Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшей группы с ОНР тема: «Ранняя весна»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Боницкая Наталья Владимировна

данный материал будет полезен воспитателям старших, подготовительных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspektranya_vna.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД
по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи
для детей старшей группы с ОНР тема: «Ранняя весна»

Цель: Формировать умение составлять предложения по опорным картинкам-схемам и распространять их словами-признаками.
Задачи:
образовательные:
Продолжать учить детей составлять предложения по опорным картинкам-схемам и распространять их словами-признаками.
Закреплять умение понимать смысл опорных карточек.Коррекционно-развивающие
Расширять словарный запас детей через практическое употребление прилагательных.
Совершенствовать грамматический строй речи через правильное употребление в самостоятельной речи простого распространенного предложения с однородными определениями.
воспитательные:
Воспитывать любовь к весенней природе.
Словарная работа: проталины, капель, заморозки.
Оборудование: кукла - весна, полоска - заголовок, опорная план-схема, шапочка весны.
Предварительная работа: На прогулке наблюдение за приметами ранней весны. Художественное творчество: аппликация, рисование на тему "Ранняя весна".

Ход:

1. Организационный момент.

•Игра «Раз, два, три – кто внимательный, повтори».

Детям предлагается повторить цепочку из слов:

грязный, рыхлый, сырой;

тёплое, яркое, лучистое;

маленькая, молодая, зелёная;

голубое, чистое, высокое;

звонкий, быстрый, звенящий и т. д.

2. Подготовительная работа.

•Послушайте стихотворение.

Солнце землю пригревает,

За окном звенит капель,

Оседает снег и тает,

Весело журчит ручей.

На проталине у дома

Появляется трава.

Это время вам знакомо?

На дворе уже (весна)

•Вносится кукла-весна.

•Беседа:

Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть. Хочу познакомиться поближе.

По каким словам в стихотворении вы догадались, что это весна?

Уточните, о какой весне это стихотворение?

На дворе ранняя весна, первый его месяц. назовите его.

Весна – чудесное время года, когда оживает вся природа.

Сегодня мы вспомним признаки ранней весны и составим красивые предложения, используя план-схему.

3. Основной этап.

•Беседа о ранней весне (при ответах на вопросы на наборном полотне выставляются карточки опорного плана-схемы):

Нужно ответить на вопросы предложением, употребляя два красивых слова-признака. Чтобы вы, дети, не забыли о красивых словах-признаках, около каждой карточки я поставлю две полоски с волнистыми линиями.

Какое небо ранней весной?

Ранней весной солнце…. Продолжите.

Расскажите про снег. Какой он? Что с ним происходит?

Что появляется на дрогах и тротуарах?

Знаете ли вы почему появляются ручьи и лужи?

Какие ручьи ранней весной?

Что они делают?

Ранней весной появляются проталины. Объясните, что такое проталины.

Догадайтесь на высоких или на низких местах снег тает раньше и быстрее?

Правильно, потому что высокие места лучше прогреваются солнцем.

Что пробивается на проталинах?

О следующей примете весны для вас загадку:

Что за капельки такие

С крыши капают, звенят?

Маленькие, озорные…

-Динь, динь, динь!

И кап, кап, кап!

Почему это явление природы называют капелью?

Выполним упражнение для рук «Капель».

Руки вытяните вперёд. Натяните пальцы. Каждым пальцем поочерёдно касаемся большого пальца, произносим слова: «Кап, кап, кап, кап». Выполним упражнение 3 раза.

Продолжим рассказывать о приметах ранней весны.

Иногда ранней весной бывают заморозки.

Капель не звенит, ручьи не журчат, даже снег не тает. Почему?

По-другому можно сказать морозно. Сосульки, ручьи и снег замерзают. Такое явление называется «заморозки».

Но весной заморозки не очень долгие. И природа продолжает просыпаться.

Предлагаю поиграть в хороводную игру «Вёснушка – весна».

Один ребёнок стоит в кругу в шапочке весны. Дети идут по кругу и говорят слова хором.

Вёснушка – весна, что в подарок принесла?

Принесла я для лугов – одеяло из цветов. (Широкий жест руками перед собой).

Принесла для ёлки – новые иголки. (Руки вниз, пальцы показывают иголки).

Для осин и для берёз – свежих листьев целый воз. (Руки вверх, взмахи из стороны в сторону над головой).

Посмотрите на следующую картинку. Что вы заметили на деревьях?

Что появится из почек?

Эта картинка вам подскажет, что ещё происходит ранней весной.

Первыми с юга прилетают грачи. В народе говорят: «Грачи прилетели, на крыльях весну принесли».

Мы составили красивые предложения о ранней весне и у нас получился рассказ, который так и назовём «Ранняя весна». (Выставляется полоска – заголовок).

4. Закрепление материала.

•Послушайте рассказ, который у нас получился. Рассказ называется «Ранняя весна».

•Ранней весной небо голубое, чистое. Яркое, лучистое солнце сильно пригревает. Грязный, серый снег быстро тает. Холодные, звонкие ручьи быстро бегут и журчат. На высоких местах появляются проталины. На них пробивается молодая, зелёная травка. С крыши капает звонкая, весёлая капель. Иногда ранней весной бывают заморозки, но они непродолжительные. На деревьях набухают почки. Из них скоро распустятся зелёные, клейкие листочки. С юга возвращаются перелётные птицы. Первыми прилетают грачи. Мне очень нравится ранняя весна.

•А вам?

•Рассказывать о ранней вене мы продолжим на следующем занятии и порадуем нашу гостью Вёснушку.

5. Подведение итогов занятия.

Сегодня мы вспомнили признаки ранней весны и составили красивые предложения, используя план-схему.

6. Оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР "Россия - Родина моя".

Закрепление о обобщение знаний  детей о  своей Родине, о стране, в которой они проживают, о государственной символике....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром И развитию речи в старшей группе «Зимние забавы детей»

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "Зимние забавы детей"...

Презентация по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи детей старшей группы по теме «В гости к бабушке Матрёне»

Презентация по ознакомлению с окружающим миром  и развитию речи детей старшей группы по теме «В гости к бабушке Матрёне»...

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Зимой в лесу». (по ознакомлению с окружающим миром и экологией для детей старшей группы).

Цель:  Уточнять и расширять представления детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось).Задачи:  Познавательные: способствовать формированию целостной картины мира и...