Методика обучения детей пению в детском саду (основные певческие навыки: звукообразование, дыхание, дикция, интонация, ансамбль)
методическая разработка

Дети любят петь. С помощью каких средств музыкальному руководителю научить ребёнка петь правильно, познать язык музыкальной речи и пользоваться им в исполнительской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9.metodika_obucheniya_d._peniyu.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

«Методика обучения детей пению в детском саду (основные певческие навыки: звукообразование, дыхание, дикция, интонация, ансамбль)»

      Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению.  Детский голос хрупок и раним, голосовые связки короткие и тонкие. Диапозон его невелик. Работа по развитию певческих навыков у детей будет результативной, если учитывать эти особенности детского голоса. 

         Как научить ребёнка выразительному искреннему исполнению понятных и интересных ему несложных песен?  Через овладение детьми певческими навыками : звукообразованием, дыханием, дикцией, чистотой интонирования, пению ансамблем.

        Остановлюсь на каждом из этих певческих навыков более подробно.             Звукообразование. Это способ извлечения звука. Звукообразование может быть протяжным, напевным, отрывистым. Дошкольникам свойственно отрывистое звукообразование, поэтому, начиная с самой младшей группы, учу детей тянуть звуки, протягивать концы музыкальных фраз. Применяю  упражнение «Передай звук». Регулярно поём русские народные песни и попевки, так как для них характерно преобладание гласных звуков, способствующих большей протяженности звучания. Например, русская народная песня «Петушок».  Развитию протяжного звукообразования помогает исполнение песен, написанных в умеренном и медленном темпах. Детям свойственно произносить слова говорком. Поэтому с ними делаю упражнения по протяжному пропеванию гласных и четкому произношению согласных звуков. Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким.  Тогда дети поют без крика и напряжения.

           Дикция. Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков с правильной их артикуляцией, при четком и внятном произнесении слов и фраз. В свою очередь ясное произнесение слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука. Дикция является средством донесения текстового содержания до слушателей и одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа.  Работа над дикцией связана со всей работой по развитию речи в детском саду. Слова состоят из сочетания гласных и согласных звуков. При произношении слов в пении особое значение имеет звучание гласных (а, о, у, э, и, ы) - протяженность пропевания их является основой пения. Но для ясности дикции надо следить также и за четким произношением согласных. Если в пении согласные произносятся вяло и недостаточно ясно, то пение становится невыразительным, недоходчивым. Провожу работу в следующем направлении: пропеваем фрагменты текста в быстром темпе, обращаю внимание, кто четче проговаривает слова, произносим текст беззвучно или очень тихо. Условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Поэтому провожу беседы по содержанию новых песен, объясняю значение незнакомых слов. Очень полезны скороговорки, чистоговорки. В прошедшем году я  и воспитатель средней группы регулярно проводили такую работу и лёд тронулся. Это особый вид работы, тренировка очень тонких артикуляционных мышц. 

              Дыхание. В пении большое значение имеет дыхание. От правильного дыхания зависит: чистота интонации, правильная фразировка, выразительность исполнения, слитность звучания. При обучении детей пению не объясняю им всю сложность дыхания, а показываю наглядно, как надо дышать в процессе исполнения. Контролирую, чтобы дети при вдохе не поднимали плеч, чтобы он был бесшумным, спокойным. Подвожу их к медленному выдоху, умению брать дыхание в зависимости от строения фразы песни, предложения.  Слежу за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не посередине слова. Чтобы помочь детям научиться брать дыхание, на первых порах выбираю песни с короткими музыкальными фразами. В старших и подготовительной к школе группах часто использую пение песен по фразам (цепочкой). Использую дыхательные упражнения с атрибутами («Птичка», «Тучка», «Свечка»). Учу воспитанников соблюдать певческую установку, правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания.

Чистота вокальной интонации. Это интонационно точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации зависит от степени развитости музыкального слуха и от объема слуховых представлений. Для достижения чистой интонации огромное значение имеет правильное дыхание, умение сосредоточиться на мелодии, различать и воспроизводить голосом звуки разной высоты. Провожу голосовые игры по методу В. Емельянова. Дети,   играя, учатся владеть голосом. Например, ниточка (звук «у»), звёздочки и совы, волна.

В каждой возрастной группе встречаются дети, поющие фальшиво. Причины этого различны: у одних - не в порядке голосовой аппарат, другие - плохо слышат после перенесенных инфекционных заболеваний, третьи - застенчивы, четвертые - не обладают устойчивым вниманием. Часто у детей бывает слабо развит музыкальный слух, голос (маленький диапазон). Некоторым детям мешают нарушения в артикуляционном аппарате, неумении извлечь звук.

Для достижения чистоты интонации :

♦ выбираю песни, удобные по диапазону для данной группы детей; с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание;

♦ даю детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей;

♦ систематически повторяю с детьми разученные песни и при этом пою их без инструментального сопровождения;

♦ предлагаю петь детям не только всем вместе, но и небольшими подгруппами и по одному, тогда дети лучше слышат себя и друг друга;

♦ вырабатываю у детей умение себя слушать, осознавать качество своего исполнения;

♦ фальшиво поющим детям уделяю особое внимание;  размещаю на музыкальных занятиях так, чтобы они сидели ближе к музыкальному руководителю, лучше слышали его исполнение, наблюдали за его артикуляцией, слышали чисто поющих детей, сидящих сзади (в работе с такими детьми  отмечаю каждое достижение);

♦ транспонирую  мелодию попевок в ту тональность, в которой детям удобно петь, и постепенно, по полутонам, довожу ее до нужного уровня.

Ансамбль. Стройное, чистое, согласованное пение в унисон закладывает основы ансамбля - целостности, слитности звучания. В пении хором необходимо приучать детей слушать себя и других и сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Это достигается добросовестным и кропотливым разучиванием песни, слушанием хорошо поющих детей, вниманием педагога к тому, чтобы дети одновременно по его знаку вступали, выдерживали общий темп, вместе начинали и заканчивали пение фраз.

Большое влияние на стройность и согласованность пения оказывает объединяющее детей настроение. Чувство ансамбля вырабатывается постепенно. Уже на занятиях с малышами обучаю детей таким умениям: петь, не отставая, и не опережая друг друга, не выкрикивать отдельных слов песни.

Для того, чтобы научить детей стройному согласованному пению, перед началом пения концентрирую внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, подаю знак - взмах рукой или кивок головой, чтобы дети начали петь одновременно, тотчас же после сыгранного вступления. Если такого вступления нет, то проигрываю начало песни (запев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню. Предварительно дети анализируют состав песни.

Bсe певческие навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, чувство ансамбля) тесно связаны между собой. Работу над ними веду одновременно с выделением какого-либо одного навыка. Выразительное пение это еще и положительное эмоционально-оценочное отношение к музыке и к певческой деятельности, проявляющееся в эмоциональной отзывчивости, осознанности, искренности и непосредственности исполнения.

Список использованной литературы:

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981;
  2. Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь. – М.: Просвещение, 1986;
  3. М.Ю. Картушина Вокально-хоровая работа в детском саду - М.: Издательство «Скрипторий 2003» 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения детей пению в детском саду

Методика обучения детей пению в детском саду...

Игровая методика обучения детей пению

Обучение дошкольников  пению. в игровой форме...

Методика обучения детей пению в детском саду.

Пение-основное средство музыкального воспитания.Оно наиболее близко и доступно детям.Ребята любят петь,исполняя песни они глубоко воспринимают музыку,активно выражают свои переживания и чувства....

Методика обучения детей пению в детском саду.

Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Ребята любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чу...

Игровая методика обучения детей пению как условие развития музыкальных способностей дошкольников.

В данном материале представлены игровые методики обучения детей пению, игры и упражнения для развития речевого дыхания и диапазона детей дошкольного возраста. ...

Современные подходы к обучению детей пению в детском саду

Современные подходы к обучению детей пению в дошкольном образовательном учреждении. Консультация для родителей и педагогов.      Известно, что хоровое пение является пока...

Применение игровой методики обучения детей пению О. В. Кацер на музыкальных занятиях у старших дошкольников.

Данная методика строится на 3 этапах (речевой этап, последовательное обучение пению и адаптация песни к повседневной жизни), включает в себя приложение:  игра – приветствие; несколько ...