Главные вкладки

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у муравья»
    методическая разработка (старшая группа)

    Шумская Ирина Станиславона

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у муравья»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_murovey.docx21.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по экологии

    Муравьи

    Задачи:

    -  Уточнить представления о муравьях и их характерных признаках;

    - Уточнить представления о взаимосвязи в природе;

    -  Уточнить представления о пользе насекомых;

    - Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле;не разрушать условия жизни лесных обитателей;

    - Формировать умение выслушивать других детей при обсуждении

       какой- либопроблемной ситуации;

    - Упражнять в составлении мнемотаблицы.

    Предварительная работа:

    - Чтение: Л. Толстой  «О муравьях», В. Бианки «Муравьи»

    - Просмотр м/ф «Приключение Муравьишки»

    - Ознакомление с д/материалом «Насекомые»;

    - Наблюдение за насекомыми на прогулке;

    - Загадки и стихи о насекомых.

    Материалы:

    -разрезные картинки с изображением насекомых;

    - 2 палочки для эстафеты;

    - картинки муравья и муравейника;

    - шапочка птицы;

     Ход занятия

    Воспитатель. Сегодня утром по дороге на работу мне кое-кто встретился.

    Отгадайте, кто же это был:

    Шли плотнички без топоров,

     Срубили избу без углов. (Муравьи)

    Правильно. А вы знаете загадки о муравьях?

    Дети загадывают загадки:

    Кто они? Откуда? Чьи?

     Льются черные ручьи:

     Дружно маленькие точки

     Строят дом себе на кочке. (Муравьи)

     Я работаю в артели

     У корней лохматой ели.

     По буграм тащу бревно –

     Больше плотника оно. (Муравьи)

    Воспитатель. А вам хотелось бы превратиться в муравьёв и познакомиться с их жизнью поближе?

    Ответ детей.

    Воспитатель. Тогда закрываем глаза и медленно кружась произносим волшебные слова: вот я,вот я превращаюсь в муравья! А теперь открываем глаза – Ой, сколько вокруг меня муравьишек!

    Что же изменилось для нас вокруг?

    Ответы детей: трава стала высокая, люди огромные и т.д.

    Воспитатель. Нас так много, где же мы все живём?

     (ответы детей)

    Воспитатель. А прочитать стихотворение о своём домикеможете?

    Дети читают:

    «Муравейник»

    Сладко пахнут сосновой смолою

    Разогретые темные пни.

    Из иголочек высохшей хвои

    Строят терем лесной муравьи.

    Расторопно, с рабочей сноровкой

    Ставят балки и бревна кладут.

    Дело спориться бойко и ловко,

    Будут в доме тепло и уют!

    Будут в тереме малые дети

    Мирно спать под напевы дождей.

    Для того и встаёт на рассвете

    Работящий лесной муравей.

    Воспитатель. Да, вот он – наш муравейник (показывает картинку).

    А где же есть муравейник на территории детского сада? (подходят к муравейнику). Это, конечно, не такой большой дом, как в лесу. Но всё-таки мы с вами живём в большой многокомнатной квартире.

    Покрытие из иголок и веточек. Защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.

    В нашем доме есть:

     "Солярий" - камера, нагреваемая лучами солнца. Весной забегаем сюда погреться.

     Один из входов. Охраняется солдатами. Служит вентиляционным каналом.

     Зимовальная камера. Собираемся здесь, чтобы пережить холода в состоянии полуспячки

     "Хлебный амбар". Здесь храним зерна.

     Царская камера, где живет матка, откладывающая до полутора тысяч яиц в день. За ней ухаживают рабочие муравьи.

     Камеры с яйцами, личинками и куколками.

     "Коровник", где  содержим тлей.

     "Мясная кладовка", куда мы приносим гусениц и другую добычу.

    Воспитатель.  Несмотря на то, что мы такие маленькие, очень сильные. Каждый из нас может поднять в 20 раз больше собственного веса. А ещё очень дружные и трудолюбивые. Ведь не зря говорят про человека: трудолюбив, как муравей. Сейчас мы с вами будем  носить палочки в муравейник.

    Разделимся на 2 команды.  Начинает один муравей. По сигналу он бежит к палочке, обегает её и возвращается. За него цепляется другой, и они продолжают бег вдвоём и т.д. В конце берут палочку и приносят в свой муравейник. Победит та команда муравьёв, которая справится быстрее.

          Эстафета.

    Воспитатель: Сам муравейник — общежитие не только для муравьев, но и сотен различных мелких животных. И кого здесь только нет … Сейчас соберём разрезные картинки и тогда узнаем, кто же у нас гостит.

    Дети собирают разрезные картинки.

    Воспитатель. Так кто же у нас гостит? (ответы детей)

    Воспитатель. Как их можно назвать одним словом? (ответы детей)

    Воспитатель.  Правильно.

    На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда “насекомые” - от слова “насекать”.

    Их привлекают сюда быстрое разложение веществ высокая рыхлость почвы, стабильная температура, подходящая влажность.

    А ещё муравьи – воины смело защищаем муравейник от непрошенных гостей – сверчков, кузнечиков, больших жуков…Иногда они ссоримся со своими соседями – муравьями из-за участков, на которых они охотятся и тогда начинаются настоящие муравьиные войны. Муравьи – победители уносят из другого муравейника всю добычу и даже забирают яйца. Когда из них появятся маленькие муравьишки, то они станут рабами-рабочими у победителей. Вот так.

    Воспитатель. Мы постоянно общаются между собой. Нередко можно увидеть двух муравьёв касающихся друг друга усикам. Но это не праздное время препровождение за болтовнёй, все их разговоры по делу. Наш язык - это язык запахов и жестов. Давайте пообщаемся на нашем языке с помощью жестов.

    Дети разбиваются на пары и общаются жестами.

    Появляется ребёнок в шапочке птицы и начинает ловить муравьёв. Муравьи разбегаются.

    Воспитатель. Сейчас посмотрим, удалось ли птице поймать муравьёв.

    Но птицы не только употребляют муравьев внутрь, но и используют “снаружи”. Они принимают “муравьиный душ” — купаются в муравейниках,

    засовывают муравьев под крылья, давят о перья. Эти “ванны” освобождают птиц от паразитов и, возможно, укрепляют здоровье — ведь лечат же ревматизм муравьиной кислотой.

    А нам пора возвращаться из волшебного путешествия. Поворачиваемся вокруг себя и произносим заклинание:

    Ребята! Вам понравилось?

    Знаю, что вы любите играть и предлагаю новую игру «Муравей». Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, относящееся к муравью: (трудолюбивый, полосатый, жужжащий, муравейник, соломинка, кровосос, мёдособирающий, воин, порхающий, хвоинки, …)

    Воспитатель.Как вы считаете, что бы произошло, если бы вдруг исчезливсе насекомые на земле? (ответы детей)

    Воспитатель.относитесь к природе и передали для вас подарок (наборы насекомых).

                  Игры детей с наборами насекомых.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста

    Решение образовательных задач по формированию первоначальных знаний об истории города Красноярска, способствуя расширению представлений детей о городе и его достопримечательностях; развивитию речи дет...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей младшего дошкольного возраста Тема: «В гостях у бабушки»

    Тема: «В гостях у бабушки»Цель: Расширять представления детей о домашних животных (кошке, собаке, корове, лошади)Задачи:Образовательные:1. Дать элементарное представление о том, какую пользу при...

    «Обитатели тайги». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста

    Конспект занятия "обитатели тайги" предназначен для детей старшего дошкольного возрастаЦель занятия: обоготить знания  о тайге, о растительном и животном мире тайги, расширять знания де...

    Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Мы друзья природы»

    Целью данного занятия является Создание условий для формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с живой и неживой природой Прибайкалья...

    Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Мы друзья природы»

    Цель: создать условия для формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с живой и неживой природой Прибайкалья...

    Консультация для воспитателей "Использование элементов ТРИЗ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста"

    quot;Использование элементов  ТРИЗ  технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста" В настоящее время педагоги особенно остро ста...