Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи детей с ЗПР. Старшая группа. 2019-2020
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Баширова Дарья Валерьевна

Перспективное планирование в соответствии АООП

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по Ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

старшая группа детей с ОВЗ (ЗПР) 2019 – 2020 учебный год

Месяц

Дата

Тема

Программное содержание

Игры и игровые упражнения

Сентябрь

1, 2 недели

Обследование речевого и познавательного развития

3 неделя

16.09.2019

Занятие 1. Детский сад

Учить детей рассказывать о внешнем виде здания детского сада; закреплять знания о названиях и назначении помещений детского сада; учить отвечать на вопросы о труде воспитателя, помощника воспитателя, педагога-дефектолога, логопеда, медицинской сестры.

Орг.момент, «Что мы делаем в этом помещении детского сада?», Проведение экскурсии, беседа перед зданием детского сада, «Назови профессию по действию», «Кто, что делает?», «Сложи картинку», «Выдели лишнее»

4 неделя

23.09.2019

Занятие 2. Ранняя осень. Признаки осени. Деревья и кустарники.

Закреплять знания детей о временах года; систематизировать представления об осени на основе рассматривания сюжетных картинок, содержащих отличительные признаки осени. Расширять, уточнять знания детей о растениях ближайшего окружения, познакомить с изменениями в жизни растений осенью.

Орг.момент, «Какое время года?», Физкультминутка.

Работа с демонстрационным материалам – «Времена года», «Повтори не ошибись», «Отгадай загадку», «Собери дерево», «Угадай, с какого дерева лист и плод», «Назови ласково», Составление рассказа-описания по плану.

Октябрь

1 неделя

30.09.2019

Занятие 3. Овощи (огород)

Закреплять, уточнять представления детей об овощах; учить различать овощи по вкусу, на ощупь; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; учить составлять рассказ-описание.

Орг.момент, «Загадки», «Скажи ласково», «Назови сок», Физкультминутка, «Что изменилось?», «Сложи картинку», «Отгадай по описанию», «Узнай на вкус», «1-3-5», Составление рассказа-описания по плану, «Угадай, что в руке?»

2 неделя

07.10.2019

Занятие 4. Фрукты (сад)

Уточнять и расширять знания о фруктах; учить составлять загадки-описания фруктов; закреплять понятие «фрукты».

Орг.момент, «Отгадай загадки», «Какой сок?», «Назови сок», Физкультминутка, «Сложи картинку», «Ботаническое лото», «Третий лишний», Составление загадки-описания по плану.

3 неделя

14.10.2019

Занятие 5. Игрушки

Систематизировать знания детей об игрушках; формировать обобщающее понятие «игрушки»; совершенствовать умение описывать предмет, указывать его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.

Орг.момент, «Отгадай загадки», «Кто внимательный?», «Узнай по описанию», Физкультминутка, «Назови ласково», Составление рассказа-описания по плану, «Опиши игрушку»

4 неделя

21.10.2019

Занятие 6.

Как выращивают хлеб?

Познакомить детей с особенностями выращивания зерновых растений; дать представление о труде хлебороба, о машинах-помощниках; воспитывать бережное отношение к хлебу; упражнять в словообразовании.

Орг.момент. «Достань и назови», Физкультминутка, Работа с раздаточным материалом, «Какой хлеб?», «Назови слова, в которых есть одинаковая часть». Составление рассказа.

5 неделя

28.10.2019

Занятие 7.

Ягоды

Формировать понятие «ягоды»; учить узнавать и правильно называть конкретные предметы, относящиеся к этому понятию; учить образовывать существительные в форме именительного и родительного падежей множественного числа.

Орг.момент. «Отгадай загадки», «Какой, какое?»

«Назови ласково», Физкультминутка. «Назови ласково», Словарная работа, «Четвертый лишний», «сложи картинку и назови, что получилось»

Ноябрь

1 неделя

04.11.2019

Занятие 8.

Грибы

Познакомить детей с грибами, с понятиями «съедобный», «несъедобный»; уточнять представления о значении леса в жизни человека; воспитывать бережное отношение к природе.

Орг.момент, «Отгадай загадки», Беседа о грибах, Физкультминутка, «Что изменилось», «Сложи картинку и назови, что получилось», «Выделение лишнего», «Продолжи ряд»

2 неделя

11.11.2019

Занятие 9.

Домашние птицы и их детеныши

Познакомить детей с домашними птицами (внешний вид, чем питаются, какую пользу приносят); учить сравнивать домашних птиц, находить признаки сходства и различия.

Орг.момент, «Кто как голос подает?», «Птенец-мама-папа»; Физкультминутка, «Третий лишний», «Как и чем питаются?», «Что забыл нарисовать художник?», «Сложи картинки», «Чем похожи?», «В чем различие»

3 неделя

18.11.2019

Занятие 10.

Домашние животные и их детеныши

Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, пища, польза, приносимая людям); о том, как заботится человек о домашних животных.

Орг.момет, «Узнай по описанию», «Кто как голос подает?», Физкультминутка, «Кто у кого?», «Четвертый лишний», «Сложи картинку», Составление рассказа-описания.

4 неделя

25.11.2019

Занятие 11.

Мебель. Бытовые электроприборы

Уточнять и расширять знания детей об основных видах мебели; учить правильно обставлять комнату; воспитывать чувство красоты, бережное отношение к мебели. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обращать внимание на то, что они служат человеку и он должен к ним бережно относится; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.

Орг.момент, «Что это?», «Что для чего?», Физкультминутка, «Какие бывают?», «Назови ласково», «Подбери признак», «Обставим комнату», «Отгадай загадки», «Найди вещи, облегчающие труд человека», «Кому нужен …?»

Декабрь

1 неделя

02.12.2019

Занятие 12.

Дикие животные и их детеныши

Закреплять знания детей о диких животных (внешний вид, пища, жилище); умение узнавать и называть животных и их детенышей.

Орг.момент, «Отгадывание загадок», «Кто где живет?», «Кто у кого?», Физкультминутка, «Кто что любит?», «Узнай зверя по описанию», «Четвертый лишний», Составление рассказа-описания

2 неделя

09.12.2019

Занятие 13.

Начало зимы. Зимующие птицы.

Учить детей описывать и устанавливать простейшие и причинно-следственные связи; закреплять представления о способах зимовки зверей и лесных птиц; учить анализировать и делать выводы. Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах; формировать понятие «зимующие птицы»; познакомить с условиями жизни птиц; воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой.

Орг.момент, «Повтори, не ошибись», Беседа, «Отгадывание загадок», Беседа о зимующих птицах, Физкультминутка, «Назови ласково», «Составление рассказа-описания»

3 неделя

19.12.2019

Занятие 14.

Одежда. Обувь. Головные уборы.

Закреплять представления детей об обуви, одежде, головных уборах; формировать понятия «обувь», «одежда», «головные уборы»; познакомить с отдельными деталями обуви, одежды, головных уборов; учить ухаживать за обувью, одеждой, головными уборами; упражнять в образовании существительных единственного и множественного числа.

Орг.момент, «Отгадывание загадок», «Назови детали обуви (одежды)», «Назови ласково», Физкультминутка, «Четвертый лишний», «Отгадай по описанию», «Магазин», «Один-много», «Большой-маленький», «В магазине продают много…», «Разложи правильно», Составление рассказа.

4 неделя

23.12.2019

Занятие 15.

Новый год. Зимние забавы.

Продолжать знакомить детей с зимними явлениями в природе; расширять представления о зимних видах спорта; закреплять понятие «спортивная одежда», учить детей составлять рассказ о празднике по опорным картинкам.

Орг.момент, «Отгадывание загадок», Беседа о зимних видах спорта, Физкультминутка, «Составь снеговика и расскажи о нем», «Живой рассказ», Работа с раздаточным материалом.

Январь

1 неделя

КАНИКУЛЫ

2 неделя

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА

3 неделя

13.01.2020

Занятие 16.

Воздушный, водный транспорт

Познакомить детей с водным транспортом, с профессиями людей, работающих на водном транспорте (капитан, матрос, радист, кок); познакомить с воздушным транспортом, с профессиями людей, работающих на воздушном транспорте (пилот, стюардесса, бортмеханик).

Орг.момент. «Что это?», «Подумай и отгадай», «Назови судно», Физкультминутка, «Назови профессию», «1-3-5», «Какой, какая?», «Сложи картинки», «Что без чего?», «Какой? Что делает?»

4 неделя

20.01.2020

Занятие 17.

Наземный транспорт.

Познакомить детей с наземным транспортом; с профессиями людей, работающих на наземном транспорте; закреплять понятие «наземный транспорт», правила перехода улицы.

Орг.момент.  Беседа. «Назови профессию», «Назови вид наземного транспорта по профессии», Физкультминутка, «Четвертый лишний», «Сложи картинку», Составление рассказа

5 неделя

27.01.2020

Занятие 18.

Профессии.

Расширить представления детей о труде взрослых; показать значение и важность каждой специальности для других людей, для всей страны; воспитывать уважение к труду.

Беседа о профессиях (стих-е Ю.Тувим). Пословицы и поговорки о труде.

«Кто что делает?»

«Чей это инструмент?»

Февраль

1 неделя

03.02.2020

Занятие 19.

Дом и его части

Закреплять знания детей о частях дома (подъезд, лестница, лифт, квартира), назначении комнат в квартире; формировать понятия «вверху», «внизу», «высокий», «низкий», «сверху», «снизу».

Орг.момент, «Назови свой домашний адрес», Работа с демонстрационным материалом, Физкультминутка, «Вверху-внизу», «Иду домой»

2 неделя

10.02.2020

Занятие 20.

Наш край. Наш город.

Познакомить детей с достопримечательностями родного города и края.

Орг.момент. Работа с демонстрационным материалом. Физкультминутка. Составление рассказа по опорным картинкам.

3 неделя

17.02.2020

Занятие 21.

День Защитника Отечества. Военные профессии.

Познакомить детей с военными профессиями (летчик, ракетчик, танкист, пограничник); учить составлять рассказ о защитниках Родины.

Орг.момент, Беседа о празднике и его значении, Физкультминутка, «Кому что нужно?», «1-3-5», Составление рассказа.

4 неделя

24.02.2020

Занятие 22.

Наша улица. Правила дорожного движения.

Развивать творческое воображение, продолжать учить составлять небольшие рассказы из личного опыта, учить детей сочинять загадки.

Беседа «Тише едешь, дальше будешь».

«Продолжи предложения»

«Отгадайте загадки»

«В гости пришел Почемучка»

«На перекрестке» (чем различаются картинки)

Игра «Машины»

Март

1 неделя

02.03.2020

Занятие 23.

Женский день. Моя семья.

Учить детей составлять рассказ на тему «8 Марта» по представлению (с опорой на картинки-подсказки); согласовывать существительные в косвенных падежах, в роде, в настоящем и прошедшем времени; развивать непроизвольную память, мышление, координацию движений. Отрабатывать родственные связи; заучивать фамилии, имена, возраст, домашний адрес.

Орг.момент, Работа с демонстрационным материалом, Игра с мячом «Какая?», Физкультминутка, Составление рассказа по опорным картинкам, «Живой рассказ», «Чьи это предметы?», «Поставь по порядку»

2 неделя

09.03.2020

Занятие 24.

Ранняя весна. Признаки весны. Перелетные птицы.

Учить детей сравнивать признаки весны; составлять рассказ-сравнение осенних и весенних признаков, расширять знания детей о перелетных птицах; познакомить с жизнью птиц (гнездование, выведение птенцов)

Орг.момент, «Отгадывание загадок», Работа с демонстрационным материалом, Физкультминутка, «Сложи картинку и назови, что получилось», «Повтори не -ошибись», «Назови птенца (птенцов)», «Разложи картинки по порядку и составь рассказ»

3 неделя

16.03.2020

Занятие 25.

Инструменты. Орудия труда. Сельскохозяйственные работы. Бытовые электроприборы

Расширение представлений о необходимости и значении труда взрослых людей. Формирование представлений о труде людей весной на селе. Расширение и активизация словаря по теме «Весенние сельскохозяйственные работы»

Игра с мячом «Кто чем пользуется?»

«Назови ласково»

«Рассказ по серии картинок»

«Что лишнее?»

«Закончи предложение»

4 неделя

23.03.2020

Занятие 26.

Здоровье. Продукты питания

Рассказать детям, что здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Дать информацию о пользе витаминов.

Беседа о здоровье и продуктах питания.

«Пирожки с начинкой» (пирожки с капустой- с капустной начинкой и т.д.)

«Думай и отвечай» (котлеты варят или жарят? Что еще жарят, варят? И т.д.)

Апрель

1 неделя

30.03.2020

Занятие 27.

Посуда

Закреплять названия и назначение отдельных предметов посуды; учить детей сравнивать столовую, кухонную, чайную посуду (назначение, материал); учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, учить составлять рассказ-описание предмета посуды.

Орг.момент, «Что это?», «Один-много», «Что для чего?», «Что забыл нарисовать художник?», Физкультминутка, «Четвертый лишний», «Скажи ласково», «Сравни предметы», «Какой, какая?», «Составление загадок»

2 неделя

06.04.2020

Занятие 28.

Планета Земля. Космос.

Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Расширение представлений о значении труда взрослых. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос». Развитие связной речи.

Рассматривание картины «Строительство космической станции» и беседа по ней.

«Кто же это?»

«Что делает?»

Коллективное составление плана рассказа.

3 неделя

13.04.2020

Занятие 29.

Насекомые.

Познакомить детей с насекомыми (бабочка, жук, комар, пчела, кузнечик). Внешнее строение тела насекомых. Название отдельных частей (головка, брюшко, крылья, ножки). Польза или вред насекомых для людей.

Беседа о насекомых (вопросы по теме).

Отгадывание загадок.

«Что изменилось?»,

«Что забыл нарисовать художник?»,

«Назови ласково», «Зоологической домино», «Угадай»

4 неделя

20.04.2020

Занятие 30.

Рыбы. Обитатели водоемов.

Расширение представлений об аквариумных рыбах, формирование представлений о пресноводных рыбках, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Пресноводные рыбы».

Игра «Телеграф»

Игра «Кто лишний?» (зрит. и на слух)

«Сосчитай до 5»

Игра «Кто приплыл?»

Составление рассказов-описаний о речных рыбах по алгоритму (с опорой на иллюстрацию)

5 неделя

27.04.2020

Занятие 31.

РФ. День Победы.

Обобщать материал по теме «День Победы»; развивать мышление и память; активизировать предметный словарь; упражнять в словообразовании, в образовании глаголов совершенного и несовершенного вида; составление рассказа по представлению; уточнять временные, пространственные представления детей.

Орг.момент. «Повтори не ошибись», Работа с демонстрационным материалом. Физкультминутка. Составление рассказа.

Май

2 неделя

04.05.2020

Занятие 32.

Цветы. Цветущие деревья.

Познакомить детей с комнатными, полевыми и садовыми цветами; учить находить и называть части растений (стебель, лист, бутон, цветок); учить ухаживать за растениями с помощью взрослых.

Игра «Посадим комнатное растение»

Игра «Назови ласково»

Игра «Сложи картинку, что получилось»

Игра «Что лишнее?» (цветы, фрукты, ягоды)

Игра «Бабочка и цветы» (предлоги)

Составление рассказов-описаний о цветах по плану (с опорой на картинки)

3 неделя

11.05.2020

Занятие 33.

Поздняя весна. Лето.

Обобщить знания детей о весне на основе наблюдений за изменениями в природе (изменения в жизни животных, растений, людей). Закреплять знания о смене времен года. Формировать представления о лете (летние игры и забавы, отдых и т.д.)

Беседа по тексту загадки «Май»

Игра «Разноцветные круги»

Игра «Когда это бывает?»

Игра «Подскажи словечко» (признаки лета)

Игра «Сложи картинку»

Составление рассказа-описания (поздняя весна, лето)

4, 5  неделя

Итоговое обследование освоения программы

Методическое обеспечение:

И.А.Мрозова, М.А.Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром». Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет. М.: 2006 г.

Г.М.Блинова «Занятия. Познавательное развитие детей 5-7 лет». Методическое пособие. М.: 2007 г.

Нищева Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР.»— СПб.: 2006 г.