Открытый показ НОД для родителей по познавательному развитию подготовительной к школе группы №10 на тему: «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Наталья Владимировна Постульгина

 

Цель. Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи.

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;

Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;

Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;

Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

Воспитывать аккуратность в работе; умение работать сообща.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit._sobranie.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано                                                           Утверждаю

Старший воспитатель                                            Заведующий

МБДОУ «Детский сад №6»                                  МБДОУ «Детский сад №6»                                    

_________ В. В. Вертепова                                   ___________ Г. Н. Кирияк

                           

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию

 подготовительной к школе группы №10

на тему: «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

                                                                     Воспитатели: Н. В. Постульгина

                                                                                               К. И. Шилова

2015 г.

Тема: «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

Цель. Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи.

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;

Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;

Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;

Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

Воспитывать аккуратность в работе; умение работать сообща.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие.

Материал и оборудование: глобус, плакат «Круговорот воды в природе»; узкие и широкие баночки, баночки с водой и молоком, картинки. Мука, подсолнечное масло, сахар, соль, аскорбиновая кислота, мятные капли.

Развивающая среда. 1. Игровая зона. 2. Учебная зона.

Словарная работа: модель, глобус, круговорот воды, лаборатория. Предварительная работа. Беседа с детьми о значении воды. Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой. Дидактическая игра «Кому нужна вода». Познавательная игра «Где, какая вода бывает?» Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь». Знакомство с круговоротом воды в природе.

Методы. Наглядный, словесный, практический.

Приёмы. Опыт, игры, средства ТСО, художественное слово, поощрение, похвала.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

I часть: Вводная (информационно-познавательная).

Загадка:   На ноге стоит одной.
                           Крутит, вертит головой.
                           Нам показывает страны,
                           Реки, горы, океаны.

 - А что такое глобус?

                                               

- А как вы понимаете – модель Земли?

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус?

- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки (показать на глобусе).

- Ребята, а почему на глобусе много синего цвета?

- Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода?

- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?

- Почему?

- А что вы знаете о воде? Какая она?

- Кому нужна вода?

- Зачем вода нужна растениям?

- А как они её получают?

- Почему животные не могут жить без воды?

- Ребята, а людям нужна вода?

Звучит запись журчания ручейка

(Чтение стихотворения о ВОДЕ)

Вы слыхали о воде?                  
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!

- Ребята, для жизни человека вода имеет большое значение. На нашей планете Земля много воды, но не вся она пригодна.  Растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная?

- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин - это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему?

- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

- А как вода поступает в реку?

- Ребята, что такое круговорот воды в природе?

- Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

Дети отгадывают (Глобус).

Дети отвечают (Глобус - это  модель Земли).

Дети высказывают, объясняют.

Дети отвечают (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны).

Дети отвечают (Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра).

Дети объясняют, делают выводы.

Дети отвечают (пресная вода - это вода без солей).

Дети объясняют.

Дети отвечают.

Объяснения детей.

Дети выполняют физкультминутку.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.

- Приступим к нашему исследованию.

        Опыт 1. Какой формы вода? 

        На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы. А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.         

        Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску).

        Опыт 2. Какого цвета вода? 

        Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?         

        Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что вода прозрачная жидкость, и вывешивает на магнитную доску)

        Опыт 3. Вода – растворитель. 

        А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

        

Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

Физкультурная минутка

        - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр.

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.
(Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова.
(Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять.
(Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.
(Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

        - Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.        Воспитатель обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку. 

        - Что же мы видим? Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности. Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

        Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

        Предложить детям определить, есть ли у воды запах.  

Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

        Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.

Дети отвечают. (Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

Дети рассаживаются по два человека за один стол.

Дети отвечают, проводят опыт, делают вывод.

Дети отвечают, проводят опыт, делают вывод.

Дети отвечают, проводят опыт, делают вывод.

Дети располагаются на ковре в произвольном порядке и выполняют физкультминутку.

Дети занимают свои места за столами.

Дети отвечают, делают вывод.

Дети отвечают (Нет).

Проводят опыт, делают вывод.

Итог НОД.

- О чём мы сегодня, ребята, говорили?

- Чем занимались? И чему научились?

- Что вам больше всего понравилось?

Выводы.

О, земля, муравейник людской,
Дом родной без конца и без края.
Ты нас кормишь и поишь водой,
Как тебя не беречь, дорогая?

- Сохраним моря и воздух,
Недра, лес и тишину,

- Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим!

- Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами!

Дети отвечают, делают выводы.

Дети читают стихи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды."

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ».

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды....