Знакомство с семьёй как средство воспитания социальной компетентности старших дошкольников
статья (подготовительная группа) на тему

Нестерова Ирина Михайловна

В статье раскрывается опыт работы воспитателя в рамках реализации проекта "Моя сеья" для детей подготовительной к школе группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство детей с семьей как средство воспитания социальной компетентности старших дошкольников

Подготовила:

воспитатель

МАДОУ «Детский сад №370» г. Перми

Нестерова Ирина Михайловна

За тысячелетнюю историю человечества сложилось две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждое из этих ветвей представляя институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Дошкольное образовательное учреждение является институтом общества, специально созданным для социализации дошкольника. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Одновременно доказано, что семья и ДОУ, интегрируя свои усилия в процессе социализации ребенка, способны обеспечить полноту и целостность социально – педагогической и культурно – образовательной среды, в которой ребенок живет и развивается.

Эффективность деятельности ДОУ в этой области определяется тем, насколько оно способно обеспечить усвоение и воспроизводство детьми унаследованных от прошлого ценностей и навыков, а также подготовку их к активной жизни.

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка, также нельзя не до оценивать: именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладывается основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества жизни. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную творческую активность, раскрывает индивидуальность.

В современном индустриальном обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены, передачи необходимых знаний о формировании семьи и воспитания детей становится одной из важных забот общества. Чем глубже разрыв между поколениями, тем более ощутима потребность родителей в получении квалифицированной помощи в воспитании своих детей.

Современная экономическая ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде, которую осуществляют сегодня не только родители, но и их помощники – воспитатели, учителя, общественность.

Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Воспитание ребенка в семье – это сложный социально – педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного взаимодействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителя к детям, сущность, которой заключена в радушной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей.

Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношения родителей и детей. Требования родителей реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощью убеждения, определенного образа жизни и деятельности ребенка. Личный пример родителей – важнейшее средство влияния на воспитание ребенка. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию.

Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношения родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров – всё это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения.

Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям. Воспитание в семье как процесс социализации детей в состоянии осуществить относительно небольшой процент российских семей (по данным статистике от 20 до 60 %). Тем не менее, семья остается тем институтом, которое имеет решающее значение для социализации ребенка.

Концепция модернизации российского образования определяет цель российской образовательной политики – «Обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия современным, актуальным и перспективным потребностям личности, общества, и государства».

Перспективы развития ребенка в современной дошкольной педагогике связываются с гуманизацией педагогического процесса, направленного на развитие творческого потенциала, личностных качеств – самостоятельности, активности, инициативы, духовности, эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, через погружение в социально культурную среду в условиях собственной практики, реального постижения объективно существующих ценностей – красоты, добра, любви, сочувствия, соучастия.

В силу специфики своей работы, с проблемами семьи и общества, сталкиваемся мы, педагоги. Первое знакомство воспитателя происходит сначала с ребёнком, а потом с семьёй. Дети приходят в детский сад из семей с разным уровнем образования, культуры, социального статуса.

Исходя из вышесказанного и учитывая актуальность данной проблемы, мы поставили цель: развивать у детей старшего дошкольного возраста в социальную компетентность при ознакомлении с семьёй.

Объектом нашей поисковой деятельности мы выбрали детей старшего дошкольного возраста 5 - 7 лет.

Предметом явилось знакомство детей с семьёй как средство социальной компетентности.

Для реализации поставленной цели, мы выдвинули задачи:

  1. Уточнять, обобщать и расширять знания детей о семье: о том кто такие родные; формировать представление о составе семьи; формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении значении имени, о традициях и обычаях.
  2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членом своим семьи.
  3. Совершенствовать умение детей составлять рассказ о семье; закреплять умение выразительно декламировать стихи; понимать и объяснять смысл пословиц и поговорок о семье; развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление;
  4. Объединять усилия педагогов и родителей на основе согласованности понимания цели, задач  и методов в развитии социальной компетентности каждого ребенка.
  5. . Привлечь родителей к совместной деятельности через организацию и проведение праздников для приобретения родителями и детьми целостного чувственного опыта партнерского доверительного взаимодействия друг с другом в совместной деятельности. Установить тесное сотрудничество ДОУ и семьи в вопросах социального развития личности ребенка.

В федеральной программе «Развитие», под редакцией Л. А. Венгера, по которой работает наше ДОУ, вопросы развития социальной компетентности у детей отражены недостаточно. Они представлены в разделах:

- развитие представлений об окружающем мире и о себе;

- ознакомление с художественной литературой и развитие речи:

-игра.

Учитывая это, педагоги ДОУ используют в своей работе региональную программу Коломийченко Л. В. «Программа социального развития детей дошкольного возраста», в которой имеются следующие разделы и блоки:

- «Культура быта»

- «Мир, в котором мы живем»

- «Человек среди людей»

- «Моя семья»

- «Мужчины и женщины»

- «Детский сад мой второй дом»

- «Я – человек: я – мальчик, я – девочка»

При этом вопросы воспитания социальной компетентности через знакомство с семьёй, раскрыты, на наш взгляд, неполно.

Поэтому с целью систематизации работы по социальному воспитанию, нами разработан перспективный план, в который включены следующие разделы:

-работа с детьми на занятиях;        

-продуктивная деятельность;

-кружковая работа;

-праздники и развлечения;

-взаимодействие с родителями дошкольников.

Весь новый материал по социальному развитию детей мы вносили и обыгрывали с детьми на занятиях, которые выстраивали по федеральной программе Л.А. Венгера «Развитие» и региональной программе Л.В.Коломийченко «Программа социального развития детей дошкольного возраста».

Нами были проведены следующие занятия:

-«Хорошо у нас в саду»;

-«Территория детского сада»;

-«История детского сада»;

-«Семья. Что это такое?»;

-«Моё имя. Что оно означает?»;

-«Моё ласковое имя»;

-«Близкие и дальние родственники»;

-Родословная моей семьи».

Остановимся подробнее на занятиях, связанных с ознакомлением детей со своей родословной.

Вопрос «нужно ли знакомить детей с родословной?» в настоящее время имеет скорее риторический характер. В современные программы и технологии по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром, по социальному воспитанию включены разделы, посвященные знакомству старших дошкольников со своей родословной.

Назовём лишь наиболее известные из них: программа ознакомления с социальным миром «Я - человек» С.А.Козловой; программа приобщения к традиционной отечественной культуре «Наследие» М.Ю.Новицкой, Е.В.Соловьёвой; педагогическая технология «Открой себя» Е.В.Рылеевой

Рассказ о своей семье, роде, т.е. о «родственниках, имеющих одну и ту же фамилию, одного и того же общего предка», называется родословной или историей семьи. О своей семье, о своём роде, о различных поколениях, т.е. о «людях, родившихся примерно в одно и тоже время, примерно одинакового возраста», можно рассказать и словами и рисунком.[20 c.446]

С целью знакомства детей со своей  родословной, мы использовали такие методические приёмы, как:

-Беседы «О близких и дальних родственниках», «Кем ты хочешь стать», «Мы- помощники», «Если хочешь быть здоров», «Как появился детский сад», «Теплота родного дома», «Зачем человеку имя», «Зачем нужны фамилии?», «Праздники моей семьи», «Семейные традиции», «Моё ласковое имя», «Наша дружная семья»);

-Чтение произведений художественной литературы  (В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо», О.Уайльд «Мальчик- звезда», В.Осеева «Три сына», «Хорошее», Серова «Папа дома», Я.Аким «Моя родня», «Мой брат» и другие);

-Составление рассказов о родных: «Моя любимая мамочка», «Мой любимый праздник», «Что означает моё имя», «Бабушка», рассказы по картинам);

-Рассматривание картин (Д.Жилинский «Семья», Т.Яблонский «Свадьба», А.Ван Дейк «Семейный портрет», Я.Колокольников- Воронин «Автопортрет с женой и сыном», Ю.Кугач «В субботу», И.Хомутова «Семья»);

-Приглашения бабушек на «Посиделки»;

-Составление семейных альбомов;

-Разучивание стихотворений о маме, папе, бабушке и т.д.;

-Разучивание пословиц, поговорок о семье, труде и отдыхе:

-Дидактические игры  («Семья», «Каждой вещи своё место», «Все профессии хороши», «Кому что нужно», «Нарисуй портрет», «Каждый труд нужен», «Этикет»);

-Продуктивные виды деятельности (аппликация, лепка, рисование);

-Прослушивание песен;

Итогом совместной работы явилось составление индивидуального генеалогического древа для каждой семьи.

Особое внимание мы уделяли разнообразию методических приёмов при проведении занятий, развитию у детей творческого мышления:

-«Перевирание» сказки или сказка наоборот: известные сказочные герои наделяются противоположными чертами характера. Например, Золушку заколдовала злая волшебница и теперь она злая, грубая, ленивая, а ёё сестры – трудолюбивые, добрые девочки. Что будет? И обыгрываем с детьми этот новый сюжет.

-Игра в «волшебника»: предлагаем ребенку стать волшебником: «Вот тебе волшебная палочка! Ты можешь превращать людей, вещи во что пожелаешь. Только помни условие: не навреди!». Правила для остальных детей:«как только палочка коснется вас, вы превращаетесь… Итак, слушайте волшебника»

-Прием «овеществления» живое наделяется свойствами неживого. Например, воспитатель говорит: «Человек – сосулька». Надо показать действия этого человека, рассказать, где он живет, что есть, как ходит, чего опасается.

               -Игра в заданном ключе: детям предлагается ситуация, а они должны придумать и разыграть её продолжение. Например, что могло бы произойти, если бы вы оказались у роботов (мама – робот, папа – робот); или в стране, где всё сделано из шоколада. Представляете, что у вас с мамой и папой шоколадный дом и к вам пришла шоколадная бабушка?

Мы организовали выставки детских работ, выполненных на кружке и совместные поделки с родителями на различную тематику, подарки для самых близких к праздникам.

Для сплоченного детского коллектива и сотрудничества родителей, мы отводили большую роль праздникам и развлечениям.

Совместно с родителями мы провели музыкальные, физкультурные праздники: «Семейные посиделки», «В гостях у елочки», «Родословная - старинная русская традиция», «Посиделки у самовара», «Моя мама самая умелая», «Весёлые старты», «Аты, баты шли солдаты».

Родители на наших праздниках были активными участниками. Это выражалось не только в совместных с детьми играх, эстафетах, но и например, в использовании таких игровых приёмов, как,: мама начинает стихотворение, ребенок продолжает, поём вместе с мамами, совместное исполнение сценки мамы и ребенка, украшение зала к празднику вместе с родителями, родители показывают детям номера – сюрпризы, загадывают загадки.

Мы систематизировали художественную литературу, произведения писателей по социальному воспитанию для детей старшего возраста.

Учитывая, что эти произведения в федеральной программе «Развитие» представлены в неполном объеме, мы дополнили предложенный перечень такими произведениями: Е. Пермяк «Смородинка», Л Толстой «Старый дед и внучек», «Как бы ты поступил, чтобы не огорчать маму».

Применяли прием загадывания загадок, разбор пословиц о маме. Совместно с детьми определяли поручения для «копилки добрых дел»: сделать дома полезное дело; оказать помощь бабушке, дедушке» и т. д.

Для привлечения внимания детей и поддерживания разговора о своей семье мы использовали такие приемы: как составление рассказа из личного опыта детей. Например: чем ты любишь заниматься дома, как ты даришь радость близким.

Для пополнения предметной среды группы нами было приобретены и изготовлены настольно – печатные игры, дидактические игры, художественная литература, атрибуты к сюжетно – ролевым играм, подвижным играм, к играм – драматизациям.

Совместно с родителями оформили:

Фотоальбомы:

-«Моя дружная семья»;

-«Бабушка и дедушка»;

-«Ура, лето!»;

-«Мои близкие и дальние родственники».

Тематические альбомы:

-«Мои ласковые имена»;

-«Моё имя и его значение»;

-«Генеалогическое древо моей семьи»;

-«Наши мамы».

Стенгазеты:

-«Мама, папа, я - спортивная семья»;

-«Как мы отдыхали всей семьёй»;

-«Бабушкины посиделки»;

-«Папа - мой лучший друг»;

-«Моя мама самая, самая…»

Родители стали больше интересоваться жизнью детей в группе, делиться своими проблемами в семейном воспитании детей.

Родители наших воспитанников презентовали в группе свои семейные фотовыставки: «Профессия наших мам и пап», «Традиции и праздники нашей семьи», «Хобби наших бабушек и дедушек».

Для улучшения методического обеспечения сопровождения нашего проекта, нами были составлены сценарии, развлечения: «День матери», «День отца», «В гостях у сказки» (театрализованная деятельность с родителями), турпоходы совместно с воспитателями, инструктором по физической культуре и родителями с детьми в Балатовский парк.

Для систематизации содержательности работы воспитателей с родителями нами был составлен перспективный план по взаимодействию ДОУ с семьями дошкольников, в который мы включили такие формы работы с семьёй:

1.Родительские собрания.

2.Дни открытых дверей.

3.Организация и проведение совместных игровых, спортивных занятий по социальному развитию ребёнка.

4.Оформление стендов для родителей: «Как правильно общаться с ребёнком», «Гиперактивный ребёнок», «Как помочь ребёнку и себе преодолеть негативные эмоции», «Ошибки семейного воспитания», «Как организовать досуг в семье», «Культпоходы с семьёй в выходной день».

5.Участие родителей в спортивных праздниках и развлечениях.

6.Оформление консультаций по вопросам социального воспитания детей в семье «Семейные традиции», «Зачем нужны семейные традиции».

Все родительские собрания проходят с активным участием родителей. Мы заранее знакомим их с предстоящими вопросами для совместного обсуждения.

Часто устраиваем диспуты, конференции, обмен опытом по актуальным для родителей вопросам воспитания детей.

Приглашаем на встречи с родителями специалистов, как нашего детского сада, так и специалистов психологических и других центров.

Проводим КВН с родителями детей другой группы такого же возраста. Иногда собираемся отдельно с мамами и другими членами семьи для обсуждения вопросов взаимоотношения в семье.

Вместе с родителями составили и внедрили свои групповые традиции воспитания детей:

-Ежедневные приветствия;

-Семейно- групповые чаепития;

-Дни бабушек;

-Встречи с интересными людьми;

-Сладкие вечера;

-Дни рождения;

-Выставки стенгазет;

-День игры с родителями, бабушкой, дедушкой;

-Ежедневные беседы «Как прошел день?»;

-Календарь жизни группы;

Проведя диагностику социального развития детей в конце учебного года, мы выявили позитивную динамику в изменении уровня подготовленности детей. Всего в группе – 21ребенок, из них:

 На высоком уровне –18детей

На среднем уровне –3детей

На низком уровне  - нет

При этом улучшились знания детей о структуре семейных связей, сформировалось понимание того, что родственники не могут жить все в одном месте, и все они имеют разные интересы, профессии, дети знают значение и происхождение своего имени, традиции и родословную своей семьи.

Проанализировав оснащенность методического обеспечения по социальному воспитанию, мы определили, что:

  1. Есть перспективный план работы, способствующий систематизации взаимодействия родителей детей и ДОУ.
  2. Разработаны и успешно внедряются конспекты игровых, тематических занятий разных возрастных групп
  3. Оформлен практический консультационный материал для сотрудников ДОУ и родителей по вопросам взаимодействия.
  4. Представлены разработки семинара – практикума для сотрудников ДОУ по нравственному воспитанию.
  5. Составлены сценарии праздников, развлечений, досугов с активным участием родителей.
  6. Оформлена подборка консультационного материала для информационных стендов для родителей по социальному воспитанию.
  7. Разработаны и составлены анкеты для родителей.

8. Проводятся встречи представителей администрации школы с родителями будущих первоклассников и выпускников;

  1. Организуются дни открытых дверей для родителей;
  2.  Родители активно привлекаются к организации и проведению мероприятий выходного дня: это всевозможные экскурсии, совместные посещения театров, кино.

11. Проводятся выставки совместных творческих работ детей и родителей.

12. Организуются праздники, концерты, спортивные соревнования с участием родителей и детей;

13. Любимой формой совместного с родителями досуга стали походы выходного дня.

14. Вопросы взаимодействия с родителями по социальному воспитанию стали активно планироваться воспитателями в календарных планах.

Наиболее удачными формами работы с родителями явились;

- совместные занятия детей и родителей по развитию социальной компетентности дошкольников, которые проходили в игровой и традиционной форме. В эти занятия были включены игры «ласковые фанты», игра «интервью у мамы», дидактическое упражнение «построй семью».

-Участие родителей в празднике «Папа, мама, я – музыкальная семья»; «А ну-ка бабушки»; праздник «День рождения детского сада»; «Семейные посиделки у самовара»; «Аты-баты, шли солдаты» (ко Дню защитника отечества); «Любимая мамочка»;

-Участие родителей в развлечениях «Осень золотая»; «Здравствуй зимушка-зима»; «Широкая масленица»; «Весна - красна».

- Культпоходы выходного дня.

Проведя углубленную работу по знакомству детей с семьёй как средством воспитания социальной компетентности дошкольников, мы можем сделать следующие выводы:

1. Семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования социальных убеждений ребенка.

2. Формировать социальные, духовные и нравственные позиции детей при знакомстве детей с семьёй необходимо с дошкольного возраста.

3. Формировать социальную компетентность ребенка возможно только при тесном сотрудничестве с семьей.

4. Для установления тесного сотрудничества ДОУ и семьи необходимо использовать разные формы их взаимодействия .

5. Взаимодействие ДОУ и семьи благоприятно отражается на формировании положительного отношения ребенка к семейным традициям и окружающему миру.

6. Разнообразная и содержательная среда группы по социальной направленности способствует развитию интереса у детей к миру, формированию социальной компетентности детей и успешному усвоению ими программы по социальному воспитанию.

7. Для целенаправленной работы с детьми по внедрению программы социального воспитания необходимо перспективное планирование и систематическое включение вопросов социального развития детей в календарные планы воспитателей и специалистов.

8.Необходммо проводить работу с детьми и родителями по составлению своей родословной с целью поиска своих корней, установлению преемственности поколений, исторического развития ребёнка в целом.

9. Благодаря тесному взаимодействию ДОУ и семьи по вопросам социального воспитания, повысилась родительская компетентность по нравственной культуре дошкольника.

Какие можно дать рекомендации для воспитателей по вопросу знакомства детей с семьёй как средство социальной компетентности дошкольников?

1. Вопросы социального воспитания должны быть включены в годовой план ДОУ, и систематически отражаться в планах календарной деятельности.

2. Социальное, нравственное и духовное воспитание в ДОУ необходимо осуществлять в тесном контакте со всеми специалистами, работающими с детьми.

3. Формы взаимодействия с родителями по социальному воспитанию детей, должны быть разнообразными и содержательными, направленными на воспитание социальной компетентности детей:

- совместные занятия детей и родителей по социальному, нравственному  и духовному воспитанию;

- досуги, развлечения, праздники, например, «Папа, мама, я – спортивная семья»;

- «Папа, мама, я – музыкальная семья»;

- походы выходного дня;

4. Воспитателю необходимо информировать родителей по работе, проводимой ими по всем разделам программы и в частности по социальному воспитанию.

5. Привлекать родителей к совместному проведению досуговой деятельности с детьми, проведению совместных выставок, конкурсов, выпуску совместных стенгазет, фотомонтажей и т.д.

6. Воспитателями для целенаправленной и систематической работы с детьми и родителями по социальному воспитанию, должен быть составлен перспективный план работы, разработаны конспекты занятий, сценарии праздников, досугов, развлечений.

7. Вопросы формирования социальной компетентности детей отражать в предметной среде таких центров, как книжный, изобразительной деятельности, музыкальный, театральный, кабинет по театральному воспитанию.

8. Создавать для детей в группе благоприятные условия для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин» и т.д.

9. Для изучения динамики роста уровня социальной компетентности детей необходимо два раза в год (сентябрь, май), проводить диагностику развития социальных качеств детей.

Таково содержание проекта по вопросу знакомство детей с семьёй как средство социальной компетентности старших дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социальной компетентности старших дошкольников.

Формирование социально-коммуникативной компетентности является важнейшей составляющей личностной сферы и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире....

Опыт работы по средству формирования социальной компетентности старших дошкольников

Мы привыкли считать образовательное учреждение  местом, где идёт подготовка детей к будущей жизни,  передаются соответствующие знания, умения и навыки, но жизнь для детей идёт уже сейчас, сп...

"Давайте, поиграем" игра как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников

Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание друг друга....

Психолого-педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности старших дошкольников с речевыми нарушениями

В статье рассматривается понятие социальной компетентности, анализируются структурные компоненты социальной компетентности у старших дошкольников при нарушении речи и нормативном развитии, рассматрива...

«Развитие социальной компетентности старших дошкольников с нарушениями межличностных отношений средствами игры»

Даже опытные педагоги не знают   как вести себя с ребенком в той или иной ситуации, как поступить правильно, чтобы каждому в коллективе детей было уютно и комфортно....

Консультация для родителей на тему: «Особенности формирования социальной компетентности старших дошкольников»

Консультация для родителей на тему: «Особенности формирования социальной компетентности старших дошкольников»Подготовила воспитатель: Кузнецова С.П. Дошкольный возраст – важный ...