Главные вкладки

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЕМ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
    методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

    материал содержит краткое содержание занятий по ознаколению с окружающем и развитию элеентарных  матеатических представлений на год для старшей группы сЗПР

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

    ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И

    РАЗВИТИЕМ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

    В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КРО

    Месяц, неделя, тема

    Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

    Развитие элементарных математических представлений

    Сентябрь

    3 неделя

    «Овощи»

    Тема : «Овощи»

    ● учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательной формой слова

    ● закрепить знания детей об овощах, уточнить и расширить знания детей о них

    ● развитие зрительного внимания и памяти

    ● воспитывать у детей интерес к данным занятиям

    Оборудование : изображение огорода, овощных растений, муляжи овощей, предметные картинки

    Д/игры и упражнения: «Назови ласково»  (4); «Назови блюдо» (4)

    Тема : «Признаки предметов: цвет, форма, размер»

    ● учить детей сравнивать предметы, знать понятия : «одинаковые – разные»

    ● закрепить знания детей в счете до 4-х

    ● развитие зрительного внимания и памяти

    ● воспитание усидчивости на занятии

    Оборудование : пирамиды большие и маленькие, одинакового и разного цвета, различные предметы отличающиеся цветом, формой, размером и наоборот одинаковые

    Д/игры и упражнения : «Бусы» (1); игровые упражнения из пособия (4)

    Тема : «Овощи»

    ● учить различать овощи по вкусу, на ощупь, составлять рассказ описание

    ● закрепить  в речи детей понятие овощи

    ● развитие тактильных и вкусовых ощущений

    ● воспитывать усидчивость на занятии

    Оборудование : натуральные овощи, тетрадь «Природа и мы»

    Д/игры и упражнения : «Четвертый лишний»;

    т. «Природа и мы» стр.16

    Тема : «Сравнение предметов по одному и двум признакам»

    ● учить детей различать, называть, сравнивать предмет по образцу (самостоятельно)

    ● закрепить знания детей в составлении групп предметов с заданными признаками

    ● развитие зрительного внимания и логического мышления

    ● воспитывать интерес и усидчивость на занятии

    Оборудование : игрушки, муляжи овощей, большие и маленькие предметы, наборы геометрических фигур

    Д/игры и упражнения : «Найди такое же колечко»; «Сбор урожая»

    Сентябрь

    4 неделя

    «Сад – огород»

    Тема : «Фрукты»

    ● учить детей составлять загадки – описания фруктов

    ● закрепить знания детей о фруктах и частях фруктового дерева

    ● развитие зрительного внимания и памяти

    ● воспитание усидчивости на занятии

    Оборудование : муляжи фруктов, иллюстрации фруктовых деревьев

    Д/игры и упражнения : использование т. «Природа и мы» стр.18

    Тема : «Понятия : один, много, мало, несколько»

    ● учить детей составлять множество из однородных предметов и выделять из множества один предмет и несколько и определять понятия нужными словами

    ● закрепление сенсорных эталонов, цвет, форма, величина;

    ● развитие зрительного внимания и памяти

    ● воспитание усидчивости на занятии

    Оборудование : мелкие игрушки, палочки, коробки с карандашами, альбомы

    Работа в тетради : раскрасить фрукты : один, много, мало, несколько

    Д/игры и упражнения : «Сосчитай игрушки и и положи столько же палочек на стол»

    Тема : «Фрукты – овощи»

    ● учить узнавать детей овощи и фрукты по вкусу, запаху, на ощупь, по описанию

    ● закрепить умение детей использовать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

    ● развитие зрительного внимания и тактильного восприятия

    ● воспитывать интерес к занятиям

    Оборудование : предметные картинки, натуральные овощи, тетрадь «Природа и мы»

    Д/игры и упражнения : «Четвертый лишний» (4); «Чудесный мешочек» ; «Назови ласково» (4); тетрадь «Природа и мы» стр. 22-25

    Тема : «Понятия : больше, меньше»

    ● учить детей сравнивать предметы по количеству предметов и определять эти признаки словами «больше – меньше»

    ● закрепить знания детей в понятиях «большой – маленький»

    ● развитие зрительного внимания и логического мышления

    ● воспитывать усидчивость на занятии

    Оборудование : кубики двух цветов к заданию поиск закономерностей, игрушки разные по размеру, тетради, карандаши цветные

    Д/игры и упражнения : «Собери фрукты и овощи»

    Работа с кубиками, демонстрация действий.

    1) К  С  К  С

    2) К  С  С  К  С  С

        ?  С  ?  К  ?  ?

    3) С  К  С  К  С  ?

    Работа в тетради : продолжи ряд : К С К   и т.д.

    Октябрь

    1 неделя

    «Осень»

    Тема : «Признаки осени. Начало осени»

    ● систематизировать представления детей об осени на основе рассматривания сюжетных картинок содержащих отличительные признаки осени

    ● закрепить знания детей о временах года

    ● развитие пространственно-временных представлений и причинно-следственных связей

    ● воспитывать усидчивость на занятии

    Оборудование : осенние листья, картина «Осень»

    Д/игры и упражнения : «Узнай по цвету» (4); «Какое время года» (4)

    Тема : «Уравнивание групп предметов и понятие пара»

    ● учить детей способу уравнивания предметов, дать понятие пара;

    ● закрепить способ уравнивания совокупностей предметов, путем увеличения или уменьшения на 1;

    ● развитие зрительного внимания и памяти

    ● воспитывать усидчивость на занятии

    Оборудование : парные предметные картинки, изображения парных предметов, палочки, геометрические фигуры, альбомы, карандаши, счетные палочки для раскладывания предметов (листики)

    Д/игры и упражнения : «Найди свою пару» (с использованием листьев); упражнение со счетными полосками «Разложи листья»

    Работа в альбомах – поиск закономерностей (раскрась флажки нужным цветом, составь пары)

    Тема : «Цвет предметов»

    ● учить получать зеленый цвет и различать желтый, синий, зеленый цвета

    ● закрепить прием сопоставления предметов по цвету (прикладывание вплотную, сличение с фоном и образцом)

    ● развитие зрительного внимания и сенсорных эталонов

    ● воспитывать аккуратность в работе с красками

    Оборудование : краски и кисточки, альбомы, таблички с изображением помидора, лист, баклажан

    Д/игры и упражнения : «Уточни цвет предметов» (1); «Раскрась предметы»

    Тема : «Сравнение множеств»

    ● учить сравнивать множества путем наложения и приложения (на 1,2)

    ● закрепить уравнивание множеств путем добавления и убавления предметов

    ● развитие логического мышления и зрительной памяти

    ● воспитывать усидчивость на занятии

    Оборудование : наборное полотно, картинки, счетные карточки, геометрические фигуры, палочки

    Д/игры и упражнения : «Что изменилось?» (5); «Разложи и сосчитай»

    Октябрь

    2 неделя

    «Деревья и кустарники»

    Тема : «Деревья и кустарники»

    ● познакомить детей с изменениями в жизни растений осенью (созревание плодов и семян, увядание цветов и трав, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках ;

    ● закрепить, расширить и уточнить понятия детей о растениях ближайшего окружения ;

    ● развитие зрительного внимания и памяти

    ● воспитание усидчивости на занятии, бережное отношение к природе.

    Оборудование : листья деревьев, картина «Лес»; тетрадь «Природа и мы»

    Д/игры и упражнения : «С какой ветки детки»; «Что изменилось?», использование тетради «Природа и мы» стр.36-41

    Тема : «Установление равенства и неравенства

    (+1) (-1)»

    ● учить устанавливать и видеть равенства и неравенства ( +1; -1), сравнивать количества, давая определение больше (меньше) на 1 ;

    ● закрепить в речи детей использование слов по теме;

    ● развитие зрительного внимания и логического мышления ;

    ● воспитывать усидчивость на занятии и аккуратность в работе.

    Оборудование : игрушки, числовые карточки, счетные палочки двух цветов, наборы геометрических фигур, альбомы, карандаши

    Д/игры и упражнения : «У кого столько же?»; работа с числовыми карточками; «Дорисуй до заданного количества»

    Тема : «Желтый, красный, оранжевый цвета»

    ● учить различать предметы желтого, красного, оранжевого цветов и их названий, формирование приема сопоставления предметов по цвету (прикладывание вплотную, сличение с образцом)

    ● закрепить узнавание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг), понятия верх – низ.

    ● развитие сенсорных эталонов и логического мышления

    ● воспитание усидчивости на занятии

    Оборудование :  тетрадь «Предметы вокруг нас» стр.50-51; кисточки, краски

    Д/игры и упражнения : «Раскрась предметы»

    Тема : «Сравнение множеств «больше – меньше на 1,2»

    ● учить сравнивать множества на 1 и 2 ;

    ● закрепить умение детей сравнивать различные группы предметов ;

    ● развитие логического мышления и зрительной памяти.

    Оборудование : игрушки, предметные картинки, палочки двух цветов.

    Д/игры и упражнения : «Что изменилось?» (5); «Сосчитай предметы»

    Октябрь

    3 неделя

    «Грибы. Ягоды»

    Тема : «Ягоды»

    ● сформировать понятие «ягоды», научить узнавать и правильно называть конкретные предметы, относящиеся к этому понятию

    ● закрепить в речи детей обобщающее понятие фрукты - овощи

    ● развитие логического мышления и зрительной памяти

    ● воспитание усидчивости на занятии.

    Оборудование : предметные картинки, тетрадь «Природа и мы» стр.26-32

    Д/игры и упражнения : «Четвертый лишний»; «Парочки»

    Тема : «Понятия столько же, одинаково, поровну»

    ● учить сравнивать предметы приемом наложения и приложения, раскладывать предметы слева направо, правой рукой, называть что делают

    ● закрепить в речи детей использования слов больше – меньше, поровну, одинаково, столько же

    ● развитие зрительного внимания и логического мышления

    Оборудование : контурное изображение двух банок ягоды (малина, вишня), счетные палочки и счетные карточки, альбомы, карандаши

    Д/игры и упражнения : «Сварим компот»; «Сосчитай сколько ягод»

    Работа в альбоме : поиск закономерности (продолжи рисунок)

    О о   О о

    Тема : «Цвет предметов»

    ● учить подбирать из окружающей обстановки предметы сходные по цвету с цветом образца

    ● закрепление основных цветов красного, желтого, синего, их различение и называние, закрепление

    ● развитие логического мышления и зрительного внимания

    ● воспитание усидчивости на занятии

    Оборудование : тетрадь «Природа и мы» стр.32-33; картинки и муляжи фруктов, карандаши, контурные изображения грибов, ягод.

    Д/игры и упражнения : «Футболист» (1)

    Тема : «Уравнивание групп предметов»( разница =1)

    ● учить способу уравнивания совокупностей предметов путем увеличения предметов в меньшей группе или уменьшения их количества в большей группе на 1, сопровождая действия словами

    ● закрепить понятия равенства и неравенства совокупностей предметов

    ● развитие зрительного внимания и логического мышления

    ● воспитывать усидчивость на занятии

    Оборудование : предметные картинки с изображением ягод и других предметов, альбомы, карандаши

    Д/игры и упражнения : «У кого столько же?»
    Работа в альбомах : поиск закономерности (продолжи рисунок)

    1)

    2)

    Октябрь

    4 неделя

     «Середина осени»

    Тема : «Середина осени»

    ● учить сравнивать начало и середину осени;

    ● закрепить, уточнить и расширить представления детей об осени и ее признаках (дальнейшее уменьшение продолжительности дня, холодные дожди, листопад);

    ● развитие зрительного внимания и логического мышления

    ● воспитывать бережное отношение к природе

    Оборудование : картина «Листопад»; картинки с признаками осени.

    Д/игры и упражнения : «Когда это бывает?» (2); «Лото – вкладыши» (2)

    Тема : «Сравнение предметов по размеру «большой – маленький, больше – меньше, одинаковые по размеру»

    ● учить детей сравнивать предметы по размеру способами приложения и наложения

    ● закрепить умение детей группировать предметы разные и одинаковые по размеру

    ● закрепить умение детей группировать предметы разные и одинаковые по размеру

    ● развитие зрительного внимания и памяти

    ● воспитывать усидчивость на занятии

    Оборудование : игрушки и предметы большие и маленькие, одинаковые и разные по размеру, пирамидки, картинки с изображением предметов больших и маленьких, одинаковых по размеру

    Д/игры и упражнения : «Одень куклу»(2); «Собери горшочки» (3); «Собери пирамидку» (3); «Кто первый?» (4); «Чья коробочка?» (4)

    Тема : «Геометрические фигуры» (круг, прямоугольник, треугольник, овал)

    ● классификация по форме

    ● учить соотносить геометрические фигуры с окружающими предметами

    ●  закрепить узнавание геометрических фигур

    ● развитие зрительного восприятия.

    Оборудование : тетрадь «Предметы вокруг нас»

    Д/игры и упражнения : «На что похож предмет?»

    Тема : «Понятия высокий – низкий, выше – ниже, одинаковые по высоте»

    ● учить детей выделять параметры высоты при сравнении нескольких предметов, расставлять предметы в ряд в порядке убывания и возрастания;

    ● закрепить в речи детей понятие высокий – низкий и т.д.;

    ● развитие зрительного внимания и логического мышления;

    ● воспитывать усидчивость и интерес к занятиям.

    Оборудование : пирамиды, башни, палочки для выкладывания елочек (высокой и низкой), альбомы, карандаши.

    Д/игры и упражнения : «Сравни предметы»; «Достань мяч» (5);.

    Работа в альбоме : нарисуй стволы у елочек:

    Октябрь

    5 неделя

    «Игрушки»

    Тема : «Игрушки»

    ● систематизировать знания детей об игрушках. Формировать обобщающее понятие «игрушки»;

    ● закрепить умение детей описывать предмет, указывать его существенные признаки, узнавать предмет по описанию;

    ● развитие зрительной памяти и внимания;

    ● воспитывать бережное отношение к предметам ближайшего окружения.

    Оборудование : игрушки, картинки с изображением предметов

    Д/игры и упражнения: «Что изменилось?»(7); «Магазин игрушек» (7).

    Тема : «Понятия высокий – низкий» (закрепление)

    ● продолжить учить детей выделять параметры высоты нескольких предметов ;

    ● закрепить соотношение по памяти по этим величинам ;

    ● развитие зрительной памяти  и логического мышления ;

    ● воспитывать умение выслушивать ответы товарищей.

    Оборудование : различные игрушки, кубики для выкладывания башен, палочки.

    Д/игры и упражнения : «Построй высокую (низкую) башню»; «Мы строители» (5).

    Работа в альбоме : раскрась высокую башню оранжевым цветом, а низкую – фиолетовым.

    Тема : «Геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, овал), классификация по форме»

    ● учить соотносить геометрические фигуры (       0 с фруктами совпадающими по форме с указанными фигурами. Познакомить с понятиями спереди – сзади ;

    ● закрепить узнавание геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, овал);

    ● развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления ;

    ● воспитывать интерес к занятию.

    Оборудование : тетрадь «Предметы вокруг нас»

    Д/игры и упражнения : «На что похож предмет?» с использованием игры «Цвет и форма»

    Тема : «Понятия длинный – короткий , длиннее – короче, одинаковые по длине»

    ● учить детей сравнивать предметы отличающиеся длиной, но равных по толщине и ширине. Учить использовать слова в речи детей длиннее – короче и т.д. ;

    ● закрепить использование способов наложения и приложения, а также использования жеста предмета (слева, направо) ;

    ● развитие зрительного внимания и логического мышления ;

    Оборудование : ленты, веревки, шнурки, карандаши, полоски.

    Д/игры и упражнения : «Кто быстрее скрутит ленту?» № «Куклы собираются в гости» (5); «Идем по дорожке» (2).

    Работа в альбоме : нарисовать длинным карандашом длинную полоску, коротким – короткую.

    Список литературы по РЭМП (старшая группа)

    1. Михайлова З.А. «Игровые и занимательные задачи для дошкольников» М., Просвещение, 1990г.
    2. Альтхауз Д., Дум Э. «Цвет, форма, количество. Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста». М., Просвещение, 1984г.
    3. Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе». М., Просвещение, 1976г.
    4. Метлина Л.С. «Математика в детском саду». М., Просвещение, 1984г.
    5. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. «Математика для дошкольников», М., Просвещение, 1992г.
    6. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления у детей». Ярославль. 1995г.
    7. Рахтерман Т.Д. «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста». М., Просвещение, 1982г.

    Список литературы по ОЗОН и Р.Р. (старшая группа)

    1. Швайко Г.С. «Игровые упражнения по развитию речи». М., Просвещение, 1987г.
    2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения» М., «Бук-Мастер», 1993г.
    3. Л.А.Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». М., Просвещение, 1978г.
    4. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». М., Просвещение, 1991г.
    5. Новотворцева Н.В. «Развитие речи детей». Ярославль, ТОО «Грино», 1995г.
    6. Шевченко С.Г., Капустина Г.М. «Предметы вокруг нас» тетради №1, №2. Смоленск, Ассоциация XXI век, 1998г., 2000г.
    7. Шевченко С.Г. «Природа и мы» . Смоленск, Ассоциация XXI век, 1998г., 2000г.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПЕРСПЕКТИВНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД ГРУППА КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КРАТКОВРКМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ

    Материал может быть использован для организации совместной деятельности дефектолога, логопеда с детьми с ОВЗ в группе кратковременного пребывания. Писать отдельно на каждого ребёнка план занятий по сх...

    Конспект интегрированной НОД в средней группе «Наши пернатые друзья» (ознакомление с окружающим миром и формирование элементарных математических представлений)

    Конспект интегрированной НОД в средней группе " Наши пернатые друзья" (ознакомление с окружающим миром и формирование элементарных математических представлений)...

    Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и формированию элементарных математических представлений «Бабочка – хозяйка луга» (подготовительная группа)

    Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и формированию элементарных математических представлений«Бабочка – хозяйка луга» (подготовительная группа)...