План по самообразованию по теме "Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста».
методическая разработка (старшая группа)

План по самообразованию по теме "Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_voronina.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 54 «Катюша»

Самообразование воспитателя Ворониной Инны Владимировны на 2019-2022 учебный год

Тема: «Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста».

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Изучение теоретических основ формирования финансовой грамотности  у детей дошкольного возраста. Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через взаимодействие с семьей посредством игр.

Задачи:

 1. Осуществить подбор и анализ литературы по теме самообразования, конкретизировать содержание понятий «финансовая грамотность», «экономическое воспитание».

2. Определить роль игровой деятельности в воспитании основ экономической культуры у старших дошкольников.

3. Содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.

 4. Разработать систему просвещения родителей.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

работы по самообразованию на 2019 – 2022 гг.

Учебный год

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат

Организационно-ознакомительный этап

2019-2020

Формирование потребности в самообразовании (актуальность), самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка цели и задач

Октябрь-декабрь, 2019 г.

Актуальность, цель, задачи, новизна, практическая значимость

Теоретическое изучение проблемы

Планирование по самообразованию

Декабрь-май 2019-2020 г.

Перспективный план работы

Подготовка оборудования и материала

Оборудование, атрибуты к играм, картотека игр.

2020-2021

Основной этап

Практическая деятельность (применение знаний, навыков, умений на практике: применение (изготовление дополнительных) пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями).

Сентябрь 2020 – май 2021 г.

-проведение открытого просмотра.

-картотека игр и пособий.

- оформление выставки методических пособий.

-консультации для педагогов и родителей.

Заключительный этап

2021-2022

Практическая деятельность

Сентябрь 2021 май 2022 г.

- проведение открытого просмотра.

- конспект проведения игр.

- родительское собрание.

Подведение итогов самообразования

Май 2022 г.

Выступление на заседании педагогического совета с педагогическим опытом работы по теме самообразования.

Литература по теме самообразования:

  1. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
  2. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности.  Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет
  3. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.
  4. Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с.
  5. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.
  6. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.
  7. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.
  8. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
  9. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.
  10. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.

Пояснительная записка

В современном обществе происходят существенные изменения экономического характера, связанные со сложившимися рыночными отношениями, что определяет интерес к  экономическому воспитанию и финансовому просвещению населения.. Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний. В настоящее время стратегии финансового образования населения разрабатываются на государственном уровне, осуществляется процесс разработки и внедрения национальных программ и стратегий формирования финансовой грамотности населения, который активно поддерживается Центробанком РФ, Минфином и Минобрнауки РФ.  Минобрнауки планирует включение преподавания финансовой грамотности в программу обучения детских садов.   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.  В дошкольном возрасте наиболее естественным, увлекательным и эффективным средством формирования финансовой грамотности детей является игровая деятельность, где особое и ценное значение имеют сюжетно-ролевые игры, способствующие расширению кругозора в вопросах экономики и бережливости, содействуют удовлетворению интересов и рациональной реализации возможностей, оптимизации межличностных отношений, влияющих на разностороннее развитие личности ребёнка. А в дальнейшем разумного, образованного, рачительного, ответственного «хозяина своей страны».

Актуальность темы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – дошкольным и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их зарабатывания.

Цель:

 раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических  компетенций и  финансовую  грамотность у детей старшего дошкольного возраста, а также дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.

 Задачи:  

- формирование экономических представлений и компетенций; - развитие экономического мышления дошкольников,  

- воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики,  

- обучение правильному  отношению  к рекламе, умению разбираться в ней;

 - обучение детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- обучение  детей тому, как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер .  

Принципы организации игр в семье:

 - отбор  знаний, полученных на занятиях и в совместной деятельности в процессе обучения, для последующего отражения в играх;  

- ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия и знания из финансово- экономической области;

 - отражение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр;  - организация коллективных игр.

Привлечение каждого ребенка к выполнению ролей, включающих экономическое содержание.

Знакомство  с миром экономики и финансов логически выстраивается  от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий; от простейших экономических категорий - «труд», «профессия», «потребность», «деньги» к более сложным финансово-экономическим явлениям: «товарно-денежные отношения», «купля-продажа», «бюджет» и др. Совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию дошкольников. Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны действовать «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей  современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства. Пр...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Знакомство детей с такими понятиями, как "деньги", "товар, "счет" и т. д., с помощью сюжетных, дидактических, театрализованных игр; чтением и обыгрыванием сказок, скороговорок...

Доклад на тему "Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"

Доклад на онлайн-форсайте "Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"...

Презентация "Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"

Презентация "Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»

Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...

Программа по самообразованию "Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"

ПРОГРАММАПО САМООБРАЗОВАНИЮСимановой Юлии Николаевны,на  2022 - 2023 г.г....

“Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста”

Одна из задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования направлена на решение формирования общей культуры по экономическому воспитанию дошкольников, развития личности детей,...