Программы ДОП
рабочая программа

Кузовова Зарина Фликсовна

1. Программа ДПОУ по обучению   письму детей дошкольного возраста (6л.- до прекращения образовательных отношений)  «Пишу красиво».

2. Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Экономика для дошкольников».

3. Парциальная образовательная программа дополнительного образования  (по интересам воспитанников) для детей дошкольного возраста 5л.-6л. по развитию конструктивных способностей «Конструктор».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

№ п/п

Содержание

Стр.

1

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

1.2

Цели и задачи реализации программы

1.3

Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста (5лет -7лет)

1.4

Планируемые результаты освоения  программы

2

Содержательный раздел

2.1

Образовательная деятельность в соответствии  с ФГОС ДО

2.2

Комплексно-тематическое планирование

3

Организационный раздел

3.1

Материально-техническое обеспечение Программы

3.3

Развивающая предметно-пространственная среда

Список литературы

Паспорт Программы

Наименование программы

Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет -7лет) «Экономика для дошкольников»

Основание для разработки программы

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.

2.Приказ Минобрнауки «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013г. №1014.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 

4.Письмо Минобразования от 02.06.98 г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий».

5."Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049 -13 от 15.05.2013 №26.

6.Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» авт. Д.А.Шатова и др.

Заказчик программы

Родители (законные представители)

Разработчик программы

Кузовова З.Ф., воспитатель  первой квалификационной категории

Исполнители программы

Педагогический работник, отвечающий за реализацию программы

Цели программы

Способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста (6л.7л.).

Задачи программы

1.Учить детей осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества».

2.Способствовать развитию у детей воображения, коммуникативных способностей, навыков взаимодействия со взрослыми и другими детьми, первоначальных навыков самопознания, самооценки и саморазвития личности.

3. Воспитывать у дошкольников уважение людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги, вместе с тем проявляющих примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.

Ожидаемые конечные результаты

К концу учебного года:

  1. У детей будет заложено начало экономического мышления.
  2. Дети будут проявлять интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни, к деньгам, осознают правила их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи.
  3. Будут иметь знания о новых профессиях, умение рассказывать о них.
  4. Дети приобретут умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.
  5. Дети будут общительны, иметь чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.

 Организация контроля

за реализацией Программы

Контроль за реализацией программы осуществляет

Заведующий ДОУ

Заместитель заведующего по ВМР

Совет педагогов

Совет родителей

Срок реализации Программы

1 учебный год

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

В старшем дошкольном возрасте  формируется произвольность поведения: на основе приобретенной ранее способности к осознанию собственных действий у ребенка возрастает способность к самоконтролю и волевой регуляции поведения.

Способность к осознанности и волевой саморегуляции — это одна из определяющих психологических предпосылок для приобщения дошкольника к такой сложной области человеческой деятельности, как экономика.

Другая предпосылка для приобщения ребенка к экономической сфере человеческой деятельности состоит в активном освоении детьми пяти-шести лет мира социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним, формировании ориентации на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности. Ребенок пяти-шести лет начинает осознавать суть понятий «выгодно — не выгодно», «выигрыш — проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха».

Третьей предпосылкой является становление и развитие способности к децентрации: готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.

В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценност ное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена — и этическими: честность, щедрость, экономность.

Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.

Взрослые часто сталкиваются с ситуациями не всегда честного обмена — «детского бартера»: ребенок пытается схитрить, обмануть, выгадать. Это важный настораживающий сигнал осознанного отношения к ценности вещи и понимания ребенком самого факта нечестного обмена. В этом случае первые опыты экономической деятельности ребенка оказываются вне нравственного поля. Таким образом, очевидна необходимость установления и поддержания тесной взаимосвязи экономического образования и нравственного воспитания в дошкольном детстве.

Нередко возникают такие жизненные ситуации, в которых взрослые имеют возможность объяснить ребенку, что хорошо, а что неприемлемо (обман, выгода за счет другого, воровство и т. п.). Например, когда дети не ценят того, что им покупают, дарят (одежду, игрушки, карандаши, бумагу, краски, гаджеты и др.), когда бездумно и безжалостно портят, ломают и выбрасывают вещи. Задача взрослых — объяснить детям, почему следует уважать труд и бережно относиться к его результатам, и доступно раскрыть взаимосвязь труда, экономики и нравственности.

Безусловно, в период дошкольного детства огромную роль играет семья и то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения к экономическим ценностям. Семья в решении задач экономического воспитания — ведущий социальный институт. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она решает. В семье — реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие. От того, какое настроение у родителей (оптимистичное, вера в то, что все можно решить, умение убедить ребенка, что есть трудности, но они временные), зависит эмоциональное состояние и маленького члена семьи.

Другие социальные среды, с которыми соприкасается ребенок: детский сад, учреждения дополнительного дошкольного образования, дружеские компании, учреждения культуры, СМИ и т. д. — представляют еще более широкий спектр для познания реалий современного мира, в том числе экономических. Надо иметь в виду, что дети, особенно дошкольники, воспринимают события, происходящие в широком социальном контексте, через призму семейного отношения к ним.

В своих играх дети пользуются экономическими понятиями: покупают, работают, получают деньги. Эти ситуации условные, «как будто», но в них дети закрепляют и уточняют многие житейские мудрости, проигрывают роли членов семьи.

Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта взаимосвязь.

Программа экономического воспитания дошкольников (далее — Программа) предполагает опору на такие виды занятий, труда, которые помогают детям понять, что только хорошее качество результатов труда имеет ценность, освоить смысл понятия «брак в работе» и уразуметь, почему он не нужен никому — ни детям, ни взрослым.

  1. Цель и задачи Программы

Цель: способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста (6л.7л.).

Задачи:

1. Учить детей осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества».

2. Способствовать развитию у детей воображения, коммуникативных способностей, навыков взаимодействия со взрослыми и другими детьми, первоначальных навыков самопознания, самооценки и саморазвития личности.

3. Воспитывать у дошкольников уважение людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги, вместе с тем проявляющих примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.

Принципы и подходы к формированию Программы

Предлагаемая Программа в работе с детьми требует осторожности, разумной меры. Неслучайно ее ведущие принципы — учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания), что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее — ФГОС ДО). Содержание Программы способствует социально-коммуникативному и познавательному развитию детей.

Работа по Программе будет способствовать формированию и развитию у детей воображения, коммуникативных способностей, навыков взаимодействия со взрослыми и другими детьми, первоначальных навыков самопознания, самооценки и саморазвития личности.

Программа построена на следующих принципах:

Принцип  развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Сочетается с принципами научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

Принцип единства  воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.

Принцип возрастной адекватности,  предполагающий подбор педагогам содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.

Принцип учета соблюдения преемственности между возрастными дошкольными группами.        

Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста

(6лет -7лет)

(5лет -7лет)

Характерной особенностью данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

         Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

         Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

         Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять  существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

         Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.

         В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно грамматические конструкции.

     Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.

         Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 5 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

         У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.

         В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

         Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.

         Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 5 – 7 летнего возраста.

 

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

В процессе нравственно-трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких базисных качеств экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, деловитость, трудолюбие

Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков.

В отдаленной же перспективе стоит цель — воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.

Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

В результате освоения Программы дети:

  • адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);
  • знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
  • знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
  • понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);
  • знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
  • знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
  • адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;
  • в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
  • любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
  • бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
  •  следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
  • с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;
  • проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);
  •  замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;
  • объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;
  •  проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;
  • переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;
  • сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе;
  • с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Образовательная деятельность  в соответствии  с  ФГОС ДО

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей и охватывает следующую  структурную единицу, представляющую определенные направления развития и образования детей (образовательные области) (п.2.6. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").

Образовательная область «Познавательное развитие» - предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

1. Труд – продукт – товар.

Педагогические задачи:

  • формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий;
  • учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
  • стимулировать деятельность “по интересам”, проявление творчества и изобретательности.

2. Деньги и цена (стоимость)

Педагогические задачи:

  • формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости;
  • воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;
  • дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.

3. Реклама.

Педагогические задачи:

  • развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе;
  • дать представление о рекламе, о ее назначении;
  • учить детей правильно воспринимать рекламу ("Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение”);
  • воспитывать разумные потребности.

4. Полезные экономические навыки и привычки в быту.

Педагогические задачи:

  • учить  прогнозировать последствия своих решений и действий с вещами и деньгами (если я выброшу, отдам, испорчу, то мне этого уже не вернуть, и т. п.).
  • формировать умения экономить, делать сбережения, планировать, что купить сейчас, а что — позднее; предусматривать все предстоящие расходы —
    такие как оплата квартиры, воды, электроэнергии, детского сада, проездных билетов, обедов в школе, продуктов питания и т. д.;
  • способность заранее позаботиться о сбережении средств на отдых, развлечения, подарки, крупные покупки. Копилка —
    полезная игрушка: как ею пользоваться
    и ради чего.

2.2. Комплексно-тематическое планирование

для детей дошкольного возраста (6лет-7лет)

Месяц

Тема

Содержание

Сентябрь

Труд и продукт труда (товар)

Формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада; учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым; стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

Октябрь

Деньги и цена (стоимость)

Закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты,
купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег. Как формируется стоимость: вложения средств, затраты труда, качество, спрос и предложение (например, почему яблоки зимой дорогие, а осенью дешевые).Понятия «дорого» и «дешево», «дороже — дешевле».

Ноябрь

Торговля и торг

Торговля, купля-продажа; виды и формы торговли (товарами, услугами, ресурсами; оптом и в розницу; в магазине или по Интернету и т. п.).

Хозяин товара и продавец.

Этические аспекты торговли (честность, открытость информации, поддержка новичка, местного предпринимателя и т. п.). Бюджет (на примере бюджета семьи). Что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы». Планирование расходов в соответствии с бюджетом; распределение бюджета; участие детей в планировании предстоящих покупок. Понятия достатка, уровня жизни, показатели уровня жизни; богатство и бедность.

Декабрь

Источники дохода

Меценат, спонсор, благотворитель — суть понятий, общее и различия.

Познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны;

воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения);

дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.

Январь

Реклама: что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п.), где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается на улицах и т. д.).

Дать представление о рекламе, ее назначении; поощрять объективное отношение детей к рекламе; развивать у детей способность различать рекламные уловки; учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой;

учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).

Февраль

Полезные экономические навыки
и привычки в быту

Умение прогнозировать последствия своих решений и действий с вещами и деньгами
(если я выброшу, отдам, испорчу, то мне этого уже не вернуть, и т. п.).

Формирование умений экономить, делать сбережения, планировать, что купить сейчас, а что — позднее;

предусматривать все предстоящие расходы —
такие как оплата квартиры, воды, электроэнергии, детского сада, проездных билетов,
обедов в школе, продуктов питания и т. д.; способность заранее позаботиться о сбережении средств на отдых, развлечения, подарки, крупные покупки. Копилка —
полезная игрушка: как ею пользоваться
и ради чего.

Март

Нравственные ориентиры в социально-экономической сфере

Воспитание у детей следующих привычек: бережного обращения со своими вещами и вещами, принадлежащими другим — взрослым, сверстникам; разумного использования материалов для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.); экономии воды, электроэнергии (выключать, если ими в данный момент никто не пользуется); нетерпимости к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам. Если экономить и беречь — хорошо, то почему же жадничать — плохо? Показывать детям образец достойного поведения в быту (экономное отношение к воде и свету, бережное отношение к вещам и пр.).

Апрель

Что же важнее денег?

Формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь;

воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам;

воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и потребностей; дать детям представление о творческом поиске лучшего решения (либо компромисса) в спорных ситуациях, в ситуациях трудного нравственного выбора и др.

Май

Праздник «Мы — бережливые»

Сформировать у детей понимание целесообразностии бережливости. Выработка у дошкольников следующих привычек:бережное обращение со своими и чужими вещами; разумное использование имеющихся материалов для игр и занятий; бережное отношение к природным ресурсам; нетерпимость к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам; рациональная трата денежных средств (сохраняя вещь, экономим деньги, не тратя их на покупку новой).

Полярные категории и поиски баланса. Жадность и щедрость. Трудолюбие и леность.

Много вариантность решений (на примере нехватки того, что требуется всем): поделить поровну; разыграть; отдать тому, кому нужнее; сделать так, чтобы хватило на всех и т. п. (разыграть в лотерею последний кусок пирога — или испечь новый пирог, которого хватит на всех; поделить игрушки, играть всем вместе, наделать еще игрушек и т. п.)

III. Организационный раздел

Программа реализуется в совместной деятельности педагога с детьми  один раз в месяц.

При этом, в процессе повседневной деятельности группы, закрепляются экономические знания детей, полученные во время занятий (например, собираясь с детьми на прогулку, обращается внимание детей на необходимость выключать свет в помещении); в разных видах труда (в рамках самостоятельной деятельности детей помогая сервировать, аккуратно обращаться со столовыми приборами, выключать воду после мытья рук, не оставлять пищу в тарелке и куски хлеба на столах) и.др.

Занятия групповые. В теоретических занятиях основой для занятий является сказка. Это и предварительное ознакомление с произведением, а затем обсуждение прочитанного и использование полученных знаний в играх. Практические занятия проходят в игровой форме с использованием сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических игр.

3.1.Материально-техническое обеспечение Программы

Материально-техническое обеспечение реализации Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания отвечает:

-санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

-правилам пожарной безопасности;

-возрасту и индивидуальным особенностям развития детей;

-требованиям развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО;

-оснащено учебно-методическим комплектом.

Примеры народной мудрости: пословиц, поговорок, сказок

«Труд и продукт (товар)»

Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей», сказка Ш. Перро «Золушка», народная сказка «По щучьему велению», народная сказка «Морозко», сказки К.И. Чуковского «Телефон», «Федорино горе», сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», народная сказка «Репка».

Пословицы и поговорки: «Терпение и труд все перетрут», «Дело мастера боится», «Без работы день годом кажется», «Какие труды, такие и плоды», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда!», «Береженая посуда два века стоит», «Не зарься на чужое, свое береги».

«Деньги и цена (стоимость)»

Сказка К.И. Чуковского «Муха — цокотуха», сказка А.Н. Толстого «Золотой ключик», сказка Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», сказка Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».

Пословицы и поговорки: «Время — деньги», «Без копейки рубля нет», «Без хозяина деньги — черепки», «Деньги к деньгам льнут», «Ближняя копеечка дороже дальнего рубля».

«Реклама»:Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах», сказка Г.Х. Андерсена «Новое платье короля», сказка С.В. Михалкова «Как старик корову продавал».

3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС)  – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, прилегающими территориями, предназначенными для реализации Программы), материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья.

К теме “Труд-продукт-товар”

  1. Пособия “Назови профессию”, “Профессии”, “Как товар приходит к человеку”.
  2. Посуда, книги разного качества (сорта).
  3. Демонстрационные пособия “Гжель”, “Жестово”, “Дымковская игрушка”.
  4. Мелкие игрушки из киндер-сюрпризов (для магазина детских товаров).
  5. Ценники.
  6. Книга для детей “Профессии” Безруких М.Н., Филипповой Т.А.

К теме “Реклама”

  1. Рекламные газеты “Клиент”, “Экстра-М” и др.
  2. Рекламные буклеты, красочные рекламные листки, газетные объявления.
  3. Буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек для детей

К теме “Деньги”

  1. Пособия или готовые материалы к играм (или готовые игры): “Супермаркет”, “Автосалон”, “Продукты”, “Путешествия”.
  2. Мелкие монеты, которые сейчас в ходу, достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп. (примерно по 15 штук на каждого ребенка: по 5 штук каждого достоинства).
  3. “Портреты” членов семьи.
  4. Круг (большой) на листе ватмана с секторами; в каждом секторе отразить в рисунках, аппликациях содержание постоянных расходов: культурные, бытовые, налоги, банк, оплата за детский сад, за обучение и др.
  5. Альбом нумизмата с купюрами и монетами разных стран.
  6. Кошельки, сумочки величиной с образец “денег”, которые используются для игр и занятий.
  7. Книга для детей “Деньги” (А.Д.Шатова, Ювента, 2003).

Список литературы

Нормативные документы

1

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2

Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). URL: http//fgosreestr.ru.

4

Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» автор А.Н.Шатова

Интернет-ресурсы

5

www.cbr.ru - официальный сайт Банка России

6

fincult.info - сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»



Предварительный просмотр:

№ п/п

Содержание

Стр.

Паспорт Программы

I

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

1.1.1

Цель и задачи Программы

1.1.2

Принципы и подходы к формированию программы

1.1.3

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

1.2.

Планируемые результаты освоения Программы

1.2.1

Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии ФГОС ДО

1.2.2

Целевые ориентиры  на этапе завершения дошкольного образования

1.2.3.

Педагогическая диагностика

II

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Описание образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

2.2.

Комплексно-тематическое планирование

III

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Материально-техническое обеспечение Программы

3.2.

Объем образовательной нагрузки (учебный план)

3.3.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

IV.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

4.1.

Контроль за реализацией Программы

4.2.

Механизм реализации программы

Список литературы        

Паспорт программы

Наименование дополнительной платной услуги

Программа дополнительного образования по интересам детей по развитию конструктивных способностей у детей дошкольного возраста 5л.-6л. «Конструктор».

Основание для разработки программы

  1.         Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.

2. Приказ Минобрнауки «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013г. №1014.

  1. Письмо Минобразования от 02.06.98 г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий».
  2. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г.

 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

  1. Постановление №28 от 28.09.2020 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Министерство юстиции РФ зарегистрировано Регистрационный номер 61573 от 18.12.2020)
  2. Устав МАДОУ г.Нижневартовска ДС №40 № «Золотая рыбка»
  3. Пособия к магнитному электронному конструктору «Старт Блок» (1часть,2 часть)».

Заказчик программы

Родители (законные представители)

Разработчик программы

Кузовова Зарина Фликсовна

воспитатель первой квалификационной категории

Исполнители программы

Педагогический работник, отвечающий за реализацию программы

Цель программы

Развитие технического творчества у детей дошкольного возраста (5лет-6лет) средствами  робототехники.

Задачи программы

1.Формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств; работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).

2.Развивать умение постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;

3.Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Ожидаемые конечные результаты

К концу реализации программы у детей:

1.Сформированы первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств; работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).

2.Развиты умения: постановки технической задачи, сбора и изучения нужной информации, находить конкретное решение задачи и материального осуществления своего творческого замысла;

3.Дети ценностного относятся к собственному труду, труду других людей и его результатам.

 Организация контроля

за реализацией Программы

Контроль за реализацией программы осуществляет:

Заведующий ДОУ

Заместитель заведующего по ВМР

Совет родителей (законных представителей)

Срок реализации Программы

1 учебный год

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, можно сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей. LEGO-конструкторы современными педагогами перечисляются к ряду игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению культурного богатства окружающего мира. 

Одним из важных условий обновления является использование LEGO-технологий. Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.

Обучение и развитие в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники. Кроме того, актуальность LEGO-технологии и робототехники значима в свете внедрения   ФГОС, так как:

  • являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и физическое развитие);
  • позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
  • объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

В программе обобщен теоретический материал по LEGO-конструированию, предложены собственные способы организации обучения конструированию на основе конструктора «Старт блок».

  1. 1.Цель и задачи Программы

Цель: развитие технического творчества у детей  дошкольного возраста (5лет -6лет) средствами робототехники.

Задачи:

1.Формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств; работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).

2.Развивать умение постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;

3.Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа построена на следующих принципах:

Программа дополнительного образования «LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ» реализуется с учетом возрастной психологии и дошкольной педагогики.

- Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка

- Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач

-Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными        возможностями и особенностями детей

- Принцип гуманизации (признание уникальности и неповторимости каждого ребенка, уважение к личности ребенка)

-Принцип дифференциации и индивидуализации (интересы, склонности, индивидуальные возможности ребенка)

- Принцип непрерывности и системности

1.1.3.Значимые характеристики для разработкии реализации Программы

Характеристика образовательного учреждения

Учредитель

Департамент образования администрации города Нижневартовска

Тип образовательного учреждения

Дошкольное образовательное учреждение

Наименование образовательного учреждения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска детский сад № 40 «Золотая рыбка»

Вид

Детский сад

Статус учреждения

Муниципальное

Юридический адрес

Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, г. Нижневартовск,

ул.  Северная 8 «б»

Регистрационное свидетельство

Серия № НВ-11 регистрационный №92643

Телефон/факс

(3466) 41-29-00

Е-mail

  madoy40ribka@yandex.ru

Сайт

http://dou40.edu-nv.ru/

Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста

 (5лет -6лет)

5 –6 лет

Основная идея Программы заключается в реализации более широкого  и глубокого  содержания образовательной деятельности в детском саду с использованием  конструкторов LEGO.

Реализация Программы с использованием LEGO-технологии проходит в нескольких направлениях.

  1. Направление

Использование   LEGO-конструкторов с  дошкольного возраста (возрастная категория 5 – 6 лет).  Системность и направленность данного процесса обеспечивается включением LEGO- конструирования в регламент образовательной деятельности детского сада, реализуется в рамках совместной деятельности с детьми.

LEGO-конструирование начинается со старшего дошкольного возраста. Детям предложен конструктор LEGO Duplo. Дети знакомятся  с основными деталями конструктора   LEGO Duplo, способами  скрепления элементов,  у детей  формируется  умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.

II.        Направление «Простые механизмы»

    Детям предлагается курс LEGO-конструирования «Простые механизмы», который разделен на 3 части: зубчатые колеса; оси; рычаги. Дети знакомятся с подвижными постройками, такими как карусель, катапульты, манипуляторы, тележки, шлагбаумы, и т.д. Возрастная категория детей с 5 до 6 лет.

III.        Направление «Робототехник»

Реализуется расширение и углубление содержания конструкторской деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста за счет использования программируемых конструкторов нового поколения LEGO WеDо. Дети собирают и учатся программировать простые модели-роботы LEGO через приложения в компьютере. Первые роботы LEGO  WeDo.

        Направление «Робототехник» для детей от 5 до 6 лет. Данное направление помогает положить начало формированию у воспитанников подготовительных групп целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данного курса позволяет расширить и углубить технические знания и навыки дошкольников, стимулировать интерес и любознательность к техническому творчеству, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать гипотезы.  

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

1.2.1.Целевые ориентиры дошкольного образования

в соответствии с  ФГОС ДО

         Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

К концу реализации программы у детей:

1.Сформированы первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств; работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).

2.Развиты умения: постановки технической задачи, сбора и изучения нужной информации, находить конкретное решение задачи и материального осуществления своего творческого замысла;

3.Дети ценностного относятся к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Итоги предоставления дополнительной платной услуги по Проведение занятий по развитию конструктивных способностей у детей «Конструктор» предоставляются на отрытых занятиях родителям, выставках детского творчества в ДОУ.

1.2.2.Целевые ориентиры

на этапе завершения дошкольного образования

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

-ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способ

ен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

1.2.3. Педагогическая диагностика

      Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в ходе совместной деятельности.

Цель: определить продвижение дошкольников в освоение программы «Лего страна».

Методика проведения:

Детям предлагается воспроизвести простые конструкции по схемам.

Модели. Конструирование по замыслу.         

Критерии

Низкий: Правильно воспроизводят конструкции только при практическом использовании схемы путём прямого наложения на нее деталей. В своих действиях не самостоятельны: на схеме изображают только отдельные, разрозненные элементы конструкции. Заменяют в пространстве схемы одни фигуры другими; нарушают пропорции частей постройки. для обнаружения ошибок пользуются помощью воспитателя. Словесный план и схематический рисунок как средства предварительного обдумывания постройки использовать не могут. Название постройки дают в результате практического получения конструкции, напоминающей какой- ни будь предмет. При замещении персонажей деталями, не учитывая их особенностей, выбирают заместители.

Средний: дети узнают 2 -3 детали правильно; схемы воспроизводят с ошибками, которые исправляют по словесному указанию взрослого или после практического применения фигур и схем, делают это самостоятельно. Создают схему с некоторыми неточностями в изображении формы и размеров деталей. Уточнения вносят по словесному замечанию воспитателя. Словесно определяют только темы и общий облик задуманного предмета, создают его тематический рисунок. О своём замысле рассказать не могут, реализуют его не точно.  

Высокий: дети узнают 4 - 5 деталей. «Читают» схему правильно и воспроизводят постройки на основе глазомерной ориентировки в схеме; действуют самостоятельно. Возможны небольшие неточности. Называют заранее тему постройки, учитывают её в ходе постройки, соответствующие названному предмету. При обдумывании замысла используют расчлененную схему. Самостоятельно персонажей с учетом их своеобразия. Стремятся разыграть все модели конструирования.

                

Критерии оценивания результатов освоения Программы

ФИ ребенка

Умение правильно конструировать поделку по инструкции педагога

Умение правильно конструировать поделку по схеме

Умение правильно конструировать

поделку по образцу

Умение правильно

конструировать поделку по замыслу

Умение детей моделировать объекты по иллюстрациям и рисункам

Умение детей моделировать объекты, используя разные виды передач

Умение детей моделировать объекты и самостоятельно их программировать

сентябрь

май

сентябрь

май

Сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

Май

сентябрь

май

сентябрь

май

Уровень требований, предъявляемых к ребенку по каждому из параметров, зависит от степени мастерства ребенка.

Высшее мастерство:

Достаточное мастерство:

Недостаточное мастерство:

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Описание образовательной деятельности

в соответствии с ФГОС ДО

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей и охватывает следующую структурную единицу, представляющую определенные направления развития и образования детей.

  • художественно-эстетическое развитие - предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Содержание указанной образовательной области зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целью и задачами Программы.

2.2. Комплексно-тематическое планирование

Месяц

Тема занятий

Цели и задачи

Оборудование

Всего часов

сентябрь

1

Вводное занятие программного обеспечения LEGO

Знакомство с конструктором LEGO WeDo и его возможностями

Набор конструктора

Стр.-1,2,3,4,5

Рис.- 1,2,3,4,5,6

1

2

Сборка тележки

Сборка тележки с простыми колесами Перекрестная ременная передача.

Набор конструктора

1

3

Изучение механизмов

«Шагающей машины»

Знакомство с зубчатым колесом (передача движения)

Набор зубчатых колес

Стр.-7,8

Рис.-7,8,9,10

1

4

Зубчатые колёса

«Шагающей машины»

Рассматривание схемы зубчатых колес

Набор зубчатых колес

Стр.-9,10

Рис.-10,11,

1

октябрь

5

Зубчатые колёса

«Шагающей машины» со сменой передач

Смена направления передачи движения (повышающая и понижающая передача)

Набор зубчатых колес

Стр.-10,11

Рис.-12,13,14,15

1

6

Зубчатые колёса

«Шагающей машины» с передачей и волчка

Учить соединять зубчатые колеса и применять их в постройке. Сборка передачи и волчка

Набор зубчатых колес и мелких деталей

Стр.-12,13,14,15

Рис.-16,17,18,19,20,21,22,23,24

1

7

Промежуточное зубчатое колесо

Сборка робота «Всадник на коне»

Учить соединять зубчатые колеса и применять их в постройке

Набор зубчатых колес и мелких деталей

Стр.-16,17

Рис.-1,2,3,4

1

8

Коронные зубчатые колёса

«Всадник на коне» с передачей движения

Знакомство с зубчатым колесом (передача движения).

Набор зубчатых колес и мелких деталей

Стр.-18,19

Рис.-5,6,7,

1

ноябрь

9

Понижающая зубчатая передача, повышающая зубчатая передача ««Всадник на коне» со сменой передачи

Смена направления передачи движения (повышающая и понижающая передача).

Набор лего-конструктора

Стр.20,21

Рис.-8,9,10

1

10

Сборка «Всадник на коне»  с вращающимся табло

Перекрестная ременная передача. Снижение, увеличение скорости.

Набор лего и пульт с приводом

Стр.-22,23,24,25

Рис.-11,12,13,14,15,16,17

1

11

Сборка «гоночной машины» с червячной передачей

Червячная зубчатая передача

Набор лего

Стр.-26,27,28

Рис.-1,2,3,4,5,6

1

12

Сборка тачки

Сборка механизма с ременной передачей.

Механизмы и ремни для передач

Стр.-29,30,31

Рис.-7,8,9,10,11,12

1

декабрь

13

Колеса и оси

Сила трения

Знакомство с силой трения.

Набор лего

Стр.-32,33,34

Рис.-13,14,15,16,17,18

1

14

Простая пушка

Перекрестная ременная передача

Набор лего

Стр.-35,36,37

Рис.-1,2,3,4,5,6

1

15

Пушкас одиночной фиксированной осью

Сборка пушки с одиночной фиксированной осью. Соревнование на скорость.

Набор лего с осями

Стр.-38,39

Рис.-7,8,9,10

1

16

Построение модели «пушки» по замыслу

Закрепление умения составлять модель конструкции по замыслу.

Набор лего

Стр.-40,41,42

Рис.-11,12,13,14,15,16

1

январь

17

 Датчики и моторчики «автокрана»

Изучение датчиков и моторов

Датчики, моторчики и пульт управления

2 часть Стр.-4,5,6

Рис.-1,2,3,4,5,6,7

1

18

Сборка машины «Автокран» с передним приводом

Управление мощностью мотора при помощи датчика наклона.

Моторчики и передние приводы с пультом

2 часть Стр.-7,8

Рис.-8,9,10,11

1

19

Датчик наклона и расстояния

Сборка интересного механизма.

Набор лего с датчиками и пультами

2 часть Стр.9,10,11

Рис.-12,13,14,15,16

1

20

Прицеп «Автокрана»

Учить собирать модель по схеме

Пластины, датчик наклона и пульт

2 часть Стр.-11,12,13,14

Рис.-17,18,19,20,21,22,23

1

февраль

21

Рычаги автокрана

Сборка рычага.

Набор лего с рычагами

2 часть Стр.-15,16

Рис.-24,25,26,27

1

22

Различные рычаги

«мотоцикла»

Учить собирать разного вида рычаг

Набор лего

2 часть Стр.-17,18

Рис.-1,2,3,4

1

23

Сборка мотоцикла

Сборка мотоцикла по схеме

Набор лего

2 часть Стр.-19,20

Рис.-5,6,7,8

1

24

Сборка катапульты

мотоцикла

Сборка по схеме

Набор лего

2 часть Стр.-21,22

Рис.-9,10,11,12,13

1

март

25

Мотоцикл

Учить детей «читать» схемы-развертки простейших конструкций.

Схемы-развертки мотоцикла

2 часть Стр.-23,24

Рис.-14,15,16

1

26

Конструирование «Автопоезда»  по готовой схеме

Учить детей «читать» схемы-развертки простейших конструкций

Набор лего

2 часть Стр.-25,26

Рис.-1,2,3,4

1

27

Конструирование «автопоезда»  по готовой схеме с приводом

использовать схематический рисунок задуманного предмета

Набор лего

2 часть Стр.-27,28

Рис.-5,6,7,8

1

28

Построение модели «автопоезда»

составлять модель конструкции по схеме

Набор лего

2 часть Стр.-29,30

Рис.-9,10,11,12

1

апрель

29

Завершение постройки «автопоезд»

Конструирование и программирование заданных моделей

Набор лего

2 часть Стр.-31, 32

Рис.-13,14,15,16

1

30

Постройка «Экскаватора»

Конструирование и программирование заданных моделей

Набор лего

2 часть Стр.-33,34

Рис.-1,2,3

1

31

Экскаватор

Конструирование и программирование заданных моделей

Набор лего с программированной схемой

2 часть Стр.-34,35

Рис.-4,5,6

1

32

Завершение постройки «Экскаватора»

Конструирование и программирование заданных моделей

Набор лего с программированной схемой (модель)

2 часть Стр.-36,37

Рис.-7,8

1

май

33

Самостоятельное построение модели по схеме

Закрепление умения составлять модель конструкции по схеме

Набор лего

2 часть Стр.-37,38

Рис.-9,10,11,12

1

34

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки

Набор лего

1 часть Стр.-42,43

Рис.-15,16

35

Конструирование моделей, их программирование

Закреплять полученные навыки

Набор лего

2 часть Стр.-15,16

Рис.-26,27

1

36

Презентация моделей, фото выставка моделей

Презентация моделей, фото выставка детских построек

Ноутбук с экраном

1

III. Организационный раздел

3.1.Материально-техническое обеспечение Программы

Материально-техническое обеспечение реализации Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания отвечает:

-санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

-правилам пожарной безопасности;

-возрасту и индивидуальным особенностям развития детей;

-требованиям развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО;

-оснащено учебно - методическим комплектом.

Для реализации данной программы в дошкольном образовательном учреждении созданы максимальные условия: в ДОУ оборудован кабинет ИЗО.

3.2. Объем образовательной нагрузки (учебный план)

Наименование услуги

Форма проведения

Количество детей

Длительность занятия (мину-ты)

Количество занятий в неделю на одну группу

Количество занятий  в месяц на одну группу

Количество занятий  в год  на одну группу

Исполнитель

Программа дополнительной платной услуги по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста (5лет-6лет) «Конструктор»

Груп-

повая

10

30

1

4

36

Педагогический работник

3.3.Организация развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, прилегающими территориями, предназначенными для реализации Программы), материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья.

п/п

Наименование

Количество

1

Наборы  конструктора лего  

4 набора

2

Мелкие предметы и игрушки

2 набора

3

Игрушечная машина

на каждого ребенка

4

Схемы-образцы разных конструкций

на каждого ребенка

5

Демонстрационная доска

1

6

Проектор

1

7

Ноутбук

1

8

Мультимедийные устройства

1

9

Технические карты

на каждого ребенка

10

Наглядно – демонстрационный материал.

1 набор

VI. Заключительный раздел

4.1. Контроль за реализацией Программы

Вид контроля

Содержание контроля

Форма предостав-ления

Текущий контроль

организация занятий с детьми

справка

Итоговый контроль

уровень усвоения программы воспитанниками, посещающими занятия по дополнительной платной образовательной услуге в начале, середине, конце учебного года.

справка

Фронтальный контроль

соблюдение санитарно-гигиенических требований к режиму занятий

справка

Инспекционный контроль

проверка результатов деятельности с целью установления использования исполнения законодательства

справка

4.2. Механизм реализации Программы

Список литературы

1. Ташканова Л.В., «Робототехника в детском саду».

2. Пособие к магнитному электронному конструктору «Старт Блок» (1часть,2 часть)»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...