Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Использование элементов ТРИЗ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста"
    консультация по окружающему миру (старшая группа)

    Ширченко Анна Игоревна

    "Использование элементов  ТРИЗ  технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста" 

    В настоящее время педагоги особенно остро ставят для себя вопрос: «Как сегодня  воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания, умения и навыки дать ему в дорогу, чтобы ребенок мог активно развиваться, а в будущем легко овладел профессией? Что дать малышу универсального и в какой форме для обеспечения таких  качеств как умение творчески мыслить, всюду и везде искать новые и нестандартные пути  решения задач, которые ставит жизнь?». Ответ прост: надо направить свою работу на активизацию творческих процессов ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon okr_mir_triz_st_gr.doc55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОРОЛЁВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕТСКИЙ САД № 39 «СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

    Консультация для воспитателей

    «Использование элементов

    ТРИЗ  технологии

    на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста»

                                              Воспитатель:  

    Ширченко А.И.

    Королёв, М.о.

    Пояснительная записка.

    В настоящее время педагоги особенно остро ставят для себя вопрос: «Как сегодня  воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания, умения и навыки дать ему в дорогу, чтобы ребенок мог активно развиваться, а в будущем легко овладел профессией? Что дать малышу универсального и в какой форме для обеспечения таких  качеств как умение творчески мыслить, всюду и везде искать новые и нестандартные пути  решения задач, которые ставит жизнь?». Ответ прост: надо направить свою работу на активизацию творческих процессов ребенка. Грамотное использование методов и приемов ТРИЗ – РТВ технологии позволит приблизиться к решению этой задачи.

    Методическая разработка «Использование ТРИЗ-РТВ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим». Одной из важнейших задач определяет  формирование таких качеств мышления, как:

    -системность – способность воспринимать любой предмет, проблему всесторонне, во всем многообразии связей;

    -диалектичность – способность видеть в любых ситуациях противоречия и разрешать их.

    Для разрешения этих задач предлагаю использовать различные методы и приемы ТРИЗ – РТВ:

    1. Морфологическая дорожка (волшебная дорожка) – для формирования понятий изменяемости объекта по возрасту (личинка – кокон - гусеница - бабочка), то есть подведение к пониманию генетического подхода.

    2.Морфотаблица, Кольцо Луллия – для классификации и установления взаимосвязей между природным объектом, местом его обитания, способом питания, внешним видом, способах  защиты от врагов.

    3.Схема структурного подхода – для развития классификационных умений и навыков, накопления объема видовых понятий, подведение к пониманию обобщающих понятий.

    4.Системный оператор (волшебный экран – использовать 9-тиэ кранка ) – для формирования понятия что у объекта есть части и сам он часть чего – то.

    5.Эмпатия – для  умения прочувствовать проблемную ситуацию, взяв на себя образ какого – либо объекта.

    Все это позволяет организовать работу с ребенком таким образом, чтобы он умел работать с любыми информационными полями, обладал способами мышления, позволяющими строить свои классификационные структуры, систематизировать объекты материального и духовного мира, решать задачи творческого характера.

    Занятие №1 «Мы живем в городе»

    Игра «Ты – часть, я – целое»

    Дети сидят в кругу. Один из них  называет объект, остальные – его части : «я – озеро». – «я – твой берег (дно, вода и т.д.)». «Я – город». «Я – твоя улица, дом, парк, сквер и т.д.»

    Занятие №2 «Прогулка по городу»

    Решение творческой задачи.

    Этапы:

    1.один мальчик любил играть в мяч. Как можно играть в мяч? (можно кидать, катать и т.п.) Однажды мальчик взял мяч на улицу. Что может случиться с мячом?

    2.мальчик  играл в мяч и уронил его в большую глубокую лужу. Как мальчику достать мяч?

    3. мальчику надо достать мяч? ( да, ему  хочется играть. Да, а то его мама будет ругать). А может ли он это сделать? Если нет, то почему. ( не может достать, потому что сапог нет резиновых, а лужа глубокая.)

    4. мальчик стал думать, как бы мяч сам к краю лужи приплыл. Может ли так быть? (Мяч сам плыть не может.)

    5. что может заставить мяч плыть? ( взять палку и в воде побулькать, чтобы волны были). Решил мальчик, что наверное, волны помогут ему, но палки рядом не было. Что поможет ему сделать волны в луже? ( ветер. Но ветра не было. Как же быть?)

    6. а лужа может сама куда - нибудь «уйти»? как это сделать? (надо яму длинную сделать, вода из лужи вытечет, мяч на земле останется).

    Занятие №4 «Едем в гости»

    Игра «Что было, если бы…»

    Дети выбирают Героя – Дом. Далее размещают на ВД картинки, это могут быть как одушевленные объекты, так и неодушевленные…На ВД – шляпа, телевизор и т.д .

    Объединяем слова дом и шляпа. Вместе с детьми обсуждаем проблему, что это за дом, что он может делать. Получился чудесный дом, который может приветствовать вас, снимая шляпу. Это дом вежливости. Попадаешь в этот дом и многому можешь научиться. У него в запасе много вежливых слов. Вместе с детьми находим их: заходите пожалуйста, не желаете ли отдохнуть, не хотите - ли чашечку чая? Далее выясняем чем этот дом хорош, какие у него недостатки. Для чего нам в последствии может пригодиться этот  дом?

    - А какие возможности дома – телевизора? Обсуждая эту идею, приходим к выводу, что это дом – сторож. Он все видит, предупреждает хозяев об опасности, желанном госте, подсказывает какие действия предпринять и т.д.

    Занятие №5 - 6 «Какие мы?»

    Игра «Стоп»

    Воспитатель показывает детям схематично изображенные позы человека. Дети двигаются под музыку. По сигналу стоп, принимают дети принимают позу, изображенную на схеме. Воспитатель показывает детям две схемы рисунка (девочка и мальчик). Кого изобразил художник, почему вы так думаете? Игра продолжается. Воспитатель говорит «стоп» и показывает две картинки схемы: на одной изображена поза, а на другой – девочка. Только девочки принимают эту позу и т.д.

    Занятие №7 «Домашние животные города»

    Цель: учить воспринимать ситуацию с разных точек зрения, анализировать ее плюсы и минусы.

    Игра «Точка зрения».

    Дети разыгрывают сценку на основе заданной ситуации (эмпатия).

    Дети изображают двух собак. Одна – большая, сидит около своей конуры и гложет кость. Другая – маленькая, бездомная, голодная.

    Занятие №8 «Осень золото роняет»

    Игра «Разведчики»

    На столе лежат предметные картинки и большая сюжетная картина «Осень». По команде «Разведчики, вперед», дети должны выбрать те картинки, которые характерны для данного времени года, и положить около картины.

    Игра «Объяснялка».

    Цель: учить объяснять наличие противоположных значений одного признака объекта, с точки зрения двух разных требований.

    Воспитатель называет объект – зонтик, и задает вопрос : « где прячется противоположность?» ( зонтик короткий, когда лежит в сумке, и длинный, если его раскрыть). Воспитатель просит детей объяснить, в каких случаях нужны противоположные свойства этого объекта. ( зонтик короткий нужен, когда дождя нет. Так его удобно в сумке носить. Длинный зонтик нужен, чтобы от дождя укрыться. Так его удобно над головой держать).

    Занятие №9 «В лес за грибами и за ягодами»

    Путешествие ягоды и гриба по ВД. По горизонтали – времена года, по вертикали – земляника,  лисичка. Что будет с ягодой ( грибом), когда они встретятся с весной, летом, осенью, зимой. ( зимой ягода -  в варенье,  гриб – в банке, соленый).

    Занятие №10 «Как животные к зиме готовятся»

    Игра «Кто, где живет?»

    Дети сидят за столами.  У воспитателя - карточки с изображением животного, перед каждым ребенком лежат карточки с изображением мест их обитания (дерево, река, нора и т.д.). Воспитатель дает карточку ребенку. Он должен определить, где обитает это животное, и «поселить» у себя на нужной карточке.

    Занятие №11 «И снова в городе» (мы идем в магазин)

    Игра «Помоги Незнайке». Структурный подход.

    Цель: упражнять детей в классификации объектов,  составляющих систему, определять видовые признаки предметов.

    Воспитатель говорит, что Незнайку попросили развести товар по магазинам: универмаг, аптека, овощной, молочный, книжный и т.д.

    Занятие №12 «Откуда овощи в магазине»

    Занятие №13 Фрукты на прилавках магазинов»

    Игра «Овощи – фрукты».

    Работа с признаками, которые упорядочены.

    - это яблоко? (выбор центрального объекта, деление ряда на две части)

    -это фрукт ( овощ) , слаще ( кислее), чем яблоко.

    Аналогично строится работа на основе другого признака:

    -этот фрукт (овощ) тверже, чем…?

    Работа с признаками , которые не упорядочиваются:

    -Это фрукт ? Этот фрукт едят сырым? Его кладут в компот? Он растет в наших садах? Мы когда – нибудь ели его на полдник?

    Занятие №14 « Что для чего» (мы помогаем маме готовить)

    См.конспект «Овощи»

    Занятие №15 «Откуда хлеб пришел»

    Схема – алгоритм.

    Цель: учить детей самостоятельно создавать развернутые рассказы о любой системе. Учить воспринимать окружающий мир как живой, постоянно меняющийся и во многом зависящий от нас.

    На чудесной лестнице  рассмотреть колосок пшеницы по следующим признакам: что это; где можно увидеть много колосков; из каких частей состоит; форма каждой части; какими карандашами мы будем рисовать; каким может быть колосок; из каких маленьких человечков состоит колосок; с кем или с чем его можно сравнить; какая польза ( вред) от колоска; чем был, чем станет; что нужно делать, чтобы колосок вовремя вызрел; что произойдет, если все колоски исчезнут; что чувствует колосок весной, летом, ночью и др.; о чем он думает и мечтает.

    Занятие №16 «Все работы хороши…»

    Игра «Про кого я говорю», «Что я делаю»

    Использовать загадки, словесные описания. Подвести к тому, что каждый предмет, явление, действие, можно обозначить моделью.

     Создание образа предметов, явлений с помощью моделей – действия: мытье посуды, разговор по телефону, шитье в ручную на машинке и т.д.

    Занятие №17 «Зима в городе»

    См. конспект «Свойства, воды, льда, пара»

    Занятие №18 «Поет  зима аукает, мохнатый лес баюкает..»

    Игра «Хорошо-плохо»

    Цель: учить детей в одном времени года видеть и положительные и отрицательные стороны.

    -Зима это хорошо! Почему?

    -Зима это плохо! Почему?

    Игра «Мир звуков».

    Воспитатель предлагает послушать аудиозапись с шумом моря, леса, ветра и др. дети слушают, затем определяют, что это за звуки ( шум листьев, пение птиц, визг тормозов, метель). Определить место, где можно услышать эти звуки. Определить, какие звуки производятся объектами живой природы,  какие – неживой. Есть ли там звуки, издаваемые объектами рукотворного происхождения.  Назвать звуки, которые можно услышать только зимой.

    Занятие №19 «Лесные обитатели – звери»

    Работа с МТ. Поочередное анализирование горизонтальных и вертикальных показателей, фиксация изменения объекта. По вертикали: ежик, белка, медведь, заяц. По горизонтали: внешний вид, корм, образ жизни (спячка), способ добывания пищи.

    Занятие №20 «Обитатели скотного двора»

    Задание «Подбери карточки».

    На кольце Луллия поселились : 1- ый круг  -  домашние животные; 2-ой круг – жилища домашних животных; 3-ий круг – какую ползу приносят.

    Все перепуталось. Что будет, если корова попадет в курятник, как она там будет жить и т.д.

    Занятие №21 «Обитатели птичника»

    Игра «Летает, плавает, бегает»

    Водящий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребенок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта ( собака бегает, ворона летает, карась плавает).

    Занятие №22 «Обитатели воды – рыбы»

    Схема генетического развития рыбы: икринка, малек, взрослая рыба, старая рыба.

    Игра «Репка». Воспитатель называет объект ( икринка) и предлагает «потянуть» репку. Дети становятся паровозиком и по очереди называют стадии развития этого объекта. ( икринка за репку, малек за икринку и т.д.)

    Занятие №23 «Мы едем в зоопарк»

    Игра «Хорошо – плохо»

    -Зоопарк это хорошо! Почему?

    -Зоопарк это плохо! Почему?

    Игра  «Путаница». Цель: закрепить умение детей находить типичные свойства объекта.

    Воспитатель называет три – четыре объекта с необычными свойствами: тигр – заостренный, карандаш  - полосатый, палка – замерзшая, стекло – книжное. Просит детей восстановить порядок, т.е. подобрать каждому объекту типичные свойства.

    Занятие №24 - 25 « Весенние праздники»

    Подарок для мамы (папы). На Луллия поселились 1-ый круг – материл (пластилин, цветная бумага, ткань и др.), 2- ой  - форма (круг, квадрат, треугольник, ромб и др.), 3- ий круг – вид подарка (открытка, цветок, коврик, фигурка, картина и др.)

    Занятие №26 - 27 «В окно повеяло весною»

    Игра «Что было – что будет».

    Воспитатель с детьми обсуждает признаки весны (сегодня). Например, сейчас – серый, тающий снег; было много белого, пушистого снега; будет сухо и появится травка.

    Эмпатия.  Игра «Точка зрения». Дети разыгрывают сценки на основе заданной ситуации. «Мальчик увидел гнездо. Его действия?» ( поочередно мальчик может быть добрым, жестоким, любопытным, глупым, рассеянным).

    Занятие №28 «Шестиногие малыши»

    См.конспект  «Насекомые»

    Занятие №29 «Времена года»

    См.конспект «Многоэтажный дом»

    Занятие №30 «Весной в деревне»

    Игра «Поезд».

    Дети заполняют вагончики картинками: семечко – земля – росток – стебелек – листья – бутон – цветок. Определить функции каждого периода. Моделирование действий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка для воспитателей по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в осень»

    Непосредственно образовательная деятельность по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.Задачи:- систематизировать представления детей о характерных признаках осени;- способст...

    Методическая разработка для воспитателей по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «Как хлеб на стол попал»

    Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба; воспитание уважения и благодарного отношения к труду людей, участвующих в его выращивании и в производстве; бережного отношения к хлебу...

    Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «Безопасность в доме»

    Обобщить знания детей по теме: «Безопасное поведение в доме». Познакомить с пожароопасными предметами и приборами. Научить мерам осторожности при обращении с ними. Предостеречь от ...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у муравья»

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у муравья»...

    Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Мы друзья природы»

    Цель: создать условия для формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с живой и неживой природой Прибайкалья...