Главные вкладки

    Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
    опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему

    Векшина Светлана Николаевна

    Конспект предлагается для закрепления знаний у детей о свойствах воды. Знакомство с круговоротом в природе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya.docx130.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ-  технологий.

    Тема: « Вода. Круговорот воды  в природе. Свойства воды».

    Программное содержание:                   

     Образовательные задачи:

    - Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

    Развивающие задачи:

    - Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

    -Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;

    -Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;

    -Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;

    -Активизировать  словарь  детей: круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества

    Воспитательные задачи:

    -Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

    -Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

    Методы приема:

    -Словесные: Объяснение , напоминание, уточнение, оценка  деятельности детей, указание, беседа, вопросы, художественное слово.

    -Наглядные: алгоритмы символизирующие (у воды нет формы, свойства воды, вода-растворитель , способность воды отражать предметы.

    -Практические: Индивидуально-дифференцированный подход( в процессе опыта).

    -Динамические  паузы: «раз, два, три, четыре», «веселая разминка».

    - Игровые:

    Материалы и оборудование для воспитателя:

    -Кубик, шарик, баночки узкая и широкая, один стакан с молоком другой с водой, сахар, соль, мука ,масло, мятные капли, травяной настой. Пустые стаканчики.

    Материалы и оборудование для детей:

    -стаканчики для пробы на каждого ребенка по одному.

    Интеграция образовательных областей:

    -«Здоровье»: Динамические паузы «раз, два, три, четыре» и  «веселая разминка».

    Познание»: свойства воды, проведение опытов.

    Предварительная работа:

    -Беседа с детьми о значении воды.

    -Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ».

    -Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой.

    -Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».

    -Чтение сказки «Путешествие Капельки».

    -Проведение отдельных опытов с водой ( папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»).

    -Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий).

    -Познавательная игра «Где, какая вода бывает?».

    -Знакомство с круговоротом воды в природе.

    ХОД НОД:

    I часть: Вводная (информационно-познавательная).

    Загадка:

    В.- На ноге стоит одной

    Крутит, вертит головой

    Нам показывает страны,

    Реки, горы, океаны. (Глобус )

                                                         

        В. - А что такое глобус?                                                                            

     (Глобус - это  модель Земли.)

    В.- А как вы понимаете – модель Земли?

     (дети высказывают, объясняют)

    В.- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

    В.- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус?

     Д.- Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны…

    В.- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки.

     (показать на глобусе).

    В.- Ребята, а почему на глобусе  очень много синего цвета?

     (Ответы детей).

    В.- Синий цвет – это вода: моря, океаны, рек, озёра ).

       Если на карту Земли посмотреть,

    Земли на Земле всего одна треть.

    Но странный вопрос возникает тогда,

    Планета должна называться вода? (Автор Владимир Кулагин).

    - Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения, если да ,то

     почему?

     (Дети объясняют).

    В.- А что вы знаете о воде? Какая она? (Ответы детей).

    В.- Кому нужна вода? (Ответы детей).

    В.- Зачем вода нужна растениям? (Ответы детей).

    В.- А как они её получают? (Ответы детей).

    В.- Почему животные не могут жить без воды? (Ответы детей).

    В.- Ребята, а людям нужна вода? (Ответы детей).

      (Дети объясняют, делают выводы).

    Чтение стихотворения о ВОДЕ:

    ( Автор Леонид Замятин).

         Вы слыхали о воде?

    Говорят она везде!

    В луже, в море, в океане

    И в водопроводном кране.

         Как сосулька замерзает,

    В лес туманом заползает,

    На плите у нас кипит

    Паром чайника шипит.

           Без неё нам не умыться,

    Не наесться, не напиться.

    Смею вам я доложить,

    Без неё нам не прожить!


    В.- Ребята, для жизни человека, вода имеет очень важное значение.

    В.- А вы знаете, что на нашей планете Земля, очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? (Ответы детей).

    В.- Что вы можете о ней сказать? (Ответы детей).

    В.- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин - это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)

    В.- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

    В.- А как вода поступает в реку?(Ответы детей).

    - Ребята, что такое круговорот воды в природе?

     (Объяснения детей).

    В.- Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.      

                         C:\Users\Марина\Documents\Новая папка\330026694634_1277530754_voda.jpg

    Динамическая пауза :

     «Юные пловцы ».

    К речке быстрой мы спустились,

    (шагаем на месте)

    Наклонились и умылись.

    (наклоны вперед, руки на поясе)

    Раз, два, три, четыре,

    (хлопаем в ладоши)

    Вот как славно освежились.

    (встряхиваем руками)

    Делать так руками нужно:

    Вместе – раз, это брасс.

    (круги двумя руками вперед)

    Одной, другой – это кроль.

    (круги руками вперед поочередно)

    Все, как один, плывем как дельфин.

    (прыжки на месте)

    Вышли на берег крутой

    (шагаем на месте)

    И отправились домой.

             II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная):

    В.- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

    В.- Давайте сегодня мы с вами превратимся в учёных и будем проводить опыты по исследованию воды и её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

    В.- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите сюда , вот здесь будет наша лаборатория это лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.

    В.- Приступим к нашему исследованию.

     Опыт 1: Какой формы вода?

            На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой.

    Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

    Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода

    жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

    В. Показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы (  вывешивает на магнитную доску).

                                 

    Опыт 2: Какого цвета вода?

        Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

      Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Используя при этом  алгоритм , символизирующий это свойство воды и вывешиваем его на доску).

     Опыт 3: Вода – растворитель.

    А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

      Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задании

    В. - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко размяться и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

    Динамическая пауза:

     «Небольшая разминка».

    Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

    Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны).

    Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

    Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево).

    Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания).

    Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте).

    От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

     В. - Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

    В. Обращает  внимание детей на стакан, где растворяли муку.

    В. - Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

     Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

                             

     Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

     В. Предлагает детям определить, есть ли у воды запах? (Ответы детей).

    Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

     Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.

                                   

       Опыт 5. Способность воды отражать предметы.

    В. - Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой).

    В. - Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

    В. - А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

    В.- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

      Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

    Рефлексия:

    В.- Скажите, мне, пожалуйста ,чем мы  сегодня занимались, что нового узнали о воде и его свойствах?(Ответы детей).

     Выяснить понравилось ли им наша  деятельность и что понравилось больше всего.

    В. - Мне тоже понравилось, как вы увлеченно работали. Молодцы! И спасибо вам за активную и заинтересованную работу.

    Слышится шум прибоя, шум дождя, звук ручейка: Аудиозапись «Разные природные звуковые эффекты (звуки)».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной и организационной деятельности познание: развитие речи в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: "...не забудь, ты родился в России...". ."

    Тема:"...не забудь, ты родился в России".-активизация и актуализация словаря по теме «Наша Родина – Россия»;-совершенствование навыков словообразования;-совершенствование грамматического строя речи.ра...

    Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

    - Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

    Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

    Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе.Тема: « Вода. Круговорот воды  в природе. Свойства вод...

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ к конспекту организованной образовательной деятельности с использованием технологии исследовательской деятельности "Весенние гости" во второй младшей группе

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ  к конспекту организованной образовательной деятельности с использованием технологии исследовательской деятельности "Весенние гости" во второй младшей группе...