Воспитание как процесс воздействия общества на личность человека
статья

Сергеева Светлана Николаевна

статья для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание как процесс воздействия общества на личность человека.

Воспитание – это процесс направленного воздействия на личность (объект) субъекта воспитания (семья, близкое окружение, школа, социальная среда, средства массовой информации). В результате такого воздействия формируются определенные качества, свойства, черты личности, в которых заинтересовано общество (коллективизм, интернационализм, патриотизм, непримиримость к вражеской идеологии и т.д.).

Воспитание – это двухстороннее социальное взаимодействие, взаимно активный процесс воспитателя и воспитуемого, который можно рассматривать:

  • В узком смысле – практическая деятельность воспитателя по отношению к ребенку, организованный и целенаправленный процесс развития у воспитанников позитивных свойств и качеств;
  • В широком смысле – функция социальных институтов и общества по передаче накопленной предыдущими поколениями культуры, усвоение ее современным поколением через систему норм, знаний, умений, навыков, способов деятельности, отношений и т.д.

Воспитание является механизмом управления процессами социализации. Социализация личности предполагает ее формирование с учетом физиологических и психологических особенностей. Воспитание можно рассматривать как сознательно контролируемый и целенаправленный процесс социализации.

Воспитание осуществляет две главные функции:

  • Создание условий, благоприятствующих процессу социализации и развитию личности;
  • Упорядочивание социальных, физических, психологических влияний на личность.

Реализуя данные функции, воспитание способно ослабить или полностью преодолеть негативное влияние социализации, привнести ей гуманистическую направленность. В отличие от воспитания, социализация – процесс непрерывный. Воспитание, как правило, ограничено временем и местом. Как воспитание, так и социализация включают в себя усвоение нравственных норм. Однако воспитание направлено на развитие в личности духовности, а социализация – на развитие духовного здоровья общества. Если общество не стремится к развитию и поддержанию духовного здоровья, социализация во многом замещается адаптацией.

Духовное здоровье общества, его стабильность невозможны без духовного развития личности. Успехи социальных преобразований, или их неудачи зависят от уровня нравственной культуры социума. Процессы социализации и воспитания неразрывно связаны, и на их пересечении располагается процесс индивидуализации личности. Здесь происходит обучение ролям, личность включается в систему общественных отношений, обретает социальную природу, опыт, адаптируется к социуму.

Развитие личности происходит благодаря тому, что в процессе социализации она приобщается к нравственным и моральным нормам, нормам права. Социализация тем больше будет содействовать развитию личности, чем выше будет уровень духовного развития общества.

Основные направления воспитания и социализации:

  • Воспитание нравственности и этического сознания (смысл жизни, нравственный выбор, милосердие, справедливость, честь, почитание старших, достоинство, любовь, свобода совести и вероисповедания);
  • Воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к правам, свободам, обязанностям человека (любовь к своему народу, служение Отечеству, гражданское общество, правовое государство, долг перед Отечеством и семьей, закон и правопорядок, свобода и ответственность);
  • Формирование представлений об этических ценностях и идеалах, воспитание чувства прекрасного (эстетический мир личности, гармония, красота, художественное творчество);
  • Воспитание ценностного отношения к здоровью и формирование навыков здорового образа жизни (физическое и социальное здоровье, здоровый образ жизни);
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, профессиональная ориентация (истина, познание, созидание, творчество, трудолюбие, настойчивость и целеустремленность, бережливость);
  • Воспитание экологической культуры, ценностного отношения к окружающей среде (заповедная природа, родная земля);
  • Воспитание социальной ответственности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихи для воспитания качеств личности человека высокой культуры.

Стихи для воспитания качеств личности человека высокой культуры....

Научно-практическая статья«Общество, семья, личность: теория и практика решения актуальных проблем»

В статье рассматриваются такие вопросы как:Понятие личности и ценности образования Ценности образования в российской педагогической школе  Образование - всеобщая форма развития личности...

Исторический очерк "Воздействие общества на семью и ребенка через ритуалы и обычаи"

Периоду детсва в традиционной культуре придавалось большое значение....

Развитие и воспитание у дошкольников личности гражданина России: приобщение к традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе в интересах человека, семьи, общества и государства.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он п...

Презентация "Художественное-эстетическое воспитание, как процесс воздействия на развитее личности ребенка." (тестопластика)

Дети от природы наделены яркими способностями. Чтобы ребенок мог развить свою фантазию и утолить своё любопытство, важно создать художественно-эстетическую развивающую среду.   Цель художест...

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Гражданско-патриотическое воспитание сего

     Символы государства имеют собственную историю. В своем развитии они прошли долгий путь, в них был заложен глубокий смысл, их создателями двигали прекрасные и добрые идеи. Пр...

«Технологии воспитательной деятельности». Воспитание как процесс воздействия общества на личность человека.

Статья о необходимости разработки программы духовно - нравственного воспитания в ДОУ....