Главные вкладки

    Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
    план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

    Дементьева Галина Васильевна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx54.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия в подготовительной  группе на тему «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

    Автор: воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида «Лада», города Черноголовка, Московской области, Ногинского района Дементьева Галина Васильевна.

    Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

    Программное содержание:

    • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
    • Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;
    • Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
    • Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
    • Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества
    • Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
    • Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

    Предварительная работа: 

    • Беседа с детьми о значении воды
    • Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»
    • Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой
    • Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
    • Чтение сказки «Путешествие Капельки»
    • Проведение отдельных опытов с водой (см. папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»
    • Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
    • Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
    • Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»
    • Знакомство с круговоротом воды в природе.

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    I часть: Вводная (информационно-познавательная)

    Загадка:

    На ноге стоит одной
    Крутит, вертит головой
    Нам показывает страны,
    Реки, горы, океаны. 
    (глобус )

    - А что такое глобус?

                                                   (Глобус - это  модель Земли.)

    - А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)

    - Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

    - А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус?(Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны...)

    - Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (показать на глобусе)

    - Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

    (Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки , озёра )

    - Если на карту Земли посмотреть,

    Земли на Земле всего одна треть.
    Но странный вопрос возникает тогда,
    Планета должна называться вода ?

    - Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?

    - Почему? (Дети объясняют)

    - А что вы знаете о воде? Какая она?

    - Кому нужна вода?

    - Зачем вода нужна растениям?

    - А как они её получают?

    - Почему животные не могут жить без воды?

    - Ребята, а людям нужна вода?

                                                           (Дети объясняют, делают выводы)

    Звучит запись журчания ручейка

    (Чтение стихотворения о ВОДЕ)

    Вы слыхали о воде?
    Говорят она везде!
    В луже, в море, в океане
    И в водопроводном кране.

    Как сосулька замерзает,
    В лес туманом заползает,
    На плите у нас кипит,
    Паром чайника шипит.

    Без неё нам не умыться,
    Не наесться, не напиться.
    Смею вам я доложить,
    Без неё нам не прожить!

    - Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.

    - А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?

    - Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)

    - А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

    - А как вода поступает в реку?

    - Ребята, что такое круговорот воды в природе(Объяснения детей)

    Схемы воды, камня, песка

    - Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

    Физкультминутка

    К речке быстрой мы спустились,

    (шагаем на месте)

    Наклонились и умылись.

    (наклоны вперед, руки на поясе)

    Раз, два, три, четыре,

    (хлопаем в ладоши)

    Вот как славно освежились.

    (встряхиваем руками)

    Делать так руками нужно:

    Вместе – раз, это брасс.

    (круги двумя руками вперед)

    Одной, другой – это кроль.

    (круги руками вперед поочередно)

    Все, как один, плывем как дельфин.

    (прыжки на месте)

    Вышли на берег крутой

    (шагаем на месте)

    И отправились домой.

    II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

    - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

    - Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

    - Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

            - Приступим к нашему исследованию.

            Опыт 1. Какой формы вода? 

            На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

            

            Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

            Опыт 2. Какого цвета вода? 

            Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

            

            Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. 

            Опыт 3. Вода – растворитель. 

            А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

            Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

    Воспитатель: Мы знаем, что вода состоит из мелких капелек, хотя они и соединены друг с другом, но не очень крепко, поэтому вода растекается. Вода – жидкое вещество, и это можно изобразить такой схемой:

    Но вода бывает не только в жидком состоянии.

    Посмотрите, что это? (Воспитатель показывает термос) (Это термос)

    Как вы думаете, почему из термоса появляется пар7 (Вы вскипятили воду и налили в термос, в термосе находится кипяток, горячая вода)

    Воспитатель накрывает термос стеклом. Поднимает стекло.

    Воспитатель: Из термоса выделяется пар, а на стекле мы видим капельки воды, так как получилось? (ответы детей) Что стало с паром, во что он превратился? (пар превратился в воду) Значит пар – это тоже вода.

    Воспитатель: Сильно нагретая вода при высокой температуре превращается в пар (выставляет карточку). А пар, остывая, превращается в воду. В природе пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков. Назовите, какие бывают осадки? (дождь, снег, гроза, роса ит.д.)

    Воспитатель: В паре расстояние между частичками больше. Чем в воде, они быстрее двигаются, «разлетаются». Такое состояние вещества называют газообразным. Газообразное состояние можно изобразить так:

    А теперь, уважаемые коллеги, продолжим исследование.

    Предлагаю выйти к столу Сашу. Он покажет и расскажет нам о своём исследовании. Как говорит народная мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!»

    • Саша, с чем ты будешь проводить опыт?
    • Для опыта я подготовила кубики льда.
    • Вам нужна помощь? ( Саша предлагает выйти одному ребёнку, надеть перчатки и взять в руки кубик льда, а сама берёт кубик льда в голые руки)
    • Как вы думаете, у кого из нас лёд растает быстрее? Верно, лёд быстрее растает у меня, потому что он соприкасается с теплом моих рук.
    • Во что превратился лёд? Лёд превратился в воду.
    • Ваня, а почему у тебя лёд тает медленно?
    • У меня на руках перчатки.

    Саша: Перчатки разъединяют тепло рук и холод льда.

    Воспитатель: Исследователь Саша, мне интересно, как же вы получили лёд?

    Саша: Я налила воду в формочку и поставила в холодильник. При низкой, холодной температуре вода замерзла и превратилось в твердое вещество – лёд.

    Воспитатель: Спасибо вам за проделанную работу.

    Воспитатель: В каком ещё состоянии, кроме жидкого и газообразного может находиться вода? (Вода может находиться в твёрдом состоянии)

    Воспитатель: В твердом веществе капельки расположены очень плотно друг к другу и двигаются медленно. Твердое вещество можно изобразить так:

     

    Таким образом, вода может находиться в трех состояниях: жидком, газообразном и твердом.

    Я вам предлагаю поиграть в игру «Капельки»

    Игра «Капельки»

    Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные.

    Дети хаотично ходят по кругу.

    Воспитатель: Но вот капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек.

    Дети разбиваются на пары и берутся за руки. Пары двигаются друг за другом.

    Воспитатель: А теперь ручеек течет и впадает в море.

    Дети берутся за руки и образуют большой круг.

    Воспитатель: Наш круг может менять форму, как и вода.

    Круг из детей вытягивается в овал.

    Воспитатель: А теперь, представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что произойдет? (Вода будет нагреваться)

    Воспитатель: Итак, каждый из вас – капелька воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже невозможно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, Жара заставляет вас активнее двигаться. Каждый из вас стал частичкой пара.

    Дети бегают по группе.

    Воспитатель: Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела форму, как частички льда. Мы с вами – частички воды, но каждый раз мы соединялись по-разному.

    Вывод:

    1. В парообразном состоянии связей между частичками нет, и каждая движется сама по себе.
    2. В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие, эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет четкой формы.
    3. Вода в твердом состоянии – лед. В твердом состоянии частички воды прочно связаны друг с другом.

    Воспитатель: Уважаемые коллеги. Сегодня мы провели исследования. Мне хочется узнать:

    • Витя, что больше всего тебе понравилось? Что мы можем определить, только посмотрев на раствор?
    • Состояние, цвет, форму, прозрачность.
    • Никита, что было полезным для тебя? Какое пожелание ты хотел бы сказать своим коллегам – исследователям?

    Дети читают стихотворение:

    О ,Земля, муравейник людской,

    Дом родной без конца и без края,

    Ты нас кормишь и поишь водой,

    Как тебя не беречь, дорогая?

    - Сохраним моря и воздух,

    Недра, лес и тишину!

    - Развеем над нею и тучи, и дым,

    В обиду её никому не дадим!

    - Украсим всю Землю садами, цветами,

    Такая планета нужна нам с вами!

    - Дорогие ребята, мне сегодня было приятно снова побывать с вами в нашей лаборатории и проводить исследования! Молодцы! Спасибо!

     

    Итог занятия.

    Выводы.

    Дети читают стихи.

    О земля, муравейник людской,
    Дом родной без конца и без края.
    Ты нас кормишь и поишь водой,
    Как тебя не беречь, дорогая?

    - Сохраним моря и воздух,
    Недра, лес и тишину,

    - Развеем над нею и тучи, и дым,
    В обиду её никому не дадим!

    - Украсим всю Землю садами, цветами,
    Такая планета нужна нам с вами!

     

    Начало формы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

    - Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

    НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

    Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...

    Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

    Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе.Тема: « Вода. Круговорот воды  в природе. Свойства вод...

    Открытый показ НОД для родителей по познавательному развитию подготовительной к школе группы №10 на тему: «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

    Цель. Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.Задачи. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить...

    Конспект занятия по окружающему миру. Тема: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ».

    Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания д...