Доклад на тему "Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Доклад на онлайн-форсайте "Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ds54_voronina_iv_doklad.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила:
воспитатель МБДОУ ДС №54
«Катюша»
Воронина Инна Владимировна
Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте необходимо быть финансово грамотным. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка бережливости, деловитости, трудолюбия, здоровой оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения. Финансовая грамотность – важнейшее условие финансового благополучия.
Одна из задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования направлена на решение формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Развитие социальных качеств включает в себя развитие экономической культуры детей дошкольного возраста. Экономическая культура личности детей характеризуется первичным представлением об экономических понятиях и их составляющих.
В этих условиях для ДОУ актуальным становится реализация программ, направленных на развитие предпосылок к финансовой грамотности дошкольников.
Именно поэтому работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, без их заинтересованности, понимания важности проблемы. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Только объединение двух форм экономического воспитания: дома и в детском саду, двух аспектов поведения детей – условного и реального, может дать хороший результат в области их экономического воспитания.
При создании планирования работы по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников по данному направлению, были поставлены следующие задачи:
1. Способствовать стимулированию мотивации родительской активности.
2. Способствовать формированию у родителей практических навыков через активные формы взаимодействия.
3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов.
4. Организовать совместную деятельность по созданию условий для становления финансовой грамотности ребенка.
Организуя работу по взаимодействию с семьями воспитанников ставим перед ними цель познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи:
- кто и как зарабатывает деньги в семье,
- как формируется семейный бюджет,
-как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое,
- как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок,
- как научиться экономить деньги.
Тесный контакт между семьей и педагогами помогает выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.
Перед началом работы по взаимодействию с родителями по данному направлению, были разработаны анкеты. Главная их задача: определить уровень финансовой грамотности обучающихся и их родителей - провести анализ результатов анкетирования с целью подготовки мероприятий по выявленным проблемам; - показать обучающимся значимость финансовой грамотности; - развивать умение распоряжаться личными финансами. Родители с большим удовольствием приняли участие в анкетировании. По его результатам выявлено, что большинство из них с пониманием отнеслись к предложенной теме, отмечая свою заинтересованность в освоении старшими дошкольниками основ финансовой грамотности, в полной мере понимает, что предстоит осваивать их детям.
В работе с семьями воспитанников были использованы следующие формы работы:
- родительские собрания
- мастер – классы
- информационное взаимодействие
- досуги
- родительские посиделки
Работа с родителями начиналась с родительского собрания, на котором раскрыли идею программы экономического воспитания детей: цель, задачи, содержание. Показали необходимость работы по данной проблеме, рассказали о том, что мы вкладываем в понятие «экономика», экономическое воспитание, труд, реклама, деньги; базисные качества экономической деятельности – бережливость, экономность, рациональность.
Рассказали родителям, что при проведении занятий по ознакомлению детей с разными профессиями, с трудом людей, значение труда можно объяснить только при условии их непосредственного участия и помощи. Дети должны знать, как называются профессии их родителей, содержание их деятельности, каков продукт их труда и, наконец, почему все люди трудятся.
Важнейшим направлением взаимодействия воспитателя и родителей является воспитание уважительного отношения к любому труду, к людям любой профессии.
На мастер-классе показали, как можно познакомить детей с выбором будущей профессии. Первоначальные представления о труде взрослых помогают детям узнать о том, что все они работают, о некоторых сторонах их профессиональной деятельности.
В процессе организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников основ финансовой грамотности мы старались обеспечить педагогическую поддержку семьи. А именно: организовали совместную деятельность, направленную на развитие у родителей уверенности в успешности воспитательной деятельности. Это реализовалось через:
- информационные формы взаимодействия: памятки, стендовая информация, буклеты, консультации и рекомендации («Зачем ребенку нужна финансовая грамотность?», «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста», «Дети и финансы» и др.).
- досуговые формы: «Как накопить на мечту», выставку «Моя копилка лучше всех!» где дети с большим удовольствием приняли участие. Копилки принесли на выставку разнообразные, через них воспитывается бережливость по отношению к бюджету семьи.
Так же проводятся родительские посиделки на тему «Формирование финансовой культуры дошкольника как залог грамотно развивающейся личности», где обсуждаются такие вопросы как «Нужно ли детям знать о деньгах и как они появляются в семье?», «Надо или нет знакомить детей с понятием «бюджет»?»; проводилась игра «Между «надо» и «хочу» для повышения педагогической компетентности в вопросах формирования финансовой культуры и умения разделять реальные потребности и свои желания; беседы «Нужно ли баловать ребенка», «Для чего ребенку карманные деньги» для привлечения внимания родителей к необходимости воспитания разумного отношения к проблеме денежных отношений; выявление и согласование различных точек зрения родителей по вопросу воспитания детей; «Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей» с целью формирования основ финансовой грамотности у дошкольников через взаимодействие с семьёй посредством игры «Шоппинг с семьей»
Какие же еще активности помогут ребенку освоить азы финансовой грамотности? Полное ограждение ребенка от финансовых вопросов – конечно, совершенно неэффективная стратегия воспитания. Вместо этого необходимо включать активность, связанную с деньгами в жизнь дошкольника, ведь подобные занятия положительно влияют на все сферы развития ребенка.
Родителям можно предложить поиграть с детьми дома в такие игры, как: «Игры с монетами», «Найди лишнее», «Поиск закономерностей», «Найди одинаковые монеты», «Что изменилось?» и т.д. Подобные игры прекрасно развивают мелкую моторику, внимание, память, мышление и речь ребенка, а правила игр знакомы любому родителю. Например, для игры «Найди одинаковые монеты» нужно разложить на столе несколько монет различного номинала. Пусть будет несколько двухрублевых, рублевых монет, пятирублевых, пара десяток и по одной монете номиналом 50 и 10 копеек. После чего попросите ребенка найти одинаковые монеты, уточните, на какие признаки опирался ребенок при сортировке монет: цвет, размер, элементы дизайна.
Также можно предложить поиграть в семейную игру «Монополия», которая нравится не только детям, но и взрослые с удовольствием вовлекаются в нее. Эта игра прекрасно формирует у ребенка навык экономического мышления и рационального использования ресурсов. Способствует формированию четкому представлению детей, что для достижения поставленной им цели необходимо продумать тактику своего поведения. В ходе игры ребенок узнает, что такое вливание собственных средств, долги и кредиты, как работает система денег и какую пользу можно получить, обращаясь с ними грамотно. Пусть это всего лишь игра, но игра с проекцией на взрослую жизнь.
Предложить родителям совместное посещение с детьми магазинов – это еще один путь приобщения дошкольников к семейной экономике. Оставить ребенка дома одного – нельзя и небезопасно, поэтому целесообразно готовить ребенка к предстоящим посещениям магазинов. Например, мама предлагает вместе составить список предстоящих покупок, выделить возможную сумму на какую-то покупку ребенку обещает ему, если он будет терпеливым, тогда на обратном пути «мы погуляем в сквере, ты покачаешься на качелях, я посижу и посмотрю, как быстро ты научился лазать по лестнице» и т. д.
Таким образом, совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию дошкольников. Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны действовать «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства. Пр...
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Знакомство детей с такими понятиями, как "деньги", "товар, "счет" и т. д., с помощью сюжетных, дидактических, театрализованных игр; чтением и обыгрыванием сказок, скороговорок...
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»...
Презентация "Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"
Презентация "Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме "Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста».
План по самообразованию по теме "Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"...
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»
Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...
“Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста”
Одна из задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования направлена на решение формирования общей культуры по экономическому воспитанию дошкольников, развития личности детей,...