Главные вкладки

    Конспект итогового занятия непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе. по образовательным областям «Познавательное развитие и речевое развитие» на тему: «В пут
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Патлина Ирина Александровна

    Тема: «В путешествие за солнечными лучами»

    Программа «От рождения до школы».

    Возраст: старшая  группа.

    Направление:   «Речевое развитие»

    Форма проведения: Фронтально. Образовательная ситуация с элементами игры

     

    Образовательные задачи

    Закрепление представлений о весне и ее приметах.

    Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна».

    Совершенствование грамматического строя речи:

                  согласование числительных с существительными; образование существительных                       в родительном падеже;  образование однокоренных слов;

                   Совершенствование навыка составления описательного рассказа  

            Развивающие  задачи

                    Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания,

                    мышления, координации речи с движением;

     Воспитательные задачи

                    Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,

                    доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

                    Воспитание любви и бережного отношения к природе.

    Методы и приемы:

     Методы – игровой, словесный,  наглядный ,практический.

     Приемы – сюрпризный момент , вопросы, поощряющая оценка.

     Индивидуальная  работа:

    Активизировать  на  занятии  Полину, Артема.

    Оборудование:

                    Письмо, фонарик, мяч

                    Картинки с изображением: сосулек, проталины, насекомых,

                    скворечника, скворца, сюжетных картинок по сказке.

                      Нарисованные изображения солнца, дерева,    зеленые листики;

    Ткань для ручейка, камушек.

                                       

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon puteshestvie_za_solnechnymi_luchami.doc64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад  «Росинка» п. Пионерский.

    Конспект  итогового занятия непосредственно  образовательной деятельности    по ознакомлению с окружающим миром и  развитию речи

    в старшей  группе.    

    по образовательным областям  «Познавательное развитие и речевое развитие»

    на тему:   «В путешествие за солнечными лучами»

    Автор – составитель воспитатель

    МАДОУ «Д/С «Росинка»

    Патлина И.А.

     

                                                           2015г.

    Тема: «В путешествие за солнечными лучами»

    Программа «От рождения до школы».

    Возраст: старшая  группа.

    Направление:   «Речевое развитие»

    Форма проведения: Фронтально. Образовательная ситуация с элементами игры

     

    Образовательные задачи

    Закрепление представлений о весне и ее приметах.

    Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна».

    Совершенствование грамматического строя речи:

                  согласование числительных с существительными; образование существительных                       в родительном падеже;  образование однокоренных слов;

                   Совершенствование навыка составления описательного рассказа  

            Развивающие  задачи

                    Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания,

                    мышления, координации речи с движением;

     Воспитательные задачи

                    Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,

                    доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

                    Воспитание любви и бережного отношения к природе.

    Методы и приемы:

     Методы – игровой, словесный,  наглядный ,практический.

     Приемы – сюрпризный момент , вопросы, поощряющая оценка.

     Индивидуальная  работа:

    Активизировать  на  занятии  Полину, Артема.

    Оборудование:

                    Письмо, фонарик, мяч

                    Картинки с изображением: сосулек, проталины, насекомых,

                    скворечника, скворца, сюжетных картинок по сказке.

                      Нарисованные изображения солнца, дерева,    зеленые листики;

    Ткань для ручейка, камушек.

                                       

     

    Ход занятия

    Орг. момент:

    В: - Ребята  посмотрите, какое чудесное весенние утро,   к нам пришли гости.

    Давайте поприветствуем друг друга и гостей словами:

                       Доброе утро

                       Скорей проснись

                       Солнцу шире улыбнись.            (2р)

    В: - Реб. а сейчас поздороваемся с солнышком: (пальчиковая гимнастика)

                       Смотрит солнышко в окошко

                       Светит в нашу комнатку

                       Мы захлопаем в ладоши

                       Очень рады солнышку.

    В: - Ой ребята

                       Кто-то бросил мне в оконце

                       Посмотрите письмецо

                       Может это лучик солнца

                       Что щекочет мне лицо.

           (В. обращает внимание детей на конверт с письмом, открывают и читают)

                       Письмо:

          Дорогие ребята, я весенние солнце.

          Послала  я  свои солнечные лучи землю согреть, а они от меня спрятались.

           Помогите мне пожалуйста их найти. А дорогу вам покажет волшебный огонек.

    В:- реб. а как же нам быть? Что может произойти, если лучи не найдутся?

            (Предположения детей)

    В: - Реб. вы хотите помочь солнцу?  

    Д:- Да.

    В: - Тогда отправляемся в путешествие за солнечными лучами.  

           1 часть

            Волшебный огонек, помоги

            Нам дорогу укажи.

           В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением сосульки. Дети подходят к этому месту.

    В: - Реб. угадайте,  что согрел солнечный луч.

            Висит за окошком кулек ледяной

            Он полон капели и пахнет весной.

    Д: - Сосульку.

    В: - Реб. а как называется весенние явление, когда с крыш капают сосульки?

    Д: - Весенняя капель.

    В: - послушайте внимательно, как капает капель и повторите:

          Перестук, перезвон: кап-кап, дон-дон.

             (В. предлагает детям разделиться на две группы, девочки и мальчики. Девочки выполняют ритм с  хлопками, мальчики с притопыванием.)

           Перестук, перезвон: кап-кап-кап, дон-дон-дон.

           (В предлагает детям разделиться по парам. Одна пара хлопает, другая топает, третья с хлопками по коленям, четвертая с хлопками над головой.)

           (Д. повторяют ритм)

     В: - Молодцы реб, вот какая веселая капель у нас получилась. Первый луч мы нашли,  идем дальше.

           2 часть

            Волшебный огонек, помоги

            Нам дорогу укажи.

          (В. светит на картинку с изображением проталины.)

    В: - Реб. а что сейчас согрел солнечный луч?

    Д: - Весеннюю проталину.

    В:- А что это такое?

    Д: - Место, где стаял снег и открылась земля.

    В:-  Реб.угадайте, какой цветы выросли первыми на проталине:

          Первым вылез из землицы

           На проталинке.

           Он мороза не боится,

           Хоть и маленький.

    Д:- Подснежники.

    В: - реб, посмотрите сколько проталинок. Выберите себе проталинку и посчитайте сколько голубых подснежников выросло на ней.

       (Д. считают свое количество и называют) (согласование числительных с существит.)

    Д:- на моей проталине выросло два голубых подснежника, три и т.д.

     В:- Молодцы, можем отправляться дальше. Какой по счету мы луч нашли?

    Д: - второй.

          3 часть

    В: -  Волшебный огонек, помоги

            Нам дорогу укажи.

         (В. светит на волнистую дорожку, на полу)

    В:- реб. угадайте, что согрел следующий луч.

          В голубой рубашке

          Бежит по дну овражка.

    Д:- ручей.

    В:- Назовите ласково наш ручей.

    Д:- ручеек, ручеечек.

    В:- реб. давайте освежимся у ручья и снимем усталость: (речь с движением)

           К ручейку мы все спустились

           Наклонились и умылись

           Раз, два, три, четыре –

           Вот как славно освежились.

    В:- реб смотрите камушек. Поиграем?

           Камушек друг другу передай

           Что делает весенний ручеек называй!

    Д:- бежит, журчит, звенит, шумит, веселит, освежает, поит, течет.

    В:- Молодцы, вот мы еще один луч нашли, идем дальше.

         4 часть

          Волшебный огонек, помоги

          Нам дорогу укажи.

         (В светит фонариком на картинки с изображением насекомых)

    В:- реб. кого согрел луч?

    Д: - насекомых.

     В: -   назовите их со словом «много». (образование сущ. в родит. падеже)

    Д: - бабочка – много бабочек, жук – много жуков, и т.д.

    В:- Молодцы, а вот и луч, какой он по счету?

    Д:- четвертый.

         5часть

         Волшебный огонек, помоги

         Нам дорогу укажи.

         (В. светит на картинку с изображением скворечника)

    В:- реб. кого согрел луч в этом домике?

    Д:- скворца.

    В:- А как вы догадались?

    Д:- Потому что этот домик называется скворечник.

    В:- А что вы знаете про эту птицу? Расскажите, а помогут вам схемы.

         (Дети описывают птицу)

    В:- А еще скворцы могут петь голосами других птиц.

          А каких перелетных птиц вы еще знаете?

    Д:- грач, ласточка, лебедь и т.д.

    В:- Молодцы, еще один луч нашли.

          Какой он по счету?

    Д: - Пятый.

           6 часть

    В:-  Волшебный огонек, помоги

           Нам дорогу укажи.

      Игра с мячом “У кого кто”. [Совершенствование грамматического строя речи (образование сущ. с суффиксами –ат, -ят).]

    Воспитатель  приглашает детей на ковер.

    - Давайте поиграем в игру с мячом “У кого кто”. Я буду бросать “звучащий” мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.

    - Грач (грачата).

    - Скворец (скворчата).

    - Ласточка (ласточата).

    - Утка (утята).

    - Стриж (стрижата).

    - Журавль (журавлята).

    - Кукушка (кукушата).

     В:- Молодцы, вот и еще луч.

           Какой он по счету?

    Д: - шестой

            7 часть

            Волшебный огонек, помоги

            Нам дорогу укажи.

      (В. светит на плакат с изображением дерева)

    В:- Что согрел этот луч?

    Д:- дерево.

    В:- Реб. покажите и  назовите, из каких частей состоит дерево?

         (Д. показывают и называют)

    Д:- Корни, ствол, кора, ветви, почки, листья,  

    В:- А чего не хватает на нашем весеннем дереве?

    Д:- Не хватает листьев.

    В:- реб. подарим  нашему дереву  листья и назовем свой листик красивым словом.

          (Д. берут листик и приклеивают на ветви дерева).

    Д:- Мой листик липкий, мой листик нежный, мой листик маленький, мой листик зеленый, мой листик треугольный, мой листик свежий,  мой листик молодой, мой листик  дубовый, березовый, и т.д.

    В:- Молодцы, вот наше дерево зашумело листвою, и еще один луч нашелся. Какой он по счету?

    Д:- Седьмой.

     Пересказ сказки по серии сюжетных картин. [Развитие речевого слуха, мышления, через формирование причинно-следственных связей.] воспитатель размещает на магнитной доске сюжетные картинки к сказке (рисунок 1).

    - Внимательно послушайте сказку.

    Наступила весна. Посадила Таня в землю семечко подсолнуха. Из земли появился росток. А червяки и гусеницы тут как тут. Подползла гусеница к ростку и говорит: “Ты росток зеленый, молодой и сладкий. Я тебя съем”.

    Попросил Росток: “Пожалей меня, гусеница. Дай мне вырасти!”

    Засмеялась гусеница в ответ и подползла к Ростку совсем близко. А тут летит мимо Грач. Закричал Росток: “Грач, помоги! Гусеница меня съесть хочет”.

    Услышал Грач голосок Ростка, схватил Гусеницу и был таков. Поблагодарил его Росток. А летом превратился в красавца Подсолнух и угостил грача своими семечками.

    - Какое время года наступило?

    - Что сделала Таня?

    - Что появилось из земли?

    - Кто мешал Ростку?

    - Кого Росток попросил о помощи?

    - Как помог Грач Ростку?

    - В кого превратился Росток летом?

    Воспитатель  дает образец пересказа сказки по серии сюжетных картин. Далее логопед предлагает детям пересказать сказку, если необходимо, оказывает помощь (одна картинка – один ребенок; один ребенок - все картинки).

    - Какую пользу приносят перелетные птицы?

    Какой он по счету?

    Д:- восьмой

    В:- Ой ребята  огонек больше не горит, значит, мы нашли все лучи, и путешествие наше закончились. Солнце  благодарит вас за помощь и говорит вам что-то. Хотите узнать? Давайте разложим лучи вокруг солнца.

           (В. и д. раскладывают лучи вокруг солнца)

     В:- Ребята, так какое важное дело делают солнечные лучи?

    Д:- согревают землю, дают жизнь нашей планете.

    10. Итог занятия. [Оценка работы детей]

    -Что вам больше всего понравилось?

    - Что было особенно трудно?

    Использованием  методической литературы:

    «Комплексные  занятия», От  рождения  до  школы»  под  редакцией Н .Е .Вераксы    

    Самоанализ  конспект  итогового занятия непосредственно  образовательной деятельности   по ознакомлению с окружающим миром и  развитию речи

     в старшей  группе.     на тему:   «В путешествие за солнечными лучами»

    Конспект   итогового  занятия НОД на   тему: :   «В путешествие за солнечными лучами»  разработан   самостоятельно с использованием  методической литературы « Комплексные  занятия», От  рождения  до  школы»  под  редакцией Н .Е .Вераксы    интернет – ресурсов.

     Основные три этапа НОД прослеживаются, и каждый является продолжением другого.

    Вводная часть   образовательной деятельности направлена на создание положительного эмоционального настроя и на развертывание самой образовательной ситуации.

    В данной части образовательной деятельности использовалось сочетание игровой мотивации и словесного метода.

    С целью реализации образовательных задач была предложена мотивация:   Помочь  солнышку  найти свои лучики.

    Образовательные задачи соответствуют программным требованиям.

         При решении образовательных задач использовались следующие формы работы:

    1. Игровое упражнение  «Отгадай загадку» Закрепление представлений о весне и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна».

          2. Игра с мячом “У кого кто” - Совершенствование грамматического строя речи (образование сущ. с суффиксами –ат, -ят),  согласование числительных с существительными; образование существительных      в родительном падеже;  образование однокоренных слов.

          3.  Пересказ сказки «Росток и гусеница»  по серии сюжетных картин. Совершенствование навыка составления описательного рассказа  Развитие речевого слуха, мышления, через формирование причинно-следственных связей.  Совершенствование грамматического строя речи. использованием  методической литературы « Комплексные  занятия», От  рождения  до  школы»  под  редакцией Н .Е .Вераксы    интернет – ресурсов.

     Для реализации поставленных задач, был подготовлен и использовался доступный, соответствующий теме демонстрационный и раздаточный материал. Все задачи реализовывались через сочетание наглядных, словесных и практических методов.

          Интерес у детей поддерживался в результате  смены видов детской деятельности, включение в НОД сюрпризного момента (солнышко, которое  просит  помощи  у  детей)

    Обращаясь к детям, использовала доступные вопросы. Предоставляла возможность подумать и высказать свое мнение. Считаю, что мне удалось наладить общение при взаимодействии с детьми. Учитывала индивидуальные возможности каждого ребенка. 

          На протяжении занятия обращала внимание на деятельность детей, которые часто пропускают детский сад ( Заботкин Никита)  и имеют низкий уровень развития ( Янин Саша, Щербинин Артем).

          С целью формирования положительного отношения детей к обучению осуществляла стимулирование посредством похвалы.

         Анализ деятельности детей при проведении НОД показал, что дошкольники проявляли организованность, активность, самостоятельность, заинтересованность в деятельности на протяжении всего занятия. По отношению друг к другу проявляли доброжелательность, по отношению к педагогу – послушание.

         Стремилась создать на протяжении всего занятия психологический комфорт для каждого ребенка с помощью педагогического такта, демократического  характера общения.

    Итог непосредственной образовательной деятельности я подводила через моральное поощрение (похвала, одобрение)

         Общая организация детей на занятии соответствует хорошему уровню: рационально распределено время, соблюдалась дисциплина, в работу были включены все дети группы.

         Пособия и наглядный материал эстетичен, размещен рационально с учетом соблюдения техники безопасности.

         Таким образом, анализируя НОД можно отметить, что план занятия выполнен в полном объеме, образовательные, развивающие, воспитательные задачи решены.

         Материал усвоен  на среднем уровне 11  детьми, не усвоивших  материал на занятия детей  нет.

         Санитарные нормы и правила по освещению, проведению влажной уборки перед занятием, температурному режиму соблюдены.

         Образовательная нагрузка соответствует 22  минутам и не превышает допустимых норм.

         Результатами и эффективностью НОД  удовлетворена.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие по ознакомлению с окружающим миром в 1 младшей группе по теме "Домашние животные и их детеныши".

    Занятие по ознакомлению с окружающим миром                   в 1- младшей группе по  теме ...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе коррекционно-развивающего воспитания и обучения .«Экскурсия в фотосалон»

    Цели занятия:Образовательные: уточнение и расширение представлений о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела;ведение в речь детей новых слов: фотосалон, фотосессия, штатив, фото...

    Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и рисованию в старшей группе тема занятия: «Дом»

    Программное содержание: Учить детей ориентироваться в видах жилых строений, особенностях профессии строителя. Продолжать учить детей составлять творческие рассказы, сложные распространенные...

    Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему «Осень»

    Конспект итогового интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики...

    Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта по теме «Одежда».

    Коррекционно-развивающее занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта. Цель занятия - уточнение и расширение словаря по теме ...

    Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы".

    Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьмь подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы"....

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в старшей группе Тема: «В гостях у Старичка - Лесовика»

    Обогащать сознание детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений об экосистеме «Лес», готовит его к элементарному осмыслению таких основных понятий как «Дерево», «Дикие животн...