Проект «Создание серии альбомов «Ягоды Севера»
проект

Кузовова Зарина Фликсовна

Проект «Создание серии альбомов «Ягоды Севера» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Разработка проекта по взаимодействию с родителями».

Пояснительная записка к проекту

«Создание серии альбомов «Ягоды Севера» с использованием элементов декоративного рисования в совместной деятельности с семьями воспитанников»

 (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»).  

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Важной социальной задачей, стоящей перед дошкольными образовательными учреждениями, является оказание помощи семье в воспитании ребенка. Изменились не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества».

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определен принцип партнерского взаимодействия с родителями, который ориентирует педагога на вовлечение родителей в реализацию образовательной программы, в создание условий для полноценного и своевременного развития ребенка-дошкольника, т.к. родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

        Все большую актуальность приобретает одна из форм совместной деятельности - проекты. Они меняют роль воспитывающих взрослых в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде», отталкиваясь от интересов и потребностей ребенка для достижения одной общей цели.

         Вопрос взаимодействия с семьями дошкольников является одной из годовых задач нашего дошкольного учреждения.

Представленный проект с участием родителей для детей дошкольного возраста (5 лет-6 лет) является одной из форм познавательной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования. В ходе планирования и проведения проекта, интегрируются образовательные области: социально-коммуникативное и познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие. Проект является средством вовлечения родителей в образовательный процесс и средством усиления ДОУ и семьи в вопросах формирования представлений о природе родного края и формирования у детей интереса к декоративно-прикладному творчеству.

Понимая значимость вышесказанного, мною разработан совместный проект с родителями детей дошкольного возраста (5 лет- 6 лет) «Ягоды Севера» художественно-эстетической направленности.

Паспорт проекта

Наименование проекта

Совместный проект с родителями

«Создание серии альбомов «Ягоды Севера» с использованием элементов декоративного рисования в совместной деятельности с семьями воспитанников»

(образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)  

Основание для разработки проекта

1.Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013г.№1155г. Москва.

3.Программа Развития образования г. Нижневартовска на 2015 – 2020 гг.

Разработчик проекта

Воспитатель Кузовова Зарина Фликсовна

Цель проекта

Обогащение содержания совместной деятельности родителей с детьми через использование нетрадиционных форм сотрудничества.

Задачи проекта

  1. Создать условия для обогащения содержания совместной деятельности родителей с детьми.
  2. Формировать у дошкольников умения составлять узоры на основе разных видов декоративно-прикладного творчества (на бумаге разной формы-силуэты: матрешка, разделочная доска, конь и т.д.).
  3. Продолжать знакомить детей с приемами использования      элементов растительного орнамента (ягод) природы родного края.
  4. Расширять представления детей о растительном мире родного края.

Реализация проекта позволит:

У дошкольников сформировать целевые ориентиры:

 - ребенок овладеет основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

- ребенок будет обладать установкой положительного отношения к миру природы; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

- ребенок обладает развитым воображением, различает условные и реальные ситуации;

- ребенок может выражать свои мысли и желания;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика;

- ребенок способен к волевым усилиям, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- обладает начальными знаниями о растительном мире родного края, где он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы;

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

У родителей будет:

- осознание важности формирования творческой личности ребенка;

- понимание, что они сами являются источниками сохранения и передачи народных традиций и культуры следующему поколению;

- повысится активность участия в жизни детского сада.

Организация контроля за реализацией проекта

Контроль за реализацией проекта осуществляет:

Заведующий ДОУ

Заместитель заведующего по ВМР

Срок реализации проекта

1 год

Типология проекта:

-по доминирующему виду: творческий;

-по характеру содержания: включает ребенка и семью (по участию), ребенка и природу (по содержанию);

-по количеству участников: фронтальный;

-по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы в контакте с семьями воспитанников;

-по времени проведения: долгосрочный.

Участники проекта: дети дошкольного возраста (5л.-6л.), родители воспитанников, воспитатели.

Направление проекта: художественно-эстетическое.

Актуальность

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определен принцип партнерского взаимодействия с родителями, родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. Одной из форм совместной работы ДОУ с родителями и детьми является проектная деятельность. Проекты помогают, отталкиваясь от интересов и потребностей ребенка, выстраивать партнерские отношения между всеми участниками образовательных отношений для достижения одной общей цели.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Роль и значение народного декоративного творчества в воспитании детей отмечают ученые А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и др. По их мнению, декоративно-прикладное творчество пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.        

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного творчества осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Проанализировав программу воспитания и обучения «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, я решила уделить большее внимание знакомству с народным творчеством и обучению детей декоративному рисованию через расширение представлений о растительном мире родного края. 

Проект направлен на самостоятельную творческую активность детей через декоративное рисование, расширение представлений о растительном мире родного края, в частности, ягодах Севера.

Цель проекта: Обогащение содержания совместной деятельности родителей с детьми через использование нетрадиционных форм сотрудничества.

Задачи проекта: 

  1. Создать условия для обогащения содержания совместной деятельности родителей с детьми.
  2. Формировать у дошкольников умения составлять узоры на основе разных видов декоративно-прикладного творчества (на бумаге разной формы-силуэты: матрешка, разделочная доска, конь и т.д.).
  3. Продолжать знакомить детей с приемами использования элементов растительного орнамента (ягод) природы родного края.
  4. Расширять представления детей о растительном мире родного края.

Проектная идея:

- создание серии альбомов «Ягоды Севера» совместно с родителями воспитанников посредством использования элементов декоративного рисования, расширение представления у детей о растительном мире родного края.

Работа воспитателя при подготовке к проекту:

  • Создать шаблон альбома «Собери узор» с прозрачными страницами.
  • Подобрать и оформить дидактические игры для использования в совместной деятельности.
  • Разработать методические пособия для использования на магнитной доске «Разноцветная мозаика».
  • Составить консультации для родителей:
  • «Народное декоративно-прикладное творчество».
  • «Как правильно создать условия для занятий по декоративному рисованию дома».
  •  «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры».
  • «Знакомство с элементами растительного орнамента в процессе декоративного рисования».
  • «Декоративное рисование хохломской росписи».
  • «Народные промыслы в системе художественно - эстетического воспитания дошкольников».
  • Создать буклеты:
  • «В гостях у народных мастеров».
  •  «Русские народные художественные промыслы».
  • «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры».
  • «Народное искусство в жизни вашей семьи».
  • «Декоративное рисование по мотивам росписи».
  • «Схемы поэтапного рисования различных видов росписей».

Роль родителей, детей в реализации проекта:

  • Сбор описательных информаций о ягодах Севера;
  • Сбор фотографий, материала из газет, журналов, интернет-ресурсов;
  • Активное участие родителей в оформлении серий альбомов «Ягоды Севера»;
  • Создание буклетов;
  • Организация совместной с родителями выставки-презентации страниц альбома:

- вот такая ягодка (внешний вид, вкус);

- где она растет;

- как она цветет;

- где можно увидеть;

- кто питается этой ягодой;

- рецепты с ягодой;

- полезные, лечебные свойства ягод;

- изделия с изображением ягод;

- использование в декоративно - прикладном творчестве;

- образец в декоративном рисовании;

- художественное слово о ягодах;

- рисунки детей растительного орнамента в различных видах росписей.

Реализация проекта позволит:

У дошкольников сформировать целевые ориентиры:

- ребенок овладеет основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

- ребенок будет обладать установкой положительного отношения к миру природы; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

- ребенок обладает развитым воображением, различает условные и реальные ситуации;

-  ребенок может выражать свои мысли и желания;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика;

- ребенок способен к волевым усилиям, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- обладает начальными знаниями о растительном мире родного края, где он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы;

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

У родителей будет:

- осознание важности формирования творческой личности ребенка;

- понимание, что они сами являются источниками сохранения и передачи народных традиций и культуры следующему поколению;

- повысится активность участия в жизни детского сада.

Этапы работы над проектом:

Этапы

Содержание

1-Мотивационный этап (сентябрь 2018 г.)

На этапе создаётся информационная база необходимая для реализации проекта, осуществляется рекламно - информационная кампания.

Проблемная ситуация: необходимо создать серии альбомов с рисунками ягод родного края;

Обсуждение с родителями плана мероприятий по созданию совместных альбомов «Ягоды Севера»;

Распределение ролей и обязанностей совместно с родителями;

Сбор информации;

Размещение объявления на стенде для родителей о предстоящем мероприятии.

2- Деятельностный этап

(октябрь-2018г.,апрель-2019 г.)

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Работа воспитателя с детьми в группе:

Организация практической деятельности совместно с детьми и родителями.

Проведение бесед, консультаций, разработка памяток и буклетов.

Организация совместных выставок в группе, в холле ДОУ.

Создание серии совместных альбомов «Ягоды Севера».

3- Заключительный этап

(май 2019 г.)

Систематизация и обобщение полученных знаний воспитанников.

Рефлексия деятельности участников проекта:

Оценка результатов.

Презентация серии совместных альбомов «Ягоды Севера» всем участникам образовательных отношений.

Трансляция результатов проекта в фотовыставке на сайте ДОУ.

Диссеминация опыта работы педагогическому сообществу на городском уровне, в интернет-сети.

Интеграция образовательных областей

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

«Социально – коммуникативное развитие»

Беседы:

  1. «Какие ягоды нашего края вы знаете?».
  2. «Полезные свойства ягод Севера».
  3. «Где используют эти ягоды».
  4.  «Кто еще любит эти ягоды».
  5. «В каких росписях используется растительный орнамент - ягоды».

Речевое развитие

чтение рассказов, стихотворений, произведений; разучивание стихотворений, песен; загадывание загадок; обсуждение пословиц, поговорок, чистоговорок, примет; рассматривание фотографий, рисунков, картин.

Познавательное развитие

- игры:

- дидактические;

- сюжетно – ролевые;

- настольные; 

-просмотр познавательных фильмов на интерактивной доске;

- посещение функционального помещения «Зимний сад»;

- экспериментирование с ягодами родного края

Физическое развитие

подвижные игры, физкультминутки, игровые упражнения.

Результаты реализации проекта.

        

                Таким образом, долгосрочный проект был реализован в полном объеме. В ходе совместной работы при реализации проекта была создана серия альбомов «Ягоды Севера», при создании которых каждый ребенок практически имел возможность удовлетворить интерес к декоративно-прикладному творчеству,умело использовать различные приемы в передаче росписей. Расширил свои представления о растительном мире родного края.

Оформление серии альбомов «Ягоды Севера»

 Описание: E:\к през\DSC_1360.JPG     

         

                 

                                         

Серии альбомов «Ягоды Севера»

                 

                                         

Список литературы

1.Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013г.№1155г. Москва.

3.Программа Развития образования г. Нижневартовска на 2015 – 2017 гг.

4.Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 2003.

5.Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000.

6.Корабельников В.А. Рисуем орнамент (по методике Е.Г. Ковальковской). Москва. ФМИЗХ, 2001.

7.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 2006.

8.Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. Москва. Педагогическое общество России, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для создания мини - альбома для знакомства детей с видом народного промысла: росписью "Гжель"

Материал для создания мини-альбома в тематическую зону "художественное развитие" на тему "Гжель"...

Макеты для игры на развитие цветового восприятия "КРУГОЦВЕТ" в серии "Фрукты-ягоды"

Дидактическая игра, направленная на развитие цветового восприятия дошкольников. Подборка "Фрукты-ягоды" рекомендована к использованию с детьми раннего возраста или старше. Макеты являются со...

Создание поздравительных альбомов ко Дню защитника Отечества детьми младшей группы

В преддверии праздника Дня защитника Отечества детьми младшей группы № 5 пошагово создавался альбом для папы, куда вошли рисунки, аппликации. Задачи: учить ритмичному нанесению штрихов, линий, пя...

Методические рекомендации "Создание электронных альбомов"

Электронный альбом – это собранный материал на электронный носитель, направленный на одну тему. В электронный альбом входят: конспекты занятий, презентации, видео и аудио ролики....

Создание поздравительных альбомов для мам к 8 Марта детьми младшей группы № 5

В преддверии праздника 8 Марта детьми младшей группы № 5 «Улыбка» пошагово создавался альбом для мамы, куда вошли рисунки, аппликации. Задачи: учить ритмичному нанесению штрихов, лини...

карточки для создания альбома "Животные севера"

Карточки для создания альбома "Животные севера"  (иллюстрация и текст)...