Рабочая программа кружка «Краеведческая азбука»
методическая разработка (старшая группа)

Зайтуна Рашитовна Ласынова

Ребенок с первых лет жизни должен всем сердцем полюбить свой родной край, свою родину, свою этническую и национальную культуру, испытать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю.

Современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, города, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам.

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кружок краеведение32.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Берёзка»



Рабочая программа

Кружка «Краеведческая азбука»

в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении

детский «Берёзка»

для воспитанников 6 – 7 лет.


Направление: нравственно- патриотическое развитие

Срок реализации: 1 год (2020 -2021 уч. год)


Разработал воспитатель:

Ласынова З.Р.




г. Когалым 2020 год.

Содержание:

  1. Целевой раздел……………………………………………………..3
  1. Пояснительная записка……………………………………………..3
  2. Цели и задачи программы………………………………………….4
  3. Срок реализации программы……………………………………...4
  4. Принципы и подходы к формированию программы…………….5
  5. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей..5
  6. Список детей, посещающих кружок……………………………...7
  7. Планируемые результаты освоения Программы…………………8

2.Содержательный отдел………………………………………………10

2.1. Основное содержание работы………………………………………10

2.2.Формы, способы, методы и средства реализации программы…….10

2.3. Календарно-тематический план…………………………………….11

3.Организационный раздел……………………………………………21

3.1. Условия реализации программы……………………………………21

3.2 . Материально – техническое обеспечение программы…………...21

3.3. Список используемой литературы………………………………...22









1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Актуальность.

Ребенок с первых лет жизни должен всем сердцем полюбить свой родной край, свою родину, свою этническую и национальную культуру, испытать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю.

Современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, города, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам.

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края.

Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога, которую выделяют Г.Н.Осипова, Н.А.Рыжова, С.А.Козлова.

В связи с чем имеет огромное значение помощь ребенку в формировании первичных представлений о родном крае. В детском саду ознакомление с окружающим миром осуществляется через историко-культурные, национальные традиции, географические и климатические особенности региона.

В соответствии c федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание дошкольного образования включает задачу формирования первичных представлений детей о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях ее природы. Концепция развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагает включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Проблема интеграции национально-регионального компонента в образовательный процесс важна и актуальна.

Таким образом, актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена важностью формирования первичных представлений о социокультурных ценностях для социализации дошкольников, развития понимания и уважения других культур, воспитания этнотолерантности.

Цель – процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях родного края.

Задачи:

  1. На основе анализа теории и практики дошкольного образования раскрыть и охарактеризовать процесс формирования у детей представлений о социокультурных ценностях.
  2. Изучить уровень сформированности знаний о родном крае у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Разработать и внедрить проект в образовательный процесс дошкольного образования.
  4. Разработать консультации для родителей с целью повышения компетентности родителей в вопросах формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях родного края.

1.3. Срок реализации программы

Программа составлена для старшей группы 6-7 лет.

Продолжительность занятия в старшей группе – 30 минут;

1.4. Формы, способы, методы и средства реализации программы

                                              Совместная

деятельность

с педагогом

Самостоятельная

деятельность детей

Совместная деятельность

с семьей

Напоминание.

Объяснение.

Наблюдение.

Развивающие. Игры.

Игра-экспериментирование.

Проблемные ситуации.

Игровые упражнения.

Показ.

Наблюдение.

Беседа.

Занятия.

Игровые занятия.

Игровые упражнения.

Игры (дидактические, подвижные).

Тематическая прогулка.

Экскурсии.

Проектная деятельность.

Опыты.

Конкурсы.

КВН.

Продуктивная деятельность.

Проблемно-поисковые ситуации.

Чтение литературы.

Посещение библиотеки.

Игры (дидактические, развивающие, подвижные).

Игры-экспериментирования.

Наблюдение.

Опыты

Продуктивная деятельность.

Опрос.

Анкетирование.

Семинары-практикумы.

Консультации.

Музыкально-литературные вечера и досуги.

Коллекционирование

Беседа.

Совместная продуктивная деятельность.

Выставки.

Совместные экскурсии, прогулки в природу, походы.

Встречи с интересными людьми.

Совместная театрализованная деятельность.

Конкурсы.

1.5 Календарно-тематический план кружка «Краеведческая азбука»

Срок исполнения

Содержание работы в ДОУ

Сентябрь

Моя семья"

  1. Расширять знания детей о своей семье, учить рассказывать о своих родственниках.
  2. Продолжать учить делать простые умозаключения.
  3. Воспитывать любовь и уважение к самым близким людям.

Аппликация: «Дом, в котором я живу»

Рисование на тему "Моя семья".

Беседы на тему "Где мы отдыхали летом" (рассматривание фотографий).

Обсуждение ситуаций из жизни семьи.

Сюжетно-ролевая игра "Семья".

Октябрь

"Наша Родина – Россия»

  1. Формировать знания и представления о России, основной символике (флаг, герб).
  2. Ввести в активный словарь существительные: Родина, страна, президент, Россия, столица, государство, язык; прилагательные: богатая, любимая, огромная, единственная, прекрасная.
  3. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.
  4. Учить рассуждать, делать выводы.
  5. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Объяснение значения пословиц о Родине.

Рассматривание репродукций ,картин о родной природе

Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.

Рисование на тему "Моя Родина".

Пение русских народных песен, частушек, "калядок".

Рождественское развлечение.

Русские народные игры.

Ноябрь

Беседа с детьми «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края»

Изготовление альбома « Жилища народов ханты и манси»

Экскурсия  в этнографический  музей детского сада

Беседа: «Жилища ханты и манси»

Оформление альбома «Посуда»

Д/и «Что лишнее»

Подвижная игра «Хейро»

Экскурсия  в этнографический  музей города

Декабрь

Национальная одежда хантов.

Изготовление альбома «Национальная одежда народов ханты и манси»

Просмотр мультимедийной презентации «Хантыйский орнамент: её символика»

Народные игры  «Оленьи упряжки»

Рисование «Орнамент ханты и манси»

Отгадывание загадок о животном и растительном мире родного края

Оформление мини-музея в группе «Мой родной край»

НОД «В гости к хантам»

Д/и «Собери Ханта на охоту»

Разучивание стихотворения  

 «Хантыйские узоры»  

Чтение сказки «Гордый олень»

Январь

Аппликация «Украсим малицу»

С/р игра «В гости к Хантам»

П/игра «Болотная женщина»- продолжать знакомить детей с традиционными играми народов ханты и манси.

Дидактические игры «Угадай узор» «Одень куклу».

Чтение народной сказки «Почему совы на мышей охотятся»

Творческая мастерская «Украсим платок для куклы»

Февраль

Национальные народные игры хантов.

П/и  «Олени упряжки»;

П/и «Ловля оленей»;

П/и «Хейро»;

П/и «Каюр и собаки»;

Март

Праздники

"Международный женский день";

Праздники хантов

Вороний День;

День оленевода;

Апрель-

Май

Растительный и животный мир Югры

3.Организационный раздел

3.1. Условия реализации программы

- Создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка;

- учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;

- обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально- психологического и других компонентов; - динамичность работы;

- учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка; - объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания; совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры;

- становление высоконравственных, этических норм поведения. Реализация Программы в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в ходе НОД, в совместной (партнѐрской) деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей и предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром на базе деятельностного подхода и эмоционального восприятия. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, помогают разнообразные формы работы с дошкольниками.

3.2 . Материально – техническое обеспечение программы

Материально-технические условия реализации Программы соответствуют требованиям:

- определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

- определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;

- к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

- оснащённости помещений развивающей предметно-пространственной средой;

- к материально-техническому обеспечению программы: учебно-методический комплект, оборудование, оснащение.

3.3. Список используемой литературы

1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

2. Алешина Н.В.Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью, -М.2003.

3. Козлова С.А., «Я – человек». Программа приобщения ребенка к социальному миру.- М.2012.

4.«Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада» Т.С.Комарова. Москва 2012 г.

5. Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.

6. «С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

7. ВинокуроваВ.В., Сем.Ю.А. Сказки народов Севера. Л.: Просвещение, 1991.

8. Захарова, Л. М., Пурскалова, Ю. В. Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов мира [Электронный ресурс] / http://www.teoria-practica.ru




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Шахматная азбука" 2015 г.

Рабочая программа по кружковой работе «Шахматы» составлена для детей старших групп. Разработана на основе ФГОС ДО  (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утвержден...

Рабочая программа кружка «Дорожная азбука»

Многие программы по изучению ПДД дошкольниками рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Мы считаем, что   знакомить детей с Правилами дорожного движения, формировать у них навыки правил...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Финансовая азбука»

Актуальность:Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. ...

Рабочая программа кружка "Дорожная азбука"

Программа «Дорожная азбука», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.            ...

Рабочая программа кружка ЮИД «Азбука дорожной безопасности»

Программа «Азбука дорожной безопасности» разработана для работы с детьми 5-6 лет с целью формирования навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. На занятиях дети углубляют представ...