"Свойства воды"
опыты и эксперименты (младшая группа)

Живодерова Юлия Германовна

 «Изучение удивительных свойств воды с детьми раннего возраста».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_vody.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     Живодерова  Юлия  Германовна,

                                                          воспитатель МБДОУ Полевского городского округа

                                                                                                                      «Детский сад №40»

                                                                           

           «Изучение удивительных свойств воды с детьми раннего возраста».

На современном этапе государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька общего образования, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…»  (ФГОС 1.6)

Малыши очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

 Дети  с удовольствием обследуют предметы. При выборе метода ознакомления детей раннего возраста с окружающим миром я остановилась на опытно-экспериментальной деятельности. Изучаемые предметы дети должны не только наблюдать, но и подвергать их воздействиям, видоизменяя, выделять в них новые свойства и качества. Знания о том или ином предмете, ребенок должен получать не как голый факт, а как результат, приобретенный в процессе поисков и размышлений.

Китайская пословица гласит:

Расскажи - и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму

Дети по своей натуре, любознательные, любопытные исследователи, открывающие для себя этот мир. Очень важно направлять и поддерживать этот интерес, чтобы помочь развитию ключевых компетенций. Опытно-исследовательская деятельность очень помогает это делать, ведь знания, полученные в процессе такой работы, гораздо лучше откладываются в долговременную память детей, да и сама деятельность более мотивирована и эмоционально окрашена. То, что ребенок «пропустил через свои руки», запоминается более надежно. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию окружающего мира, развивает мыслительные операции, анализ, классификацию, обобщение; стимулирует познавательную активность и любознательность.

Мною была поставлена цель образовательной деятельности : формировать у детей представления о свойствах воды.

Я поставила задачи:

  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; развивать доброжелательное отношение друг к другу, организованность;
  • развивать речь детей, обогащать словарный запас;
  • обогатить представления детей о разнообразных свойствах воды;
  • На протяжении всего детского экспериментирования стимулировала детей  на использование исследовательских и поисковых действий.

   Поделюсь своим опытом работы в этой области. В группе был создан центр экспериментирования  «Маша и медведь»,  в который вошли образцы песка, лейки, губки, коктейльные трубочки,  стаканы,  ведерки,  воронки,  формочки,  бутылочки и подушечки с разным наполнителем  (бумага, разные крупы, камушки, ракушки), природный материал.

В играх с водой мы исследовали, что вода жидкая, ее можно переливать из одного сосуда в другой и  вода принимает форму сосуда;

Переливали сквозь сито, воронки, переносили губкой .

 «Вода холодная и горячая»Эксперимент

Цель: Обучение детей определять температуру веществ и предметов.

Задачи: Развивать тактильные ощущения.

Наполнить ведёрки  горячей ,тёплой и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Опустите пальчики в воду, почувствуйте, какая вода? (теплая); а какой вода еще бывает?  У меня есть ведёрки с водой, опустите ручки в него и потрогайте воду. Что вы чувствуете? (Дети опускают руки в ведёрки  и трогают воду, определяя, что в одном ведёрке -холодная вода, а в другом -  горячая, в третьем -тёплая)

Вывод: вода бывает разной температуры – теплая, приятная для рук, холодная и горячая.

«Разноцветная вода» Эксперимент

Цель: Учить детей менять цвет воды.

Задачи: Развивать внимание, наблюдательность.

Окрашивание воды не менее интересное занятие для детей раннего возраста. Сначала дети учатся окрашивать водичку при помощи гуаши и кисточки. Затем я предлагаю другой способ : наливаю в бутылочки прозрачную водичку, предлагаю детям закрыть их крышками и потрясти . Вот уже прозрачная вода становиться цветной. Ребята рассматривают с большим удивлением цвет воды в своей бутылочке и у других детей.

Вывод: вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворятся окрашивающие вещества.

Эксперимент "Тонет - не тонет".

Цель: Знакомство детей с весом предметов.

Задачи: Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать их по весу.

Любимый опыт детей «Тонет — не тонет». В осенний период с детьми на прогулке опускаем в лужи листики , камешки, шишки. Дети осваивают такие понятия, как лёгкий и тяжёлый. В группе опускаем в ёмкость с водой различные предметы: камешки, мячик, шишки,  пробки, машинки, ложки. Дети рассматривают предметы и я подвожу их к выводу, что лёгкие предметы не тонут, а тяжёлые - тонут. Дети получили представление о тонущих и плавающих предметах (легкие остаются на воде, тяжелые тонут).

Эксперимент"Бумажные червячки"

Провожу очень интересный эксперимент с бумажными червячками. Делаю  из бумажных салфеток  червячков. Дети поливают из маленькой ложечки водичкой  червяка и он начинает расти и извиваться. Этот процесс у детей вызывает большой восторг.

Эксперимент «Удивительные картинки»

Эксперимент с бумажными салфетками .На внешней стороне рисую фрагмент рисунка ,а внутри салфетки весь рисунок. Дети опускают салфетку в воду и он полностью проявляется. Дети в восторге!

 По утверждению психологов детские игры  с  водой являются весьма полезными, потому что вода выступают в роли психотерапевтического релаксанта, а также способны забирать от человека часть негативной энергии. Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста воспитывает любознательность и стремление к получению знаний. Проводя опыты с доступными предметами и материалами, воспитанники развивают мелкую моторику рук, восприятие различных органов чувств, память.

Таким образом, благодаря  внедрению современной образовательной  технологии экспериментирования  способствовало  успешному  результату:

  • дети проявляют интерес к окружающим предметам и явлениям;
  • у них развита познавательная активность, доброжелательное отношение друг к другу, организованность, инициативность;
  • они осмысливают задания, точно выполняют их с небольшой помощью взрослого;
  • дети имеют представления о свойствах воды;
  • дети стали более любознательными, активными расширился их словарный запас;
  • дети используют исследовательские и поисковые действия.

Эффективность экспериментальной деятельности не возможна без взаимодействия с семьей.

Консультации «Экспериментальная деятельность в детском саду», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» способствовали повышению информационного опыта у родителей. А применение современных технологий (показ презентации «Детское экспериментирование», буклет «Юные исследователи») способствовало возникновению интереса к исследовательским действиям в домашних условиях.

Родители активно взаимодействуют, и в настоящее время происходит обмен информацией по электронной почте, для создания фотоальбома «Мир открытий». Я предложила родителям картотеки игр-опытов для домашнего экспериментирования, в качестве обратной связи получаю фотографии о проведенной экспериментальной деятельности в домашних условиях.  Прослеживается желание к дальнейшему взаимодействию.

Подводя итог своей работы, я пришла к выводу о том, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и, направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности, обогащаем представления детей об окружающем в процессе опытно-экспериментальной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...

Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...

Совместная деятельность родителей и детей: «Водичка, водичка…» (свойства воды) Средняя группа

Совместная деятельность родителей и детей: «Водичка, водичка…» (свойства воды) Средняя группа Опыт с водой №1Цель: Показать значение воды для всего живого.Формировать представление о некоторых с...