной магазин, где дети узнали, где и как хранят овощи, уточнили свои знания в беседах, при рассматривании картинок узнали, что можно сделать из овощей и фруктов,— можно провести игру. У детей уже есть небольшой опыт. Они видели, как дома варили варенье, консервировали фрукты и овощи, наблюдали за сохранением овощей, принимали участие в сборе и использовании урожая ранних овощей и ягод (приготовление салатов, соление).

 Вначале необходимо подбирать для этой игры овощи и фрукты, у которых признаки созревания ярко выражены в окраске, величине. Затем можно дать плоды не очень зрелые. Дать груши, яблоки, у которых показателями зрелости являются окраска, величина, плотность.

 Игре «Консервный завод» должны предшествовать игры «Магазин «Овощи — фрукты», «Овощехранилище», которые знакомят детей с трудом людей по выращиванию овощей и фруктов, с доставкой овощей и фруктов в магазин, продажей их населению; закрепляют знания детей о качестве и свойствах овощей и фруктов, степени их зрелости. Дети также узнают об использовании овощей и фруктов и способах их переработки.

 Вывески «цехов» для игры «Консервный завод» можно сделать из этикеток от банок консервированных фруктов и овощей и бутылок из-под соков. В игре можно использовать и натуральные продукты (соки, консервированные овощи и сухие фрукты).

 «Заведующий складом» распределяет привезенные «колхозниками» овощи, фрукты по цехам. «Рабочие» доставляют овощи и фрукты в «цех». «Начальник цеха» контролирует доставленные овощи и фрукты, проверяет их годность и степень спелости.

 От детей, исполняющих главные роли, требуется не только умение группировать предметы по их целесообразному использованию, но и рассказать, почему он так делает.

 Игровое действие: выполнение роли «начальник цеха», «заведующий складом», «рабочий» и другие.

 Дидактическая задача: закрепление знаний о том, как фрукты и овощи перерабатывают, чтобы их можно было долго хранить. В игре, кроме закрепления знаний детей, развивается peчь, внимание, сообразительность, мышление, сосредоточенность, умение делать выводы, воспитываются коллективные взаимоотношения.

 В игре дети учатся классифицировать овощи и фрукты для разного их использования. Например: «Красные мягкие помидоры идут на томатный сок, так как в консервы их класть нельзя».

 А что делать с зелеными? Некоторые дети говорят: «Выбросить», «Посадить обратно» и т. д. Вопрос заставляет детей думать, вспоминать и решать умственную задачу. Затем выясняют, что и зеленые помидоры можно солить или консервировать.

 Игры «Что вам нужно», «Кому что», «Нужно — не нужно» используются с целью закрепления названий овощей, фруктов, цветов. Одновременно у детей воспитывается умение найти соответствующее слово. Развивается внимание, мышление.

 Например, ведущий говорит: «У нас огород, что вам нужно?» Ребенок называет лук, редис и т. д. Те дети, которые взяли себе название «лук», уходят вместе с отгадавшим.

 Затем приходит второй «покупатель», игра продолжается до тех пор, пока все «овощи» не будут раскуплены. В игре «Что изменилось» ребенок не только отгадывает, какого овоща, фрукта или цвета не стало, но и называет его, а также описывает по основным признакам, не видя его. Игра требует от ребенка умения запомнить качества предмета и описать его по памяти.

Предметы в игре подбираются различные по цвету, форме, материалу, вкусу, запаху. Например, шарик, бочонки, кубики; красного, коричневого, зеленого цветов; деревянные, железные, стеклянные; яблоко, огурец, лук и т. д.

 Проводя игру «Путешествие» в старшей или подготовительной группах, воспитатель раскладывает по комнате карточки различного содержания. Затем он предлагает одному ребенку собрать все карточки, на которых изображено, как колхозники ухаживают за животными, другому — карточки с изображением овощей, которые выращивают колхозники, и т. д. Каждый из участников собирает комплект из шести картинок и рассказывает другим детям о том, что он видел: что выращивают садоводы в саду, какие у колхозников животные, как дети помогают колхозу.

 По принципу народных игр составлена игра «Осень спросим» (автор Е. Благинина). Один ребенок, выбранный при помощи считалки, стоит посередине — это осень; все остальные ходят по кругу и говорят:

 — Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла,

У тебя мы, осень, спросим,

Что в подарок принесла?

 Осень. Принесла я вам муки.

Дети. Значит, будут пирожки!

 Так идет интересный разговор об овощах, фруктах, которыми богата осень. Рифмованные сочетания слов увлекают детей и помогают быстрее запомнить смысл разговора.

 В целях упражнения детей в различении деревьев можно организовать дидактическую игру «Детки на ветке».

 Каждому ребенку дается плод (желудь, плод клена и т. д.). Затем, показывая ветку дерева, воспитатель спрашивает: «У кого детки этой ветки?» Играющие, у которых есть плоды указанного дерева, показывают их. Кто-нибудь из детей называет плод и дерево, на котором он растет.

 По другому варианту игры воспитатель раздает детям плоды и спрашивает: «У кого детки с сосновой ветки?», «У кого детки с кленовой ветки?» и т. п. Этот вариант более легкий.

 В игре «Цветочный магазин» уточняются знания детей о комнатных растениях, о цветах, выращенных в оранжереях. Воспитатель говорит: «В магазине у нас много растений. Желающие могут купить одно из них, но надо так рассказать, чтобы продавец мог догадаться, какое растение вы хотите купить. Называть и указывать его не надо. Нужно рассказать, какие у растения листья, есть ли на нем цветы, пахнут ли они. Сначала покупателем буду я. Послушайте: «Мне нужно растение с широкими темно-зелеными листьями, оно растет без стебля, прямо из земли. Кто отгадает, тот будет продавцом».

 Дальше дети выполняют самостоятельно роли покупателя и продавца.

 Закрепление знаний детей о деревьях, растущих в лесу, успешно осуществляется в дидактической игре «Кладовая белочки». Вот как проводилась эта игра в одном из детских садов.

 Воспитательница, собрав детей, сказала им: «Однажды, когда белочка делала себе запасы на зиму, она нашла сказочную кладовую, полную игрушек. Что делать с этими игрушками? Подарить кому-нибудь... Но кому? Белочка часто видела, как гуляют по лесу наши дети. «Вот этим детям я и подарю что-нибудь из своих запасов! — решила белочка.— А как это сделать?»

 Она позвала себе на помощь маленькую Машу и посоветовалась с ней, как раздать подарки, чтобы их получили дети, хорошо знающие природу.

 Маша принесла листочки бумаги и на каждом написала, как идти к складу белочки. Она обозначила их номерами 1, 2, 3, 4 и т. д. (по этим номерам дети и получат подарки от белочки). Затем Маша спрятала записки под разными деревьями: под мхом и в траве. Эти места Маша отметила маленькими белыми флажками.

 Первая записка спрятана под третьей липой около дороги, проходящей мимо дома лесника.

 Дети отправились в путь. Они тщательно искали липы среди деревьев. Увлеченные поисками, вместе с другими бегали Юра, Аля, Вова, малоинициативные дети. Нужную липу нашел Толя. С ликующим криком он поднял из травы белый флажок и номерок. Воспитательница взяла у Толи записку и прочла детям:

 «Следующая записка спрятана под последним дубом возле шоссейной дороги».

 Дети поспешили к последнему дереву, растущему возле шоссе. Но это была липа, а не дуб. Побежали обратно. На этот раз первой оказалась Аля. В найденной ею записке было сказано: «Дорога разветвляется. Одна идет направо, другая — налево. Держаться правой руки. Под пятой елью, направо от дороги, находится камень».

 Дети дружно побежали по направлению к хвойному лесу. У опушки леса задержались. Воспитательница не слышала их разговора, но ей было ясно, что дети считали деревья.

 Когда воспитательница подошла ближе, она увидела сияющего от счастья Колю, который держал в руке только что найденную записку. Воспитательница взяла эту записку и предложила детям присесть и немного отдохнуть.

 Потом она прочла детям записку, и прогулка продолжалась. Следующую записку удалось найти Юре. Он стоял под большой елью с флажком в руке. Воспитательница похвалила Юру за то, что он так быстро нашел записку, и громко прочитала ее содержание. Она направляла детей в молодой сосновый лес, на маленькую возвышенность, где предлагалось найти столовую одного зверька. Молодой лес был известен детям. На этот раз они гораздо быстрее нашли указанное место.

 Воспитательница подошла ближе, лица детей сияли радостью. На земле лежали остатки обгрызенных шишек. «Мы нашли столовую белки»,— важно сообщил Вова.

 «Посмотрите все теперь внимательно на землю,— сказала воспитательница.— Постарайтесь найти следы, ведущие к складу белки!» (утром воспитательница сделала тропинку из чешуи шишек, выеденных белкой. Она вела к маленькой группе елей, среди которых и находился склад белки).

 Начались тщательные поиски. Толя нашел тропинку и быстро пошел по направлению к елям. Он пролез сквозь передние елки и остановился как вкопанный с открытым от удивления ртом. На лице его появилась сияющая улыбка. Он сделал движение, будто хотел побежать обратно, но, видимо, передумал, снова повернулся к пню и дрожащим от волнения голосом громко закричал: «Я нашел, нашел склад белки!»

 Дети подбежали. Лица их выражали удивление. Всем хотелось посмотреть эти вещи вблизи, пощупать их. Взгляд Юры, как завороженный, остановился на большой свирели, которая висела на маленькой елочке за старым пнем.

 «Этот склад сказочной или настоящей белки?» — спросила Аля.

 «Как вы, дети, думаете?» — спросила воспитательница.

 «Этот склад сказочной белки: здесь разные-разные игрушки!» — воскликнула Валя.

 «Я тоже так думаю»,— сказала воспитательница, посадила детей в кружок и стала раздавать вещи по номерам.

 Счастливые, осматривали дети полученные подарки и показывали их друг другу.

 Можно провести эту игру с другими заданиями: найти мастерскую дятла, места, где гнездятся вороны, живут синицы и т. п. Важно заинтересовать детей, заставить их думать и рассказывать.

 В дидактических играх «Узнаем, узнаем» и «Думай дальше» дети уточняют знания о птицах и зверях, упражняются в связной речи, в умении продолжать незаконченный рассказ.

 В первой игре от детей требуется умение описать зверя или птицу, узнать их по внешним признакам, по описанию образа жизни, по крику.

 Ход игры, примерно, следующий. Дети сидят в кругу, стоящий в центре описывает птицу или зверя или подражает их голосу. Затем он выходит из круга. Остальные поворачиваются лицом к наружной стороне круга, выставляют руки вперед и говорят: «Знаем, знаем». Ребенок, стоявший раньше в центре, дотягивается до руки одного из играющих. Тот должен назвать зверя или птицу. Если отвечающий ошибся, спрашивающий подходит к другому. Ответивший правильно встает на место ведущего.

 Игра «Думай дальше» по содержанию является продолжением первой. Игра начинается с описания зверя или птицы, которую должен отгадать один из стоящих в кругу. Если ответ правильный, ведущий обращается к другому с вопросом «Где живет?», к третьему — «Чем питается?», к четвертому — «Где живет летом?», к пятому — «Где живет зимой?»

 Знания о домашних животных закрепляются в игре «Угадай, кто это» (эта игра проводится после экскурсии). Воспитатель показывает по очереди картинки, на которых изображены домашние животные: коза, лошадь, корова, собака, кошка. Дети их называют.

 Задача уточнения знания детьми цветов и оттенков решается в игре «Подбери оттенок».

 Воспитатель предварительно подбирает листья и цветы различных оттенков: ярко-синий василек, голубой колокольчик, бледно-синюю веронику, ярко-лиловый лист иван-да-марьи и бледно-лиловую полевую астру, темно-зеленый лист свекольной ботвы и серовато-зеленый лист капусты и т. д.

 Дети стоят в кругу с букетами различных цветов и листьев. Воспитатель поднимает руку с каким-либо цветком яркого цвета, например ярко-красной гвоздикой, и предлагает дать ему цветы красного оттенка, затем синий василек и т. д. Из полученных цветов он делает букетики и вручает тем, кто ни разу не ошибся.

 В игре «Растет, цветет и зреет» каждый ребенок получает семь карточек. Нужно подобрать шесть карточек одной группы (шесть грибов, шесть фруктов и т. д.). Каждый играющий передает соседу слева ненужную ему карточку; тот, проверив, не подходит ли она ему, снова передает соседу слева. Выигрывает тот, кто первый подберет шесть карточек одной группы и расскажет о них. С целью закрепления представлений о знакомых растениях, упражнения в правильном назывании отдельных растений, листьев, плодов, цветов проводится игра «Подбери листок».

 Первый вариант. Детям раздаются карты с изображением цветов и плодов. Картинки и контрольные таблицы остаются у воспитателя, причем картинки с изображением листьев должны быть разобраны по одинаковым рисункам. Например, все картинки с изображением листа березы складываются вместе.

 Воспитатель, показывая картинку с листом, спрашивает: «Кому нужен лист сирени, дуба?» и т. д.

 Дети, у которых окажется на карте цветок или плод данного растения, поднимают руку. Ребенок говорит: «Мне нужен лист сирени» или «Мне нужен лист дуба» и т. д. После этого воспитатель раздает детям, поднявшим руки, карточки с изображением листьев данного растения. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет свою карту.

 Второй вариант. Воспитатель, показывая карточку с листком какого-либо растения, не называет его, а говорит лишь: «Кому нужен этот лист?»

 Один из поднявших руку должен назвать этот лист. Если он ошибается, воспитатель спрашивает других детей.

 Третий вариант (для детей подготовительной группы). Содержание игры то же, но ребенок, поднявший руку, должен не только назвать растение, а и рассказать, что он о нем знает: где растет, какую пользу приносит и т. д. Остальные дети, из числа поднявших руку, дополняют его. По окончании игры воспитатель проверяет, правильно ли дети подобрали листья к цветам и плодам, и, если обнаружит ошибку, обращается к контрольной таблице, чтобы ребенок путем сравнения парных карточек увидел имеющиеся между ними различия. Так, усложняя поставленную задачу от одной игры к другой, воспитатель расширяет и уточняет знания детей, развивает их умственные способности и приучает к коллективным играм.

 Вот как интересно была проведена дидактическая игра «Магазин самообслуживания» с детьми седьмого года жизни.

 Готовясь к игре, воспитательница провела с детьми экскурсию на базу и в магазин самообслуживания. Заведующая детским садом заготовила необходимые овощи и фрукты. Педагог и воспитательница продумали организацию витрин, подготовку сеточек и целлофановых пакетов для товаров. Расфасовку овощей и фруктов провели с таким расчетом, чтобы их было достаточно для всех детей. Сделали ценники на товары, которые вложили в сетки и пакеты с продуктами.

 Была организована «база», где в ящиках находились овощи и фрукты, заготовили карточки с изображением фруктов и овощей для получения продуктов с базы.

 Структура игры «Магазин самообслуживания».

 В магазине были организованы два отдела: овощи и фрукты.

 Содержание игры: окружающая действительность.

 Правила игры: выбрать нужные овощи и фрукты, не нарушая очереди, подсчитать стоимость и оплатить в кассу. Отдать чек контролеру, назвать купленные продукты и сказать, что из них можно делать.

 Игровое действие: покупка, оплата продуктов и изготовление из них различных блюд. Выполнение ролей (контролер, кассир, шофер, заведующий базой).

 Дидактическая задача: закрепление знания счета, названия овощей и фруктов, что из них можно приготовить; развитие речи, мышления и дисциплинированности.

 Воспитательница перед игрой провела беседу с детьми, в которой объяснила содержание игры. Затем распределили роли между детьми. Воспитательница взяла на себя роль заведующего магазином. Это давало ей возможность, не нарушая самостоятельности играющих, задавать вопросы, ликвидировать конфликты и, если нужно, помогать отдельным детям выполнять взятую на себя роль. Даже такие дети, как Марина (девочка застенчивая), в роли контролера задавали вопросы детям и требовали от покупателей полного объяснения, что купил и что будет с купленными овощами и фруктами делать.

 Такую игру и ей подобные лучше проводить летом, когда много натуральных фруктов и овощей. Хотя, конечно, натуральные фрукты и овощи можно заменить муляжами или карточками, на которых нарисованы овощи и фрукты.

 У детей дошкольного возраста появляется большой интерес к предметам и явлениям природы. Для успешного ознакомления их с этими предметами и явлениями (особенно детей старшей и подготовительной групп) надо дать детям возможность действовать с ними. Тогда процесс наблюдения будет возбуждать внутреннюю активность ребенка, его любознательность, внимание, желание узнать больше.

 Очень важным звеном в познании живой и неживой природы является последующая переработка воспринятого, связанная с практическим применением полученных знаний о предметах и явлениях природы в процессе дидактических игр, в которых большое место занимает мысленное выделение частей предмета, нахождение общего и особенного в них, определение назначения предметов, их расположения в пространстве, классификация, а также связывание различных признаков явлений. Игровые действия незаметно подводят детей к более глубокому осмыслению различных явлений природы.

 Систематически проводя с детьми подготовительной группы дидактические игры, можно не только развить умственные способности детей и хорошую речь, но и уточнить знания окружающего и выработать у них нравственно-волевые черты характера, приучить детей к более быстрому темпу умственной деятельности.

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим и развитию речи.

Программа воспитания в детском саду ставит задачи: расширять представления детей об окружающем, обучать умению наблюдать и выделять характерные признаки в предметах и явлениях, сравнивать их по этим признакам, объединять предметы по группе признаков, развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи между явлениями.

 Совершенствовать звуковую культуру речи детей: добиваться чистого произношения слов и звуков, правильной постановки ударений, отвечать краткими и развернутыми предложениями. Обучать простым формам монологической речи.

 Фундамент развития речи закладывается в первые годы жизни ребенка. Чем меньше возраст ребенка, тем ответственнее и сложнее задачи развития его речи.

 Основой развития речи является знание ребенком окружающей действительности. Каждый вновь усвоенный им предмет или явление должны быть скреплены соответствующим словом.

 Окружающая ребенка действительность — предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа — предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи.

 Знакомя детей с окружающим, организуя и направляя познавательную деятельность детей, воспитатель помогает им упорядочить накопленный опыт, обогащает новыми знаниями, воспитывает любознательность, наблюдательность, развивает желание глубже познать окружающий мир.

 Знакомство с окружающим — одно из средств формирования у детей устной речи.

 Развитая речь дает ребенку возможность лучше овладеть знаниями, формирует ум, волю, чувства. Е. И. Тихеева рассматривает развитие речи детей, в тесной связи с их деятельностью. Она пишет: «С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в мозгу. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол».

 В процессе дидактических игр природоведческого содержания развивается не только речь, мышление и внимание детей, но создаются благоприятные условия для овладения более глубокими знаниями о природе вообще, о характерных особенностях домашних и диких животных, о различных растениях. Дети полнее осознают характерные особенности времен года (осень, зима, весна, лето) и изменения, которые происходят в природе в эти периоды в жизни животных и в мире растений.

 Рассмотрим, как же можно использовать дидактические игры в решении задач ознакомления с окружающим и развития речи детей.

 Воспитатель при ознакомлении детей с окружающими предметами побуждает их к активному восприятию и организует практические действия с ними, т. е. осуществляет зрительно-моторное обследование предметов и дает им название.

 На основе восприятия, действия и слова в процессе дидактических игр у детей формируется конкретное представление о предмете.

 При усложнении дидактических задач в игре дети учатся вычленять различные, сходные признаки, группировать предметы по отдельным признакам. Предметы должны быть простыми, с которыми дети непосредственно сталкиваются в жизни.

 В дидактических играх создаются такие условия, когда в восприятии предметов участвуют как можно больше анализаторов, когда дети могут посмотреть предмет, потрогать, обследовать рукой, попробовать (фрукты и овощи) и т. д. Таким образом, дидактические игры будут способствовать накапливанию у детей сенсорного опыта.

 В дидактических играх и упражнениях дети подводятся не только к восприятию предмета в целом, но и умению выделять отдельные признаки, качества предмета, отношения одних предметов к другим, к умению выразить это в речи.

 Знакомя детей в игре с формой, цветом, величиной предметов, необходимо включить новое понятие — цвет (например, различать шары и по цвету).

 Однако необходимо помнить, что различение формы, величины, цвета, понимание слова и соотнесение его к предмету, объединение слова и представления для детей этого возраста — сложная умственная деятельность, поэтому не следует перегружать детей.

Дидактические игры по  ознакомлению с окружающим и развитию речи.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для воспитателей по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в осень»

Непосредственно образовательная деятельность по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.Задачи:- систематизировать представления детей о характерных признаках осени;- способст...

Методическая разработка для воспитателей по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «Как хлеб на стол попал»

Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба; воспитание уважения и благодарного отношения к труду людей, участвующих в его выращивании и в производстве; бережного отношения к хлебу...

Интерактивная игра по ознакомлению с окружающим миром для детей младшего дошкольного возраста "Кто в домике живет?"

Игра «Кто в домике живет?»         Цель: углубить и расширить знания детей о различных видах животных (насекомых, птиц, зверей) и их жилищ...

Консультация для воспитателей "Использование элементов ТРИЗ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста"

quot;Использование элементов  ТРИЗ  технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста" В настоящее время педагоги особенно остро ста...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей младшего дошкольного возраста "ЗИМА". Автор: Щеникова Ольга Юрьевна, старший воспитатель

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей младшего дошкольного возраста  "ЗИМА". Автор: Щеникова Ольга Юрьевна, старший воспитатель...