Конспект образовательной деятельности с использованием опытно - исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ - технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Дарьина Ольга Леонидовна

Конспект образовательной деятельности  с использованием опытно- исследовательской технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности с использованием

опытно - исследовательской технологии в подготовительной

группе с использованием ИКТ -  технологий.

Тема:  « Вода. Круговорот воды  в   природе. Свойства воды».

 Цель: Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

 Задачи:

Образовательные задачи:

- совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Развивающие задачи:

- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

-уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;

-развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;

-обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;

-активизировать  словарь  детей: модель глобуса , суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества

Воспитательные задачи:

-формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

-воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

Методы  и приёмы:

Словесные: объяснение, напоминание, уточнение, оценка  деятельности детей, указание, беседа, вопросы, художественное слово.

Наглядные: глобус, алгоритмы: у воды нет формы, свойства воды, вода-растворитель, способность воды отражать предметы.

Практические: индивидуально-дифференцированный подход  (в процессе опыта). Динамические  паузы: «раз, два, три, четыре», «веселая разминка».

Материалы и оборудование для воспитателя:

-Кубик, шарик, баночки узкая и широкая, один стакан с молоком другой с водой, сахар, соль, аскорбиновая кислота, мука , масло, мятные капли, травяной настой. Пустые стаканчики.

- «использование технических средств»:  аудио запись «разнообразные звуки воды» из серии «Разные природные эффекты (звуки)»

 Материалы и оборудование для детей:

-стаканчики для пробы на каждого ребенка по одному.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,      речевое,  социально-коммуникативное,   физическое.

Технические средства: аудио запись «разнообразные звуки воды» из серии «Разные природные эффекты (звуки)», интерактивная доска.

 Предварительная работа:

-Беседа с детьми о значении воды.

-Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ».

-Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А. Рыжовой.

-Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».

-Чтение сказки «Путешествие Капельки».

-Проведение отдельных опытов с водой (папки «Опыты в картинках» и «Картотека опытов»).

-Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий).

-Познавательная игра «Где, какая вода бывает?».

-Знакомство с круговоротом воды в природе.

Структура  ОД:

Структура образовательной деятельности

Время

(мин.)

  1.

Создание мотивации для деятельности.

         1

   2.

Информационно-познавательная часть.

        2

   3.

Л. Замятин «Стихотворение о воде».

Беседа о воде (наводящие вопросы, детский опыт и знания детей).

         2

   4.

Динамическая пауза «Юные  пловцы».

        2

  5.

Практическая часть (опытно - экспериментальная).

Подготовка.

        1

  6.

Опыт №1: «Определить есть ли форма у воды. Прозрачность воды».

        3

  7.

Опыт №2: « Есть ли у воды вкус?».

        2

   8.

Опыт №3: «Имеет ли чистая вода запах?».

        2

    9.

Опыт №4: «Вода-растворитель?»  

        2

  10.

Опыт №5: «Очистка воды».

        2

  11.

Опыт №6: «Лёд-твёрдое состояние воды».

Опыт№7: «Пар-это тоже вода»                                                

        2

12.

Игра « Хорошо-плохо»

Опыт№8: « Отражение предметов"

      2

ХОД ОД:

 Дети стоят на ковре,  игра «Общение».

  Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.   Дети садятся.

I часть: Вводная  часть.

Воспитатель: Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте ее.

 На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (Глобус)

  Воспитатель: Что такое глобус?                                                                            

 (Глобус - это  модель Земли.)

Воспитатель: А как вы понимаете – модель Земли?

 (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус?

(Ответы детей)

Воспитатель: Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки.

 (Показ на глобусе).

В.- Ребята, а почему на глобусе  очень много синего цвета?

 (Ответы детей).

В.- Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра.

( СЛАЙД  «Вода вокруг нас»)

В.- Кому нужна вода? Зачем вода нужна растениям?  А как они её получают?

Почему животные не могут жить без воды? Ребята, а людям нужна вода?

  (Дети объясняют, делают выводы).

 Воспитатель: Как человек использует воду? (Ответы детей)  

(СЛАЙД «Как человек использует воду»)

Чтение стихотворения о ВОДЕ:

( Автор Леонид Замятин).

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

 Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит

Паром чайника шипит.

 Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить!

Воспитатель: Ребята, для жизни человека, вода имеет огромное значение.  На нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку.  Нужна вода пресная. Что значит, пресная вода? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин - это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)

Воспитатель: А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

Воспитатель: А как вода поступает в реку? (Ответы детей).

 Воспитатель:  Это связано с  круговоротом  воды в природе.

(Ответы детей)

(Таблица «Круговорот воды в природе»).

 Воспитатель: Ребята , давайте рассмотрим эту таблицу.

Дети: Когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.      

 Динамическая пауза  «Юные пловцы ».

К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль. (Круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (Шагаем на месте)

И отправились домой.

         II часть: практическая (опытно-экспериментальная):

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

Воспитатель: Сегодня мы с вами превратимся в учёных и будем проводить опыты по исследованию воды и её свойств. Для этого нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите сюда, это лабораторные столы, они готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.  

( СЛАЙД « СВОЙСТВА ВОДЫ»)

Воспитатель:  Приступим к нашему исследованию.

 Опыт 1. Вода жидкая, прозрачная. Какой формы вода?

  1.  На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы. А имеет ли форму вода? (Ответы детей). Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, а в ямках собираются. Итак, вода не имеет формы.  

  1. Возьмем  стакан  с водой. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (Ответы детей)

  Вывод: через воду рисунок виден. Значит, вода - прозрачная. Воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден.

Вывод: вода -  прозрачная жидкость.

Опыт 2: Есть ли у воды вкус?

Дети пробуют на вкус воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.  Вода – растворитель.

Вывод: своего вкуса у воды нет.

Опыт 3. Вода не имеет собственного запаха.

 Воспитатель: Есть ли у чистой воды запах? (Ответы детей). Размешайте в воде травяной настой или мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (Ответы детей).

 Вывод: растворяясь в воде, различные вещества меняют у воды запах.

Опыт 4. Вода растворяет и не растворяет вещества.

Воспитатель:  Теперь попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло.   (Дети  выполняют это задание). Воспитатель обращает  внимание детей на стакан, где растворяли муку.

Воспитатель:  Что же мы видим? (Ответы детей). Мука не растворилась полностью, осадок опустился на дно стакана. И масло не растворяется, оно плавает на поверхности.  

Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.  

 Опыт 5. «Очистка воды».

Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем новый опыт. Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему? (Ответы детей).

Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. Что нужно сделать, чтобы она стала чистой? (Ответы детей)

Воспитатель: Это можно сделать только с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает, как сделать фильтр, установить его в баночку).

Воспитатель: Давайте проверим, как работает наш фильтр. Я осторожно, понемногу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром. Аккуратно убираю фильтр.  Посмотрите на воду. Какая она стала?

(Ответы детей)

Воспитатель: Куда же делось масло?

(Ответы детей)

Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. С фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.

Опыт 6. «Лёд – твёрдая вода».

 Воспитатель: Отгадайте загадку: «Водичка вода, а как камень тверда». Что это? (Ответы детей)

   Воспитатель: Правильно, вы уже знаете, что вода бывает жидкой. А сейчас определите, может ли она быть твёрдой. У вас на тарелочках кубики льда. Возьмите лёд в руки и скажите, какой он на ощупь?  Что происходит со льдом в ладошках? Почему? (Ответы детей).

   Воспитатель: Молодцы, вот вы и определили, что лёд – это тоже вода в твердом виде.

Опыт 7. «Вода – пар»

   Воспитатель: На столе стоит термос водой. Смотрите внимательно - я открываю крышку, что вы видите? (Ответы детей). Почему идет пар?

    Воспитатель: Правильно, а сейчас я подношу к этому пару зеркальце, что на нём образовалось?  (Ответы детей)

Вывод: Вода, нагреваясь, превращается в пар, а при охлаждении, пар превращается в капельки воды, что мы и увидели на зеркальце. Значит пар – это тоже вода.  

 Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо - плохо». Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода - это хорошо. Почему?». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода - это плохо. Почему?»

1 команда: «Вода это хорошо. Почему?».

Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

2 команда: «Вода - это плохо. Почему?»

Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.

 Опыт 8. «Отражение  предметов».

Воспитатель: Подойдите к столу, на нем стоит таз с водой. Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Ответы детей)  Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Ответы детей)

  Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Рефлексия.

Воспитатель: Скажите, чем мы  сегодня занимались? Что нового узнали о воде и ее свойствах? Понравилась ли вам наша  деятельность и что понравилось больше всего? (Ответы детей).

Воспитатель: Мне понравилось, как вы увлеченно работали. Молодцы!  Спасибо вам за активную и заинтересованную работу.

(Слышится шум прибоя, шум дождя, звук ручейка. Аудиозапись «Разные природные звуковые эффекты (звуки)»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе.Тема: « Вода. Круговорот воды  в природе. Свойства вод...

Проектирование непосредственной образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий для подготовительной группы

Возросшие требования к технологичности образовательного процесса обусловлены острой потребностью в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современной цели педагогическо...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, аппликация в младшей группе с использованием игровой технологии Тема: « Шапочка для куклы»

Конспект НОД по художественно эстетическому развитию на темуАппликация «Шапочка для куклы» Цель:  Обучение детей работе с клеем, кисточкой, развитие творческих способностей, фант...