Конспект по познавательному развитию на тему: «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды.» в старшей группе
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Царева Настасья Сергеевна

Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды, формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №34 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект по познавательному развитию

на тему: «Вода. Круговорот воды в природе.

Свойства воды.»

в старшей группе

                                                                               

Подготовила:

Воспитатель Царева Н.С.

                                                                                       

Санкт-Петербург

2021г.

Образовательные задачи:

-        Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

-        Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

-Активизировать словарь детей: Модель глобуса, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества

Развивающие задачи:

-Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;

-Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;

-Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;

Воспитательные задачи:

-Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

-Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

Виды деятельности:

Игровая.

Коммуникативная.

Восприятие художественной литературы

Двигательная: передвижение по группе, физминутка.

Познавательно- исследовательская (опыты, эксперименты)

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование:

Магнитная доска, кубик, шарик, баночки узкая и широкая, один стакан с молоком другой с водой, сахар, соль, мятные капли, травяной настой. Пустые стаканчики. Стаканчики для пробы на каждого ребенка по одному.

Сахар, соль, мятные капли, травяной настой, вода ( на каждого ребенка)

Предварительная работа:

Беседа с детьми о значении воды.

Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»

 Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой.

Чтение сказки «Капитошка» (Путешествие воды).

Чтение сказки «Путешествие Капельки».

Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий). Познавательная игра «Где, какая вода бывает?».

 Знакомство с круговоротом воды в природе.

Ход НОД:

Вводная часть  

В.- Здравствуйте, ребята. Отгадайте, пожалуйста загадку:

 На ноге стоит одной

 Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

 Реки, горы, океаны.

Что этотакое?

(глобус)

В. - А что такое глобус?

(Глобус- это модель Земли.)

В.- А как вы понимаете - модель Земли?

(дети высказывают, объясняют)

В.- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

В.- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус?

Д.- Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны...

В.- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки.

(показать на глобусе).

В.- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета? (Ответы детей).

В.- Синий цвет- это вода: моря, океаны, рек, озёра).

Если на карту Земли посмотреть, Земли на Земле всего одна треть. Но странный вопрос возникает тогда,

Планета должна называться вода? (Автор Владимир Кулагин). - Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения, если да, то почему?

(Дети объясняют).

В.- А что вы знаете о воде? Какая она? (Ответы детей). В.- Кому нужна вода? (Ответы детей).

В.- Зачем вода нужна растениям? (Ответы детей). В.- А как они её получают? (Ответы детей).

 В.- Почему животные не могут жить без воды? (Ответы детей).

В.- Ребята, а людям нужна вода? (Ответы детей). (Дети объясняют, делают выводы).

(Чтение стихотворения о воде)    (Автор Леонид Замятин).

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить!

В.- Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.

В.- А вы знаете, что на нашей планете Земля, очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? (Ответы детей).

В.- Что вы можете о ней сказать? (Ответы детей).

В.- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду невозможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин - это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)

В.- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

В.- А как вода поступает в реку? (Ответы детей).

- Ребята, что такое круговорот воды в природе?

(Объяснения детей).

В.- Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака,

тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом - дождя, зимой - снега. Так происходит круговорот воды в природе.

Физкультминутка: «Юные пловцы»

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе - раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой - это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

   Основная часть:

В,- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

В.- Давайте сегодня мы с вами превратимся в учёных и будем проводить опыты по исследованию воды и её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

В.-Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите сюда, вот здесь будет наша лаборатория это лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.

В.- Приступим к нашему исследованию.

Опыт 1: Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой.

Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода

жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

В. Показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет

формы (вывешивает на магнитную доску)

Опыт 2: Какого цвета вода?

Возьмем два стакана - один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод: Через воду рисунок виден, а через молоко –не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунём её в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через неё на картинку. Рисунок не виден.

Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды, и вывешиваем его на доску).

Опыт 3: Вода - растворитель.

А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому - соль. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая.

Вывод: Своего вкуса у воды нет.

В. - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко размяться и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Динамическая пауза:

«Небольшая разминка».

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.

(Повороты в разные стороны).

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова.

(Вращение головой вправо и влево).

Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять.

 (Приседания).

 Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.

(Ходьба на месте).

От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

В. - Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

Опыт   4. Вода не имеет собственного запаха.

В. Предлагает детям определить, есть ли у воды запах? (Ответы детей).

Затем предложить размешать б воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

Вывод:  растворяясь в воде различные вещества меняют у воды: Цвет, вкус, запах.

(Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску).

 Заключительная часть:

В.- Скажите, мне пожалуйста, чем мы сегодня занимались, что нового узнали о воде и его свойствах? (Ответы детей).

Выяснить понравилось ли им наша деятельность и что понравилось больше всего.

В. - Мне тоже понравилось, как вы увлеченно работали. Молодцы! И спасибо вам за активную и заинтересованную работу.

Рефлексия:

Аудиозапись «Разные природные звуковые эффекты (звуки)». (Слышится шум прибоя, шум дождя, звук ручейка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе.Тема: « Вода. Круговорот воды  в природе. Свойства вод...

Конспект занятия по окружающему миру. Тема: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ».

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания д...