Презентация проекта «Сказка как средство воспитания трудолюбия у старших дошкольников»
презентация к уроку (средняя группа)

Кантеева Вера Петровна

В презентации сформированы: проблема, цель, задачи проекта «Сказка как средство воспитания трудолюбия у старших дошкольников». Представлены:ожидаемый результат, формы реализации проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prezentatsiya_proekta.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная автономная дошкольная образовательная организация

«Детский сад №18»

Презентация проекта

«Сказка как средство воспитания трудолюбия у старших дошкольников»

 (ОО «Социально-коммуникативное развитие»  (труд),

ОО «Художественно-эстетическое развитие» (чтение художественной литературы))

 (подготовительная к школе группа)

Подготовила воспитатель первой

квалификационной категории Кантеева В.П.

Уважаемые коллеги! Я представляю вашему вниманию презентацию проекта «Сказка как средство воспитания трудолюбия у старших дошкольников», разработанного мною в рамках реализации инновационного опыта работы  «Социально-нравственное развитие ребенка с использованием методов сказкотерапии».

Проект рассчитан на учебный год

Проблема проекта:

Воспитание у детей трудовых навыков, играющих  важнейшую роль в приобщении  к общественно полезной деятельности, способствующей в будущем правильному выбору профессии.

Цель проекта:

     Формировать представление о труде как ценности общества, основы

  • достойной и благополучной жизни страны, семьи и каждого человека, через ознакомление с трудовыми процессами героев сказок. 

Задачи проекта:

  • развить у детей трудолюбие, осмысленное отношение к жизни;  интерес и самостоятельность детей в разных видах доступного труда, умение включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками через дежурство, выполнение трудовых поручений, ручной труд и пр.
  • обеспечивать освоение умений сотрудничества в совместном труде,

элементарного планирования, взаимодействия с партнерами, оценки результатов труда.

  • закреплять сформированные  навыки:

самообслуживания (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей)

хозяйственно-бытового труда (уборка групповой комнаты, участка)

трудовых поручений в природе (в уголке природы, в цветнике, огороде, саду)

ручного труда (починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек и пр.)

  • развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей;

Предполагаемый результат проекта:

Сформирует:

  • навыки самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, трудовых поручений в природе, ручного труда, способствующие правильному поведению в быту и в общественных местах;
  • первичные представления о многообразии профессий в современном мире, о содержании профессионального труда в соответствии с общей структурой трудового процесса
  • знания детей и родителей о мероприятиях, направленных на закрепление трудовых навыков,  формирование на этой основе нравственного поведения дошкольников

Разовьет:

  • личностные качества ребенка, направленные на формирование позитивного, уважительного отношения к полезной деятельности
  • познавательную активность, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности;

Воспитает:

  • уважительное отношение к профессиям своих родных и близких;
  • позитивное, уважительное отношение к полезной деятельности.
  • ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи.

В работе над проектом была использована научно-методическая

литература:

  1. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. — Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. — (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  2. «Детство»: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др..- СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
  3. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду.Старшая и подготовительная к школе группы /.И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова.-М.: ТЦ Сфера, 2008. — 208 с. (Программа развития)
  4. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. — 2-е изд. — Москва: Амрита-Русь, 2008. — 256 с. — (Образование и творчество).
  5. Мы в Мордовии живем: Примерный региональный модуль программы дошкольного образования / авт. О.В. Бурляева, Л.П.Карпушина, Е.Н. Коркина и др. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011 (рекомендовано Республиканским экспертным советом при Министерстве образования РМ, 2011 г.

На основе этой литературы был составлен перспективный план работы, который состоял  из трех этапов:

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

 - сбор информации, фотографий детей в самообслуживании и хозяйственно-бытовом труде, ставшем  традицией семьи;

- изучение литературы по формированию трудовых навыков и выборе ими ориентиров для воспитания своих детей.      ;

- привлечение педагогов МАДОУ  и родителей к поиску информации по теме «Трудовое воспитание у старших дошкольников»:

 - разработка проекта, постановка цели и задач.

Основной этап - практический:

Реализация комплекса  мероприятий:  проведение  запланированных занятий по ОО «Речевое развитие»  (Развитие речи),   ОО «Художественно - эстетическое развитие» (Художественная литература),  ОО «Художественно - эстетическое развитие» (Рисование);  мероприятий; обогащение предметно-развивающей среды; организация мероприятий с педагогами  (взаимопосещение занятий и мероприятий,  мастер-классы, педагогические мастерские)  и родителями  (проектная деятельность, участие детей, родителей в различных конкурсах)

Корректировка проекта.

Заключительный этап:

Анализ результата реализации проекта.

Обобщение результатов проделанной работы,

Подготовка и проведение презентации  проекта.

Постановка новой проблемы.

Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, педагоги, родители

 

Обеспечение проекта

- центры детской деятельности: ознакомления с историей и культурой республики Мордовия; развития движений и подвижных игр; художественного творчества и изодеятельности; детской литературы; экспериментрования.

- альбомы, иллюстрации;

- дидактические игры;

-, фотографии;

- аудио, видео версии сказок;

- методическая, краеведческая, художественная литература;

В работе с детьми были использованы различные формы реализации проекта:

  • Беседы с детьми:  «Что такое сказка?», «Расскажи о своем любимом сказочном герое», «Как вы понимаете слова: «Сказка-ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок», «Кем работают наши мамы и папы», «Как ты помогаешь  родителям?»
  • Сюжетно-ролевые игры: «Скорая помощь», «Ателье». «Дом мод», «Телевидение», «Поликлиника», «Больница», «Строительство», «Рыцари и принцессы». «Путешествие в сказочный город», «Вступаем в общество рыцарей»,«На балу у Золушки»,  «Уборка урожая на даче», «В гостях у бабушки», «Экскурсия на птицеферму»,  «Путешествие на остров сказок», «Путешествие с героями любимых книг», «Путешествие по сказкам», «Супермаркет».
  • Проблемные ситуации:  «Дома», «Свойства материалов», (Например, Поросята хотят  построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать  и др.)
  • Чтение художественной литературы (сказки с трудовой тематикой):

«Морозко», «Маша и медведь», «Колобок» народная сказка «Двенадцать месяцев», «Мужик и медведь» (другое название – «Вершки и корешки», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Репка», «Зайкина избушка», «Дочь и падчерица», «Кривая уточка», «Лиса и журавль», «Волшебная дудочка», пословицы и поговорки о здоровье и правильном питании.

  • Совместная деятельность с детьми:

Дидактические игры: «Встречи героев», «Звукорежиссеры», «Новые сказки»,  «Кому без них не обойтись?», «Угадай профессию». «Назови профессию». «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»  «Кому это нужно?»  «Кому без них не обойтись?»

Рассматривание альбомов: «Все работы хороши..», «Профессии наших

мам»;  Иллюстраций к сказкам с героями, выполняющими трудовые

действия.

Самостоятельная художественная деятельность детей:

Рисование на тему «Любимый герой из сказки»,

Аппликация. Изготовление масок героев для театрализованных игр.

Поделки из бросового материала, природного  материала.

Подвижные и малоподвижные игры: «Угадайте, что я делаю?»,

«Выбираем работу»

  • Физкультминутки, пальчиковая игры «Дружно маме помогаем», «Целый день тук да тук... »,  «Мы стоим на огороде, », «В огород пойдем, урожай соберём», «Колобок», «Книжки», «Сказки», «Гномики», «Репка», «Теремок».

Работа велась и  с педагогами:

  • Консультация для педагогов  «Экспериментирование в жизни дошкольника»
  • Экскурсия в  музей
  • Проведение открытых мероприятий: ООД «Мозаика профессий Мордовии»

В работу над проектом боли вовлечены и родители. Они  являлись

участниками и помощниками  в организации  и проведении мероприятий

  • Консультации «Трудовое воспитание в семье», «Ознакомление дошкольников с трудом взрослых»,  «Воспитание у дошкольников культуры семейных традиций»
  • Конкурсы, выставки: Выставка поделок из природного материала «Дары осени», «Мамы руки золотые», «Бабушкина шкатулка»

Работая над проектом пополнили предметно-развивающую среду.

Созданы картотеки по теме «Трудовое воспитание»:

«Сказки на прогулке»: «Ссора осины и березы», «Как ветер сначала поссорился, а потом подружился с листопадом», «Как рябина всех накормила», «Куда исчезают пауки поздней осенью», «Дружные воробьи», «Спасенные деревья», «Ветер-ветерок и белый Снежок»

 «Сказки, где герои проявляют трудовые навыки»:
► «Морозко» – «Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще до свету»
► «Маша и медведь» – «Напекла она пирожков… »
► «Колобок» – «Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила» .
► «Двенадцать месяцев» (народная сказка, а не её обработка Маршаком) – «…падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи» .
► «Мужик и медведь» (другое название – «Вершки и корешки» ) – мужик сеет сначала репу, а на следующий год – рожь.
► «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» – «Марья-царевна села ткать. Всю ночь ткала и выткала ковер, какого в целом свете не видывали: на нем все царство расписано, с городами и деревнями, с лесами и нивами, и птицы в небе, и звери в горах, и рыбы в морях; кругом луна и солнце ходят... »
► «Репка» – «Посадил дед репку» .
► «Зайкина избушка» – «Решили они избушки на зиму построить. Лисичка построила себе избушку из сыпучего снежка, а зайчик – из сыпучего песка» .
► «Дочь и падчерица» – «Пришла ночь. Красная девица затопила печь, заварила кашу; откуда ни возьмись, мышка… »
► «Кривая уточка» – «…уточка обернулась девушкой, избу вымыла, воды наносила и пирогов испекла» .
► «Лиса и журавль» – «А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке… На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком… »
► «Волшебная дудочка» – «С петухами сирота вставала, слезами умывалась, до полуночи по хозяйству управлялась. И пряла, и ткала, и по воду ходила, и дрова носила, и коров доила» .

«Сюжетно-ролевые игры»: «Скорая помощь», «Ателье». «Дом мод», «Телевидение», «Поликлиника», «Больница», «Строительство», «Рыцари и принцессы». «Путешествие в сказочный город», «Вступаем в общество рыцарей»,«На балу у Золушки»,  «Уборка урожая на даче», «В гостях у бабушки», «Экскурсия на птицеферму»,  «Путешествие на остров сказок», «Путешествие с героями любимых книг», «Путешествие по сказкам», «Супермаркет».

Дидактических игр:  «Угадай профессию». «Назови профессию». «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»  «Кому это нужно?»  «Кому без них не обойтись?»

Физкультминуток и палчиковых игр: «Дружно маме помогаем», «Целый день тук да тук... »,  «Мы стоим на огороде, », «В огород пойдем, урожай соберём» 

       Дошкольный возраст - самый благоприятный для воспитания у детей трудовых навыков.

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Это естественно. Нельзя научиться чему-либо, не делая этого. Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.

Нас радует, что дети растут трудолюбивыми, весёлыми, физически хорошо развитыми. Дети  закаляют тело и волю, становятся здоровыми и сильными, Необходимость с детства воспитывать у ребёнка полезные, здоровые привычки помогут ему добиться успеха, достичь целей в жизни, быть  счастливым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с семьёй как средство воспитания социальной компетентности старших дошкольников

В статье раскрывается опыт работы воспитателя в рамках реализации проекта "Моя сеья" для детей подготовительной к школе группы....

«ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА»

В детском саду чаще используют два вида коллективного труда: труд общий и труд совместный.Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и...

Методы и средства воспитания культуры поведения старших дошкольников

Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе игровой, обучающей деятельности, имеющей мо...

Статья на тему : «Квест-игры как средство воспитания и развития старших дошкольников»

Квест Игры как средство воспитания и развития старших дошкольников...

Православный праздник как средство воспитания духовной личности старшего дошкольника

Православное воспитание всегда было особо почитаемо русским народом.В дошкольном периоде идет постепенное накопление нравственного и духовного опыта так как духовно-нравственное воспитание на основе п...

Православный праздник как средство воспитания духовной личности старшего дошкольника

Православный праздник как средство воспитания духовной личности старшего дошкольника...