Макет ПДД
план-конспект занятия (старшая группа)

Игра макет для детей 5- 7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maket_pdd.docx31.52 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Звездочка» г.Балашова Саратовской области»

Макет «Безопасная дорога»

для детей старшего дошкольного возраста

(5-6 лет)

Авторы - составители:

Адаховская Светлана Харисовна, воспитатель

первой квалификационной категории,

Белоусова Ирина Александровна, воспитатель

высшей квалификационной категории

г.Балашов, 2021г.

Содержание

  1. Аннотация………………………………………………………………….3
  2. Введение……………………………………………………………………4
  3. Основная часть………………………………………………………….....6
  4. Заключение…………………………………………………………..……..8
  5. Список литературы….………………………………………….…………9
  6. Приложение …………………………………………………………….....10

Аннотация

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие, снижение дорожно - транспортных происшествий с участием детей.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.

Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая о безопасности, нельзя. У дошкольников есть игрушки, книжки, театр, но у них нет и быть не может детского дорожного движения. Поэтому моделирование ситуаций на макете позволяет закрепить полученные теоретические знания по правилам дорожного движения.

Для этого на участке ДОУ организован специальный уголок безопасности движения (макет дороги) по изучению правил дорожного  движения, который оборудован макетами транспортных средств, средств регулирования, дорожно - сигнальными знаками. 

Игра с макетом является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. У детей повышается уровень любознательности. Во время игры с макетом у детей происходит расширение и закрепление знаний о правилах дорожного движения.

Игра – макет «Безопасная дорога»  рекомендована воспитателям и специалистам ДОУ, родителям воспитанников.

Введение

Актуальность

Актуальность данной темы связана с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставит их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Статистика свидетельствует о росте детского дорожно-транспортного травматизма.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и подготовить его к встрече с различными сложными, и порой опасными ситуациями на дороге, привить ребенку навыки правильного поведения на улице. Поэтому воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими правил дорожного движения – одна из актуальных задач ДОУ.

На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои характерные признаки. Так, дети старшего дошкольного возраста осваивают игры с игрушками – заменителями. Чтобы такая форма игры носила интересный характер, необходима платформа для её реализации. Такой основой  становится макет. Они могут быть использованы как в образовательной деятельности, так и в самостоятельной детской деятельности.  Очень удобно использовать макеты для индивидуальной работы с воспитанниками. Игры с использованием макета способствуют развитию интеллектуальных способностей,  внимания, мышления, общей и мелкой моторики, расширению кругозора и словарного запаса. Воспитанники способны играть по сюжету взрослого, придумывать свои сюжеты в игре, что свидетельствует о развитии воображения, памяти и творческого подхода.

В нашем детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах уделяется большое внимание. На территории детского сада нами создан макет  «Безопасная дорога», который посвящён проблемам безопасного поведения детей на улицах города.  

Наглядная форма подачи материала для детей является более эффективной. Объёмный макет по изучению ПДД позволяет сделать процесс обучения более наглядным и увлекательным.

Таким образом, макет «Безопасная дорога» - организует предметную среду для игры с мелкими игрушками, способствует развитию воображения и детского творчества, где воспитатель не принимает непосредственного участия в игре.

Новизна

 Педагогами накоплен достаточный методический материал, в котором представлена литература и игры по теме безопасности на дороге.  Мы стараемся строить совместную образовательную деятельность с детьми с учетом принципа интеграции, в соответствии с возрастными возможностями  и особенностями воспитанников. 

Цели и задачи разработки

Цель: Сформировать у детей основы безопасного поведения на улице, уточнить и систематизировать знания о правилах дорожного движения.

Задачи:

  • Расширять знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках;
  • Совершенствовать знания о правилах перехода через дорогу в различных ситуациях;
  • Вырабатывать у детей привычку правильного поведения на дороге;
  • Развивать у детей память, мышление, воображение;
  • Воспитывать желание самостоятельно пользоваться знаниями в повседневной жизни.

Условия применения

При использовании макета «Безопасная дорога»  задействованы многие направления деятельности: познавательная, игровая, совместная деятельность воспитанников и родителей.

Данную методическую разработку  можно использовать для обучения игровому моделированию, формированию безопасного поведения на дороге, развития мелкой моторики, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, любознательности.

Трудоемкость

Для реализации поставленной цели и задач особое внимание уделили  организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды на участке, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС: насыщенность, полифункциональность, доступность, безопасность.

Основная часть

Методическая разработка по ПДД  составлена согласно программным требованиям дошкольного учреждения и возрастным особенностям дошкольников. Практика показывает, что игровые ситуации на макете «Безопасная дорога»  по правилам дорожного движения способствуют  развитию у детей знаний об элементах дороги (тротуар, пешеходный переход, проезжая часть), о движении транспорта,  о проезжей части; также данная методическая разработка развивает знания о правилах дорожного движения, о движении велосипедов, о правилах передвижения пешеходов, закрепляет эти знания, вносит неоценимый вклад в развитие всесторонне развитой личности, ответственного гражданина и внимательного пешехода.

Формы работы с макетом: совместная деятельность, групповая, индивидуальная деятельность.

Возможные варианты игровых ситуаций на макете «Безопасная  дорога»:

Вариант № 1 «Мы пешеходы»

Чтобы на улице был порядок, все пешеходы должны соблюдать правила: идти спокойным шагом, придерживаясь правой стороны. Как вы думаете, можно ли  переходить улицу в неположенном месте?

Переходить можно только там, где это разрешено. А как узнать это место? Вот оно. Посмотрите, дети, это пешеходный переход. На асфальте белые полосы — «зебра». Она необходима пешеходам.

Посмотрите еще на одну подсказку. Это дорожный знак. Что на нем изображено? (человек идет по пешеходному переходу).

Этот знак нам указывает, что здесь можно  переходить дорогу. Вот мы подошли к «зебре». Можно ли сразу переходить?

Внимательно посмотрите на дорогу, не сходя с тротуара. Сначала налево. Если  транспорта нет, можно начинать переходить улицу . Идём быстро, не отвлекаясь на какие либо звуки, но не бегом. Посередине дороги остановись и посмотри направо. Продолжи движение, если нет транспорта.

В разные части суток бывает различный поток машин в городе. Поэтому для пешеходов и для транспорта придуман светофор. Какие сигналы светофора вы знаете? Что означает каждый из них?

С помощью фигурок пешеходов дети по заданию педагога разыгрывают различные дорожные ситуации.

Вариант 2. «Я - Водитель»

Цель: развивать знания детей о профессии водителя; формировать умение правильно вести себя на проезжей части с двусторонним движением.

Ход игры:

Воспитанники выполняют роль водителей. Машины движутся в различных направлениях. Каждый обязан соблюдать правила дорожного движения: не останавливаться в неположенных местах, реагировать на сигнал светофора, пропускать пешеходов.

Вариант 3. «Движемся по улицам города»

Цель: формировать умения детей переходить улицу в положенном месте на зелёный сигнал светофора.

Ход игры:

Часть детей выполняет роль пешеходов (у них в руках игрушка - человечек), другая часть ребят  - водители (у них машинки).

Люди движутся по тротуару в различных направлениях, машины передвигаются по проезжей части.

 На определённый сигнал светофора машины останавливаются, а люди переходят улицу в положенном месте. Воспитатель проверяет, правильно ли люди перешли через дорогу, пропустил ли их автомобиль, не нарушили ли правило пешеходы.

Вариант 4. «Мой друг – светофор»

Цель: формировать знания детей о светофоре для пешеходов и для автомобилей.

Ход игры:

Педагог уточняет у детей знания о сигналах светофора. На определенный сигнал двигаются пешеходы, на другой сигнал двигаются автомобили. Воспитатель проверяет правильность выполненного задания.

Вариант 5. Игра «Поставь дорожный знак»

Ход игры: взрослый рассказывает ребёнку о назначении знаков, а потом проверяет знания, показывая знаки – фигурки наугад или проведя викторину «Угадай, какой знак?». Можно также спрашивать ребёнка, какие знаки для пешеходов, а какие – для водителей.

Вариант 6. Куда едут машины?

Ход игры:

Дети берут машины и отправляются в путь за грузом или пассажирами. На

зеленый свет светофора (кружок в руках педагога) они двигаются, на красный  – дороги находятся грузы пассажиры). Тот, кто сделал правильный выбор, делает еще один круг, увозя груз на стройку, а пассажиров — в детский сад или на работу.

Вариант 7. «Мы юные автомобилисты».

Воспитатель, проверив знания детей правил дорожного движения, вручает каждому из них водительское удостоверение. Получив права автомобилиста, дети старших и подготовительных групп двигаются по игровой макету, соблюдая правила дорожного движения: придерживаться правостороннего движения, правильно реагировать на сигналы светофора.

Вариант 8. Игра – викторина «А что, если…»

Воспитатель предоставляет детям возможность поразмышлять, предлагая интересные игровые ситуации, например, дети должны ответить на вопрос и проиграть ситуацию : «Что будет, если:

- Исчезнет светофор?

- Исчезнут запрещающие знаки?

- Исчезнут  разрешающие знаки?

- Машины  начнут двигаться в различных  направлениях?

- Пешеходы  перестанут соблюдать правила дорожного движения?

                                                        Заключение

     Проведение совместной деятельности с детьми старшей группы  с использованием макета «Безопасная дорога»  показало, что воспитанники более эффективно закрепляют правила дорожного движения. В начале игры-путешествия проблемная ситуация вызвала эмоциональный отклик у ребят и желание узнать новое. Воссозданная реальная ситуация дорожного движения, авторские игры, мульти-медиа презентация, музыкальное сопровождение, все это очень привлекает и активизирует внимание детей, способствует практическому закреплению правил дорожного движения.

    Таким образом, в ходе совместной деятельности формировалось представление у детей о пешеходном переходе, дорожных знаках,  закреплялись знания правил дорожного движения на регулируемом пешеходном переходе, закреплялись знания о назначении и сигналах светофора, формировался практический навык движения по улицам с помощью макета.

    Наш опыт показал, что для эффективного изучения и закрепления с детьми ПДД необходимо создать такие условия, при которых воспитанники будут погружены в обстановку, приближенную к реальности. Макет «Безопасная дорога», а также использование современных методов и технологий дошкольного образования, позволяет достичь этой цели.

Список литературы:

  1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -М.: АСТ, 1998.
  2. Занятия по правилам дорожного движения /Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Занятия по правилам дорожного движения. – М.: ТЦ Сфера, 2009. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание игрового макета "Городок".

Во что играют наши дети....

Создание игрового макета "Городок".

Во что играют наши дети....

Изготовление макета "Вечный огонь" - приложение к проекту "Эти годы нам забыть нельзя"

    Изготовление макета «Вечный огонь»(«Труд», «Художественное творчество») Задачи:- сформировать представление у дошкольников об увековечивании памяти защитников Родины...

Макеты и их место в развивающем пространстве ДОО. Макет по патриотическому воспитанию

Данный материал позволяет определить место макетированию в развивающем пространстве ДОО. Акцент - на патриотическое воспитание дошкольников...

фото-отчет по смотру-конкурсу макетов «Лучший макет по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности» (пожарная безопасность, ПДД).

Целью данного конкурса являлось:Создание учебно-методических условий образовательной деятельности для совершенствования работы по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма, пожарной бе...

Макеты для детей своими руками. Роль макетов в экологическом воспитании дошкольников.

Предметно-развивающая среда группы требует постоянной модернизации и в детском саду был объявлен конкурс «Использование макетов в сюжетно-ролевой игре дошкольников». Поэтому было принято р...